Пояснительная записка Актуальность программы «Основы смыслового чтения» определена требованиями ФГОС ООО к образовательному результату, определяющему значимость формирования функциональной грамотности, читательской компетентности учащихся. Программа является необходимым дополнением к методическому сопровождению всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Все занятия имеют практическую прикладную направленность, метапредметных по содержанию и способам деятельности. Программа учебного курса «Основы смыслового чтения» адресована учащимся 7 класса общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 час в неделю. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение» Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»1. Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Цель и задачи курса Цель программы - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов; способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом; обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности; обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания; развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения); развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру; обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; Планируемые результаты освоения предметного курса «Основы смыслового чтения» Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов: Личностные: обучающиеся научатся -осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; -использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов. Метапредметные: Регулятивные обучающиеся научатся: -элементарными навыками работы с книгой; -умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/ аналитический); -элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). обучающиеся получат возможность научиться: -определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; -предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; -осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные учащиеся научатся: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; -осуществлять смысловое чтение; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; -определять главную тему, общую цель или назначение текста; -предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; -находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); -находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; -выделять термины, обозначающие основные понятия текста. понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; -выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; обучающиеся получат возможность научиться: -выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; -объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); -интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; -задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; -прогнозировать содержание текста; -находить скрытую информацию в тексте. Коммуникативные учащиеся научатся: -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -определять цели, распределять функции и роли участников; -взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; -слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; -разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке читательской грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках курса вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: - понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; -формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; - овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; - представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; - извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; - анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; - определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: - овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; - умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; - определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; - выявлять особенности языка художественного произведения; - овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Связь с программой воспитания - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстникам (школьниками), принципы учебной дисциплины самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; -демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Содержание учебного курса 7 класс Формирование языковой, лингвистической , коммуникативной компетенций, развитие способностей находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать её, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста для решения практических задач. Позиционные задачи.Выстраивание последовательности описываемых событий. Преобразование графиков, таблиц, схем в текстовую информацию. Сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов. Формулирование выводов на основе фактов. Изобразительно-выразительные средства языка. Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Работа с поэтическим текстом. Несплошные тексты (билеты, объявления, афиш, диаграммы). Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям». Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. № п/п Наименование тем 1 2 3 Виды чтения. Как выбрать книгу? Ставим цель (знаюхочу узнать –узнал) Роль заглавия и эпиграфа Главная и второстепенная информация в тексте Практикум по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) Учимся читать несплошной текст Практическая работа. Погружение в текст. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. «Толстые» и «тонкие вопросы» Учимся составлять 4 5 6 7 8 9 10 11 12 всего Количество часов контрольные практические работы работы 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 4 1 1 1 Виды деятельности Виды, формы контроля Читательская грамотность. Работа с текстами. Работа с несколькими источниками. Устный опрос, письменный опрос, тестирование, терминологический диктант, практическая работа, анализ текста. Выступление по теме. Обсуждение ответа товарища. Самостоятельная работа с учебным текстом. Сравнение источников. Отбор материала по теме из нескольких источников. Поиск нужной информации в тексте. Задания на разграничение понятий. Работа Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://fg.resh.edu.ru/. http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/ https://fioco.ru/примерызадач-pisa. https://fipi.ru/otkrytyybank-zadani-chitatelskoigramotnosti 13 14 15 16 17 18 кластер Микротемы. План текста Учимся писать отзыв Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты Типы текстов Работа с текстом Итоговое занятие. Анализ текста со словарями. 2 1 2 2 3 2 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. 7 класс № п/п Наименование тем всего Количество часов контрольные практические Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кейс по читательской грамотности «Смысловое единство текста» Позиционные задачи на грамотность. Выстраивание последовательности описываемых событий Преобразование графиков, таблиц, схем в текстовую информацию Сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов Формулирование выводов на основе фактов Изобразительновыразительные средства языка. Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире Самоконтроль и самооценка понимания 1 работы 1 1 3 Обсуждение ответа товарища. 5 2 2 1 2 4 3 1 Читательская грамотность. Работа с текстами. Работа с несколькими источниками. 1 Самостоятельная работа с учебным текстом. Отбор материала по теме из нескольких источников. Поиск нужной информации в тексте. Задания на разграничение понятий. Работа со словарями. Формулируют выводы. Поиск изобразительно – выразительных средств Устный опрос, письменный опрос, тестирование, терминологический диктант, практическая работа, анализ текста. образовательные ресурсы https://fg.resh.edu.ru/. http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/ https://fioco.ru/примерызадач-pisa. https://fipi.ru/otkrytyybank-zadani-chitatelskoigramotnosti 11 12 13 14 15 16 прочитанного Работа с поэтическим текстом Несплошные тексты (билеты, объявления, афиш, диаграммы) Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) Проверочная работа Итоговое занятие. Анализ. Итого часов 4 2 1 1 1 1 1 1 34 5 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Функциональная грамотность Электронные цифровые образовательные ресурсы Дата план Кейс по читательской грамотности «Смысловое единство текста» Позиционные задачи на грамотность. 1 4.09 1 11.09 Выстраивание последовательности описываемых событий Выстраивание последовательности описываемых событий Выстраивание последовательности описываемых событий Преобразование графиков, таблиц, схем в текстовую информацию Преобразование графиков, таблиц, схем в текстовую 1 18.09 1 25.09 1 02.10 1 09.10 1 16.10 факт 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 информацию Преобразование графиков, таблиц, схем в текстовую информацию Преобразование графиков, таблиц, схем в текстовую информацию Преобразование графиков, таблиц, схем в текстовую информацию Сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов Сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов Формулирование выводов на основе фактов Формулирование выводов на основе фактов Изобразительно-выразительные средства языка. Изобразительно-выразительные средства языка. Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из 1 23.10 1 30.10 1 06.11 1 13.11 1 20.11 1 27.11 1 11.12 1 18.12 1 25.12 1 10.01 1 22.01 1 29.01 1 05.02 1 12.02 25 своих представлений о мире Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного Работа с поэтическим текстом 26 Работа с поэтическим текстом 1 01.04 27 Работа с поэтическим текстом 1 08.04 28 Работа с поэтическим текстом 1 15.04 29 1 22.04 1 29.04 1 06.05 1 13.05 33 Несплошные тексты (билеты, объявления, афиш, диаграммы) Несплошные тексты (билеты, объявления, афиш, диаграммы) Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) Проверочная работа 1 20.05 34 Итоговое занятие. Анализ. 1 20.05 22 23 24 30 31 32 Итого часов 1 19.02 1 26.02 1 04.03 1 34 1 3 11.03 Литература Учебные материалы для учащихся: Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию читательской грамотности/Просвещение Методические материалы для учителя: 1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24. 2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32. 3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74. 4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53. ЦОР и Интернет-ресурсы: 1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. 2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/. 3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. 4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html. 5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. 6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa. 1 По материалам сайта Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] // https://www.oecd.org/pisa/ data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf.