РП АООП (ОУ) по окружающему социальному миру 7 класс 2023-2024 уч. год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему социальному миру разработана в соответствии ООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
3.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в
нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети
с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в
жизнь общества.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом,
двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт",
"Страна", "Традиции и обычаи".

2. Общая характеристика учебного предмета, с учѐтом особенностей его освоения обучающимися
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, ее культуре,
истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок
учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая

представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях:
избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной
организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе
необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно
сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине,
поведение в опасной ситуации. Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир" является основой формирования
представлений, умений и навыков по предметам "Изобразительная деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком
в ходе работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать
стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в
местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам
поведения.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные
и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в образовательной организации, во дворе, в городе), действий, правил
поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную
жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
обучающихся доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым
оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит обучающимся (в частности, не передвигающимся
самостоятельно обучающимся) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях,
предоставляющих услуги населению.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета Окружающий социальный мир в 7 классе
отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1) Представления о мире, созданном руками человека. интерес к объектам, созданным человеком; представления о доме, образовательной
организации, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте; умение
соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей: представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося ("учитель", "повар", "врач",

"водитель"); представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях; опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; умение соблюдать правила поведения на уроках
и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу обучающегося.
3) Развитие межличностных и групповых отношений: представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках; умение находить друзей
на основе личных симпатий; умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать,
проявлять внимание; умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности; умение
организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: представление о праздниках, праздничных
мероприятиях, их содержании, участие в них; использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности; умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:
представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства; представления об обязанностях
обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина.
6) Представление о стране проживания Россия: представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте
проживания; представление о государственной символике (флаг, герб, гимн); представление о значимых исторических событиях и
выдающихся людях России.

5.Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Окружающий социальный мир" представлено следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты
питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и
обычаи".
Раздел "Квартира, дом, двор".
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный
(многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме
(чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во
время движения лифта. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым
человеком, не залезать на чердак, не трогать провода. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком,
кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната,

санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер
дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание
(различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место
для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и
поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз,
сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет,
электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение)
вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные
насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные),
электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио,
видеотехники и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства
(сотовый телефон, планшет, видеоплеер). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом):
включение, использование (связь, игра), выключение.
Раздел "Продукты питания".
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с
напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по внешнему виду, на
вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных
продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица),
сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения
мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая,
соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со
способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и
мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления)
(макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил
хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек,
свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки
(приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье,
пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Раздел "Предметы быта".

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер,
электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).
Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание (различение) предметов
посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначения предметов посуды.
Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначения
кухонного инвентаря.
Узнавание (различение) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов
интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки,
циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Раздел "Школа".
Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание назначения помещений образовательной организации.
Нахождение помещений образовательной организации. Знание профессий людей, работающих в образовательной организации. Соотнесение
работника образовательной организации с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения
участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории образовательной организации. Узнавание
(различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене
коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание
способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел "Предметы и материалы, изготовленные человеком".
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная
бумага, картон), по фактуре (глянцевая, бархатная). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание
свойств дерева (прочность, твердость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка,
деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки).

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность,
непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки). Знание
свойств металла (прочность, твердость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла,
кастрюля). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное белье, обивка мебели). Узнавание
(различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (легкость, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры).
Раздел "Населенный пункт".
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки. Узнавание
(различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса,
больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный,
драматический), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон,
работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения
в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических
средств организации дорожного движения (дорожный знак ("Пешеходный переход"), разметка ("зебра"), светофор). Знание (соблюдение)
правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города
(например, Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник героям).
Раздел "Транспорт".
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание
(различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения
воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного
транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание
(различение) космического аппарата. Знание назначения космического аппарата. Узнавание (различение) составных частей космического
аппарата. Знание (называние) профессий людей, работающих в космической отрасли. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание
(различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение)
специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание
профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из
автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета).
Раздел "Страна".

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание
Президента Российской Федерации (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание
(узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи). Знание достопримечательностей городов России. Знание
прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт,
свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.
Раздел "Традиции, обычаи".
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов различных религий. Знание
нравственных традиций, принятых в различных религиях.

