РП по индивидуальному проекту 11 класс на 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы
воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
Рабочая программадаѐтпредставлениеоцелях,общейстратегииобучения,воспитанияи развития обучающихся средствами
учебного предмета «Индивидуальный проект» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделами темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даѐт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности
междисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры.
ИП определяет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленной на: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; творческое развитие личности; формирование у
обучающихся инициативности и познавательной активности; выработки навыка самостоятельной навигации в информационных
системах и ресурсах, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в процессе самоопределения, образования и в профессиональной деятельности.
Деятельность над ИП является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на
повышение качества образования, демократизации стиля общения учителей и обучающихся.
Под деятельностью над ИП подразумевается целенаправленно организованная работа творческих групп учеников и учителей школы по решению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов), при этом происходит самостоятельное освоение обучающимися комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенной для распространения и применения в различных видах деятельности.
Деятельность обучающихся над ИП является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения,
направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (таких как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и ло-

гического мышления, объединяет знания, полученных в ходе учебного процесса и приобщает школьников к конкретным, жизненно важным проблемам.
ИП является основным объектом оценки личностных и метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе
освоения ООП СОО. Оценка метапредметных результатов освоения ООП СОО представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ООП СОО в части формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные
действия»).
Выполнение ИП обязательно для каждого ученика 10 класса, обучающегося по ФГОС СОО.
ИП представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках
одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
В процессе изучения предмета «Индивидуальный проект» реализуются следующие цели:
- создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию
личности лицеистов, а именно: адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира, проявлять социальную ответственность,
самостоятельно добывать новые знания, конструктивно сотрудничать с окружающими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить, научить рассматривать различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Основными задачами реализации содержания обучениянастоящей программы являются:
•

обучить навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и подпроблемы, постановки задач, вытекающих из

этих проблем);
•
обучить приѐмам работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простым формам анализа данных;
•

развить навыков целеполагания, планирования деятельности и контроля;

•

обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта

•
•

обучить методам творческого решения проектных задач;
развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);

проектирования;

•
•

сформировать умение представления отчѐтности в вариативных формах;
развить навыки конструктивного отношения к работе;

•

- развить навыки публичного выступления.
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся используются следующие
принципы организации данного процесса:
1. Культуросообразность – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с
учѐтом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в рабо ту что-то своѐ.
2. Самодеятельность – ученик сможет овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае,
если она основана на его собственном опыте.
3. Формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельнос ти.
4. Формирование и развитие языковых навыков.
5. Формирование и развитие социокультурных умений и навыков.
Требования к результатам изучения предмета «Индивидуальный проект»:
– личностным, включающим готовность и способность лицеистов к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное и правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построениюиндивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;

– предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе создания индивидуального проекта умения, специфические для данной деятельности, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию
и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения воспитательной программы и программы развития и формирования универсальных учебных действий для уровня среднего общего образования.

Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативнокогнитивный, личностно ориентированный и деятельностный подход.
На уровне среднего общего образования предусматривается изучение индивидуального проекта в объеме 34 часов (из
расчѐта 1 учебный час в неделю) в 11 классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 КЛАСС
1. Способы получения и переработки информации (3 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование
как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Цели и задачи курса.
План работы. Форма итоговой аттестации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана
информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект,
правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
2. Проект (2 ч.). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов:
практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
3. Создание индивидуальных проектов (22 ч)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы,
отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ
и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного
к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ,

выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
4. Оформление результатов индивидуального проекта (4 ч)
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности

в программе Мicrosoft Word .Электронная презентация проекта . Работа с Publisher 2007. Электронные

таблицы Excel
5. Публичное выступление (2 ч)
Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Конференции

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследо-

вание или учебный проект).


Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной

теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).


Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:



сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;



способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;



сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретѐнных знаний и

способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;


способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации

необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.


Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отве-

дѐнного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершѐнного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:


знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;



структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.



Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;



умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;



выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;



определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;



работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиогра-

фические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;


выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;



оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;



рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;



наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;



описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;



проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;



проводить измерения с помощью различных приборов;



выполнять письменные инструкции правил безопасности;



оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирова-

ния выводов.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция,
анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука,
обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
11 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

Наименование разделов и тем
программы
Введение.
Виды источников информации.
План информационного текста
Особенности и структура проекта, критерии
оценки.
Виды проектов.
Тема проекта и обоснование актуальности.
Планирование учебного проекта.
Основные методы исследования.
Обзор литературы по темам.
Составление индивидуального рабочего
плана.
Проведение опытно-экспериментальной работы.
Создание компьютерной презентации.
Подготовка тезисов выступления.
Отзыв и рецензия на проект.

