ПДВ Секреты русского языка 10-11 классы 2022-2023 уч.год

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МАОУ Южно-Дубровинской СОШ №__
По учебному плану на изучение курса в 10 классе отводится 34 часа, что составляет 1 час в неделю.

Содержание курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка»
Языковые нормы. Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии. Причины нарушения орфоэпических. Предупреждение ошибок на орфоэпическом
уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,
устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при
словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в
словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование
определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение
сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.
Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской
орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах
(определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинѐнном предложении;
знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и
фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика.
Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.

Планируемые результаты освоение курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка»
Личностные результаты освоения факультатива.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:
— развитие любознательности, интереса к изучению языка и сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности, дисциплинированности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- активно включаться в общение личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты
В результате изучения факультативного курса «Секреты русского языка» на уровне среднего общего образования учащийся научится:
-использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
-использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании тестов;
-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.

Тематическое планирование

№
п/п.

Тема занятия

1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы
норм. Словари русского языка

2

Орфоэпические нормы. Основные правила
орфоэпии.

3

Орфоэпические нормы. Предупреждение
ошибок на орфоэпическом уровне.

4

Лексическое значение слова. Многообразие
лексики русского языка. Фразеология. Речевые
ошибки на лексическом уровне.

5

Изобразительно-выразительные средства
языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии. Тропы (метафора, эпитет).

6

Тропы (метонимия, синекдоха, сравнение,
ирония и др.) Умение находить их в тексте.

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

8

Морфологические нормы. Правила
образования форм слов разных частей речи.

9

Грамматические и речевые ошибки на

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов
других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в
том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих
в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание

Коли
честв
о
часов
1
1
1
1

1

1
1
1
1

морфологическом уровне.
10-11 Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне. Тренировочнодиагностическая работа по словообразованию
и морфологии.
12-13 Использование алгоритмов при написании –Ни –НН- в суффиксах разных частей речи.
14-15 Правописание корней и приставок.
16-17 Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий настоящего времени.
18

Правописание суффиксов различных частей
речи (кроме –Н- и –НН-).

19

Предупреждение ошибок при написании НЕ и
НИ.

20

Слитное, дефисное и раздельное написание
омонимичных слов и сочетаний слов.

21-22 Тренировочно-диагностическая работа по
проверке навыков орфографической
грамотности.
23

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды
словосочетаний, их построение. Лексическая
сочетаемость слов.

24

Предложение. Порядок слов в предложении.
Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как

Знающий и уважающий духовно-нравственную
культуру своего
народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального
и
общественного
пространства,
значение
и
ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение
людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для

2

2
2
2
1
1
1
2

1

1

главные члены предложения, способы их
выражения.
25

Простые и сложные предложения.
Односоставные предложения. Неполные
предложения.

26

Интонационная норма. Нормы согласования
(согласование сказуемого с подлежащим,
согласование определений с определяемым
словом).

27

Нормы управления. Построение предложений
с однородными членами. Построение
сложноподчиненных предложений.

28

Нормы примыкания. Правильное
использование деепричастного оборота.
Правила преобразования прямой речи в
косвенную.

29-30 Знаки препинания в простом предложении (с
однородными членами предложения, при
обособлении второстепенных членов
предложения).
31

Знаки препинания в сложноподчиненных и
бессоюзных предложениях.

32

Знаки препинания в сложноподчиненных и
бессоюзных предложениях.

33

Итоговая работа по тестам

физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой

1

1

1

1

1

2
1
1

34

Подведение итогов года.

среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.

Календарно-тематическое планирование
«Секреты русского языка»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12-13
14-15
16-17
18
19

Тема занятий
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии.
Орфоэпические нормы. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые
ошибки на лексическом уровне.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии. Тропы (метафора, эпитет).
Тропы (метонимия, синекдоха, сравнение, ирония и др.) Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочнодиагностическая работа по словообразованию и морфологии.
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.
Правописание корней и приставок.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-).
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1

Дата проведения
по
по факту
плану

1
2
1

31
32

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая
сочетаемость слов.
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их
выражения.
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим,
согласование определений с определяемым словом).
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение
сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила
преобразования прямой речи в косвенную.
Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при
обособлении второстепенных членов предложения).
Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.
Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

33

Итоговая работа по тестам

1

34

Подведение итогов года.

1

20
21-22
23
24

25
26
27
28
29-30

1

1
1
1
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».