РП АООП (УО) по биология 8 класс на 2023-2024 уч.год

1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного мира, воспитание у обучающихся чувства любви к природе и
ответственности за ее сохранность.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни животных;
− формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за домашними животными,
использование полученных знаний для решения бытовых и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
− развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие
психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе определяет следующие задачи:
− формирование элементарных научных представлений о поведении, образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых
животных;
− установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных;
− формирование умений называть признаки сходства и различия между группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в
окружающем мире, фотографиях, рисунках;
− формирование умений описывать особенности внешнего вида разных групп животных;
− формирование умений применения практических знаний: уход за животными;
− формирование навыков правильного поведения в природе;
− использование правил здорового образа жизни, поведения в природе в окружающей природе;

− формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

2.

Общая характеристика
обучающимися

учебного

предмета

с

учѐтом

особенности

его

освоения

Курс «Биология» в 8 классе состоит из раздела «Животные». В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира
и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности
животных к условиям их жизни.
Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а
также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью
контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их
знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за
деятельностью обучающихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при
этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета «Биология» в 8 отводится 2 часа в
неделю, 68 часов в год
4.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:
 воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и культурным достопримечательностям страны:
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения
многообразия мира животных;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за
животными; использование доступных информационных технологий для коммуникации;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение видеть красоту, гармонию окружающей природы;

 овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение
ухаживать за домашними питомцами;
 сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание правил ухода за животными на ферме и дома;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы;
− знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в
объеме программы;
− выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
5.

Содержание учебного предмета.
1) Введение.
2) Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные.
3) Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска:
защитная, предостерегающая).
4) Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.

5) Беспозвоночные животные.
6) Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
7) Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
8) Дождевой червь.
9) Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в
почвообразовании.
10) Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
11) Насекомые.
12) Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
13) Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек.
Павлиний глаз, траурница, адмирал. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
14) Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
15) Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук,
колорадский жук, божья коровка или другие - по выбору педагогического работника).
16) Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
17) Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование
продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
18) Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
19) Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых - вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
20) Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
21) Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
22) Позвоночные животные
23) Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
24) Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
25) Рыбы.
26) Общие признаки рыб. Среда обитания.
27) Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
28) Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
29) Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб.
Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
30) Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения
(живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
31) Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.

32) Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).
33) Земноводные.
34) Общие признаки земноводных.
35) Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).
36) Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в
природе.
37) Черты сходства и различия земноводных и рыб.
38) Польза земноводных и их охрана.
39) Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
40) Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
41) Пресмыкающиеся.
42) Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
43) Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
44) Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и
развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
45) Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
46) Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
47) Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
48) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
49) Птицы.
50) Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение
птенцов.
51) Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные
(зимующие, оседлые).
52) Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
53) Хищные птицы: сова, орел.
54) Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
55) Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
56) Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.
57) Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
58) Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
59) Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на
примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

60) Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.
61) Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
62) Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.
63) Млекопитающие животные.
64) Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и
вскармливание их молоком).
65) Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и
сельскохозяйственные.
66) Дикие млекопитающие животные.
67) Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.
68) Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
69) Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
70) Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ
жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.
71) Псовые (собачьи): волк, лисица.
72) Медвежьи: медведи (бурый, белый).
73) Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
74) Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
75) Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные
особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
76) Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Отличительные особенности, распространение и значение.
77) Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей.
Значение китообразных.
78) Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень).
79) Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места
обитания.
80) Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
81) Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
82) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото).
83) Сельскохозяйственные животные.
84) Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.

85) Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров.
Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
86) Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а
также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний
и летний периоды.
87) Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм).
Свиноводческие фермы.
88) Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
89) Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
90) Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
91) Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
92) Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).
93) Домашние питомцы.
94) Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию.
Заболевания и оказание первой помощи животным.
95) Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и оказание им
первой помощи.
96) Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.
6.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся

Раздел
Введение

Примерное содержание

Кол-во
Основные виды учебной
часов
деятельности обучающихся
Разнообразие животного мира. Позвоночные и
2
Развитие навыков составления рассказа по картинкам на
беспозвоночные животные. Дикие и домашние
основе зрительного
восприятия, формирование умения
животные.
работы с тетрадью. Формирование умения работать с
учебной литературой, коррекции формы изложения
Места обитания животных и приспособленность их к
материала на основе жизненного опыта. Умение строить
условиям жизни (форма тела, покров, способ
ответы на
передвижения,
дыхание,
окраска:
защитная,
вопросы. Выполнение заданий врабочей тетради.
предостерегающая).

