РП АООП (ОУ) по речи и алльтернативной коммуникации 7 класс на 2023-2024 уч.год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации разработана в соответствии ООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на
основе нормативных документов:
1. Федеральной адаптированной основной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
3.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной
коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
1. Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
2. Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
3. Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребѐнка. Понимание слов,
обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный
словарный материал в коммуникативных ситуациях.
4. Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение
напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
5. Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
6. Учить узнавать графический образ буквы.

2. Общая характеристика учебного предмета, с учѐтом особенностей его освоения обучающимися
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу
артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в
сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования
форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями
интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с
ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо
невозможно.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе,
осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием
технологий по альтернативной коммуникации.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 7
классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП могут включать:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов,
обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать
усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями,
воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий
путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.

5. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие
речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".

Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание
зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом,
предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием
жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих
желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение
согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие
(прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ
о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание
(различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,

игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он,
мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление)
простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса,
педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление)
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).
Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию
текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся
класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества

предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы
на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии
сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших,
планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с
напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание
букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.
Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
1.
2.

3.
4
5

Тема
«Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздниксентября!»
«Миновало лето, осень наступила». Работа с
предметнымикартинками (узнавание,
называние).
Беседа на темы «Утро школьника», «Режим дня
школьника».
Узнавание и различение пройденных графем
(букв).
Обводка, штриховка, печатание букв.

Количество часов
1
1

1
2

Характеристика основных видов учебной деятельности
Использование по назначениюучебных материалов.Умение
выполнять инструкции.
Развитие внимания, настойчивости, умения преодолевать
трудности, воспитание ответственности заначатое дело.
Развитие любознательности привыполнении заданий
проблемного и эвристического характера.
Развитие умения выполнять задание в течение определенного
периода времени.

6
7

Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

8

Различение заданного звука в словах:
выделение слова,начинающегося с
заданного звука.
«Школьные принадлежности»: названия,
предназначение.Работа над понятием
«слово».

1

9

10.

11

12.
13.
14.

15.

16.
17.

1

Понятие предложение. Повторение за
1
учителем предложений с правильным
интонированием с опорой насюжетные
картинки.
Слушаем сказки. В. Сутеев «Под
1
грибом». Работа над содержанием
произведения.
«Овощи». «Фрукты». Работа с предметными
1
картинками (узнавание, называние).
С.Михалков «Овощи». Работа
1
над содержаниемстихотворения.
Звук и буква «Ш», «ш». Выделение звука,
1
знакомство сбуквой. Обводка, штриховка,
печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «Ш».
1
Чтение буквы.Копирование с образца
буквы.
Слоги открытые: ша, шо, шу. Слоги закрытые: аш, 1
уш, ош.
«Осень поздняя несет первый снег и первый
1
лед». Беседа попредметным картинкам.

Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.
Развитие умения выполнять задание в течение определенного
периода времени.
Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.
Использование по назначениюучебных материалов.Умение
выполнять инструкции.
Развитие любознательности привыполнении заданий
проблемного и эвристическогохарактера.
Развитие внимания, настойчивости, умения преодолевать
трудности, воспитание ответственности заначатое дело.
Использование по назначениюучебных материалов.
Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

Развитие внимания, настойчивости, умения
преодолевать трудности, воспитание
ответственности заначатое дело.

18.

19.

20.

21.

22.
23.

24.

25.
26
27

28

29
30
31
32

Звук и буква «Л», «л». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «л».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

1

1

1

Беседа на тему «В лесу». Слова, начинающиеся со 1
звука «л».
Чтение буквы. Копирование с образца буквы.
Слушаем сказки. «Три медведя». Работа по
1
содержаниюсказки. Пересказ.
Чтение по букварю. Узнавание и
1
различение образовпройденных графем
(букв).
«В ледяной карете мчится зимушка-зима!»
1
Работа спредметными картинками (узнавание,
называние).
С.Михалков «Снег кружится, снег
2
ложится…» Работа надсодержанием
стихотворения.
Звук и буква «Н», «н». Выделение звука,
1
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «н».
1
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.
2
«Дикие животные». Работа с предметными
картинками (узнавание, называние).

Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

2

Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.
Умение выполнять действия пообразцу и по
подражанию.Умение выполнять инструкции.
Развитие любознательности привыполнении заданий
проблемного и эвристического характера.
Развитие умения выполнять задание в течение определенного
периода времени.
Развитие внимания, настойчивости, умения преодолевать
трудности, воспитание ответственности заначатое дело.
Использование по назначениюучебных материалов.
Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.
Развитие внимания, настойчивости, умения преодолевать
трудности, воспитание ответственности заначатое дело.

Узнавание и различение пройденных графем
(букв).
Обводка, штриховка, печатание букв.
Составление рассказа по сюжетной картинке.

2

Умение выполнять действия пообразцу и по
подражанию.Умение выполнять инструкции.

2

Развитие умения выполнять задание в течение определенного
периода времени.

