РП АООП (УО) по математическим представлениям 7класс на 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа по математическим представлениям разработана в соответствии ООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов::
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2.Адаптированной основной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
3.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
4.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в
повседневной жизни.
Задачи:
сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение
простых арифметических задач с опорой на наглядность.
сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о
величине", "Пространственные представления", "Временные представления".
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для
ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных
практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче
материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо
при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении
количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения,
домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое
другое.

1. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко
попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить
три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с
выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики,
является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в
повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за
покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е.
математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с
реальными предметами.
Математическое развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития,
воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Осваивается на уровне, доступном индивидуально каждому ребёнку.
Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие:
выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако на
первых порах даже выполнение заданий по подражанию может вызывать трудности, поэтому довольно часто приходится прибегать к
совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. (Совместные действия
используются в самом начале обучения, а в дальнейшем – при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий.) Совместные
действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем по словесной инструкции. Первоначально
все задания, предлагаемые на занятии, должны иметь как вербальную, так и невербальную форму выполнения: многие воспитанники
специальных школьных учреждений недостаточно владеют речью или практически не владеют ею. Дети должны иметь возможность
наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает

словесный отчет о проделанных действиях. Кроме того, опыт действий ребенка вначале четко фиксируется в речи педагога, а затем и в
собственных высказываниях ребенка. Используемый дефектологом прием комментирующей речи собственных действий и действий детей
подготавливает их к овладению активной речью.
Знакомство с предметами, с их качественными или количественными признаками осуществляется последовательно. Вначале педагог
устанавливает связь между предметом, качественным или количественным признаком и их названием: указывает на предмет (или признак
предмета) и ясно, четко произносит его название. (Это кубик. Большой мяч. Один гриб.) Далее педагог произносит название предмета (или
признака), а ребенок должен показать или дать соответствующий предмет педагогу, выделив его среди других. (Дай мне кубик. Покажи
большой мяч. Возьми один гриб.) И, наконец, педагог указывает на предмет (признак) и просит ребенка назвать его. Что это? (Это кубик?)
Какого размера мяч? (Большой мяч.) Сколько грибов? (Один гриб.) Так пассивный словарь становится активным.
Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения такими приемами, как наложение и приложение. При первичном
выделении того или иного признака (качественного или количественного) сопоставляются контрастные предметы (количества предметов),
отличающиеся только данным признаком. Например, чтобы сформировать понятия длинный - короткий, подбирают два предмета одного
цвета, одинаковые по ширине и толщине, отличающиеся только длиной (разница в длине должна быть не менее 10-15 см). Чтобы дать
представление о количестве один - много, используют абсолютно одинаковые предметы: кладут на стол много однородных предметов,
выделяют из группы один предмет и говорят: «Здесь один, а здесь много» (пять-десять предметов).

2.Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета Математические представления в 7 классе
отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год

3Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные
представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий;
определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные
представления.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

4 Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления",
"Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".
92.2.1. Раздел "Количественные представления".
92.2.1.1. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств
("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение,
уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
92.2.1.2. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка
числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись

арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр).
Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
92.2.1.3. Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух
предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех
предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных)
предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по
ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине.
Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки.
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
92.2.1.4. Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма", "брусок". Соотнесение формы
предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с
геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия
(прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг).
Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
92.2.1.5. Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке,
изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение
месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади,
справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа,
слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.
Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх,
сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Определение месторасположения предметов в ряду.

92.2.1.6. Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание
последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас,
потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка
следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту.
Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом
деятельности.

5 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
№
.п
1

Тема

Кол-во
часов
22

Раздел "Количественные представления".