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
1

Наименование раздела
программы и тем урока
День знаний.

Кол-во
часов
1

2

Школьная форма

1

3
4

Организация своего
рабочего 1
места
Школьные принадлежности
1

5

Правила поведенияна уроке

1

6

Правила поведенияв школе

1

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Экскурсии по школе, рассматривание фотографий школьных помещений,
картинок.
Показ школьной формы, узнавание и различение школьной формы: белая рубашка,
пиджак, ,брюки, туфли. Игра: «Найди школьную форму»
Показ правильного рабочего места, порядок на рабочем месте; Загадки про школу;
Складывание канцтоваров в пенал
Беседа о школьных (учебных) принадлежностях, их предназначении (школьная
доска, парта, мел, ранец, ручка, карандаш, фломастер, краски, пенал). Ролевая игра
«Помоги другу собраться в школу».
Беседа: «Правила поведения науроке»;
Просмотр презентации: « Правилаповедения на уроке»;
Записывание правил поведения науроке в тетрадь
Беседа, «Правила поведения в школе», знакомство с расписанием уроков.
Записывание правил поведения вшколе в тетрадь

7

Режим дня в школе

1

8

Дружеские отношения

1

9

Мои одноклассники

1

10

Профессии людей вшколе

1

11

Покров день

1

Дом

1

13 Квартира

1

14 Помещения дома.

1

12

Беседа по теме. Ответы на вопросы.
Работа с иллюстрациями «Режим дня». Называние дней недели по порядку.
Повторение учебных предметов. Тренировка использования предлогов в, во.
Игра «Собери портфель по расписанию».
Отгадывание загадок.
Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок. Игровое занятие «Летние
забавы», проведение ярмарки.
(скакалки, мяч надувной, пляжный, резиночка для летних игр).
Выход с друзьями на пикник.
Рассказ по фото об однокласснике. Называние фамилии, имени; Описание (цвет
глаз, волос)
Знакомство с профессией –учителя, воспитателя.
Повторение за учителем и запоминание слова-действия: учит, показывает, читает,
пишет…
Закрепление полученных знаний о учителях и воспитателях;
Загадки о профессиях
Беседа: «Обобщение знаний о профессиях людей, работающих вшколе»;
Просмотр презентации: « Профессии вшколе»;
Игра «Кто это? Кем работает?»
Просмотр видеофильма о празднике. Этот праздник посвящен Богородице.
Считается, что она укрывает землю снегом, как своим платком.
Показ различных типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный
(деревянный), городской (сельский, дачный) дом.
Узнавание и знание назначений помещений квартиры (комната, спальная,
детская, гостиная). Отгадывание загадок о доме. Раскрашивание картинки: в
спальне
Узнавание и знание назначений помещений квартиры прихожая, кухня, ванная
комната, санузел, балкон.
Загадки, стихи о доме.
Дидактическая игра: «Построй своюкомнату »

15 Мой домашнийадрес

1

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ своего адреса в
дневнике. Определение составляющих адреса. Значение знания собственного адреса.
Раскрашивание картинки «Улица города».

16 Адрес школы

1

17 Правила поведения в доме

1

18 Безопасность вдоме

1

Сообщение и узнавание адреса школы(поселок, улица, номер дома).
Узнавание адреса школы (на слух,написанного).
Игра :«Узнай адрес школы»
видетьопасность в повседневной жизни и уметь ее предупредить; дать
представление о последствиях при несоблюдении правил безопасности.
учить видеть опасность в
повседневной жизни и уметь ее предупредить; дать представление о последствиях
при несоблюдении правил безопасности.
Беседа об основных правилах безопасного во дворе, учить видеть
опасность в
повседневной жизни и уметь ее предупредить; дать представление о последствиях при
несоблюдении правил безопасности.
Беседа об основных правилах безопасности на улице, на спортплощадке ; учить
видеть опасность в повседневной жизни и уметь ее предупредить; дать
представление о последствиях при несоблюдении правил безопасности.

