РП АООП (ОУ) по алльтернативной коммуникации 7 класс на 2023-2024 уч.год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по альтернативной коммуникации разработана в соответствии ООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральной адаптированной основной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
3.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
.Цель уроков альтернативной коммуникации: преодолеть несовершенство речевой практики обучающихся с нарушением
интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- коррегировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Используемые типы уроков: урок- открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных
умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.

2. Общая характеристика коррекционного курса, с учѐтом особенностей его освоения обучающимися
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение
с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи
с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционнопедагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или
ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной
коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными
словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане

Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» в 7К
классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год

4.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей
его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
отворного мира и деятельность человека.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
вание навыка понимания смысла узнаваемого слова.

страции со знакомым текстом.
Личностные результаты:
-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
.

ции взаимодействия со сверстником.
Программа формирования БУД
Личностные:
пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
-за парты и т. д.);
вигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

Регулятивные:
ть своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
адание;
ятий, алгоритмом действия и т.д.

Познавательные:
воды вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
рисунков, схематических рисунков, схем);
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).
ходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
ритика).

еля;
-за парты;

5. Содержание коррекционного курса
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием
жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение
своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового
коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы
на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия),
благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание
(различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет,

его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание
содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся
класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества
предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших,
планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Содержание коррекционно-развивающей области для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся,
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра и с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, поступивших на обучение со второго этапа реализации АООП,
формируется на основе преемственности с коррекционными курсами на уровне начального общего образования.
Содержание коррекционно-развивающей области для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития представлено
следующими обязательными коррекционными курсами: "Развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи"
(индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (групповые занятия), "Коррекционно-развивающие занятия"
(индивидуальные занятия).

Содержание коррекционных курсов и задачи их реализации определяются образовательной организацией с учетом преемственности задач
и достигнутых результатов реализации коррекционных курсов федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального
общего образования ФАОП НОО глухих обучающихся и ФАОП НОО слабослышащих, позднооглохших обучающихся.
Содержание коррекционно-развивающей области для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Двигательное развитие",
"Альтернативная коммуникация и коммуникативное развитие", "Сенсорное развитие", "Основы пространственной ориентировки", "Развитие
самообслуживания".
Содержание коррекционных курсов и задачи их реализации определяются образовательной организацией с учетом преемственности задач
и достигнутых результатов реализации коррекционных курсов ФАОП НОО слепых обучающихся.
Содержание коррекционно-развивающей области для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР представлено следующими обязательными
коррекционными курсами: "Речевая практика", "Основы коммуникации", "Развитие деятельности по самообслуживанию", "Двигательная
коррекция".
Содержание коррекционных курсов и задачи их реализации определяются образовательной организацией с учетом преемственности задач
и достигнутых результатов реализации коррекционных курсов ФАОП НОО обучающихся с НОДА.
Содержание коррекционно-развивающей области для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития представлено
следующими обязательными коррекционными курсами: "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие". Содержание коррекционных
курсов и задачи их реализации определяются образовательной организацией с учетом преемственности задач и достигнутых результатов
реализации коррекционных курсов ФАОП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
1
2
3
4

Тема
Импрессивная речь

Кол-во
часов
1

Импрессивная речь. Слова, обозначающие
объекты/субъекты. Игрушки
Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Посуда.

1

Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Мебель

1

1

Характеристика основных видов учебной
деятельности
Понимание обращенной речи и смысла доступных
невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и
завершать его, используя традиционные (вербальные) и
альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения
Умение пользоваться доступными средствами

5

Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов. Одежда

1

6

Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов. Цвет предметов.

1

7

Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки)
действий. Прогулка.

1

8

1

10

Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки)
действий. Цвет предметов.
Слова обозначающие признаки предметов. Размер
предметов.
Слова, обозначающие количество объектов/субъектов.

11

Слова «на, около, за, под и т.д.»

1

12

Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.»

1

13

Словосочетания, простые и сложные предложения. Игрушки.

1

14

Словосочетания, простые и сложные предложения.

1

15
16
17

Обобщающие понятия. Еда. Продукты.
Экспрессивная речь
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы.

1
1
1

18

Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия.Бытовые приборы

9

1
1

коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения возрасту
житейских задач Узнавание, называние Использование
соответствующих доступных средств коммуникации для
передачи сообщения Понимание слов, обозначающих
объекты и явления природы, объекты рукотворного мира
и деятельность человека, буквы; чтение простого
гласного слога Выполнение графических действий с
использованием элементов графем: Основы
персональной идентичности, осознание
своей принадлежности определенному полу, осознание
себя как «Я»
Социально – эмоциональное участие в процессе общения
и деятельности; Формирование социально
ориентированно го взгляда на
окружающий мир. Подготовку ребенка к
нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с
группой обучающихся.
Формировани е учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
 использовани е по назначению учебных
материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по
подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца
 с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно Экспрессивная
речь обводка, штриховка, печатание букв (слов),

19

Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Школьные принадлежности

1

20

Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие количество
объектов/субъектов.