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://infourok.ru/uroki-v-10-klassepoindividualnomu-proektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/konspekt-urokapopredmetu-individualnyi-roekt-10.html

3

https://100ballnik.com/wpcontent/uploads/2022/07
https://videouroki.net/

3

https://infourok.ru/uroki-v-10-klassepoindividualnomu-proektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/konspekt-urokapopredmetu-individualnyi-roekt-10.html

20

1

4

Подведение итогов, анализ выполненной
работы.
Предзащита проекта.
Конференции.

5

https://100ballnik.com/wpcontent/uploads/2022/07
https://videouroki.net/

Приложение 1 к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Темы уроков

Количество часов
Всего

1

Введение.

1

2

Виды источников ин-

1

формации.

Котрольные работы

Практические

Функциональная Электронные цифровые образоваграмотность
тельные ресурсы

Дата
План

07.09
https://infourok.ru/uroki
-v-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files
/konspekt-urokapopredmetuindividualnyi-roekt10.html
https://100ballnik.com/w

14.09

pcontent/uploads/2022/0
7 https://videouroki.net/

3

План информационного текста

1

https://infourok.ru/urokiv-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/
konspekt-urokapopredmetu-individualnyiroekt-10.html

21.09

факт

4-5

Особенности
структура

и

2

проекта,

https://100ballnik.com/w
pcontent/uploads/2022/0
7 https://videouroki.net/

28.09

https://infourok.ru/urokiv-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/
konspekt-urokapopredmetu-individualnyiroekt-10.html
https://100ballnik.com/w
pcontent/uploads/2022/0
7 https://videouroki.net/

12.10

https://infourok.ru/urokiv-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/
konspekt-urokapopredmetu-individualnyiroekt-10.html
https://100ballnik.com/w
pcontent/uploads/2022/0
7 https://videouroki.net/

09.11

https://infourok.ru/urokiv-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/

07.12

05.10

критерии оценки.
6

Виды проектов.

7-8

Тема

1

проекта

обоснование

и

2

акту-

19.10
26.10

альности.
9-

Планирование учеб-

10

ного проекта.

11-

Основные методы

12

исследования.

13

Обзор литературы по
темам.

2

2

1

16.11

23.11
30.11

14-

Составление инди-

15

видуального рабоче-

2

konspekt-urokapopredmetu-individualnyiroekt-10.html
https://100ballnik.com/w
pcontent/uploads/2022/0
7 https://videouroki.net/

14.12
21.12

го плана.
16-

Проведение опытно-

21

экспериментальной

6

работы.

https://infourok.ru/urokiv-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/
konspekt-urokapopredmetu-individualnyiroekt-10.html

28.12
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02

22-

Создание

компью-

25

терной презентации.

4

https://100ballnik.com/w
pcontent/uploads/2022/0
7 https://videouroki.net/

22.02
01.03
08.03
15.03

26-

Подготовка тезисов

28

выступления.

29

Отзыв и рецензия на

3

1

https://infourok.ru/urokiv-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/
konspekt-urokapopredmetu-individualnyiroekt-10.html
https://100ballnik.com/w
pcontent/uploads/2022/0

22.03
05.04
12.04

19.04

проект
30-

Подведение итогов,

31

анализ выполненной

7 https://videouroki.net/

2

работы.

32-

Предзащита проекта.

2

33
34

Конференции.

1

https://infourok.ru/urokiv-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/
konspekt-urokapopredmetu-individualnyiroekt-10.html
https://100ballnik.com/w
pcontent/uploads/2022/0
7 https://videouroki.net/

26.04

https://infourok.ru/urokiv-10-klassepoindividualnomuproektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/
konspekt-urokapopredmetu-individualnyiroekt-10.html

24.05

03.05

10.05
17.05

Приложение 3 к рабочей программе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Индивидyaильный пpoeкт: pa6oıaa тeтpaдь. 10-11 клaccы. учебнoe пoco6иe / Л. E. Cпиpидoнoвa, В. A. Koмapoв, O. B.
Mapкoвa, B. . Cтa- цyнoвa. — CM6. : KAPO, 2019. — 104 c.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, приказ №413 от
17.05.2012, Министерство образования и науки Российской Федерации
2.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. - Самара: Учебная литература, 2009. - 176с.
3.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. - Самара: Учебная литература, 2009. - 224с.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/uroki-v-10-klasse-poindividualnomu-proektu-5674878.html
https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-popredmetu-individualnyi-roekt-10.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».