РП по курсу Смысловое чтение 7 класс Прохоровская ООШ

Пояснительная записка
Актуальность программы «Основы смыслового чтения» определена требованиями ФГОС ООО к образовательному результату,
определяющему значимость формирования функциональной грамотности, читательской компетентности учащихся. Программа является
необходимым дополнением к методическому сопровождению всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения
является стратегической линией школьного образования в целом. Все занятия имеют практическую прикладную направленность,
метапредметных по содержанию и способам деятельности.
Программа учебного курса «Основы смыслового чтения» адресована учащимся 7

класса общеобразовательной школы и является

необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является
стратегической линией школьного образования в целом.
Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 час в неделю. Реализация программы предполагает использование форм
работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/),
электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная
грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение»
Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»1.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что
читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль
«Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а
также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и

достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою
точку зрения.
Цель и задачи курса
Цель программы - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,
научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
 способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и
работы с текстом;
 обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности;
 обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания;
 развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой
информации, умения пользоваться различными видами чтения);
 развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру;
 обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его
участников;

Планируемые результаты освоения предметного курса «Основы смыслового чтения»
Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
обучающиеся научатся
-осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности,
удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
-использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на
основе прочитанных текстов.
Метапредметные:
Регулятивные
обучающиеся научатся:
-элементарными навыками работы с книгой;
-умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный,
изучающий/ аналитический);
-элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
обучающиеся получат возможность научиться:
-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные
учащиеся научатся:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
-осуществлять смысловое чтение;
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
-находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
-находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и
доказательную и т.п.;
-выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
-выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
обучающиеся получат возможность научиться:
-выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
-объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
-интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять
причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
-задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
-прогнозировать содержание текста;
-находить скрытую информацию в тексте.
Коммуникативные
учащиеся научатся:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-определять цели, распределять функции и роли участников;
-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
-слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке читательской грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках курса вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной
области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
-формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
- определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
- выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,

жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Связь с программой воспитания
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстникам
(школьниками), принципы учебной дисциплины самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
-демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Содержание учебного курса
7 класс
Формирование языковой, лингвистической , коммуникативной компетенций, развитие способностей находить и извлекать информацию,
интегрировать и интерпретировать её, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста
для решения практических задач. Позиционные задачи.Выстраивание последовательности описываемых событий. Преобразование
графиков, таблиц, схем в текстовую информацию. Сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов. Формулирование выводов на
основе фактов. Изобразительно-выразительные средства языка. Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Оценивание
утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Работа с
поэтическим текстом. Несплошные тексты (билеты, объявления, афиш, диаграммы). Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)»
по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям». Проблемы
повседневности (выбор товаров и услуг)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
№
п/п

Наименование тем

1
2
3

Виды чтения.
Как выбрать книгу?
Ставим цель (знаюхочу узнать –узнал)
Роль заглавия и
эпиграфа
Главная и
второстепенная
информация в тексте
Практикум по
применению умений
работать с
информацией и
выделять главную
мысль
Как построен текст?
(Строение текстов
разных типов речи)
Учимся читать
несплошной текст
Практическая работа.
Погружение в текст.
Смысловые части
текста, микротема,
абзац, план текста.
«Толстые» и «тонкие
вопросы»
Учимся составлять

4
5

6

7

8
9
10

11
12

всего

Количество часов
контрольные практические
работы
работы

2
2
2
2
2

1

1

2

2
1

1

4

1

1
1

Виды
деятельности

Виды, формы
контроля

Читательская
грамотность.
Работа с
текстами. Работа
с несколькими
источниками.

Устный опрос,
письменный опрос,
тестирование,
терминологический
диктант,
практическая
работа, анализ
текста.

Выступление по
теме.
Обсуждение
ответа товарища.
Самостоятельная
работа с
учебным
текстом.
Сравнение
источников.
Отбор материала
по теме из
нескольких
источников.
Поиск нужной
информации в
тексте. Задания
на
разграничение
понятий. Работа

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://fg.resh.edu.ru/.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
https://fioco.ru/примерызадач-pisa.
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadani-chitatelskoigramotnosti

13
14
15

16
17
18

кластер
Микротемы. План
текста
Учимся писать отзыв
Перекодирование
информации:
пометки, выписки,
цитаты
Типы текстов
Работа с текстом
Итоговое занятие.
Анализ текста

со словарями.
2

1

2
2

3
2
1

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
7 класс
№
п/п

Наименование тем
всего

Количество часов
контрольные практические

Виды
деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)

работы
1

2
3

4

5

6

7

8

9

10

Кейс по читательской
грамотности
«Смысловое
единство текста»
Позиционные задачи
на грамотность.
Выстраивание
последовательности
описываемых
событий
Преобразование
графиков, таблиц,
схем в текстовую
информацию
Сопоставление
текстовых и
внетекстовых
компонентов
Формулирование
выводов на основе
фактов
Изобразительновыразительные
средства языка.
Поиск в тексте
доводов в
подтверждение
выдвинутых тезисов
Оценивание
утверждений,
сделанных в тексте,
исходя из своих
представлений о
мире
Самоконтроль и
самооценка
понимания

1

работы
1

1
3

Обсуждение
ответа товарища.

