РП АООП (ОУ) по окружающему природному миру 7 класс 2023-2024 уч.год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему природному миру разработана в соответствии ООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
3.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» является основной частью предметной области «Окружающий природный мир».
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение
представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир"
рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими
разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
2. Общая характеристика учебного предмета, с учѐтом особенностей его освоения обучающимися
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о
цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится
устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает
представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные
приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за
домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление
аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным
объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов
(кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в

группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их
переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в
СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных
грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета Окружающий природный мир в 7 классе
отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий природный мир".
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные
ископаемые);
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).
3) Элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году.

5. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: "Растительный мир", "Животный
мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
"Растительный мир":
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб,
клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев
(вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей
внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение)
фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных

и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение)
овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и
несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод
(смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение)
грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание
строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание
способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан,
нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник,
ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем
года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание
(различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник,
крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание
значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание
строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание
значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза).
Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус,
верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
"Животный мир".
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).
Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов
передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними
животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание
способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в
жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.

Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог,
обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение)
домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение
домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц
(голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь,
грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу
"зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание
строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука).
Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его
образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов
передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит,
дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения
тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека,
в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи,
хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в
природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из
космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение
земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение
земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения
луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание
способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека.
Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема.

Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств
огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными
видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со
временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца,
дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о
годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание
(различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем
года. Рассказ о погоде текущего дня.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
Тема, раздел
урока
Временные представления 12 часов
1
Различение частей суток
2
3
4

5
6

Представление о сутках.
Соотнесение частей суток с видами
деятельности
Определение частей суток по
расположению солнца. Узнавание
(различение) дней недели.
Представление о неделе как о
последовательности 7 дней.
Соотнесение
дней
недели
с
определенными
видами

Колво часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Выбирать и показывать иллюстрацию с изображением частей суток(утро, день,
вечер, ночь)

1
1

Выбирать иллюстрации с изображением частей суток.
Повторение: Перечислить виды деятельности по картинкам

1

Рассматривать иллюстрации и определять расположение солнца, называть время
суток и дни недели

1

Рассматривать и выбирать иллюстрации с названиями дней недели Различение
выходных и рабочих дней.
Повторение: Выбирать иллюстрации дней недели , соотносить с видами
деятельности.

1

7
8

9

деятельности.
Соотнесение месяцев с временами 1
года.
Знание изменений, происходящих в 1
жизни человека в разное время
года.
Узнавание явлений природы
1

Знание изменений, происходящих в
жизни животных в разное время
года.
11
Знание изменений, происходящих в
жизни растений в разное время
года.
12
Соотнесение явлений природы с
временем года
Объекты природы 16
13
Узнавание Солнца.
10

1

Рассматривать и подбирать карточки с явлением природы дождь, снегопад,
листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Повторение: Находить на иллюстрации известных животных в разное время года

1

Повторение; Наблюдать за растениями в разное время года (изготовить поделку из
природного материала)

1

Наблюдать за погодой текущего дня. Нарисовать рисунок. Рассказ о погоде
текущего дня.

1

Узнавать и находить на иллюстрации солнце. Рассматривать и подбирать
карточки. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Нарисовать рисунок луны, подбирать карточки с изображением луны. Знание
значения луны в жизни человека и в природе.
Повторение: Рассматривать иллюстрации небесных тел, находить и называть
знакомые объекты.

14

Узнавание Луны.

1

15

1

17

Узнавание (различение) небесных
тел (планета, звезда). Знание
знаменитых космонавтов.
Знание значения воздуха в природе
и жизни человека.
Различение земли, неба..

18

Земная поверхность

1

19

Узнавание леса. Знание значения 1

16

Определять и различать наглядно виды календаря Узнавание (различение)
календарей (настенный, настольный и др.
Повторение: Подбирать иллюстрации разного времени года, называть времена
года

1

Практическое задание «Дыхание и воздух»

1

Практическая игра «Небо-земля» Определение месторасположения земли и неба.
Определение месторасположения объектов на земле и небе
Рассматривать иллюстрации горы, оврага, равнины. Отобрать иллюстрации форм
земной поверхности
Игра «Лото», находить на карточках и называть сушу, лес, водоѐм.

20
21
22

леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных)
1
леса.
Узнавание луга. Узнавание луговых 1
цветов..
Узнавание некоторых полезных 1
ископаемых

23

Узнавание воды.

1

24

Узнавание реки

1

25

Узнавание водоема.