Значение животных и их охрана. Животные, занесенные
в Красную книгу.

Беспозвоно 6) Общие признаки беспозвоночных (отсутствие
чные
позвоночника и внутреннего скелета).
животные 7) Многообразие беспозвоночных; черви, медузы,
раки, пауки, насекомые.
8) Дождевой червь.
9) Внешний вид дождевого червя, образ жизни,
питание,
особенности
дыхания,
способ
передвижения.
Роль
дождевого
червя
в
почвообразовании.
10) Демонстрация живого объекта или влажного
препарата.
11) Насекомые.
12) Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы).
Различие по внешнему виду, местам обитания,
питанию.
13)
Бабочки.
Отличительные
признаки.
Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка).
Характеристика на примере одной из бабочек.
Павлиний глаз, траурница, адмирал. Их значение.
Яблонная
плодожорка,
бабочка-капустница.
Наносимый вред. Меры борьбы.
14) Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ
жизни, питание, способ передвижения, польза,
разведение.

11

Умение выявлять причинно- следственные связи. Умение
строить ответы на вопросы. Узнавание беспозвоночных
животных по внешнему виду. Выполнение классификации
групп животных.
Установление взаимосвязи между
средой обитания и внешним строением дождевого
червя/аскариды. Знание способов заражения глистными
заболеваниями.
Установление взаимосвязи между
средой обитания и внешним видом насекомого майского
жука, бабочки капустницы, комнатной мухи, медоносной
пчелы (ротовой аппарат и характер пищи). Выполнение
практических работ рассматривание гусеницы яблонной
плодожорки из поврежденного яблока. Выполнение заданий
в рабочей тетради. Применение полученных знаний в
бытовых
ситуациях.

15) Жуки. Отличительные признаки. Значение в
природе. Размножение и развитие. Сравнительная
характеристика (майский жук, колорадский жук,
божья коровка или другие - по выбору
педагогического работника).
16) Комнатная муха. Характерные особенности.
Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
17) Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь
пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел
(пчеловодство).
Использование
продуктов
пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы,
прополиса).
18) Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав
семьи. Особенности жизни. Польза. Правила
поведения в лесу. Охрана муравейников.
19) Демонстрация живых насекомых, коллекций
насекомых - вредителей сельскохозяйственных
растений, показ видеофильмов.
20) Практическая работа. Зарисовка насекомых в
тетрадях.
21) Экскурсия в природу для наблюдения за
насекомыми.
Позвоночн Общие признаки позвоночных животных. Наличие
ые
позвоночника и внутреннего скелета.
животные 24) Классификация животных: рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
25) Рыбы.
26) Общие признаки рыб. Среда обитания.
27) Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука,
карп.

53

Установление взаимосвязи между средой обитания и
внешним строением позвоночного животного.
Знание
названий и расположения внутренних органов животных.
Узнавание рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и
млекопитающих по внешнему виду и на разных стадиях
развития Формирование умения сравнивать, делать анализ
образца, используя зрительное восприятие объекта. Работа с
натуральными образцами, индивидуальная работа по

28) Морские рыбы: треска, сельдь или другие,
обитающие в данной местности.
29) Внешнее строение, образ жизни, питание
(особенности питания хищных рыб), дыхание,
способ
передвижения.
Размножение
рыб.
Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и
рациональное
использование).
Рыболовство.
Рациональное использование.
30) Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб.
Среда обитания (освещение, температура воды).
Особенности
размножения
(живородящие).
Питание. Кормление (виды корма), уход.
31) Демонстрация живых рыб и наблюдение за
ними.
32) Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной
ловлей (в зависимости от местных условий).
33) Земноводные.
34) Общие признаки земноводных.
35) Лягушка. Место обитания, образ жизни.
Внешнее строение, способ передвижения. Питание,
дыхание, размножение (цикл развития).
36) Знакомство с многообразием земноводных
(жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего
вида и образа жизни. Значение в природе.
37) Черты сходства и различия земноводных и рыб.
38) Польза земноводных и их охрана.
39) Демонстрация живой лягушки или влажного
препарата.
40) Практические работы. Зарисовка в тетрадях.
Черчение таблицы (сходство и различие).
41) Пресмыкающиеся.

