РП АООП (ОУ) по ритмике 8 класс на 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Целью уроков ритмики в специальной (коррекционной) школе (для детей с ограниченными возможностями здоровья) является содействие
всестороннему развитию личности школьника.
Задачи:
Укреплять психическое и физическое здоровье школьников средствами ритмики в условиях школьного обучения: формировать
правильную осанку, походку; развивать общую и мелкую моторику, снизить психологическое напряжение средствами релаксации под
музыку в процессе движения.
Развивать у учащихся умения выражать в движении характер музыки и её настроение, передавать как контрасты, так и тонкие нюансы:
изящество, восторг, безмятежность.
Развивать у учащихся умения различать и выражать в движении основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм.
Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку,
узнавать произведение и его автора.
Совершенствовать музыкально-эстетические чувства.

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися.
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии: (уровневая дифференциация и индивидуализация,
системность, поэтапность, релаксация, рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи, соотношение статического
и динамического компонента урока. рациональность использования оптимального времени урока (3-25-я мин.), размещение учащихся в
зале с учетом их особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост), активность и работоспособность учащихся на разных этапах
урока. интерес к теме или уроку. распределение психической и физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание, влажная уборка.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости,
реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку

на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка
с одного вида деятельности на другой.
Особенности методики преподавания предмета. Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой
для детей с умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в
психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
o коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости,
устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового,
пространственного, зрительного);
o коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные
эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение,
приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
o коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в
пространстве, преодолению глобальных синкинезий;
o развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными
движениями.
Методы и формы обучения, используемые современные образовательные технологии. Методы ведения учебных занятий курса различны и
зависят от вида проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими:
o Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
o Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная работа учащихся, коллективная работа
всем классом.
o Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
o Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений.
o Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.
Формы занятий:

o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

ритмопластика и ритмическая гимнастика;
логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение);
психогимнастика под музыку;
корригирующие игры с пением;
коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
коммуникативные танцы;
хореографические этюды с предметами и без предметов;
элементы музицирования;
импровизация;
ритмический диктант;
Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Ритмика» в соответствии с АООП (1 вариант) и Учебным планом МАОУ Ю-Дубровинская СОШ
рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Ритмика» в 7 классе I вариант включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося.
Возможные личностные результаты:

o ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
o развитие двигательной активности;
o формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
o осознавать роль танца в жизни;
o понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
o развитие танцевальных навыков,
o развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах деятельности,
o расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
o освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
o способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
o способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты.

Предметных результатов:
Минимальный уровень:
o уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального
отрывка;
o различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
o отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой
частей музыкальных фраз; четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время
веселой, задорной пляски;
o различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Достаточный уровень:

o знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений;
o уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг;
o знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные движения, а также использовать их
при самостоятельном составлении небольших танцевальных композиций;
уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных инструмент
Достижение базовых учебных действий:
- познавательных учебных действий:
o определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности;
o умение ставить и формулировать проблемы;
o навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
- регулятивных учебных действий:
o использование речи для регуляции своего действия;
o адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
o умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативных учебных действий:
o
o
o
o
o
o
o
o

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание учебного предмета.
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на
простейших музыкальных инструментах.
Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки.
Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет
тесную связь и взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.
Программа содержит 5 разделов:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2. Ритмико-гимнастические упражнения.
3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
4. Игры под музыку.
5. Танцевальные упражнения.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых
музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных
движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног,
туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание
пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения
отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.

Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ
помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать
весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер.
Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными
движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от
задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны
быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Перестроение в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из колонн в круги. Перестроение из кругов в
звездочки и карусели. Сохранять правильные дистанции во всех видах построения. Ходить по диагональным линиям по часовой
стрелке и против.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
Движения головы и туловища. Круговые движения плеч. Движения кистей рук. Круговые движения и повороты туловища. Сочетания
движений ног. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы. Упражнения под музыку. Самостоятельное составление ритмических рисунков.
Сочетание хлопков и притопов с предметами.
Упражнения на расслабление мышц
Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. Расслабление и опускание головы, корпуса с позиции стоя, сидя

3. Координация движений, регулируемых музыкой Упражнения на детском пианино. Движения пальцев рук, кистей. Передача
основного ритма знакомой песни Упражнения на аккордеоне, духовой гармонике.
4. Игры под музыку
Передача в движении ритмического рисунка. Смена движения в соответствии со сменой частей. Начало движения. Разучивание
игр, элементов танцевальных движений. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым
сопровождением.
5. Танцевальные упражнения
Галоп. Элементы русской пляски. Присядка. Круговой галоп. Шаг кадрили. Пружинящий бег Поскоки с продвижением. Элементы
народных танцев.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п.п.
1

2
3
4
5

Раздел
Упражнения на ориентирование в
пространстве

Виды деятельности
Исходное положение, шаг марша, бег с опущенным и
поднятым коленом, шеренга. Ориентировка в
направлении движений вперед, назад, направо, налево, в
круг, из круга. Наклонять, поворачивать голову.
Выполнять круговые движения плеч: вперед, назад.
Движения рук в разных направлениях; наклонить,
повернуть туловище вправо, влево.

