РП по астрономии 11 класс на 2023-2024 уч.год

Планируемые результаты освоения учебного предмета Астрономия 11 класс.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими
средствами информационных технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной
деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из
них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию,
формулировать выводы и заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими
 приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность
обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в
процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая
деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин,
не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои
потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному
виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:

о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной
деятельности;

о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

об истории науки;

о новейших разработках в области науки и технологий;

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право,
защита авторского права и т. п.);

о деятельности организаций, сообществ и

структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов
(фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной
и социальной жизни;

использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных чебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности
выпускник научится:

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в
общем культурном пространстве;

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности
реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);



адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Содержание учебного предмета Астрономия 11 класс
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной и современные наблюдения.
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них.
Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной.
Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные
координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят
горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое
движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и
предсказания затмений.
Время и календарь
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования.
Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство
вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс
небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли.
Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Строение Солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты- гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс
Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг
планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и
Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и
железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы.
Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода,
перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и
её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры

Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их
параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды,
кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по
которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание
вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд.
Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа.
Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после
исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды
или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер
движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и
обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических
лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных
галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик
и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость
существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения
галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности
и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и
наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между
геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия
Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной.
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах
эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции
Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних
14 этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории
относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного
отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение
планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их
прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными
условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых
цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.
№/п
1
2

Тема
Введение в астрономию
Астрометрия

Всего
часов
1
5

Гражданское воспитание
Осознанно выражающий

свою

российскую

гражданскую

принадлежность

3
4
5
6
7
8
9

Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звёздная
астрономия
Млечный Путь – наша Галактика
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы
астрономии

3
7
7
3
3
2
3

(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за
его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения,
сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм
с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и

асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межрелигиозного,
межнационального согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми
разных национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий
устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной
культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского
и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций
в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья
и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе

безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление к
физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и
здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в
обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий
навыки
рефлексии
своего
состояния
(физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности,
сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности
адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся
условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на

глобальном уровне, понимание своей ответственности как гражданина и потребителя.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Итого

34

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование Астрономия
Темы, входящие в разделы
примерной программы
Введение в
астрономию

Звездное небо

Небесные
координаты

Видимое движение
планет и Солнца

Движения Луны и
затмения

Основное содержание по темам

Знать/понимать:

Уметь:

Введение (1ч)
Урок 1.
- что изучает астрономия;
- роль наблюдений в астрономии;
Введение в астрономию
Астрономия – наука о космосе.
- значение астрономии;
Понятие Вселенной. Структуры и
- что такое Вселенная;
масштабы Вселенной. Далёкие
- структуру и масштабы
глубины Вселенной
Вселенной
Ресурсы урока: Учебник, § 1,2
Астрометрия (5ч)
Урок 2. Звёздное небо
- что такое созвездие;
Звездное небо. Что такое созвездие.
- названия некоторых созвездий,
Основные созвездия Северного
их конфигурацию, альфу каждого
полушария
из этих созвездий;
Ресурсы урока: Учебник, § 3
- основные точки, линии и круги
на небесной сфере:
Урок 3. Небесные координаты
- горизонт,
Небесный экватор и небесный
- полуденная линия,
меридиан; горизонтальные,
- небесный меридиан,
экваториальные координаты;
кульминации светил. Горизонтальная - небесный экватор,
- эклиптика,
система координат. Экваториальная
- зенит,
система координат Ресурсы урока:
- полюс мира,
Учебник, § 4
Урок 4. Видимое движение планет и - ось мира,
- точки равноденствий и
Солнца
солнцестояний;
Эклиптика, точка весеннего
- теорему о высоте полюса мира
равноденствия, неравномерное
над горизонтом;
движение Солнца по эклиптике
- основные понятия сферической
Ресурсы урока: Учебник, § 5
и
практической астрономии:
Урок 5. Движение Луны и затмения
- кульминация и высота светила
Синодический месяц, узлы лунной
над горизонтом;

- использовать подвижную
звёздную карту для решения
следующих задач:
а) определять координаты
звёзд, нанесённых на карту;
б) по заданным координатам
объектов (Солнце, Луна,
планеты) наносить их
положение на карту;
в) устанавливать карту на
любую дату и время суток,
ориентировать её и
определять условия
видимости светил.
- решать задачи на связь
высоты светила в
кульминации с
географической широтой
места наблюдения;
- определять высоту светила
в кульминации и его
склонение;

дата
план
7.09.

