Описание ООП ДО 2023

Основная образовательная программа дошкольного образования
(далее – Программа) Муниципального автономного образовательного учреждения
Южно – Дубровинской средней общеобразовательной школы разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
1. Конвенцией о правах ребенка;
2. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07. 2022)
«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г.
№ 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (зарегистрирован
Минюстом России 14.11.2013 № 30384);
5. Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 г. № 225 «Об утверждении
номенклатуры должностей педагогических работников организации,
осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей
образовательных организаций»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
9. Приказ Министерства РФ 31.07.2020 Г. № 373 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования» (зарегистрирован 31.08.2020г. № 59599);
10. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г.
№ 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»
(зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2010 г. № 18638);
11. Приказ Министерство образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 (ред. от
13.05.2019 г.) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и
о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован в Минюсте России
25.02.2015 г. № 36204);
12. Приказ Министерство образования и науки РФ от 11.05.2016 г. № 536 «Об
утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и иных работников организации, осуществляющих
образовательную деятельность»;
13. Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 (ред. от 07.04.2017 г.) «О
ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»;

14. Приказ Министерство образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 (ред. от
23.12.2020 г.) «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
15. Приказ Министерство образования и науки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «об
утверждении положения о психолого-медико- педагогической комиссии»;
16. Уставом МАОУ Южно – Дубровинской средней общеобразовательной школы;
17. Лицензией на право оказывать образовательные услуги по реализации
образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по
профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального
образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в
приложении настоящей лицензии, выданной Департаментом по лицензированию,
государственной аккредитации, по надзору и контролю в сфере образования
Тюменской области.
Настоящая Программа является нормативным документом Муниципального
автономного образовательного учреждения Южно – Дубровинской средней
общеобразовательной школы, содержащим цели, методики, технологии, формы
организации образовательного процесса.
Программа характеризует модель процесса обучения детей, охватывающую все
основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритета детских видов
деятельности в каждом возрастном периоде. Программа обеспечивает развитие личности
детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей.

1.
2.
3.

4.

В соответствии с ФГОС ДО Программа состоит из двух частей: обязательной (объем
не менее 60% от её общего объема) и вариативной части, формируемой участниками
образовательный отношений (не более 40% от её общего объема) и программы
воспитания.
Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной образовательной
программы дошкольного образования.
Вариативная часть Программы разработана на основе парциальных программ,
выбранных участниками образовательных отношений:
«От звука к букве» (Е. В. Колесникова). Образовательная область: речевое развитие.
«Математические ступеньки» (Е. В. Колесникова). Образовательная область:
познавательное развитие.
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина, И.Н. Авдеева, О.П.
Князева). Образовательная область: познавательное развитие, формирование основ
экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с
опасными предметами, безопасного поведения на улице.
«Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева). Образовательная область:
художественно-эстетическое развитие: музыкально-творческое развитие детей в процессе
различных видов музыкальной деятельности: музыкально - ритмических движений,
инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой
деятельности (плясок, игр, хороводов).
Программа ориентирована на детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО)
– нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих
функций дошкольной ступени образования:
1.
Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности
на доступном содержании, доступными средствами.

2.
Создание единого ядра содержания дошкольного образования,
ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и
любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3.
Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания
и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям
(законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне
зависимости от места и региона проживания.
ООП ДО направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в
национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и
культуру своей Родины.
В соответствии со Стандартом, Программа построена на следующих принципах:
принцип учёта ведущей деятельности: Программа реализуется в контексте всех
перечисленных в Стандарте видов детской деятельности, с акцентом на ведущую
деятельность для каждого возрастного периода – от непосредственного эмоционального
общения с взрослым до предметной (предметно - манипулятивной) и игровой
деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: Программа
учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах дошкольного
возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных
траекторий развития и образования детей с особыми возможностями, способностями,
потребностями и интересами;
принцип амплификации детского развития как направленного процесса
обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения
детей с взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного
возраста;
принцип интеграции и единства обучения и воспитания:
принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах
дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования:
Программа реализует данный принцип при построении содержания обучения и
воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при
построении единого пространства развития ребенка образовательной организации и
семьи;
принцип сотрудничества с семьей: реализация Программы предусматривает
оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям
(законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение
продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью
создания единого/общего пространства развития ребенка;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности
не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред
физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному
благополучию.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые
результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования и представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка в процессе дошкольного образования и к его завершению.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно
культурно - исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три

возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до
трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Обозначенные в Программе возрастные ориентиры «к одному году», «к трем,
четырем, пяти, шести годам» имеют диапазон от 1 до 2 месяцев для достижений
планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью,
гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном
детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок
может продемонстрировать обозначенные в планируемых образовательных результатах
возрастные характеристики развития на 1-2 месяца раньше или позже заданных
возрастных ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их
психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной
программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности
ребенка в освоении основной образовательной программы Организации и не
подразумевают его включения в целевую группу обучающихся, в отношении которых
осуществляются различные виды и формы психологической помощи (психологопедагогического сопровождения).
Планирование образовательных результатов и достижений определяются
педагогической диагностикой. Специфика педагогической диагностики достижения
планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями
ФГОС ДО:
- планируемые результаты освоения ООП ДО заданы как целевые ориентиры
дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки
соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей;
- освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций
и итоговой аттестации воспитанников.
Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития
детей дошкольного возраста, на основе, которой определяется эффективность
педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметноразвивающую среду, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников,
составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной
Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
Содержание Программы охватывает содержательные линии образовательной
деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного
возраста:



















социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание
образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной
группе детей в возрасте от двух месяцев до семи-восьми лет.
Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям
российского народа, формирования у них ценностного отношения к окружающему миру.
Программа освещает все виды деятельности детей в МАОУ Южно – Дубровинской СОШ:
игровую (взаимодействие с предметами, игрушками, общение со сверстниками и
взрослыми);
познавательную (сенсорные эталоны, математические представления, поисковая
деятельность, представление о многообразии природного мира родного края);
речевую (интерес к художественной литературе, звуковая культура речи, диалоговая и
монологическая речь);
экспериментально - исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
изобразительную (рисование, декоративно-прикладное творчество, лепка, аппликация);
музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
театрализованную (театральная игра, драматизация, кукольные спектакли);
культурно - досуговую (тематические развлечения, забавы и праздники);
физическую (овладение основными движениями) формы активности ребенка (подвижные
игры, строевые упражнения, спортивные упражнения).
Рабочая программа воспитания определяет цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в МАОУ Южно – Дубровинской средней общеобразовательной
школы – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание
условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей
российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в МАОУ Южно – Дубровинской средней общеобразовательной
школы:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;

4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
Направление и целевые ориентиры Программы воспитания:
 Патриотическое
 Духовно – нравственное
 Познавательное
 Физическое и оздоровительное
 Трудовое
 Эстетическое
Содержание Программы воспитания:
1. Уклад ОО.
2. Воспитывающая среда образовательной организации.
3. Общности образовательной организации.
4. Задачи воспитания в образовательных областях.
5. Формы совместной деятельности в образовательной организации.
6. События образовательной организации.
7. Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
8. Организация предметно-пространственной среды.
9. Социальное партнерство.
Организационный раздел Программы ОО предусматривает:
 Психолого – педагогические условия;
 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
(РППС);
 Материально-техническое обеспечение и обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания;
 Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных
произведений для реализации Программы;
 Кадровые условия реализации;
 Распорядок и/или режим дня;
 Федеральный календарный план воспитательной работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».