РП АООП (ОУ) по истории отечества 8 класс 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к
своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
-формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
-развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости
высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
-овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
-формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
-формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
-формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
-усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
-формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
-формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
-воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
-воспитание гражданственности и толерантности;
-коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по "История Отечества" разработана в соответствии АОП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями
3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 год.
4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 год.

5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.11.2022г. № 1026 «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией И.М.Бгажнокова,Л.В.
Смирнова.- 5-е изд.-М. :Просвещение, 2021г.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Курс «Истории Отечества» дает учащимся с интеллектуальным недоразвитием представления об историческом времени и пространстве,
исторических источниках. Курс погружает их в мир истории через характеристики образа жизни людей в различные периоды отечественной
истории (занятия, орудия труда, жилища, одежда и т. д.), описания памятников культуры, рассказы об исторических событиях и их
участниках. Преподавание истории как учебного предмета предполагает не только изучение исторического материала, овладение знаниями и
умениями, но и воспитательное и коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета история отечества в 8 классе отводится 1 час
в неделю, 34 часа в год

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
10) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "История Отечества".
Минимальный уровень:
1) знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
2)знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
3)знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
4)понимание значения основных терминов-понятий;
5)установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование "Лентой времени";
6)описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам педагогического
работника;
7)нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;

8)объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического работника.
Достаточный уровень:
1)знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;
2)знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение;
3)составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
4)знание мест совершения основных исторических событий;
5)знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление
6)элементарной характеристики исторических героев;
7)формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий;
8)понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее "легенду";
9)знание основных терминов понятий и их определений;
10)соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;
11)сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
12)поиск информации в одном или нескольких источниках;
13)установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.

Содержание учебного предмета

Введение
Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть
и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к
Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва:
разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.
Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические
преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Российская империя после Петра I (1725-1801)
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова.
И.И. Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост
городов. "Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.
Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии.
А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие
исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные
этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В.
Давыдов). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I.
Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.
Внешняя политика России. Крымская война 1853 - 1856 гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки.
Выдающиеся деятели культуры (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси).
Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-

экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие
начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих.
Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине
XIX века. Великие имена: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.И. Суриков, П.И. Чайковский, А.С. Попов, А.Ф. Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих.
Русско-японская война 1904 - 1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и
политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. - начало революции, основные ее события. "Манифест 17
октября 1905 года". Поражение революции, ее значение. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А.М. Горький, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление
первых кинофильмов в России.
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А.Ф. Керенский.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ п/п

Тема

Вид деятельности

Кол-во часов

1

Раздел I. Введение

1

1

Раздел II.
XVIII веке.

15

2

3

Россия в Уметь показывать на карте территорию и границы России в XVII (17) в. Понимать
значения слов, обозначающих сословия российского общества в XVII (17) в. Уметь
объяснять причины возникновения разных сословий в России: дворян, бояр, купцов и др.
Уметь объяснять причины войн России с Польшей, Швецией, стремления Украины к союзу
с Россией. Знать дату рождения Петра I, уметь описывать занятия и интересы, приводить
примеры деятельности Петра I по созданию армии, флота, по укреплению России, её
влияния на другие страны Европы
Обозначать на ленте времени границы XVII и XVIII в., устанавливать век по датам.
Раздел III. Российская
империя после Петра I. Знать преемников Петра I, объяснять причины частой смены правителей России после
смерти Петра I. Уметь рассказывать о порядках, образе жизни царедворцев в период
дворцовых переворотов. Уметь отмечать положительные изменения в государстве в период
правления Елизаветы Петровны, знать отличия этого периода от периода правления её
предшественников. Знать имена и заслуги великих деятелей России середины XVII в.:
Ломоносова, Шувалова, Суворова, Румянцева и др. Уметь работать с картой и лентой
времени в соответствии с заданиями в учебнике.
Работать с картой, находить и называть места морских и сухопутных сражений русских
Раздел IV. Россия в
войск. Объяснять причины ужесточения Павлом I порядков в армии, жизни придворного
первой половине XIX
общества, а также его попыток облегчить жизнь крестьянского сословия. Уметь оценивать
века.
мужество и героизм русской армии и её полководцев в зарубежных военных кампаниях.
Уметь устанавливать родственные связи между Екатериной II, Павлом I, Александром I,
объяснять причины разногласий между членами императорской семьи. Уметь объяснять
истоки возникновения прогрессивных идей о реформах в России у членов «негласного
комитета». Уметь сравнивать и делать выводы, касательно противоречивой политики
Александра I: с одной стороны – демократические реформы, с другой – «аракчеевщина».
Уметь самостоятельно применять карты, схемы, иллюстрации при описании сражений
русской армии с армией Наполеона. Уметь передавать в суждениях, объяснениях,
рассказах личностное отношение к героям 1812 г. Знать особенности личности Николая I,
уметь описывать условия его семейного воспитания. Знать и уметь объяснять причины