19

Правила
безопасности
поведения во дворе

20

Правила безопасности на улице

и1

1

21 Помощники в быту

1

22

Помощники в быту

1

23
24
25
26

Холодильник
Микроволновая печь
Пылесос
Утюг

1

27
28

Стиральная машина
Новый год

1
1

29

Рождество

1

1
1
1

Узнавание и значение (различение)бытовой техники (фен, миксер,
пылесос, магнитофон, телевизор,стиральная машина, швейная машина).
Узнавание и значение (различение)бытовой техники (фен, миксер,
пылесос, магнитофон, телевизор,стиральная машина, швейная машина).
Правила техники безопасности приработе с холодильником;
Правила техники безопасности приработе с холодильником;
Правила техники безопасности при работе с пылесосом;
Правила техники безопасности приработе с утюгом;
Правила техники безопасности приработе со стиральной машиной;
Знание традиций и атрибутов зимнегопраздника Новый год;
Подготовка к новогоднему празднику(поделки, стихи, песни)
Знание традиций и атрибутов зимнегопраздника Рождество;
Изготовление рождественской открытки

31

Продукты питания животного 1
происхождения
Молочные продукты
1

32

Мясные продукты

1

33

Мед и его полезныесвойства

1

34

Хлебобулочные
кондитерские
изделия

35

Правильное питание

1

36

Полезные продукты

1

37

Вредные продукты

1

38

Бумага

1

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист, картон и др.) Узнавание предметов,
изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

39

Бумага

1

40

Предметы из стекла и зеркала

1

41

Предметы из стекла и зеркала.

1

42

Масленица

1

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист, картон и
др.) Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка,
Показ предметов из стекла (ваза,полка, окно, дверь, стол)
Узнавание предметов, изготовленных из стекла и зеркала (зеркало, стол, полка, окно,
двери , ваза и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла и зеркала (стол, полка, ваза, окно,
двери и др.).
Беседа о празднике Масленица,проводы зимы.
Чтение стихов, исполнение песен,игры, забавы.

30

и 1

Показ и названия продуктов питания животного происхождения на картинке; питания
животного происхождения»;
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, творог, сметана, кефир) по
внешнему виду, на вкус.
Узнавание (различение) мясных продуктов (колбаса, сосиски, котлета) по внешнему
виду, на вкус. Узнавание упаковок с мяснымипродуктами.
Узнавание (различение) меда повнешнему виду, на вкус.
Показ и названия хлебобулочных и кондитерских изделий на картинке; Узнавание
(различение) муки и мучных изделий : готовых к употреблению (хлеб, батон,
пирожок,булочка, кекс, торт, пироженное).
Беседа: «Как правильно питаться,чтобы быть здоровыми»;
Просмотр презентации: «Правильноепитание – залог здоровья»;
Беседа: «Полезные продукты»; Просмотр презентации: «Полезные продукты»;
Игра: «Помоги Ване выбратьполезные продукты»
Беседа: «Вредные продукты»; Просмотр презентации: «Вредныепродукты»;

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Село, в котором я живу. Южно- 1
Дубровное
Службы помощи (больница, 1
поликлиника).
1
Службы помощи(милиция)
1
Службы помощи
( парикмахерская),
1
Все профессииважны.
1
Все профессии важны.
1
Все профессии важны.
Безопасность на дорогах в 1
городе
Правила поведения на улице. 1
Общественныйтранспорт
1

53

Правила
поведения
общественном транспорте

54

Специальный транспорт

1

55

Специальный транспорт

1

56

Безопасное
поведение на улице
Праздники весной

1

58
59
60

Какие я знаюпраздники?

Праздник Пасхи.
Красная горка

1
1
1

61

Праздники в школе

1

57

в1

1

Узнавание (различение) элементов сельской инфраструктуры (улицы площади,
здания, парки, скверы).
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры: больница,
поликлиника.
Узнавание (различение) службыпомощи (милиция)
Узнавание (различение) службыпомощи (парикмахерская);
Узнавание (различение) профессий (врач,продавец, кассир,
Узнавание (различение) профессий(повар, строитель, водитель)
Узнавание (различение) профессий(парикмахер)

Дорожный знак «Пешеходный переход», разметка «зебра», светофор.
Изучение правил поведения на улице.
Формирование представлений о наземном транспорте. (автобус, трамвай ,троллейбус,
маршрутное такси)
Правила поведения в общественном транспорте. Знание места посадки и высадки
из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка
билета и др.).
Формирование представлений о специальном транспорте (снегоуборочная
машина);
Формирование представлений о специальном транспорте (машины населе);
Рисование и разукрашиваниепожарной машины
. Показатьзначение светофора и дорожной разметки для пешехода. Выявить частые
ошибки пешеходов, приводящие к ДТП.
Знание традиций и атрибутов весенних праздников 8 марта, Пасха,День Победы,
расширить знания о том, как люди готовятся к праздникам.
Рисование пасхального сувенира.
Первое воскресенье после Пасхи (играют свадьбы, водят хороводы, встречают
восход солнца, готовят блюда с яичницей)
Просмотр видео «Праздники вшколе»;