факт

План
14.09

факт

21.09

28.09

5.10

орбиты, почему происходят затмения, -прямое восхождение и
Сарос и предсказания затмений
склонение;
Ресурсы урока: Учебник, § 6
- сутки;
- отличие между новым и старым
стилями;
- величины: - угловые размеры
Луны и Солнца;
- даты равноденствий и
солнцестояний;
- угол наклона эклиптики к
экватору;
- соотношения между мерами и
мерами времени для измерения
углов;
- продолжительность года;
- число звёзд, видимых
невооружённым взглядом;
- принципы определения
географической широты и долготы
по астрономическим
наблюдениям;
- причины и характер видимого
движения звезд и Солнца, а также
годичного движения Солнца

Время и календарь

Система мира

Урок 6. Время и календарь
Солнечное и звёздное время, лунный
и солнечный календарь, юлианский и
григорианский календарь
Ресурсы урока: Учебник, § 7
Небесная механика (3ч)
Урок 7. Система мира
- понятия:
Геоцентрическая и
- гелиоцентрическая система мира;
гелиоцентрическая система мира;
- геоцентрическая система мира;
объяснение петлеобразного движения - синодический период;
планет; годичный параллакс звёзд
- звёздный период;

- географическую высоту
места наблюдения;
- рисовать чертёж в
соответствии с условиями
задачи;
- осуществлять переход к
разным системам счета
времени.
- находить стороны света по
Полярной звезде и
полуденному Солнцу;
- отыскивать на небе
следующие созвездия и
наиболее яркие звёзды в
них: - Большую Медведицу,
- Малую Медведицу (с
Полярной звездой),
- Кассиопею,
- Лиру (с Вегой),
- Орёл (с Альтаиром),
- Лебедь (с Денебом),
- Возничий (с Капеллой),
- Волопас (с Арктуром),
- Северную корону,
- Орион (с Бетельгейзе),
- Телец (с Альдебараном),
- Большой Пёс (с Сириусом)
12.10

- применять законы Кеплера
и закон всемирного
тяготения при объяснении
движения планет и
космических аппаратов;

19.10

Ресурсы урока: Учебник, § 8

Законы Кеплера
движения планет

Космические
скорости и
межпланетные
перелёты

Современные
представления о
строении и составе
Солнечной системы

Планета Земля

Луна и её влияние на
Землю

- горизонтальный параллакс;
- угловые размеры светил;
- первая космическая скорость;
- вторая космическая скорость;
- способы определения размеров и
массы Земли;
- способы определения
расстояний до небесных тел и их
масс по закону Кеплера;
- законы Кеплера и их связь с
законом тяготения.

Урок 8. Законы Кеплера движения
планет
Обобщённые законы Кеплера и
определение масс небесных тел
Ресурсы урока: Учебник, § 9
Урок 9. Космические скорости и
межпланетные перелёты
Первая и вторая космические
скорости; оптимальная
полуэллиптическая орбита КА к
планетам, время полёта к планете
Ресурсы урока: Учебник, § 10, 11
Строение Солнечной системы (7 ч)
Урок 10. Современные
- происхождение Солнечной
системы;
представления о строении и
- основные закономерности в
составе Солнечной системы
Об отличиях планет земной группы
Солнечной системе;
и планет-гигантов; о планетах- космогонические гипотезы; карликах; малых телах; о поясе
система Земля–Луна;
Койпера и облаке комет Оорта
- основные движения Земли; Ресурсы урока: Учебник, § 12
форма Земли;
- природа Луны;
Урок 11. Планета Земля
- общая характеристика планет
Форма Земли, внутреннее строение,
земной группы (атмосфера,
атмосфера и влияние парникового
поверхность);
эффекта на климат 25 Земли
- общая характеристика планетРесурсы урока: Учебник, § 13
гигантов (атмосфера;
Урок 12. Луна и её влияние на
поверхность);
Землю
- спутники и кольца планетФормирование поверхности Луны;