2

Раздел «Представления о величине»

12

3

Раздел «Представление о форме»

13

4

Раздел «Пространственные представления»

9

Виды деятельности
Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические
фигуры.
Объединять предметы в единое множество
Сравнивать предметы
Сравнение множеств
Знать и различать цифры 1, 2. Уметь соотносить количество с числом.
Применение в практической деятельности действий сложения и
вычитания.
Сравнивать предметы, используя подручные вещи. Уметь выполнять
счетные операции с опорой на счетный материал.
Узнавать и называть геометрические фигуры.
Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.
Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.
Сопровождать свои действия словесным пояснением
Знать и понимать пространственные ориентиры («близко», «около»,
«рядом», «далеко»).
Знать и понимать пространственные ориентиры («близко», «около»,
«рядом», «далеко»).

5

Раздел «Временные представления»

12

Знать и понимать пространственные ориентиры («сверху», «снизу»)
Знать и понимать пространственные ориентиры («спереди», «сзади»,
«справа», «слева»).
Знать и понимать пространственные ориентиры(«вверх», «вниз»,
«вперёд», «назад», «вправо», «влево»).
Знать и понимать пространственные ориентиры(«верх», «низ»,
«середина»).
Сопровождать свои действия словесным пояснением
Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих
четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы.
Знать части суток и уметь определять время суток
Знать временные промежутки и правильно их определять
Определять время по часам

6. Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Методическая литература для учителя:
1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида: учебник для вузов-М.: Владос,1999.
2. Рабочая тетрадь по математике для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учереждений Vlll вида
3. Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.
4. Математика.1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. В 2 ч. / Т. В. Алышева. - М.: «Просвещение», 2017;
Оборудование:
 предметы различной формы, величины, цвета
 изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.
 оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по
определенным признакам
 программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию
доступных математических представлений

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно тематическое планирование по математическим представлениям
№
урока
1
2-3
4-5
6-7-8

9-10
11-1213
14
15-16
17-18
19
20
21-22
23

Тема урока
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в
единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»,«пусто»).
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение,
уменьшение, уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр
Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.
Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9)
в числовом ряду
Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух
слагаемых.
Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10)

Кол-во
часов
1

Дата
план
5.09

2

7.09
12.09
14.09
19.09
21.09
26.09
28.09
3.10
5.10
10.10
12.10
17.10
19.10

2
3

2
3

Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в
пределах 5 (10).
Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).

1

Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на
одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).
Выполнение арифметических действий на калькуляторе
Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр).
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен
денег
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз»,

2

2

1
1
2
1

24.10
26.10
27.10
10.11
14.11
16.11
21.11
23.11
28.11

Дата
факт

24-25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36-3738-39

40-4142
43

44

45
46
47

наложения1
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление
упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по
ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с
помощью весов
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине
Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине
Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма»,«брусок».
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение)
геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая,
ломаная), отрезок
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы
предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4- х)
частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из
счетных палочек
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету,
контурной линии).
Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок) по точкам
Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок,
круг).
Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной

2
1
1

30.11
5.12
7.12
12.12

1
1
1

14.12
19.12
21.12

1
1
1
1
1
4

1

26.12
28.12
9.01
11.01
16.01
18.01
23.01
25.01
30.01
1.02
6.02
8.02

1

13.01

1

15.01

1

20.01

1

22.01

3

62-63

(заданной) величины. Измерение отрезка.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке,
изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука
(нога, сторона тела).
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь),
далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри,
перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре
ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева,
верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа,
верхний (нижний) правый (левый) угол
Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов
(изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между
Определение, месторасположения предметов в ряду
Узнавание (различение) частей суток
Знание порядка следования частей суток
Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным
промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера,
послезавтра, давно, недавно
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

64-65

Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.

2

Сравнение людей по возрасту
Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5
минут)
Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Итого

1
1

48-49

50-51

52

53-54
55
56
57
58
59
60-61

66
67
68

2

27.01
29.01

2

5.03
7.03

1

12.03

2

14.03
19.03
21.03

1
1
1
1
1
2

2.04
4.04
9.04
11.04
16.04
18.04

2

23.04
25.04
2.05
7.05
14.05
16.05

1
68

21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».