Содержание курса внеурочной деятельности. Тема 1. Что мы знаем о себе? (5 часов) Здоровье - основное право человека. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Что такое режим дня? Во сне и наяву. Факторы риска здоровью. Правила безопасности в быту. Знакомство с собой. Встречают по одежке. Три правила красоты. Всегда ли наше впечатление о себе является правильным? Мы такие разные, и всѐ же. Как управлять эмоциями. Виды деятельности: беседа, практико - ориентированные занятия, тестирование, арт-технологии, игровые занятия. Викторина « Кожа – зеркало здоровья». Тема 2.Окружающая среда и здоровье человека (5 часов) Антропогенное влияние на среду обитания и здоровье человека. Понятие окружающей среды. Взаимосвязь среды и организма. Вода как фактор биосферы. Качество питьевой воды и ее связь с состоянием здоровья. Почва и здоровье. Особенности действия физических и химических факторов, атмосферного воздуха на организм человека. Световой фактор, освещенность. Источники загрязнения среды. Формирование потребностей в сохранении природной среды обитания. Понять и принять себя (о самооценке, управлении эмоциями).Понять и принять других (о толерантности, субкультурах, разрешении конфликтов). Социальные сети и компьютерные игры. Виды деятельности: практические занятия, выполнение профилактических тестов, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки. Тема 3. Принципы здорового питания (7 часов) Научись управлять своими пищевыми привычками - и со временем сможешь управлять своей жизнью. Растительная и животная пища. Причины предпочтения в питании. Психология питания: эмоции, мотивационные и смысловые основания приема пищи. Формирование индивидуального стиля (способа) пищевого поведения. Энергия и ее расход. Масса тела и калорийность рациона. Физическая нагрузка. Водный режим. Правила здорового питания. Вкусное и полезное меню на неделю. Диета. Режим питания. Питание при болезнях. Маркировка продуктов. Виды деятельности: практические занятия, лабораторно - исследовательские мероприятия, решение ситуативных задач, составление меню. Выпуск стенгазет. Проект « Мир вокруг меня». Викторина « Корзина грецких орехов». Ролевая игра-конференция « Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни». Тема 4. Пока мы дышим, мы живем (4 часа) Образ жизни. Вредные привычки и зависимости. Навыки личной гигиены, двигательная активность, полезные привычки в поддержании здоровья. Химическая зависимость. Социальные болезни. Семья и здоровье. Виды деятельности: лекции, семинары, тренинг: «Если захочу, то смогу победить», «Моя формула здоровья», «Урожай вредных привычек», «Право выбора», тестирование. Тема 5. Здоровье -богатство во все времена (8 ч) В движении - жизнь. Культура здорового образа жизни и народные традиции. Различные методики оздоровления. Творческая активность, здоровье и долголетие. Возможности вашего организма. Спорт и жизнь. Опора и движение. Что такое правильное дыхание? Как улучшить спортивный результат (о естественных, медикаментозных стимуляторах, о допинге). Опасности малоподвижного образа жизни. Развиваем основные физические качества. Спорт в нашей станице. Готовимся сдавать ГТО. Виды деятельности: интерактивная лекция, практические занятия, решение ситуативных задач, замеры собственной физической подготовленности, оценка результатов подготовки. Практическая работа «Определение степени закаленности». Проект «Как стать долгожителем?». Тренинги: «Хочешь быть здоровым – будь им», «Взгляни на одни и те же события по-разному», «Счастливое или ужасное завтра». Конкурс рисунков. Викторина « О пользе закаливания». Тема 6. Вместилище мудрости человеческой (5 часов) Развиваем свои способности. Интерес к делу и склонность к нему – это одно и то же? Творчество – уникальная человеческая способность. Движение к достижениям. Преодолевая трудности в учѐбе, постигаем свои возможности. Создаем портфолио. Правильная мотивация залог успеха. Применение биологических знаний в медицине. Профессия врач. Профессия биолог и эколог, аграрные профессии. Как подготовиться к ЕГЭ. Алгоритм выбора профессии. Виды деятельности: беседа, тестирование, арт-технологии, практические занятия, исследовательские мероприятия, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. При изучении курса внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные, предметные и мета предметные результаты. Личностные результаты направлены: - формирование ценностного отношения к своему здоровью; активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения здорового образа жизни, целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных целей; -формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды и организма человека в целом. Предметные результаты: В результате реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся должны: - знать факторы, отрицательно влияющие на организм человека, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа жизни в организации здорового образа жизни; - воспитать в себе ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; -сформировать культуру поведения в окружающей среде, - уметь соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни; - уметь оценивать последствия своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному организму; - уметь организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития, вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их. Мета предметные результаты. - выработать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; - уметь самостоятельно составлять и определять план и цели деятельности; - понимать значение физической культуры как явления культуры для, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; - поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать активно занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; - владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой; - извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях строения организма, обсуждать полученные сведения, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - уметь с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления; -регулировать учебную деятельность, направленную на познание закономерностей человеческого организма; - осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе. Тематическое планирование. № П/П Тема Тема 1. Что мы знаем о себе? 1 Здоровье - основное право человека. 2 Во сне и наяву. 3 Как управлять эмоциями? Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека. 4 Понятие окружающей среды. 5 Вода как фактор биосферы. 6 Социальные сети и компьютерные игры. Тема 3. Принципы здорового питания. 7 Пищевые привычки. Растительная и животная пища. 8 Психология питания. 9 Энергия и ее расход. 10 Правила здорового питания. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, Количество часов 2 2 1 2 2 1 1 1 2 1 11 Диета. Режим питания. Тема 4. Пока мы дышим, мы живем. 12 Образ жизни. 13 Семья и здоровье. Тема 5. Здоровье – богатство во все времена. 14 Культура здорового образа жизни. 15 Спорт и жизнь. Тема 6. Вместилище мудрости человеческой. 16 Развиваем свои способности. 17 Применение биологических знаний в медицине. 18 Алгоритм выбора профессии. 19 Создаем портфолио. искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и 2 2 2 4 4 2 1 1 1 эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности Приложение Календарно-тематическое планирование 10 класс № П/П Тема Количество часов дата план Тема 1. Что мы знаем о себе? 1-2 Здоровье - основное право человека. 2 3-4 Во сне и наяву. 2 Как управлять эмоциями? 1 5 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека. 6-7 Понятие окружающей среды. 2 8-9 Вода как фактор биосферы. 2 10 Социальные сети и компьютерные игры. 1 06.10 13.10 20.10 10.11 17.11 Тема 3. Принципы здорового питания. 11 12 13-14 15 Пищевые привычки. Растительная и животная пища. Психология питания. Энергия и ее расход. 1 1 2 Правила здорового питания. 1 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 Корректировка факт 16-17 Диета. Режим питания. 2 29.12 12.01 19.01 26.01 02.02 09.02 Тема 4. Пока мы дышим, мы живем. 18-19 Образ жизни. 2 20-21 Семья и здоровье. 2 Тема 5. Здоровье – богатство во все времена. 22-25 Культура здорового образа жизни. 26-27 Спорт и жизнь. 4 4 16.02 23.02 02.03 09.03 16.03 23.03 06.04 13.04 Тема 6. Вместилище мудрости человеческой. 28-29 Развиваем свои способности. 2 30 32-33 Применение биологических знаний в медицине. Алгоритм выбора профессии. 1 2 Создаем портфолио. 1 34 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05 25.05 Приложение Календарно-тематическое планирование 11 класс № П/П Тема Количество часов дата план Тема 1. Что мы знаем о себе? 1-2 Здоровье - основное право человека. 2 3-4 Во сне и наяву. 2 Как управлять эмоциями? 1 5 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека. 6-7 Понятие окружающей среды. 2 8-9 Вода как фактор биосферы. 2 10 Социальные сети и компьютерные игры. 1 06.10 13.10 20.10 10.11 17.11 Тема 3. Принципы здорового питания. 11 12 13-14 15 Пищевые привычки. Растительная и животная пища. Психология питания. Энергия и ее расход. 1 1 2 Правила здорового питания. 1 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 Корректировка факт 16-17 Диета. Режим питания. 2 29.12 12.01 19.01 26.01 02.02 09.02 Тема 4. Пока мы дышим, мы живем. 18-19 Образ жизни. 2 20-21 Семья и здоровье. 2 Тема 5. Здоровье – богатство во все времена. 22-25 Культура здорового образа жизни. 26-27 Спорт и жизнь. 4 4 16.02 23.02 02.03 09.03 16.03 23.03 06.04 13.04 Тема 6. Вместилище мудрости человеческой. 28-29 Развиваем свои способности. 2 30 32-33 Применение биологических знаний в медицине. Алгоритм выбора профессии. 1 2 Создаем портфолио. 1 34 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05 25.05