- решать задачи на расчет
расстояний по известному
параллаксу (и наоборот),
линейных и угловых
размеров небесных тел,
расстояний планет от
Солнца и периодов их
обращения по третьему
закону Кеплера;
26.10

9.11

- пользоваться планом
Солнечной системы и
справочными данными;
- определять по
астрономическому
календарю, какие планеты и
в каких созвездиях видны на
небе в данное время;
-находить планеты на небе,
отличая их от звёзд;
- применять законы Кеплера
и закон всемирного
тяготения при объяснении
движения планет и
космических аппаратов;
- решать задачи на расчёт

16.11

23.11

30.11

Планеты земной
группы

Планеты – гиганты.
Планеты – карлики

Малые тела
Солнечной системы

Современные
представления о
происхождении
Солнечной системы

Методы
астрофизических
исследований

природа приливов и отливов на
гигантов;
Земле и их влияние на движение
- астероиды и метеориты;
Земли и Луны; процессия земной
- пояс астероидов;
оси и движение точки весеннего
- кометы и метеоры
равноденствия
Ресурсы урока: Учебник, § 14
Урок 13. Планеты земной группы
Физические свойства Меркурия,
Марса и Венеры; исследования
планет земной группы
космическими аппаратами
Ресурсы урока: Учебник, § 15
Урок 14. Планеты-гиганты.
Планеты-карлики
Физические свойства Юпитера,
Сатурна, Урана и Нептуна;
вулканическая деятельность на
спутнике Юпитера Ио; природа
колец вокруг планет-гигантов;
планеты-карлики
Ресурсы урока: Учебник, § 16
Урок 15. Малые тела Солнечной
системы
Физическая природа астероидов и
комет; пояс Койпера и облако комет
Оорта; природа метеоров и
метеоритов
Ресурсы урока: Учебник, § 17
Урок 16. Современные
представления о происхождении
Солнечной системы
Современные представления о
происхождении Солнечной системы
Ресурсы урока: Учебник, § 18
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Урок 17. Методы астрофизических - основные физические
характеристики Солнца:
исследований
Принцип действия и устройство
- масса,

расстояний по известному
параллаксу (и наоборот),
линейных и угловых
размеров небесных тел,
расстояний планет от
Солнца и периодов их
обращения по третьему
закону Кеплера

7.12

14.12

21.12

28.12

- применять основные
положения ведущих
физических теорий при

11.01

Солнце

Внутреннее строение
и источник энергии
Солнца

Основные
характеристики звёзд

Белые карлики,
нейтронные звёзды,
чёрные дыры.
Двойные, кратные и

телескопов, рефракторов и
рефлекторов; радиотелескопы и
радиоинтерферометры
Ресурсы урока: Учебник, § 19
Урок 18. Солнце
Определение основных
характеристик Солнца; строение
солнечной атмосферы; законы
излучения абсолютно твёрдого тела
и температура фотосферы и пятен;
проявление солнечной активности и
её влияние на климат и биосферу
Земли
Ресурсы урока: Учебник, § 20
Урок 19. Внутреннее строение и
источник энергии Солнца
Расчёт температуры внутри Солнца;
термоядерный источник энергии
Солнца и перенос энергии внутри
Солнца; наблюдения солнечных
нейтрино
Ресурсы урока: Учебник, § 21
Урок 20. Основные
характеристики звёзд
Определение основных
характеристик звёзд; спектральная
классификация звёзд; диаграмма
«спектр– светимость» и
распределение звёзд на ней; связь
массы со светимостью звёзд главной
последовательности; звёзды,
красные гиганты, сверхгиганты и
белые карлики
Ресурсы урока: Учебник, § 22–23
Урок 21. Белые карлики,
нейтронные звёзды, чёрные дыры.
Двойные, кратные и переменные
звёзды