5

2

2

1

2

4

3

1

Читательская
грамотность.
Работа с
текстами. Работа
с несколькими
источниками.

1

Самостоятельная
работа с
учебным
текстом. Отбор
материала по
теме из
нескольких
источников.
Поиск нужной
информации в
тексте. Задания
на
разграничение
понятий. Работа
со словарями.
Формулируют
выводы. Поиск
изобразительно
– выразительных
средств

Устный опрос,
письменный опрос,
тестирование,
терминологический
диктант,
практическая
работа, анализ
текста.

образовательные
ресурсы
https://fg.resh.edu.ru/.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
https://fioco.ru/примерызадач-pisa.
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadani-chitatelskoigramotnosti

11
12

13

14

15
16

прочитанного
Работа с поэтическим
текстом
Несплошные тексты
(билеты, объявления,
афиш, диаграммы)
Интеграция темы
«Планета людей
(Взаимоотношения)»
по читательской
грамотности и темы
«Общаемся,
учитывая свои
интересы и интересы
других» по
«Глобальным
компетенциям»
Проблемы
повседневности
(выбор товаров и
услуг)
Проверочная работа
Итоговое занятие.
Анализ.
Итого часов

4
2

1

1

1

1
1

1

34

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Функциональная
грамотность

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Дата
план

Кейс по читательской
грамотности «Смысловое
единство текста»
Позиционные задачи на
грамотность.

1

4.09

1

11.09

Выстраивание
последовательности
описываемых событий
Выстраивание
последовательности
описываемых событий
Выстраивание
последовательности
описываемых событий
Преобразование графиков,
таблиц, схем в текстовую
информацию
Преобразование графиков,
таблиц, схем в текстовую

1

18.09

1

25.09

1

02.10

1

09.10

1

16.10

факт

8

9

10

11
12
13
14
15
16
17

18

19

20

21

информацию
Преобразование графиков,
таблиц, схем в текстовую
информацию
Преобразование графиков,
таблиц, схем в текстовую
информацию
Преобразование графиков,
таблиц, схем в текстовую
информацию
Сопоставление текстовых и
внетекстовых компонентов
Сопоставление текстовых и
внетекстовых компонентов
Формулирование выводов на
основе фактов
Формулирование выводов на
основе фактов
Изобразительно-выразительные
средства языка.
Изобразительно-выразительные
средства языка.
Поиск в тексте доводов в
подтверждение выдвинутых
тезисов
Поиск в тексте доводов в
подтверждение выдвинутых
тезисов
Поиск в тексте доводов в
подтверждение выдвинутых
тезисов
Поиск в тексте доводов в
подтверждение выдвинутых
тезисов
Оценивание утверждений,
сделанных в тексте, исходя из

1

23.10

1

30.10

1

06.11

1

13.11

1

20.11

1

27.11

1

11.12

1

18.12

1

25.12

1

10.01

1

22.01

1

29.01

1

05.02

1

12.02

25

своих представлений о мире
Оценивание утверждений,
сделанных в тексте, исходя из
своих представлений о мире
Оценивание утверждений,
сделанных в тексте, исходя из
своих представлений о мире
Самоконтроль и самооценка
понимания прочитанного
Работа с поэтическим текстом

26

Работа с поэтическим текстом

1

01.04

27

Работа с поэтическим текстом

1

08.04

28

Работа с поэтическим текстом

1

15.04

29

1

22.04

1

29.04

1

06.05

1

13.05

33

Несплошные тексты (билеты,
объявления, афиш, диаграммы)
Несплошные тексты (билеты,
объявления, афиш, диаграммы)
Интеграция темы «Планета
людей (Взаимоотношения)» по
читательской грамотности и
темы «Общаемся, учитывая
свои интересы и интересы
других» по «Глобальным
компетенциям»
Проблемы повседневности
(выбор товаров и услуг)
Проверочная работа

1

20.05

34

Итоговое занятие. Анализ.

1

20.05

22

23

24

30
31

32

Итого часов

1

19.02

1

26.02

1

04.03

1

34

1

3

11.03

Литература
Учебные материалы для учащихся:
Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию читательской грамотности/Просвещение
Методические материалы для учителя:
1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика :
науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24.
2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов //
Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32.
3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для
учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74.
4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина //
Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.
ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт
стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства
«Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

1 По материалам сайта Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] // https://www.oecd.org/pisa/
data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».