Количество часов
5

Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие
упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения на
координацию движений
Ритмико-гимнастические упражнения на
расслабление мышц

Поднимать и опускать руки по очереди, перекрестно
Поднимать и опускать руки по очереди, перекрестно

5
5

Выставить левую ногу вперед. Правую руку вперед.

5

Круговые движения рук, поднимать. Опускать плечи.
Двигать кистями рук в разных направлениях. Сжимать
пальцы в кулак, поочередно закрывать пальцы.

5

7

Упражнения с детскими музыкальными
инструментами
Игры под музыку

8

Танцевальные упражнения

6

Выполнять ритмические движения в соответствии с
различным характером музыкальной динамики
Выполнять ритмические движения в соответствии с
различным характером музыкальной динамик
Прямой галоп. Танцевальные движения. Танец
«Барыня», Шагать бодро, спокойно, тихо, топая ногами.
«Утята» Галоп. Прыжки на двух ногах с разными
положениями рук.

Итого

3
2
4

34

Описание учебно-методического и материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
Материально-техническое обеспечение:
 технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
 музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры),
 детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты,
металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
 дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи.
Методическая литература:
1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.111с.
2. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки
ритмики в коррекционной школе Волгоград «Учитель» 2006 г.

3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
4. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
5. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А.
Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.
3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.112 с.
4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса»,
2000.
6. Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и
репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
Информационное обеспечение образовательного процесса
-

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Приложение к рабочей программе
Тематическое - планирование по ритмике 8 класс
№
п/п

Тема

К-во
часов

Дата
план

Упражнения на ориентирование в пространстве (6 часов)
1

Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение в колонну по четыре

1

06.09

2

Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение в колонну по четыре

1

13.09

3

Упражнения на ориентирование в пространстве. Построение в шахматном порядке

1

20.09

4

Упражнения на ориентирование в пространстве. Построение в шахматном порядке

1

27.09

5

Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из колонн в круги.

1

04.10

6

Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из колонн в круги.

1

11.10

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения (4 часа)
7

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Движения головы и туловища

1

18.10

8

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Движения головы и туловища

1

25.10

9

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения плеч

1

08.11

10

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения плеч

1

15.11

Дата
факт

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений (4 часа)
11

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания
движений рук, ног, головы

1

22.11

12

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания
движений рук, ног, головы

1

29.11

13

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения под музыку.РК

1

06.12

14

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения под музыку.РК

1

13.12

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц (2 часа)
15

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах с
одновременным расслаблением.

1

20.12

16

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах с
одновременным расслаблением.

1

27.12

Упражнения с детскими музыкальными инструментами (2 часа)
17

Координационные движения, регулируемые музыкой. Упражнения на детском пианино

1

10.01

18

Координационные движения, регулируемые музыкой. Упражнения на детском пианино

1

17.01

Игры под музыку (4 часа)
19

Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка

1

24.01

20

Игры под музыку. Смена движения в соответствии со сменой частей

1

31.01

Танцевальные упражнения (8 часов)

21

Танцевальные упражнения. Галоп

1

07.02

22

Танцевальные упражнения. Круговой галоп

1

14.02

23

Танцевальные упражнения. Присядка

1

21.02

24

Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски.РК

1

28.02

1

06.03

Координационные движения, регулируемые музыкой (2 часа)
25

Координационные движения, регулируемые музыкой. Движения пальцев рук, кистей

Упражнения на ориентирование в пространстве (6 часов)
26

Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из кругов в звездочки и
карусели

1

13.03

27

Упражнения на ориентирование в пространстве. Ходьба по центру зала, умение намечать
диагональные линии из угла в угол.

1

20.03

28

Упражнения на ориентирование в пространстве. Сохранять правильные дистанции во всех
видах построения

1

03.04

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения (8 часов)
29

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Движения кистей рук

1

10.04

30

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения и повороты
туловища

1

17.04

31

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Сочетания движений ног.

1

24.04

32

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки.

1

08.05

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений (4 часа)
33

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Самостоятельное
составление ритмических рисунков

1

15.05

34

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Сочетание хлопков и
притопов с предметами. РК

1

22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».