62

Наши школьные традиции

1

63

Россия

1

64
65

Наше Отечество
Наш президент

1
1

66

Государственная символика

1

67
68

Гимн России
«Столица России-Москва»

1
1

Выяснить какие школьные традиции дети знают, как они к ним готовятся и как
соблюдают. Обсудить основные правила подготовки к праздникам
Россия – страна, в которой мы живем. Стихи о России, просмотр презентации, песни
и стихи о России.
Слушание рассказа по К.Ушинскому «Наше Отечество»; Ответы и вопросы;
Показ президента РФ (на фото, видео). Выбор фотографии Президента из 3-4
фотографий деятелей России.
Слушание рассказа «Флаг России»; Показ государственной символики (герб,
флаг, гимн);
Правила поведения при прослушивании гимна России.
Разукрашивание флага России
Прослушивание и запоминание гимнаРоссии
Просмотр презентации: «СтолицаРоссии- Москва»

7. Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Учебник: Комарова С.В., Александрова Е.Л., Основы социальной жизни (учебник для образовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы), 5 класс,
АО Издательство «Просвещение», 2023,
https://catalog.prosv.ru/item/65267
 натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в
школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.;
 аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах и т.д.;
 рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал;
 обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных
представлений;
 технические и транспортные средства;
 компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Цифровые образовательные ресурсы:
 educont.ru цифровой образовательный контент
 https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»

 Сборник компьютерных игр «Несерьѐзные уроки», обучающих навыкам чтения и счѐта «Учим буквы и цифры».
 http://all.edu.ru - Все образование Интернета

Приложение к рабочей программе № 1

8. Календарно тематическое планирование по окружающему социальному миру 7 класс
№

Тема, раздел

Дата
План

Факт

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

День знаний.
Школьная форма
Организация своего рабочего места
Школьные принадлежности
Правила поведенияна уроке
Правила поведенияв школе
Режим дня в школе
Дружеские отношения
Мои одноклассники
Профессии людей вшколе
Покров день
Дом
Квартира
Помещения дома.
Мой домашнийадрес
Адрес школы
Правила поведения в доме
Безопасность вдоме
Правила безопасности и поведения во дворе
Правила безопасности на улице

4.09
7.09
11.09
14.09
18.09
21.09
25.09
28.09
2.10
5.10
9.10
12.10
16.10
19.10
23.10
26.10
9.11
13.11
16.11
20.11

21
22
23
24
25

Помощники в быту
Помощники в быту
Холодильник
Микроволновая печь
Пылесос

23.11
27.11
30.11

1
2
3

4.12
7.12

26
27
28
29
30
31

Утюг
Стиральная машина
Новый год
Рождество
Продукты питания животного происхождения
Молочные продукты

11.12
14.12
18.12
21.12
25.12
28.12

32
33
34
35
36
37

Мясные продукты
Мед и его полезныесвойства
Хлебобулочные и кондитерские изделия
Правильное питание
Полезные продукты
Вредные продукты

11.01
15.01
18.01
22.01
25.01
29.01

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

Бумага
Бумага
Предметы из стекла и зеркала
Предметы из стекла и зеркала.
Масленица
Село, в котором я живу. Южно-Дубровное
Службы помощи (больница, поликлиника).
Службы помощи(милиция)
Службы помощи ( парикмахерская),
Все профессии важны.
Все профессии важны.
Все профессии важны.
Безопасность на дорогах в городе
Правила поведения на улице.
Общественныйтранспорт
Правила поведенияв общественном транспорте
Специальный транспорт
Специальный транспорт

1.02
5.02
8.02
12.02

15.02
19.02
22.02
26.02
29.02
4.03
7.03
11.03
14.03
18.03

21.03
1.04
4.04
8.04

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Безопасное поведение на улице
Праздники весной
Какие я знаюпраздники?

Праздник Пасхи.
Красная горка
Праздники в школе
Наши школьные традиции
Россия
Наше Отечество
Наш президент
Государственная символика
Гимн России
«Столица России-Москва»

11.04
15.04
18.04
22.04
25.04
28.04
2.05
6.05
9.05
13.05
16.05
20.05
23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».