РП АООП (УО) по предметному курсу основы финансовой грамотности 8 класс на 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предметному курсу «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8 и 9 классов, осваивающих адаптированную
основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы Корлюгова Ю. Н. УМК «Финансовая грамотность» М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их мотивации к познанию, приобщение к
общечеловеческим ценностям. «Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 8 и 9
классов в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования
и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны
овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом,
личными финансами.
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Задачи курса:
- формировать финансовую грамотность и воспитание финансовой культуры учащихся с умственной (умеренной) отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- формировать инвестиционную культуру учащихся с умственной (умеренной) отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- формировать основы экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;

- формировать социально-экономическую компетентность на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
- формировать практические навыки использования финансовых инструментов;
- профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов;
- сформировать навыки построения личного финансового плана.
- изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансовоэкономического образования учащихся;
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными
финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования
и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны
овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом,
личными финансами.

1. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» состоит из восьми частей:
1. Что такое деньги и откуда они взялись.
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
3. Какие деньги были раньше в России.
4. Современные деньги России и других стран.
5. Откуда в семье деньги.
6. На что тратятся деньги.
7. Как умно управлять своими деньгами.

8. Как делать сбережения.
Курс занятий.
Данный курс состоит из 34 тематических занятий, а также вводного и заключительного занятий, предусматривает организацию деятельности
учащихся по интересам, занятия направлены на формирование опыта финансовой грамотности.
Темы занятий:
1. Как появились деньги?
2. История российских денег
3. Какие бывают деньги?
4. Банки, банкоматы и банковские карты
5. Безналичные деньги и платежи
6. Как я умею пользоваться деньгами
7. Что такое валюта?
8. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги
9. Откуда в семье берутся деньги?
10. Подсчитаем все доходы семьи
11. На что семья тратит деньги
12. Подсчитаем все расходы семьи
13. Как планировать семейный бюджет
14. Правила составления семейного бюджета
15. Учимся составлять семейный бюджет
16. Итоговая проверочная работа
17. Итоговая интеллектуальная игра «Деньги дикие и домашние».
Каждая из тем, приведенных выше, занимает два занятия, продолжительность которых составляет 1 час.

2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Основы финансовой грамотности» входит во внеурочную деятельность и рассчитана на 2 года обучения, в:
8 классе - 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), 9 классе - 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

3. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания курса «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в
коррекционной школе, как математика, технология, чтение и окружающий мир. При организации занятий педагогу важно учитывать
изменения социальной ситуации развития детей в последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования у детей финансовой
грамотности и в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов курса научить учащегося читать целенаправленно,
осмысленно, творчески;
• актуальность для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
игровой деятельности, совместной деятельности со сверстниками. Важным условием развития детской любознательности, потребности в
самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Основы финансовой
грамотности» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе наблюдение,
опыты, учебный диалог. Учащимся должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои
мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее как социальную роль ребёнка в качестве ученика, школьника, так и его
направленность на саморазвитие. Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи,
практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса у учащихся формируются умения и навыки,
связанные с работой с текстами, таблицами и схемами, поиском и анализом информации, публичными выступлениями и презентациями.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и
услуги?», «Какие виды денег существуют?», «Что я знаю о банковской карте?», «Что такое семейный бюджет?», «Какие доходы бывают в
семьях?», «Какие расходы бывают в семьях?», «Сколько денег тратит семья на питание?», «Сколько денег требуется семье на оплату
коммунальных услуг?»
Результатом освоения программы курса является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и преумножения, как
собственного финансового благополучия, так и семьи.
К таким компетенциям относятся:
 понимание финансовых ценностей своей жизни и жизни окружающих людей;
 способность контролировать свою финансовую деятельность;
 способность к принятию финансовых решений;
 уверенность в будущем, самоконтроль за своим материальным благополучием;

 умение проявлять настойчивость, в нестандартных ситуациях;
 способность принимать правильные, обдуманные финансовые решения.
Полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своём материальном благополучии; подростки научаться
управлять своим бюджетом, избегать не обдуманных трат; обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением
возможного финансового фиаско.
Предметные результаты:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности,
благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
- объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
- понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
- различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

4. Содержание учебного предмета
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают? (16 часов).
Знакомство с курсом. Как появились деньги? История российских денег. Какие бывают деньги? Банки, банкоматы и банковские
карты. Безналичные деньги и платежи. Как я умею пользоваться деньгами? Что такое валюта? Проверим, что мы узнали о том, как
изменялись деньги.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье? (4 часа).
Откуда в семье берутся деньги? Подсчитаем все доходы семьи.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 часа).
На что семья тратит деньги? Подсчитаем все расходы семьи.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал? (8 часов).
Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет. Итоговая
практическая работа.
Модуль 5. Итоговая интеллектуальная игра «Деньги дикие и домашние».
Уметь использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ .п

Тема

Кол-во часов

1

Модуль 1. Как появились деньги и
какими они бывают?