12

14

4

возникновения восстания декабристов и их требований к Сенату и императору. Знать итоги
восстания, его влияние на сознание дворянского общества в период правления Николая I.
Уметь обобщать позитивные и негативные явления в реформах и действиях Николая I в
управлении государством. Уметь работать с картой, передавать в описаниях традиции и
обычаи горцев, устанавливать исторические связи России с Кавказом, её геополитические
интересы и причины войн с горцами. Знать имена исторических деятелей, писателей,
поэтов участников войн на Кавказе в XIX (19) в. Знать о причинах и формах участия
России в подавлениях революционных движений в Европе. Знать о геополитических
притязаниях Турции и её действиях за влияние в Крыму, на Кавказе, на Чёрном море.
Уметь объяснять причины интереса России к Балканам, Чёрному морю, Палестине, а также
причины конфликта между Россией и другими странами. Знать причины, ход, участников
Крымской войны. Уметь показывать на карте, схемах места морских сражений и обороны
Севастополя. Знать имена героев российских полководцев – участников Крымской войны.
Уметь объяснять итоги войны за Крым
Раздел V. Россия во Связно рассказывать о воспитании, образовании, личностных качествах Александра II.
второй половине XIX - Уметь объяснять и подтверждать примерами историческое значение отмены крепостного
права, влияние этого события на социальное и общественное устройство России в XIX в.
начале XX века.
Понимать значение дипломатической службы на примере возвращения России на Чёрное
море, договоров с Бухарой, Хивинским ханством и др. Знать историю помощи России
балканским народам в избавлении от турецкого ига в XIX в. Уметь объяснять причины
возникновения тайных революционных организаций в России. Уметь объяснять причины
ужесточения законов по сохранению незыблемости самодержавия в период правления
Александра III. Знать об основных направлениях деятельности правительства и императора
по экономическому развитию России в 80-ые годы XIX в. Уметь использовать источники
литературы и искусства в описании жизни и быта городского и сельского населения России
(Некрасов, Короленко, Чехов, Горький, Богданов-Бельский, Репин и др.). Знать наиболее
острые проблемы Русского государства в конце XIX – начале XX в. Знать причины и итоги
войны с Японией, их влияние на настроение рос. общества. Знать причины усиления
рабочего движения в России, его социальную динамику в борьбе за права. Уметь давать
хар-ку личности Николая II и его окружению в условиях роста социальных противоречий в

26

стране. Знать причины, ход и итоги Февральской революции 1917 г. Знать примеры
достижений российской науки, культуры, искусства в начале XX в. Знать имена
выдающихся ученых, писателей, художников, артистов начала XX в
итого

68
Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса

«История Отечества». 8 класс: учеб.для общеобразовательных организации, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/
И.М.Бгажнокова,Л.В. Смирнова.- 5-е изд.-М. :Просвещение, 2021г

Приложение к рабочей программе

Календарно - тематический план История России - 8 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов

Раздел I. Введение

1

Наше Отечество - Россия в конце XVII века

1

Раздел II. Россия в XVIII веке.

15

2-3

Начало царствования Петра I.

2

4-5

Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям.

2

6-7

Северная война.

2

Строительство Петербурга.

1

Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота.
Окончание Северной войны.
Реформы Петра I

2

Личность Петра I Великого.

2

Итоги и цена петровских преобразований.

2

Раздел III. Российская империя после Петра I.

12

1

8
9-10
11-12
1314
1516

2

Дата проведения
План
Факт
5.09.23

8.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
3.10
6.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10

1718

Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.

2

7.11
10.11

1920

Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова.

2

14.11
17.11

2122

Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской
власти.

2

21.11
24.11

23-24 Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение.

2

25-26 Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и
освоение Новороссии.
27-28 Культура и быт России во второй половине XVIII века.

2

28.11
1.12
5.12.
8.12
12.12
15.12

Раздел IV. Россия в первой половине XIX века.

2
14

29-30 Россия в начале XIX века.

2

31-32 Император Александр 1. Внутренняя и внешняя политика России.

2

33-34 Отечественная война 1812 г.

2

35-36 Император Николай 1.

2

37-38 Движение декабристов. Восстание декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге.
39-40 Внешняя политика России. Крымская война 1853 - 1856 гг.

2

41-42 "Золотой век" русской культуры первой половины XIX века.

2

2

19.12
22.12
26.12
29.12
9.01
12.01
16.01.
19.01
23.01
26.01
30.01
2.02
6.02.
9.02

Раздел V. Россия во второй половине XIX - начале XX века.

26

43-44

Александр II. Отмена крепостного права, его значение.

2

45-46

Социально-экономическое развитие России.

2

47-48

Реформы Александра II.

2

49-50

Внешняя политика Александра II.

2

8.03
12.03

51-52

Царь Александр III. Внутренняя и внешняя политика.

2

53-54

Наука и культура во второй половине XIX века.

2

55-56

Николай II.

2

15.03
19.03
22.03
2.04
5.04
9.04

57-58

Промышленное развитие страны.

2

59-60

Реформы П.А. Столыпина и их итоги.

2

61-62

Русско-японская война 1904 - 1905 гг

2

63-64

Революционные выступления. Первая русская революция 1905 - 1907 гг.

2

"Серебряный век" русской культуры.

1

65

13.02
16.02
20.02
27.02
1.03
5.03

12.04
16.04
19.04
23.04
26.04
3.05
7.05
10.05
14.05

6667
68

Революционные события 1917 года.

2

Резервный урок

1

17.05
21.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».