Основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) Муниципального автономного образовательного учреждения Южно – Дубровинской средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами: 1. Конвенцией о правах ребенка; 2. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07. 2022) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2013 № 30384); 5. Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 9. Приказ Министерства РФ 31.07.2020 Г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован 31.08.2020г. № 59599); 10. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2010 г. № 18638); 11. Приказ Министерство образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 (ред. от 13.05.2019 г.) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2015 г. № 36204); 12. Приказ Министерство образования и науки РФ от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организации, осуществляющих образовательную деятельность»; 13. Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 (ред. от 07.04.2017 г.) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»; 14. Приказ Министерство образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 (ред. от 23.12.2020 г.) «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; 15. Приказ Министерство образования и науки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «об утверждении положения о психолого-медико- педагогической комиссии»; 16. Уставом МАОУ Южно – Дубровинской средней общеобразовательной школы; 17. Лицензией на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении настоящей лицензии, выданной Департаментом по лицензированию, государственной аккредитации, по надзору и контролю в сфере образования Тюменской области. Настоящая Программа является нормативным документом Муниципального автономного образовательного учреждения Южно – Дубровинской средней общеобразовательной школы, содержащим цели, методики, технологии, формы организации образовательного процесса. Программа характеризует модель процесса обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритета детских видов деятельности в каждом возрастном периоде. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. 1. 2. 3. 4. В соответствии с ФГОС ДО Программа состоит из двух частей: обязательной (объем не менее 60% от её общего объема) и вариативной части, формируемой участниками образовательный отношений (не более 40% от её общего объема) и программы воспитания. Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть Программы разработана на основе парциальных программ, выбранных участниками образовательных отношений: «От звука к букве» (Е. В. Колесникова). Образовательная область: речевое развитие. «Математические ступеньки» (Е. В. Колесникова). Образовательная область: познавательное развитие. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина, И.Н. Авдеева, О.П. Князева). Образовательная область: познавательное развитие, формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева). Образовательная область: художественно-эстетическое развитие: музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально - ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Программа ориентирована на детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольной ступени образования: 1. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами. 2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. 3. Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места и региона проживания. ООП ДО направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и культуру своей Родины. В соответствии со Стандартом, Программа построена на следующих принципах: принцип учёта ведущей деятельности: Программа реализуется в контексте всех перечисленных в Стандарте видов детской деятельности, с акцентом на ведущую деятельность для каждого возрастного периода – от непосредственного эмоционального общения с взрослым до предметной (предметно - манипулятивной) и игровой деятельности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: Программа учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями, способностями, потребностями и интересами; принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного возраста; принцип интеграции и единства обучения и воспитания: принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования: Программа реализует данный принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при построении единого пространства развития ребенка образовательной организации и семьи; принцип сотрудничества с семьей: реализация Программы предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка; принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию. В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в процессе дошкольного образования и к его завершению. В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно - исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Обозначенные в Программе возрастные ориентиры «к одному году», «к трем, четырем, пяти, шести годам» имеют диапазон от 1 до 2 месяцев для достижений планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых образовательных результатах возрастные характеристики развития на 1-2 месяца раньше или позже заданных возрастных ориентиров. Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении основной образовательной программы Организации и не подразумевают его включения в целевую группу обучающихся, в отношении которых осуществляются различные виды и формы психологической помощи (психологопедагогического сопровождения). Планирование образовательных результатов и достижений определяются педагогической диагностикой. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО: - планируемые результаты освоения ООП ДО заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства; - целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; - освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе, которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметноразвивающую среду, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. Содержание Программы охватывает содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи-восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирования у них ценностного отношения к окружающему миру. Программа освещает все виды деятельности детей в МАОУ Южно – Дубровинской СОШ: игровую (взаимодействие с предметами, игрушками, общение со сверстниками и взрослыми); познавательную (сенсорные эталоны, математические представления, поисковая деятельность, представление о многообразии природного мира родного края); речевую (интерес к художественной литературе, звуковая культура речи, диалоговая и монологическая речь); экспериментально - исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительную (рисование, декоративно-прикладное творчество, лепка, аппликация); музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); театрализованную (театральная игра, драматизация, кукольные спектакли); культурно - досуговую (тематические развлечения, забавы и праздники); физическую (овладение основными движениями) формы активности ребенка (подвижные игры, строевые упражнения, спортивные упражнения). Рабочая программа воспитания определяет цели и задачи воспитания. Общая цель воспитания в МАОУ Южно – Дубровинской средней общеобразовательной школы – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Общие задачи воспитания в МАОУ Южно – Дубровинской средней общеобразовательной школы: 1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Направление и целевые ориентиры Программы воспитания: Патриотическое Духовно – нравственное Познавательное Физическое и оздоровительное Трудовое Эстетическое Содержание Программы воспитания: 1. Уклад ОО. 2. Воспитывающая среда образовательной организации. 3. Общности образовательной организации. 4. Задачи воспитания в образовательных областях. 5. Формы совместной деятельности в образовательной организации. 6. События образовательной организации. 7. Совместная деятельность в образовательных ситуациях. 8. Организация предметно-пространственной среды. 9. Социальное партнерство. Организационный раздел Программы ОО предусматривает: Психолого – педагогические условия; Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды (РППС); Материально-техническое обеспечение и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; Кадровые условия реализации; Распорядок и/или режим дня; Федеральный календарный план воспитательной работы.