- размеры,
- температура;
- схему строения Солнца и
физические процессы,
происходящие в его недрах и
атмосфере;
- основные проявления солнечной
активности, их причины,
периодичность и влияние на
Землю; - основные характеристики
звёзд в сравнении с Солнцем:
- спектры,
- температуры,
- светимости;
- пульсирующие и взрывающиеся
звезд;
- порядок расстояния до звёзд,
способы определения и размеров
звёзд;
- единицы измерения расстояний:
- парсек,
- световой год;
- важнейшие закономерности мира
звёзд;
- диаграммы «спектр–
светимость» и «масса–
светимость»;
- способ определения масс
двойных звёзд;
- основные параметры состояния
звёздного вещества:
- плотность,
- температура,
- химический состав,
- физическое состояние;
- важнейшие понятия:
- годичный параллакс,
- светимость,

объяснении природы Солнца
и звёзд;
- решать задачи на расчёт
расстояний до звёзд по
известному годичному
18.01
параллаксу и обратные, на
сравнение различных звёзд
по светимостям, размерам и
температурам;
- анализировать диаграммы
«спектр–светимость» и
«масса– светимость»;
- находить на небе звёзды:
- альфы Малой Медведицы,
- альфы Лиры,
8.02
- альфы Лебедя,
- альфы Орла,
- альфы Ориона,
- альфы Близнецов,
- альфы Возничего,
- альфы Малого Пса,
- альфы Большого Пса,
- альфы Тельца
25.01

1.02

переменные звёзды

Особенности строения белых
- абсолютная звёздная величина;
карликов и предел Чандрасекара на
- устройство и назначение
их массу; пульсары и нейтронные
телескопа;
звёзды; понятие чёрной дыры;
- устройство и назначение
наблюдения двойных звёзд и
рефракторов и рефлекторов
определение их масс;
пульсирующие переменные звёзды;
цефеиды и связь периода пульсаций
со светимостью у них
Ресурсы урока: Учебник, § 24–25
Новые и сверхновые
Урок 22. Новые и сверхновые
звёзды
звёзды
Наблюдаемые проявления взрывов
новых и сверхновых звёзд; свойства
остатков взрывов сверхновых звёзд
Ресурсы урока: Учебник, § 26
Эволюция звёзд
Урок 23. Эволюция звёзд
Жизнь звёзд различной массы и её
отражение на диаграмме «спектр–
светимость»; гравитационный
коллапс и взрыв белого карлика в
двойной системе из-за перетекания
на него вещества звездыкомпаньона; гравитационный
коллапс ядра массивной звезды в
конце её жизни. Оценка возраста
звёздных скоплений
Ресурсы урока: Учебник, § 27
Млечный путь (3ч)
Газ и пыль в Галактике
Урок 24. Газ и пыль в Галактике - понятие туманности;
Наблюдаемые характеристики
- основные физические
отражательных и диффузных
параметры, химический состав и
туманностей; распределение их
распределение межзвёздного
вблизи плоскости Галактики;
вещества в Галактике; спиральная структура Галактики
примерные значения следующих
Ресурсы урока: Учебник, § 28
величин:
- расстояния между звёздами в
Рассеянные и шаровые звёздные
Урок 25. Рассеянные и шаровые
окрестности Солнца, их число в
скопления
звёздные скопления

8.02

15.02

22.02

29.02

Сверхмассивная чёрная дыра в
центре Млечного Пути

Классификация галактик

Активные галактики и квазары

Скопления галактик

Конечность и бесконечность
Вселенной. Расширяющаяся
Вселенная

Наблюдаемые свойства скоплений
и их распределение в Галактике
Ресурсы урока: Учебник, § 29
Урок 26. Сверхмассивная чёрная
дыра в центре Млечного Пути
Наблюдение за движением звёзд в
центре Галактики в инфракрасный
телескоп; оценка массы и размеров
чёрной дыры по движению
отдельных звёзд
Ресурсы урока: Учебник, § 30
Галактики (3ч)
Урок 27. Классификация
галактик Типы галактик и их
свойства; красное смещение и
определение расстояний до
галактик; закон Хаббла; вращение
галактик и содержание тёмной
материи в них Ресурсы урока:
Учебник, § 31
Урок 28. Активные галактики и
квазары
Природа активности галактик;
природа квазаров
Ресурсы урока: Учебник, § 32

Галактике, её размеры,
- инфракрасный телескоп;
- оценка массы и размеров чёрной
дыры по движению отдельных
звёзд.