1

26

Узнавание огня.

1

Знание значения огня в жизни 2
человека.
Соблюдение
правил
обращения с огнем.
Животный мир 22часа
29-30 Знание строения животного
2
27-28

31-32
33-34
35-36

Знание
основных
признаков 2
животного.
Установление связи строения тела 2
животного с его образом жизни.
2
Знание домашних животных

Рассматривать и находить на иллюстрации известных животных. Проговорить
правила поведения в лесу.
Узнавать по сюжетным картинам луговые цветы.
Выполнение практического задания. Узнавать полезные ископаемые по
коллекции(например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов
их добычи и значения в жизни человека.
Выполнение лабораторной работы Знание свойств воды. Знание значения воды в
природе и жизни человека
Находить на карточках реки, ручьи. Повторить правила безопасности на реке. .
Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил
поведения на реке.
Узнавать по сюжетным картинам водоѐмы. Повторить правила безопасности на
водных объектах. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на озере (пруду).
Находить на карточках полезные и отрицательные свойства огня Знание свойств
огня (полезные свойства, отрицательное).
Повторить правила безопасности с огнѐм.

Находить на иллюстрации животных. Показывать и различать строение
животных домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост,
ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши
Повторение: Показать животное на картине и рассказать о признаках(окрас,
длинные уши, пушистый хвост и тд. )
Повторение: Показать и рассказать о животном по иллюстрации.
Игра
«Лото». Узнать и показать животное, правильно определить
карточку. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь,

37
38

Питание и передвижение
домашних животных
Объединение животных в группу
«домашние животные

39

1
1

1
Детѐныши домашних животных

коза, овца (баран), кот, собака
Викторина «Как двигается и что кушает твой питомец?»
Выбрать карточки с домашними животными. Рассказать как ухаживать за
животными. ». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за
домашними животными.
Рассматривать и находить на иллюстрации детѐнышей домашних
животных Узнавание (различение) детенышей домашних животных
(теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

40

.
Дикие животные их питание

1

Определять и различать по карточкам диких животных. Викторина «Кто, что
кушает?» Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь,
лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных

41

Знание способов передвижения
диких животных

1

42

Детѐныши диких животных

1

43

Знание строения птицы

1

44

Домашняя птица

1

45
46

Объединение домашних птиц в 1
группу «домашние птицы»..
Детѐныши домашней птицы
1

Называть и определять по карточкам диких животных. . Объединять диких
животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни
человека.
Рассматривать и находить на иллюстрации детѐнышей диких животных Узнавание
(различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок,
зайчонок, бельчонок, ежонок
Показывать и различать на картине строение птицы. , питания птиц. Установление
связи строения тела птицы с ее образом жизни.
Показать на карточках домашних птиц Узнавать (различать) домашних птиц
(курица (петух), утка, гусь, индюк). особенности внешнего вида птиц
Называть и определять по карточкам группу «домашние птицы»

47

Знание строения рыбы

1

48

Знание строения насекомого.

1

Повторение: Рассматривать и находить на иллюстрации детенышей домашних
птиц
Повторение: Находить и называть части строения рыбы (голова, туловище, хвост,
плавники, жабры).. Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни.
Повторение: Установление связи строения тела насекомого с его образом

49

Знание питания насекомых.

1

50

Знание способов передвижения
насекомых.

1

Растительный мир 18
51-52 Узнавание (различение) растений

2

53

Знание значения частей растения..

1

54

Знание строения дерева

1

55
56

лиственные и хвойные деревья
Узнавание (различение) фруктов

1
1

57-58

Узнавание (различение) овощей

2

59

Различение
съедобных
несъедобных частей овоща.

и 1

60

Узнавание (различение) ягод

1

жизни. Находить и называть части строения насекомого.
Повторение Показывать и различать насекомых Викторина «Кто, что
кушает?» Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза,
муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).
Игра «Угадайка» ответы на вопросы о значении данных насекомых в жизни
человека, в природе.
Находить и показывать по карточкам растения и его части(дерево, куст,
трава).. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка,
лист, цветок
Игра «Почему и для чего?» Нарисовать отгадки к загадкам о растениях. значение
растений в природе и жизни человека
Показывать строение дерева(ствол, корень, ветки, листья). и его плоды. Узнавание
(различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива).
Повторение:
Игра «Фрукты» (подбирать правильные карточки)Прослушать фрагмент сказки
Дж. Раддари «Чипполино» Повторить названия (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Игра «Овощи» Нарисовать овощи, слепить понравившиеся овощи лук, картофель,
морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
Игра «Съедобное – не съедобное». Называть по внешнему виду овощи для
борща. Знание значения овощей в жизни человека. Называть способы
переработки овощей.
Выполнять практическую работу по карточкам. (смородина, клубника, малина,
крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по
внешнему виду (вкусу, запаху Различать ягоды по форме, цвету, внешнему виду.