карточкам, рассказ, беседа с учителем.
Объяснение
взаимосвязей между природой ичеловеком. Выполнение
практических работ описание внешнего вида птиц,
нахождение насхеме частей скелета птиц, млекопитающих.
Владениесформированными знаниями и действиями в
учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых ситуациях
(правила выращивания и ухода за домашними животными).
Выполнение заданий в рабочей тетради. Применение
полученных знаний в учебных, учебно-трудовых и бытовых
ситуациях. Знание общих признаков разныхгрупп
сельскохозяйственныхживотных, их значение для жизни
человека.
Установлениевзаимосвязи
между
средойобитания и
внешним
строениемсельскохозяйственных
млекопитающих, их содержанием.Владение
сформированнымизнаниями и действиями в
бытовыхситуациях (правила выращивания иухода за
домашними животными).
Выполнение
заданийв
рабочей
тетради.
Знание общих признаков разных групп животных.
Выполнениеклассификации
животных.
Узнавание
различных животных вокружающем мире, макетах,
фотографиях,
рисунках.повнешнему виду.

42) Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее
строение,
питание,
дыхание.
Размножение
пресмыкающихся (цикл развития).
43) Ящерица прыткая. Места обитания, образ
жизни, особенности питания.
44) Змеи. Отличительные особенности животных.
Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места
обитания, питание, размножение и развитие,
отличительные признаки). Использование змеиного
яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
45) Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки,
среда обитания, питание, размножение и развитие.
46)
Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся и земноводных (по внешнему
виду, образу жизни, циклу развития).
47) Демонстрация живой черепахи или влажных
препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
48) Практические работы. Зарисовки в тетрадях.
Черчение таблицы.
49) Птицы.
50) Дикие птицы. Общая характеристика птиц:
наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Особенности размножения: кладка яиц и выведение
птенцов.
51) Многообразие птиц, среда обитания, образ
жизни, питание, приспособление к среде обитания.
Птицы перелетные и неперелетные (зимующие,
оседлые).
52) Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
53) Хищные птицы: сова, орел.
54) Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

55) Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь,
пеликан.
56) Птицы, обитающие близ жилища человека:
голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие
местные представители пернатых.
57) Особенности образа жизни каждой группы птиц.
Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
58) Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки,
щеглы. Уход за ними.
59) Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка.
Особенности
внешнего
строения,
питания,
размножения и развития. Строение яйца (на
примере куриного). Уход за домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение
птицеводства.
60) Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.
Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.
61) Экскурсия с целью наблюдения за поведением
птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
62) Практические работы. Подкормка зимующих
птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом
уголке.
63) Млекопитающие животные.
64) Общие сведения. Разнообразие млекопитающих
животных. Общие признаки млекопитающих
(рождение живых детенышей и вскармливание их
молоком).
65) Классификация млекопитающих животных:
дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и
морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.
66) Дикие млекопитающие животные.

67) Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний
вид, среда обитания, образ жизни, питание,
размножение.
68) Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик,
бобр.
Отличительные
особенности
каждого
животного. Значение грызунов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Польза и
вред, приносимые грызунами. Охрана белок и
бобров.
69) Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид,
среда обитания, образ жизни, питание, значение в
природе (заяц-русак, заяц-беляк).
70) Хищные звери. Общие признаки хищных
зверей. Внешний вид, отличительные особенности.
Особенности некоторых из них. Образ жизни.
Добыча пиши. Черты сходства и различия.
71) Псовые (собачьи): волк, лисица.
72) Медвежьи: медведи (бурый, белый).
73) Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр.
Сравнительные характеристики.
74) Пушные звери: соболь, куница, норка, песец.
Пушные звери в природе. Разведение на
зверофермах.
75) Копытные (парнокопытные, непарнокопытные)
дикие животные: кабан, лось. Общие признаки,
внешний вид и отличительные особенности. Образ
жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
76) Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж.
Общие признаки, внешний вид, среда обитания,
питание, размножение и развитие. Отличительные
особенности, распространение и значение.

77) Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид,
места обитания, питание. Способ передвижения.
Особенности вскармливания детенышей. Значение
китообразных.
78) Охрана морских млекопитающих. Морские
животные, занесенные в Красную книгу (нерпа,
пятнистый тюлень).
79) Приматы. Общая характеристика. Знакомство с
отличительными особенностями различных групп.
Питание. Уход за потомством. Места обитания.
80) Демонстрация видеофильмов о жизни
млекопитающих животных.
81) Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей
(дельфинарий, морской аквариум).
82) Практические работы. Зарисовки в тетрадях.
Игры
(зоологическое
лото).
Сельскохоз
яйственные млекопитающие Корова. Овцы.
Домашние свиньи. Домашние лошади. Содержание
и выращивание телят, ягнят, поросят и жеребят на
фермах. Верблюды.
Северные олени. Уход за животными на
животноводческой ферме и пришкольном участке.
Домашние питомцы. 94) Собаки. Особенности
внешнего вида. Породы. Содержание и уход.
Санитарно-гигиенические
требования
к
их
содержанию. Заболевания и оказание первой
помощи животным.
95) Кошки. Особенности внешнего вида. Породы.
Содержание и уход. Санитарно-гигиенические
требования. Заболевания и оказание им первой
помощи.

96) Животные в живом уголке (хомяки, черепахи,
белые мыши, белки). Образ жизни. Уход.
Кормление. Уборка их жилища.
Обобщение

7.

Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные»
Обобщающий урок «Что вы узнали о животных?»

2

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. Биология. Животные. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/
А.И.Никишов, А.В.Теремов.- 18-е изд.-М.: Просвещение, 2021 – 231 с. : ил.
2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.
М.(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год.
Оборудование и приборы
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Экран

Приложение 1 к рабочей программе

Календарно - тематическое планирование по биологии
№ п/п

Тема урока

Введение (2 часа)
Разнообразие животного
1
мира.

2

Значение животных и их
охрана

Содержание

Разнообразие животного мира.
Позвоночные и беспозвоночные
животные. Дикие и домашние
животные. Места обитания животных
и приспособленность их к условиям
жизни (форма тела, покров, способ
передвижения, дыхание, окраска:
защитная, предостерегающая).
Значение животных и их охрана.
Животные, занесенные в Красную
книгу.

Беспозвоночные животные (11 часов)
Общие признаки
Общие признаки беспозвоночных
3
беспозвоночных
(отсутствие позвоночника и
животных.
внутреннего скелета). Многообразие
Многообразие
беспозвоночных; черви, медузы, раки,
беспозвоночных
пауки, насекомые.
4

Общие признаки червей.
Дождевой червь

Дождевой червь. Внешний вид
дождевого червя, образ жизни,
питание, особенности дыхания, способ

Колво
часов
1

1

1

1

Основные виды учебной
деятельности
обучающихся

Дата
План

Развитие навыков составления 04.09.23
рассказа по картинкам на
основе
зрительного
восприятия,
формирование
умения работы с тетрадью.
Формирование
умения
работать
с
учебной
литературой,
коррекции
формы изложения материала
на основе жизненного опыта. 07.09.23
Умение строить ответы на
вопросы.
Выполнение
заданий
в
рабочей тетради.
Умение выявлять причинно- 11.09.23
следственные связи. Умение
строить ответы на вопросы.
Узнавание
беспозвоночных
животных по внешнему виду.
Выполнение классификации
групп
животных. 14.09.23
Установление
взаимосвязи
между средой обитания и