1

22

Звук и буква А. Слова, обозначающие количество
объектов/субъектов.

1

23

Звук и буква А. Слова, обозначающие места расположения
объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней
полке» и т.д.).

1

24

Звук и буква У. Слова, обозначающие места расположения
объектов/субъектов («на столе», «около
дома», «на верхней полке» и т.д.).

1

25

Звук и буква У.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)

1

26

Звук и буква У.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)

1

27

Звук и буква М. Словосочетания, простые и сложные
предложения.

1

28

Звук и буква М. Словосочетания, простые и сложные
предложения.

1

21

1

копирование с образца отдельны
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и
завершать его, используя традиционные (вербальные) и
альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения Умение пользоваться
доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения
возрасту
житейских задач Узнавание, называние Использование
соответствующих доступных средств коммуникации для
передачи сообщения
Понимание слов, обозначающих объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность
человека, буквы; чтение простого
гласного слога
Формировани е учебного поведения:

 направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
использовани е по назначению учебных
материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по
подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
4.Формирование умения самостоятельно переходить от
одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.

29
30
31
32

Звук и буква О.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)
Звук и буква О.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)

1

Повторение. Слова обозначающие признаки.
Повторение. Слова обозначающие признаки.

1
1

1

Понимание слов, обозначающих объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность
человека, буквы; чтение простого гласного слога
Выполнение графических действий с использованием
элементов графем: Основы персональной идентичности,
осознание своей принадлежности определенному полу,
осознание себя как «Я»
Социально – эмоциональное участие в процессе общения
и деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на
окружающий мир. Подготовку ребенка к нахождению и
обучению в среде
сверстников, к эмоциональному, коммуникативному
взаимодействию с группой обучающихся. Формирование
учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на
задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных
материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по
подражанию.

7.Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Демонстрационные карточки "Игрушки"
Демонстрационные карточки "Овощи"
Демонстрационные карточки "Фрукты"
Демонстрационные карточки "Одежда"
Демонстрационные карточки "Домашние животные"
Демонстрационные карточки "Дикие животные"
Демонстрационные карточки "Посуда"
Демонстрационные карточки "Продукты питания"
Демонстрационные карточки "Транспорт"
Мозаика крупная и мелкая
Магнитная доска
Наборы для рисования (фломастеры, бумага, краски)
Трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными
словами
Сюжетные картинки различной тематики для развития речи
Книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок»
(русская народная сказка), «Кто сказал мяу?»







Цифровые образовательные ресурсы:
educont.ru цифровой образовательный контент
https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»
Сборник компьютерных игр «Несерьѐзные уроки», обучающих навыкам чтения и счѐта «Учим буквы и цифры».
http://all.edu.ru - Все образование Интернета
http://Iobraz.ru – Образование.

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно тематическое планирование по альтернативной коммуникации 7 класс
№

Тема

Количество
часов
1

Дата план

1

Импрессивная речь

2

Импрессивная речь. Слова, обозначающие
объекты/субъекты. Игрушки
Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Посуда.

1

8.09

1

15.09

Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Мебель
Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов. Одежда
Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов. Цвет предметов.

1

22.09

1

29.09

1

6.10

1

13.10

1

20.10

1

27.10

10

Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки)
действий. Прогулка.
Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки)
действий. Цвет предметов.
Слова обозначающие признаки предметов. Размер
предметов.
Слова, обозначающие количество объектов/субъектов.

1

10.11

11

Слова «на, около, за, под и т.д.»

1

17.11

12

Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.»

1

24.11

3
4
5
6
7
8
9

1.09

Дата факт

13

Словосочетания, простые и сложные предложения.
Игрушки.

1

1.12

14

Словосочетания, простые и сложные предложения.

1

8.12

15
16
17

Обобщающие понятия. Еда. Продукты.
Экспрессивная речь
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы.

1
1
1

15.12
22.12
29.12

18

Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия.Бытовые приборы

1

12.01

19

Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Школьные
принадлежности

1

19.01

20

Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие количество
объектов/субъектов.

1

26.01

1

2.02

Звук и буква А. Слова, обозначающие количество
объектов/субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе», «около
дома», «на верхней полке» и т.д.).
Звук и буква У. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе», «около
дома», «на верхней полке» и т.д.).

1

9.02

1

16.02

1

1.03

Звук и буква У.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)

1

8.03

21
22
23

24

25

26

Звук и буква У.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)

1

15.03

27

Звук и буква М. Словосочетания, простые и сложные
предложения.

1

22.03

28

Звук и буква М. Словосочетания, простые и сложные
предложения.
Звук и буква О.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)
Звук и буква О.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.)

1

5.04

1

12.04

1

19.04

Повторение. Слова обозначающие признаки.

4

26.04
2.05
16.05
23.05

29
30
31
32
33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».