61-62
63

64
65-66

67

68

Различение лесных и садовых ягод.
Способы переработки
Узнавание (различение) грибов

2

Знание строения гриба (ножка,
шляпка)
Узнавание/различение садовых
цветочно-декоративных растений

1

Узнавание (различение)
дикорастущих цветочнодекоративных растений
Строения цветов (корень, стебель,
листья, цветок).
Итого 68 часов

1

1

2

1

Рассматривать и различать лесные ягоды на карточках. Игра «Логическая
цепочка»
Рассматривать иллюстрации грибов. (белый гриб, мухомор, подберѐзовик,
лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) Практическая
работа с пластилином «Грибная полянка» с называнием вида изготовленного
гриба.
Игра «Съедобное- не съедобное». Игра с карточками на построении гриба из
частей.
Игра «Собери букет». Нахождение называемого растения на картинке(астра,
гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Выполнить практическое задание (работа по карточке) Различать цветы по форме,
цвету, внешнему виду. (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек,
подснежник, ландыш)
Назвать и показать строение цветка. Нарисовать цветок по частям

7. Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение
образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек,
оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- компьютерные обучающие игры;
- натуральные объекты, муляжи, макеты.
- предметные, сюжетные картинки по основным лексическим темам: «Птицы», «Животные» и др.;
- дидактические игры: «Времена года», пазлы «Мой дом», «Овощное лото», «Кто что ест», «Чей домик?»
- аудиозаписи («Звуки природы») и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие представителей живой природы
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего природного мира;

Система EduQuest . Тематический модуль : «Мир вокруг меня»;
Учебно-методический комплекс.
•
Учебник «Мир природы и человека». 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др.] М.: Просвещение
•
Рабочая тетрадь «Мир природы и человека». 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др.] М.: Просвещение
•
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако,
2004

•

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
•
Федеральная адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно тематическое планирование по окружающему природному миру 7 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема, раздел
Различение частей суток
Представление о сутках.
Соотнесение частей суток с видами деятельности
Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.
Соотнесение месяцев с временами года.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года.
Узнавание явлений природы
Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.
Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
Соотнесение явлений природы с временем года
Узнавание Солнца.
Узнавание Луны.
Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов.
Знание значения воздуха в природе и жизни человека.
Различение земли, неба..
Земная поверхность
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса.
Узнавание луга. Узнавание луговых цветов..
Узнавание некоторых полезных ископаемых
Узнавание воды.
Узнавание реки
Узнавание водоема.

Дата
План
1.09
6.09
8.09
13.09.
15.09
20.09
22.09
27.09
29.09
4.10
6.10
11.10
13.10
18.10
20.10
25.10
27.10
8.11
10.11
15.11
17.11
22.11
24.11
29.11
1.12

Факт

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Узнавание огня.
Знание значения огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения с огнем.
Знание строения животного
Знание строения животного
Знание основных признаков животного.
Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
Знание домашних животных
Знание домашних животных
Питание и передвижение домашних животных
Объединение животных в группу «домашние животные
Детѐныши домашних животных
Дикие животные их питание
Знание способов передвижения диких животных
Детѐныши диких животных
Знание строения птицы
Домашняя птица
Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы»..
Детѐныши домашней птицы
Знание строения рыбы
Знание строения насекомого.
Знание питания насекомых.
Знание способов передвижения насекомых.

51
52
53
54
55

Узнавание (различение) растений
Узнавание (различение) растений
Знание значения частей растения..
Знание строения дерева
лиственные и хвойные деревья

6.12
8.12
13.12
15.12
20.12
22.12
27.12
29.12
10.01
12.01
17.01
19.01
24.01
26.01
31.01
2.02
7.02
9.02
14.02
16.02
21.02
28.02
1.03
6.03
13.03
15.03
20.03
22.03
3.04
5.04

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Узнавание (различение) фруктов
Узнавание (различение) овощей
Узнавание (различение) овощей
Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Узнавание (различение) ягод
Различение лесных и садовых ягод. Способы переработки
Различение лесных и садовых ягод. Способы переработки
Узнавание (различение) грибов
Знание строения гриба (ножка, шляпка)
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений

10.04
12.04
17.04
19.04
24.04
26.04
3.05
8.05
10.05
15.05

66
67
68

Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений
Строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Итого 68 часов

17.05
22.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».