- основные физические параметры,
химический состав и
распределение межзвёздного
вещества в Галактике; примерные значения следующих
величин:
- основные типы галактик,
различия между ними;
- примерное значение и
физический смысл постоянной
Хаббла;
- возраст наблюдаемых небесных
тел

Урок 29. Скопления галактик
Природа скоплений и роль тёмной
материи в них; межгалактический
газ и рентгеновское излучение от
него; ячеистая структура
распределения Галактик и
скоплений во Вселенной
Ресурсы урока: Учебник, § 33
Строение Вселенной (2ч)
Урок 30. Конечность и
- связь закона всемирного
тяготения с представлениями о
бесконечность Вселенной
Связь закона всемирного
конечности и бесконечности

7.03

- объяснять
причины различия
видимого и
истинного
распределения
звёзд,
межзвёздного
вещества и
галактик на небе

14.03

21.03

4.04

- использовать
знания по физике
и астрономии для

11.04

Модель «горячей Вселенной» и
реликтовое излучение

Ускоренное расширение
Вселенной и тёмная энергия

Обнаружение планет возле других
звёзд

Поиск жизни и разума во
Вселенной

тяготения с представлениями о
Вселенной;
конечности и бесконечности
- что такое фотометрический
Вселенной; фотометрический
парадокс;
парадокс; необходимость общей
- необходимость общей теории
теории относительности для
относительности для построения
построения модели Вселенной
модели Вселенной;
Ресурсы урока: Учебник, § 34, 35
- понятие «горячая Вселенная»;
- крупномасштабную структуру
Урок 31. Модель «горячей
Вселенной;
Вселенной»
Связь средней плотности материи - что такое метагалактика;
- космологические модели
с законом расширения и
Вселенной
геометрией Вселенной; радиус и
возраст Вселенной
Ресурсы урока: Учебник, § 36
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Урок 32. Ускоренное расширение - какие наблюдения подтвердили
теорию ускоренного расширения
Вселенной и тёмная энергия
Вклад тёмной материи в массу
Вселенной;
Вселенной; наблюдение
- что исследователи понимают под
сверхновых звёзд в далёких
тёмной энергией;
галактиках и открытие
- зачем в уравнение Эйнштейна
ускоренного расширения
была введена космологическая
Вселенной; природы силы
постоянная;
всемирного отталкивания
- условия возникновения планет
Ресурсы урока: Учебник, § 37
около звёзд;
- методы обнаружения экзопланет
Урок 33. Обнаружение планет
около других звёзд;
возле других звёзд
- об эволюции Вселенной и жизни
Невидимые спутники у звёзд;
во Вселенной;
методы обнаружения экзопланет;
- проблемы поиска внеземных
экзопланеты с условиями
цивилизаций;
благоприятными для жизни
- формула Дрейка
Ресурсы урока: Учебник, § 38
Урок 34. Поиск жизни и разума
во Вселенной
Развитие представлений о
существовании жизни во
Вселенной; формула Дрейка и
число цивилизаций в Галактике;

описания и
объяснения
современной
научной картины
мира

18.04

- использовать
знания,
полученные по
физике и
астрономии, для
описания и
объяснения
современной
научной картины
мира;
- обосновывать
свою точку зрения
о возможности
существования
внеземных
цивилизаций и их
контактов с нами

25.04

2.05

16.05

поиск сигналов от внеземных
цивилизаций и подача сигналов им
Ресурсы урока: Учебник, § 39
ИТОГО

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».