А.Барто. «Дело было в январе…» Работа над
содержаниемстихотворения.
«Пришла зима веселая с коньками и
салазками». Беседа посюжетным картинкам о
зимних забавах детей.
Звук и буква «Р», «р». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «р».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.

2

Развитие любознательности привыполнении заданий
проблемного и эвристического характера.
Использование по назначениюучебных материалов.

43
44

Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

45
46

Чтение по букварю. Узнавание и
различение образовпройденных графем
(букв).
Слушаем сказки. «Заюшкина избушка». Работа по
содержанию сказки.
«Домашние животные». Работа с предметными
картинками
(узнавание, называние).
Звук и буква «ы». Выделение звука,
знакомство с буквой.Обводка, штриховка,
печатание буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

3334.
35
36
37
38.
39

40

41
42

47
48
49
50
5152.
53.
54

1

1

Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

2

2
2

Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.
Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.
Развитие любознательности привыполнении заданий
проблемного и эвристического характера.
Развитие внимания, настойчивости, умения
преодолевать трудности,

2

Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.

2

Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

5556.
57
58.
59
60.
61
62.
63
64.

Узнавание и различение образов графем
(букв). Обводка,штриховка, печатание букв
(слов).
Звук и буква «К», «к». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.

2

2

Слова, начинающиеся со звука «к».
2
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
«Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло
2
весною». Работас предметными картинками.
Ф. Тютчев «Зима недаром злится, прошла ее
2
пора…» Работанад содержанием стихотворения.

65
66

Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

67
68

И.Токмакова «К нам весна шагает
быстрыми шагами».Заучивание
стихотворения.
Звук и буква «П», «п». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «п».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

69
70
71
72
73
74
75

Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

2

Развитие внимания, настойчивости, умения
преодолевать трудности,
Использование по назначениюучебных материалов.
Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.
Использование по назначениюучебных материалов.
Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

2

3

Развитие внимания, настойчивости, умения
преодолевать трудности, воспитание
ответственности заначатое дело.

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Чтение по букварю. Узнавание и
различение образовпройденных графем
(букв).

6

Развитие умения выполнять задание в течение определенного
периода времени.

«Птицы». Работа с предметными картинками
(узнавание,
называние).
Звук и буква «Т», «т». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «т».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

3

Развитие внимания, настойчивости, умения преодолевать
трудности, воспитание ответственности заначатое дело.

3

Умение выполнять действия пообразцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

Составление и написание слов: «муха», «шар»,
«сыр», «ухо»,
«усы», «сам», «кот».
94
«Насекомые». Работа с предметными картинками
95
(узнавание, называние).
96- Узнавание и различение образов графем
97
(букв). Обводка,штриховка, печатание букв
(слов).
98
«Я рисую лето, а какого цвета?» Работа с
99
предметнымикартинками (узнавание,
называние).
100. Чтение В.Сутеев Кто сказал «Мяу»?
92
93

101
102

Повторение изученного за год.

2

2

2

2
2

Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.
Развитие умения выполнять задание в течение определенного
периода времени.
Развитие внимания, настойчивости, умения преодолевать
трудности, воспитание ответственности заначатое дело.
Развитие умения выполнять задание в течение определенного
периода времени.

2

Развитие внимания, настойчивости, умения преодолевать
трудности, воспитание ответственности заначатое дело.

1

Развитие любознательности привыполнении заданий
проблемного и эвристического характера.

2

Умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому всоответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия.

Итого :102ч.

















7.Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Демонстрационные карточки "Овощи"
Демонстрационные карточки "Фрукты"
Демонстрационные карточки "Одежда"
Демонстрационные карточки "Обувь"
Демонстрационные карточки "Домашние животные"
Демонстрационные карточки "Дикие животные"
Демонстрационные карточки "Посуда"
Демонстрационные карточки "Продукты питания"
Демонстрационные карточки "Транспорт"
Мозаика крупная и мелкая
Магнитная доска
Наборы для рисования (фломастеры, бумага, краски)
Сюжетные картинки различной тематики для развития речи
Книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок» (русская
народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;
Настольно-печатные игры







Цифровые образовательные ресурсы:
educont.ru цифровой образовательный контент
https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»
Сборник компьютерных игр «Несерьѐзные уроки», обучающих навыкам чтения и счѐта «Учим буквы и цифры».
http://all.edu.ru - Все образование Интернета
http://Iobraz.ru – Образование.

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно тематическое планирование по "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс
№
1.
2.

3.
4
5
6
7
8

9

Тема

Количество часов

Дата план

«Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздниксентября!»
«Миновало лето, осень наступила». Работа с
предметнымикартинками (узнавание,
называние).
Беседа на темы «Утро школьника», «Режим дня
школьника».
Узнавание и различение пройденных графем
(букв).
Обводка, штриховка, печатание букв.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

1

4.09

1

5.09

Различение заданного звука в словах:
выделение слова,начинающегося с
заданного звука.
«Школьные принадлежности»: названия,
предназначение.Работа над понятием
«слово».

1

7.09

2

11.09
12.09

2
1

14.09
18.09
19.09

1

21.09

Дата факт

10.