16

Виды деятельности
Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет

2

Модуль 2. Из чего складываются
доходы в семье?

4

3

Модуль 3. Почему семье иногда не
хватает денег на жизнь и как этого
избежать?

4

4

Модуль 4. Деньги счёт любят, или
Как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал?

8

5

Модуль 5. Интеллектуальная игра
«Деньги дикие и домашние».

2

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.

5. Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Учебная литература:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
5. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Методическая литература:
1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
2. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной школе на основе требований ФГОС НОО.
Минск: Вектор, 2017. 60 с.
3. Блискавка Е. Дети и деньги. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с.
5. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006.

6. Гольдберг Л. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. М.: Вектор, 2008.
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010.
8. Давыдкина Е.И. Урок физики в современной школе. ГорноАлтайск: Горно-Алтайский государственный университет. Режим
доступа: http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
9. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.
10. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.:
Интеллект-Центр, 2010.
11. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)?
// Экономика образования, 2012. № 2. С. 99–105.
12. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.iro.
yar.ru/resource/distant/music/sekret/tihova/tih_gl2.html
13. Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системнодеятельностного подхода на уроке: методические рекомендации. М.:
Проект 21 века, 2017. 120 с.
14.
Карелина
Г.Д.
Интерактивный
метод
«Мозаика»
в
образовательном
процессе.
Режим
доступа:
http://открытыйурок.рф/статьи/537420/
15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
16. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.
17. Кульневич С.В. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб.
заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.
18. Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casemethod.ru/
19. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М., 2001.
20. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа: https://project.1september.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf
21. Экономика для 3–5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / пер. с
англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.
Оборудование и приборы
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Экран
Интернет-источники:

1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».
3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
6. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно тематическое планирование
№
п/п

Наименование темы
урока

Основные виды деятельности обучающихся

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают? (16 часов)

Всего
часов

Дата
План

16 ч.

1.

Как
деньги?

появились Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Постановка 2 ч.
проектной задачи. Работа с вопросами и заданиями после текста. Оформление
первой странички детского журнала о финансах.

6.09
13.09

2.

История
денег.

российских Решение проектной задачи. Работа с основным учебным текстом. Работа с 2 ч.
вопросами и заданиями после текста. Оформление второй странички детского
журнала о финансах.

20.09
27.09

3.

Какие
деньги?

бывают Решение проектной задачи. Работа с основным учебным текстом. Работа с 2 ч.
вопросами и заданиями после текста. Оформление третьей странички детского
журнала о финансах.

4.10
11.10

4.

Банки, банкоматы и Беседа, игровой тренинг.
банковские карты.

2 ч.

18.10
25.10

5.

Безналичные деньги и Решение проектной задачи. Работа с основным учебным текстом. Работа с 2 ч.
платежи.
вопросами и заданиями после текста. Оформление странички детского журнала
о финансах.

8.11
15.11

6.

Как
я
пользоваться
деньгами?

22.11
29.11

умею Оформление очередной странички детского журнала о финансах. Игра.

2 ч.

факт

7.

Что такое валюта?

Решение проектной задачи.

8.

Проверим, что мы Занятие промежуточного оценивания.
узнали о том, как
изменялись деньги?

Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье? (4 часа).

2 ч.

6.12
13.12

2 ч.

20.12
27.12

4 ч.

9.

Откуда
в
семье Решение проектной задачи. Работа с основным учебным текстом. Работа с 2 ч.
берутся деньги?
вопросами и заданиями после текста. Оформление странички детского журнала
о финансах. Беседа.

10.01
17.01

10.

Подсчитаем
доходы семьи.

24.01
31.01

все Практическое занятие. Деловая игра.

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать? (4 часа)

2 ч.
4 ч.

11.

На что семья тратит Решение проектной задачи. Работа с основным учебным текстом. Работа с 2 ч.
деньги?
вопросами и заданиями после текста. Оформление странички детского журнала
о финансах.

7.02
14.02

12.

Подсчитаем
расходы семьи.

21.02
28.01

все Практическое занятие.

Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал? (8 часа)

2 ч.
8 ч.

13.

Как
планировать Решение проектной задачи. Работа с основным учебным текстом. Работа с 2 ч.
семейный бюджет?
вопросами и заданиями после текста. Оформление странички детского журнала
о финансах.

6.03
13.03

14.

Правила составления Решение проектной задачи. Работа с основным учебным текстом. Работа с 2 ч.
семейного бюджета.
вопросами и заданиями после текста. Оформление странички детского журнала
о финансах.

20.03
3.04

15.

Учимся
составлять Решение познавательных задач.
семейный бюджет.

2 ч.

10.04
17.04

16.

Итоговая проверочная Решение заданий.
работа.

2 ч.

24.04
8.05

Модуль 5. Итоговая интеллектуальная игра «Деньги дикие и домашние» (2 часа)
17.

2 ч.

Итоговая
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные 2 ч.
интеллектуальная
экономические ситуации.
игра «Деньги дикие и
домашние».
Итого:

34 ч.

15.05
22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».