Факт

передвижения. Роль дождевого червя в
почвообразовании.
5

6

7

8

9

10

Общие признаки
Многообразие насекомых (стрекозы,
насекомых.
тараканы). Различие по внешнему
Многообразие
виду, местам обитания, питанию.
насекомых. Внешнее
строение и образ жизни
насекомых
Бабочки. Отличительные Бабочки. Отличительные признаки.
признаки. Размножение
Размножение и развитие (яйца,
и развитие
гусеница, куколка). Характеристика
на примере одной из бабочек.
Павлиний глаз, траурница, адмирал.
Их значение.
Яблонная плодожорка.
Бабочка- капустница

1

1

Жуки. Отличительные
признаки

Яблонная плодожорка, бабочка1
капустница. Наносимый вред. Меры
борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, 1
образ
жизни,
питание,
способ
передвижения, польза, разведение
Жуки.
Отличительные
признаки. 1
Значение в природе. Размножение и
развитие.
Сравнительная
характеристика
(майский
жук,
колорадский жук, божья коровка или
другие - по выбору педагогического
работника).

Комнатная муха

Комнатная

Тутовый шелкопряд

муха.

Характерные 1

внешним
строением
дождевого
червя/аскариды.
Знание способов заражения 18.09.23
глистными
заболеваниями.
Установление
взаимосвязи
между средой обитания и
внешним видом насекомого
майского
жука,
бабочки
капустницы, комнатной мухи,
медоносной пчелы (ротовой 21.09.23
аппарат и характер пищи).
Выполнение
практических
работ
рассматривание
гусеницы
яблонной
плодожорки из поврежденного
яблока. Выполнение заданий в
рабочей тетради. Применение
полученных знаний в бытовых 25.09.23
ситуациях.

28.09.23

02.10.23

05.10.23

11

Медоносная пчела.

12

Муравьи

13

Экскурсия в природу:
наблюдение за
насекомыми

особенности. Вред. Меры борьбы.
Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. 1
Жизнь пчелиной семьи (состав семьи).
Разведение
пчел
(пчеловодство).
Использование
продуктов
пчеловодства (целебные свойства меда,
пыльцы, прополиса).
Муравьи - санитары леса. Внешний
вид. Состав семьи. Особенности
жизни. Польза. Правила поведения в
лесу. Охрана муравейников.

09.10.23

1

12.10.23

1

16.10.23

Позвоночные животные (53часов)
Рыбы (5 часов)
Общие признаки
14
позвоночных животных.
Классификация
животных

15

Рыбы. Общие признаки
рыб. Среда обитания.

Общие признаки позвоночных
животных. Наличие позвоночника и
внутреннего скелета. Классификация
животных: рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие
Общие признаки рыб. Среда обитания.

1

1

16

Речные рыбы

Речные рыбы (пресноводные): окунь, 1
щука, карп.

17

Морские рыбы

Морские рыбы: треска, сельдь или

1

Установление
взаимосвязи
между средой обитания и
внешним строением
позвоночного
животного.
Знание названий и
расположения
внутренних
органов
животных.
Узнавание рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц и
млекопитающих по внешнему
виду и на разных стадиях
развития
Формирование
умения сравнивать, делать

19.10.23

23.10.23
26.10.23
09.11.23

другие, обитающие в данной
местности.
18

19

20

21

Внешнее и внутреннее
строение, образ жизни
рыб
Рыбоводство.
Рыболовство.
Рациональное
использование

Домашний
аквариум. Домашний
аквариум.
Виды 1
Виды аквариумных рыб аквариумных рыб. Среда обитания
(освещение,
температура
воды).
Особенности
размножения
(живородящие). Питание. Кормление
(виды корма), уход.
Экскурсия к водоему
1
(виртуальная)

Земноводные (3 часа)
Общие признаки
22
земноводных. Среда
обитания и внешнее
строение лягушки

23

Внешнее строение, образ жизни,
1
питание (особенности питания хищных
рыб), дыхание, способ передвижения.
Размножение рыб.
Рыбоводство (разведение рыбы, ее 1
охрана
и
рациональное
использование).
Рыболовство.
Рациональное использование.