11

12.
13.
14.

15.

16.
17.
18.

19.

20.

21.

Понятие предложение. Повторение за
учителем предложений с правильным
интонированием с опорой насюжетные
картинки.
Слушаем сказки. В. Сутеев «Под
грибом». Работа над содержанием
произведения.
«Овощи». «Фрукты». Работа с предметными
картинками (узнавание, называние).
С.Михалков «Овощи». Работа
над содержаниемстихотворения.
Звук и буква «Ш», «ш». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка, штриховка,
печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «Ш».
Чтение буквы.Копирование с образца
буквы.
Слоги открытые: ша, шо, шу. Слоги закрытые: аш,
уш, ош.
«Осень поздняя несет первый снег и первый
лед». Беседа попредметным картинкам.
Звук и буква «Л», «л». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «л».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

1

Беседа на тему «В лесу». Слова, начинающиеся со
звука «л».

1

25.09

26.09

1

28.09

1

2.10

1

3.10

1

5.10

1

9.10

1

10.10

1

12.10

1

16.10

1

17.10

1

19.10

22.
23.

24.

25.
26
27

28

29
30
31
32
3334.
35
36
37
38.
39

Чтение буквы. Копирование с образца буквы.
Слушаем сказки. «Три медведя». Работа по
содержаниюсказки. Пересказ.
Чтение по букварю. Узнавание и
различение образовпройденных графем
(букв).
«В ледяной карете мчится зимушка-зима!»
Работа спредметными картинками (узнавание,
называние).
С.Михалков «Снег кружится, снег
ложится…» Работа надсодержанием
стихотворения.
Звук и буква «Н», «н». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «н».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

1

23.10

1

24.10

1

26.10

2

7.11
9.11

1

13.11

1

14.11

2

16.11
20.11

«Дикие животные». Работа с предметными
картинками (узнавание, называние).
Узнавание и различение пройденных графем
(букв).
Обводка, штриховка, печатание букв.
Составление рассказа по сюжетной картинке.

2

А.Барто. «Дело было в январе…» Работа над
содержаниемстихотворения.
«Пришла зима веселая с коньками и
салазками». Беседа посюжетным картинкам о
зимних забавах детей.

2

2

2

1

21.11
23.11
27.11
28.11
30.11
4.12
5.12
7.12
11.12

Звук и буква «Р», «р». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «р».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.

1

2

14.12
18.12

43
44

Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

19.12
21.12

45
46

Чтение по букварю. Узнавание и
различение образовпройденных графем
(букв).
Слушаем сказки. «Заюшкина избушка». Работа по
содержанию сказки.
«Домашние животные». Работа с предметными
картинками
(узнавание, называние).
Звук и буква «ы». Выделение звука,
знакомство с буквой.Обводка, штриховка,
печатание буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

25.12
26.12

2

28.12
9.01
11.01
15.01

40

41
42

47
48
49
50
5152.
53.
54
5556.
57
58.
59
60.

2

12.12

2

16.01
18.01

2

22.01
23.01

Узнавание и различение образов графем
(букв). Обводка,штриховка, печатание букв
(слов).
Звук и буква «К», «к». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.

2

25.01
29.01

2

30.01
1.02

Слова, начинающиеся со звука «к».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.

2

5.02
6.02

61
62.
63
64.

«Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло
весною». Работас предметными картинками.
Ф. Тютчев «Зима недаром злится, прошла ее
пора…» Работанад содержанием стихотворения.

2

65
66
67
68

Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

И.Токмакова «К нам весна шагает
быстрыми шагами».Заучивание
стихотворения.
Звук и буква «П», «п». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «п».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2

Чтение по букварю. Узнавание и
различение образовпройденных графем
(букв).

6

«Птицы». Работа с предметными картинками
(узнавание,
называние).
Звук и буква «Т», «т». Выделение звука,
знакомство сбуквой. Обводка,
штриховка, печатание буквы.

3

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

2

8.02
12.02
13.02
15.02
19.02
20.02
22.02
26.02

2

27.02
29.02

2

4.03
5.03

3

7.03
11.03
12.03
14.03
18.03
19.03
21.03
1.04
2.04
4.04
8.04
9.04
11.04
15.04
16.04

3

88
89
90
91

Слова, начинающиеся со звука «т».
Чтение буквы.Копирование с
образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

Составление и написание слов: «муха», «шар»,
«сыр», «ухо»,
«усы», «сам», «кот».
94
«Насекомые». Работа с предметными картинками
95
(узнавание, называние).
96
Узнавание и различение образов графем
97
(букв). Обводка,штриховка, печатание букв
(слов).
98
«Я рисую лето, а какого цвета?» Работа с
99
предметнымикартинками (узнавание,
называние).
100. Чтение В.Сутеев Кто сказал «Мяу»?
92
93

101
102

Повторение изученного за год.
Итого :102ч.

2

18.04
22.04

2

23.04
25.04

2

27.04
2.05

2

6.05
7.05
9.05
13.05

2

2

14.05
16.05

1

20.05

2

21.05
23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».