ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции
молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста
особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях,
об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение
при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной
культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений
извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время
открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию
своего места в обществе.
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам,
закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовнонравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по
содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой
деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия
с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества
и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими,
правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Обществознание» в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда.
Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие
рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги
финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты).
Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного
пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию
конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная
культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской
Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и
мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная
безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего
образования: личностным, метапредметным и предметным.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной
школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в
курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в
целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант
распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль
(раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые
в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного
социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с
определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в
группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях
осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах,
собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике,
видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики
на развитие конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и
предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций
различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного
регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической
деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной
политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и
последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения
эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической
деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема,
график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в
нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию,
включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности
(сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы;
практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов;
использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и
повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм
сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения
гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе
образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном
ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную
безопасность;
приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на
социализацию личности; правил информационной безопасности;
классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и
образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного
поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать
текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской
Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках
информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в
разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной
культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и
религиозных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ.
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1
Экономика — основа жизнедеятельности
человека
5
1.2
Рыночные отношения в экономике
5
1.3
Финансовые отношения в экономике
5
1.4
Домашнее хозяйство
1
1.5
Экономические цели и функции
государства
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
20
Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1
Культура, её многообразие и формы
1
2.2
Наука и образование в Российской
Федерации
4
2.3
Роль религии в жизни общества
2
2.4
Роль искусства в жизни человека
2
2.5
Роль информации в современном мире
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
11
Защита проектов, итоговое повторение
3
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
0
Приложение 1 к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
Тема урока
Экономическая
жизнь общества
2
Экономическая
система и её
функции.
Собственность
3
Производство —
источник
экономических благ
4
Предпринимательств
о.
Производительность
труда. Разделение
труда
Всего
Контро
льные
работы
Практи
ческие
работы
Функциональная
грамотность
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
1
План
6.09.23
https://m.edsoo.ru/f5
ebfda0
Высказывать и
обосновывать
собственную точку
зрения по вопросу,
обсуждаемому в
тексте.
13.09.23
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ebff6c
Библиотека ЦОК
1
1
Дата
20.09.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec0124
Оценивать
полноту,
достоверность
информации.
Определять
27.09.23
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ec06f6
Факт
наличие/
отсутствие
информации.
5
Деньги, обмен,
торговля
Библиотека ЦОК
1
6
Рыночная экономика.
Конкуренция.
Многообразие
рынков
7
Спрос и
предложение.
Рыночное равновесие
1
8
Предприятие в
экономике
1
9
Заработная плата и
стимулирование
труда. Занятость и
безработица.ОДНКН
Р»Совершенствован
ие человека в труде.
1
10
Финансовый рынок и
финансовые
1
1
6.10.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec091c
Находить и
извлекать одну или
несколько единиц
информации,
расположенных в
одном фрагменте
текста.
13.10.23
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ec0ae8
Библиотека ЦОК
20.10.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec0cb4
Библиотека ЦОК
27.10.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec0e62
8.11.23
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ec1132
Определять
наличие/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
15.11.23
посредники
отсутствие
информации.
Понимать
смысловую
структуру текста
(определять тему,
главную
мысль/идею,
назначение текста).
ec12ea
Библиотека ЦОК
11
Банковские услуги
1
12
Страховые услуги
1
13
Защита прав
потребителя
финансовых услуг
14
Экономические
функции
домохозяйств
15
Потребление
домашних хозяйств.
Потребительские
товары и товары
длительного
пользования
Библиотека ЦОК
29.11.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec175e
Библиотека ЦОК
1
6.12.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec1920
Библиотека ЦОК
1
1
22.11.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec14b6
13.12.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec1ae2
Находить и
извлекать одну или
несколько единиц
информации,
расположенных в
одном фрагменте
20.12.23
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ec1e70
текста.
16
Источники доходов и
расходов семьи
17
Экономические цели
и функции
государства
18
Налоги.
Государственный
бюджет.
Государственная
политика по
развитию
конкуренции
19
Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
экономических
отношениях"
20
Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
экономических
отношениях"
Библиотека ЦОК
1
27.12.23
https://m.edsoo.ru/f5
ec2046
Библиотека ЦОК
1
10.01.24
https://m.edsoo.ru/f5
ec21ea
Соотносить
визуальное
изображение с
вербальным
текстом.
Формулировать
выводы на основе
обобщения
отдельных частей
текста.
1
17.01.24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ec23a2
24.01.24
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5
ec255a
31.01.24
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/f5
ec27f8
21
Культура, её
многообразие и
формы.ОДНКНР
«Культурное
наследие
христианства.»
22
Наука. Роль науки в
развитии общества
23
Образование в
современном
обществе
24
Образование в
Российской
Федерации.
Самообразование
25
Политика в сфере
культуры и
образования в
Российской
Федерации
26
Роль религии в жизни
человека и общества.
ОДНКНРИстория
религий в России.
1
Высказывать и
обосновывать
собственную точку
зрения по вопросу,
обсуждаемому в
тексте.
7.02.24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ec29ce
Библиотека ЦОК
1
14.02.24
https://m.edsoo.ru/f5
ec2b86
Библиотека ЦОК
1
21.02.24
https://m.edsoo.ru/f5
ec2d2a
Библиотека ЦОК
1
28.02.24
https://m.edsoo.ru/f5
ec305e
6.03.24
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/f5
ec31da
Формулировать на
основе полученной
из текста
информации
собственную
гипотезу.
13.03.24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ec3356
27
Национальные и
мировые религии.
Религии и
религиозные
объединения в
Российской
Федерации
28
Что такое искусство.
Виды искусств
29
Роль искусства в
жизни человека и
общества.
ОДНКНР
Искусство в жизни
современного
человека.
30
Роль информации и
информационных
технологий в
современном мире
20.03.24
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5
ec34c8
Библиотека ЦОК
1
3.04.24
https://m.edsoo.ru/f5
ec363a
10.04.24
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5
ec38c4
Библиотека ЦОК
1
31
Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в мире
культуры"
1
32
Защита проектов по
1
17.04.24
https://m.edsoo.ru/f5
ec3a5e
1
Формулировать на
основе полученной
из текста
информации
собственную
гипотезу.
24.04.24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5
ec3bd0
Библиотека ЦОК
8.05.24
теме по теме
"Финансовая
грамотность"
https://m.edsoo.ru/f5
ec3d60
Библиотека ЦОК
33
Защита проектов по
теме "Человек в
экономике"
34
Итоговое повторение
по темам "Человек в
экономике", "Человек
в мире культуры"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
https://m.edsoo.ru/f5
ec3f72
Библиотека ЦОК
1
34
15.05.24
https://m.edsoo.ru/f5
ec40e4
2
0
22.05.24
Приложение 2 к рабочей программе
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
8 КЛАСС
№
п/п
Кол-во часов
Наименование
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
1
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических
отношениях"
1
31.01.24
2
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры"
1
24.04.24
Приложение 3 к рабочей программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание 8 класс: учебник для общеобразоват.организаций Л.Н.Боголюбов и др.-2-е изд.М.:Просвещение, 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа: Примерной программы для учреждений, работающих по системе учебников для общеобразовательных организаций с
использованием рекомендаций авторской программы Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://nature.ok.ru/
2. Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/24/6/9
3. ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/