Многообразие
земноводных

Общие признаки земноводных.
1
Лягушка. Место обитания, образ
жизни. Внешнее строение, способ
передвижения. Питание, дыхание,
размножение (цикл развития).
Знакомство
с
многообразием 1
земноводных
(жаба,
тритон,
саламандра). Особенности внешнего
вида и образа жизни. Значение в

анализ образца, используя
зрительное
восприятие
объекта.
Работа
с
натуральными
образцами, 13.11.23
индивидуальная работа по
карточкам, рассказ, беседа с
учителем.
Объяснение
взаимосвязей между природой
16.11.23
и человеком. Выполнение
практических работ описание
внешнего
вида
птиц,нахождение на схеме частей скел
полученных
знаний
в
учебных, учебно-трудовых и
бытовых
ситуациях.

20.11.23

23.11.23

Умение выявлять причинно- 27.11.23
следственные связи. Умение
строить ответы на вопросы.
Узнавание
беспозвоночных
животных по внешнему виду.
Выполнение классификации
групп
животных.
Установление
взаимосвязи 30.11.23
между средой обитания и
внешним
строением
дождевого
червя/аскариды.

природе.
24

Черты сходства и
различия земноводных и
рыб. Польза
земноводных и их
охрана

Пресмыкающиеся (5часов)
Общие признаки
25
пресмыкающихся.

26
27

Ящерица прыткая
Змеи. Отличительные
особенности животных

Черты
сходства
и
различия 1
земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.

Общие признаки пресмыкающихся. 1
Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл
развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, 1
образ жизни, особенности питания
Змеи. Отличительные особенности 1
животных.
Сравнительная
характеристика: гадюка, уж (места
обитания, питание, размножение и
развитие, отличительные признаки).
Использование
змеиного
яда
в
медицине. Скорая помощь при укусах

Знание способов заражения
глистными
заболеваниями.
Установление
взаимосвязи
между средой обитания и
внешним видом насекомого
майского
жука,
бабочки 04.12.23
капустницы, комнатной мухи,
медоносной пчелы (ротовой
аппарат и характер пищи).
Выполнение
практических
работ
рассматривание
гусеницы
яблонной
плодожорки из поврежденного
яблока.Выполнение заданий в
рабочей тетради. Применение
полученных
знаний
в
бытовых ситуациях.
Умение выявлять причинно- 07.12.23
следственные связи. Умение
строить ответы на вопросы.
Узнавание
беспозвоночных
животных по внешнему виду.
Выполнение классификации
групп
животных. 11.12.23
Установление
взаимосвязи
между средой обитания и
внешним
строением 14.12.23
дождевого
червя/аскариды.
Знание способов заражения
глистными
заболеваниями.
Установление
взаимосвязи
между средой обитания и
внешним видом насекомого

змей.
28

29

Черепахи, крокодилы.
Отличительные
особенности животных
Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся и
земноводных.
Практическая работа

Птицы (10 часов)
Дикие птицы. Общая
30
характеристика птиц.

Черепахи, крокодилы. Отличительные 1
признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие.
Сравнительная
характеристика 1
пресмыкающихся и земноводных (по
внешнему виду, образу жизни, циклу
развития).

Дикие птицы. Общая характеристика 1
птиц: наличие крыльев, пуха и перьев
на теле. Особенности размножения:
кладка яиц и выведение птенцов.

31

Многообразие птиц.

32

Птицы леса

33

Хищные птицы

Птицы леса: большой пестрый дятел, 1
синица.
Хищные птицы: сова, орел.
1

Птицы, кормящиеся в
воздухе

Птицы,
кормящиеся
ласточка, стриж.

34

Многообразие птиц, среда обитания, 1
образ жизни, питание, приспособление
к среде обитания. Птицы перелетные и
неперелетные (зимующие, оседлые).

в

воздухе: 1

майского
жука,
бабочки
капустницы, комнатной мухи,
медоносной пчелы (ротовой
аппарат и характер пищи). 18.12.23
Выполнение
практических
работ
рассматривание
гусеницы
яблонной 21.12.23
плодожорки из поврежденных
яблока. Выполнение заданий в
рабочей тетради. Применение
полученных знаний в бытовых
ситуациях.
Умение выявлять причинноследственные связи. Умение
строить ответы на вопросы.
Узнавание
беспозвоночных
животных по внешнему виду.
Выполнение классификации
групп
животных.
Установление
взаимосвязи
между средой обитания и
внешним
строением
дождевого
червя/аскариды.
Знание способов заражения
глистными
заболеваниями.
Установление
взаимосвязи
между средой обитания и
внешним видом насекомого
майского
жука,
бабочки
капустницы, комнатной мухи,
медоносной пчелы (ротовой
аппарат и характер пищи).
Выполнение
практических

25.12.23

28.12.23

11.01.24
15.01.24
18.01.24

35
36
37

Водоплавающие птицы
Птицы, обитающие близ
жилища человека
Птицы в живом уголке

38

Домашние птицы.
Птицеводство

39

Экскурсия в лес

Млекопитающие (27 час)
Общие признаки
40
млекопитающих.
Разнообразие
млекопитающих
животных.
Классификация

Водоплавающие птицы: утка-кряква, 1
лебедь, пеликан.
Особенности образа жизни
птиц, 1
обитающих возле жилья людей. Птицы,
обитающие близ жилища человека: 1
голубь, ворона, воробей, трясогузка или
другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы
птиц. Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц. Птицы в живом уголке.
Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка,
1
индюшка.
Особенности
внешнего
строения, питания, размножения и
развития. Строение яйца (на примере
куриного). Уход за домашними птицами.
Содержание,
кормление,
разведение.
Значение птицеводства.
Экскурсия с целью наблюдения за 1
поведением птиц в природе (или
экскурсия на птицеферму).

Общие
сведения.
Разнообразие
1
млекопитающих
животных.
Общие
признаки млекопитающих (рождение
живых детенышей и вскармливание их
молоком).
Классификация
млекопитающих
животных:
дикие
(грызуны,
зайцеобразные, хищные, пушные и
морские
звери,
приматы)
и
сельскохозяйственные.

работ
рассматривание 22.01.24
гусеницы
яблонной
плодожорки из поврежденного
яблока. Выполнение заданий в 25.01.24
рабочей тетради. Применение
полученных знаний в бытовых 29.01.24
ситуациях.

01.02.24

05.02.24

Умение выявлять причинно- 08.02.24
следственные связи. Умение
строить ответы на вопросы.
Узнавание
беспозвоночных
животных по внешнему виду.
Выполнение классификации
групп
животных.
Установление
взаимосвязи
между средой обитания и

41

42

43

44

45
46
47
48

49

Дикие млекопитающие
животные. Грызуны.
Общие признаки
грызунов
Мышь, белка, суслик,
бобр. Отличительные
особенности каждого
животного
Зайцеобразные

Дикие млекопитающие животные.

Общие признаки грызунов. Внешний
вид и отличительные особенности.
Значение

грызунов
и

в

природе

1

1

хозяйственной деятельности человека.
Охрана белок и бобров.
Общие
признаки
зайцеобразных. 1
Значение зайцев и их охрана. Значение
кролиководства в народном
хозяйстве.

Хищные звери. Общие
признаки хищных зверей

Хищные звери. Общие признаки хищных
1
зверей. Внешний вид, отличительные
особенности. Особенности некоторых из
них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты
сходства и различия.

Хищные звери. Псовые

Псовые (собачьи): волк, лисица.

Хищные звери.
Медвежьи
Хищные звери.
Кошачьи.

Медвежьи: медведи (бурый, белый).

Пушные звери: соболь,
куница, норка, песец
Копытные
(парнокопытные,
непарнокопытные)

внешним
строением
дождевого
червя/аскариды.
Знание способов заражения
глистными
заболеваниями.
Установление взаимосвязи
между средой обитания и
внешним видом насекомого
майского
жука,
бабочки
капустницы, комнатной мухи,
медоносной пчелы (ротовой
аппарат и характер пищи).
Выполнение
практических
работ
рассматривание
гусеницы
яблонной
плодожорки из поврежденного
яблока . Выполнение заданий в
рабочей тетради.Применение
полученных знаний в бытовых
ситуациях.

12.02.24

15.02.24

19.02.24

22.02.24

1

26.02.24

1

29.02.24

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр.
1
Сравнительные характеристики.

04.03.24

Пушные звери: соболь, куница, норка, 1
песец. Пушные звери в природе.
Разведение на зверофермах.

07.03.24

Копытные
(парнокопытные, 1
непарнокопытные)
дикие
животные:
кабан, лось. Общие признаки, внешний

11.03.24

50

Морские животные.
Ластоногие: тюлень,
морж

вид и отличительные особенности. Образ
жизни, питание, места обитания. Охрана
животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень,
1
морж. Общие признаки, внешний вид,
среда обитания, питание, размножение и
развитие. Отличительные особенности,
распространение и значение.

14.03.24

51

Китообразные: кит,
дельфин

Китообразные: кит, дельфин. Внешний
1
вид, места обитания, питание. Способ
передвижения.
Особенности
вскармливания
детенышей.
Значение
китообразных.

18.03.24

52

Охрана морских
млекопитающих

Охрана
Морские
Красную
тюлень).

морских
млекопитающих.
1
животные,
занесенные
в
книгу
(нерпа,
пятнистый

21.03.24

53

Приматы. Общая
характеристика

Приматы.
Общая
характеристика.
1
Знакомство
с
отличительными
особенностями различных групп. Питание.
Уход за потомством. Места обитания.

01.04.24

1

04.04.24

Кролик. Внешний вид и характерные 1
особенности
кроликов.
Питание.
Содержание кроликов. Разведение.
Корова.
Отличительные
особенности
1
внешнего строения. Особенности питания.
Корма
для
коров.
Молочная

08.04.24

54

55

56

Экскурсия в
краеведческий музей
(виртуально)
Кролик. Внешний вид и
характерные
особенности кроликов
Корова. Отличительные
особенности внешнего
строения

11.04.24

продуктивность коров. Вскармливание
телят. Некоторые местные породы.

Содержание коров на
фермах. Вскармливание
телят
Овца. Характерные
особенности внешнего
вида

Современные фермы: содержание коров, 1
телят.

15.04.24

Овца. Характерные особенности внешнего
1
вида. Распространение овец. Питание.
Способность к поеданию низкорослых
растений, а также растений, имеющих
горький и соленый вкус. Значение овец в
экономике страны. Некоторые породы
овец. Содержание овец в зимний и летний
периоды.

18.04.24

59

Свинья

Свинья. Внешнее строение. Особенности
1
внешнего вида, кожного покрова (жировая
прослойка). Уход и кормление (откорм).
Свиноводческие фермы.

22.04.24

60

Лошадь

25.04.24

61

Северный олень

62

Верблюд

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход 1
и кормление. Значение в народном
хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы,
рысаки.
Северный
олень.
Внешний
вид. 1
Особенности питания. Приспособленность
к
условиям
жизни.
Значение.
Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности
1
питания. Приспособленность к условиям
жизни. Значение для человека.

63

Обобщение:

57

58

1

Знание
общих
признаков 27.04.24
разных
групп
сельскохозяйственных
животных, их значение
для
жизни
человека. 02.05.24
У становление
взаимосвязи
между средой
обитания и
внешним
строением
сельскохозяйственных
06.05.24

64

сельскохозяйственные
животные
Собаки

65

Кошки

66

67

68

Животные в «живом
уголке»

Обобщающий урок по
теме «Позвоночные
животные»
Обобщающий урок «Что
вы узнали о животных?»

Собаки. Особенности внешнего вида.
1
Породы. Содержание и уход. Санитарногигиенические
требования
к
их
содержанию. Заболевания и оказание
первой помощи животным.
Кошки. Особенности внешнего вида.
1
Породы. Содержание и уход. Санитарногигиенические требования. Заболевания и
оказание им первой помощи.

млекопитающих,
их
содержанием. Владение
сформированными знаниями 09.05.24
и действиями в
бытовых
ситуациях
(правила
выращивания и ухода
за домашними
животными).
Выполнение
заданий в рабочейтетради.
13.05.24

Животные в живом уголке (хомяки, 1
черепахи, белые мыши, белки). Образ
жизни. Уход. Кормление. Уборка их
жилища.

16.05.24

1

20.05.24

1

23.05.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».