ПВД «Разговоры о важном» для 10–11-х классов на 2022-2023 уч.год

Содержание курса внеурочной деятельности
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Люди с активной жизненной позицией.
Родина — место, где ты родился. Патриотизм. Настоящая любовь подкрепляется делами.
Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К. Э. Циолковского.
Международный день пожилых людей. Зрелый возраст — время новых возможностей. С добром в сердце.
Ценность профессии учителя. Основные качества наставника.
История возникновения праздника День отца. Патриархальная модель отцовства. XX век — ориентация на партнѐрские отношения
членов семьи.
Мир музыки и балета. История русского балета. Известные композиторы, писавшие музыку для балета.
Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс Российской Федерации.
История появления праздника День народного единства. Смутное время. Князь Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин
во главе ополчения. Связь иконы Божией Матери с историей освобождения Москвы. Примеры мирного единения народа.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Религиозная культура России: христианство, ислам, буддизм и др.
Свобода вероисповедания. Взаимное уважение людей разных национальностей — основа межкультурного общения. Почему языки исчезают?
Влияние многоязычия на толерантность.
Мама — важный человек в жизни каждого. Мама — гарантия защищѐнности ребѐнка. Эмоциональная связь с детьми. Легко ли быть
мамой? Материнская любовь — сильнейшее чувство на земле.
Значение государственной символики для человека. История Российского флага. Значение триколора. Что такое гимн? Зачем он нужен?
Уникальность нынешнего гимна России. История появления герба России.
Кто такой доброволец? Принципы добровольческой деятельности. Виды добровольческой деятельности. Платформа для добрых дел
(dobro.ru). Волонтѐрские истории.
Традиция чествования граждан, героически отличившихся в деле служения Отечеству. День георгиевских кавалеров. Учреждение ордена
Святого
Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9 декабря — день, когда чествуются герои нынешние и отдаѐтся дань памяти героям прошлых лет.
Вечный огонь — символ памяти.
Значение слова «конституция». Роль Конституции в жизни человека. Какие главы российской Конституции важны для молодѐжи? Права,
которыми уже пользуются старшеклассники.
История праздника Рождества Христова. Рождественский пост, в чѐм его необходимость. Символы Рождества. Рождественские традиции
в России и в других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.

Правила безопасности и поведения в Интернете. Реальные угрозы Интернета (нежелательный контент, кибербулинг, трата денег, доступ к
личной информации и т. д.). Какой информацией не стоит делиться в Сети. Проекты, программы, специальные курсы по кипербезопасности.
Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками. Эвакуация населения. Ладожское озеро — дорога жизни. Блокадный паѐк.
Неписанные правила выживания. Спасительный прорыв кольца. Проект «Детская книга войны».
Театр — искусство многосоставное (в нѐм соединяются литература, музыка, актѐрское мастерство, танцы, режиссура и даже этикет).
Вклад К. С. Станиславского в театральное искусство. Основные идеи системы Станиславского.
Современное научное знание. Критерии научного знания: доказательность, проверяемость, значимость, воспроизводимость.
Использование достижений науки в повседневной жизни. Увлечение наукой в школе. Открытия, которые сделали дети. Научная журналистика
—возможность заниматься разной наукой.
Географические особенности и природные богатства России. Народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47
этносов). Российская культура. Чем славится Россия?
Почитание защитников Отечества. «Советы молодому офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого.
Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать добрее? Смысл и значимость того, что вы делаете каждый день.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина —
добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В.
Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во времена Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене
гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Театр — особый вид искусства, который сближает людей. С 1961 г. отмечают День театра. Причины, по которым люди ходят в театр.
Отличие театра от кино. Основы театрального этикета.
История появления праздника День космонавтики. Полѐт Белки и Стрелки в августе 1960 г. Подготовка к первому полѐту человека в
космос. Полѐт Гагарина. Выход А. Леонова в открытый космос.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный
трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.
День земли — история праздника. Способы празднования Дня Земли. Природоохранные организации. Знаки экологической
безопасности. Состояние экологии — ответственность каждого человека.
Давняя история праздника труда. Трудовой день до 16 часов без выходных, скудный заработок, тяжѐлые условия — причины стачек и
забастовок. Требования рабочих. 1 мая 1886 года в Чикаго. Праздник Весны и Труда.
День Победы. План Барбаросса — замысел молниеносной войны. Могила Неизвестного Солдата.
19 мая 1922 года — День рождения пионерской организации. Цель еѐ создания и деятельность. Распад пионерской организации.
Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
• российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
•
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
•
готовность к служению Отечеству, его защите;
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
•
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
•
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
•
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
•
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей, умение оказывать первую помощь;
•
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
•
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и

социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
•
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
•
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
•
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
•
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и
нравственных ценностей;
•
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования представлены с учѐтом специфики содержания
предметных областей, затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; сформированность
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в

художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и письменных
высказываниях.
Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка; умение выделять общее и
различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; сформированность умения использовать иностранный язык как средство
для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической науке, еѐ специфике, методах исторического познания и роли в
решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; сформи- рованность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; сформирован- ность умений вести диалог, обосновывать свою
точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями
применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков
оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: владение представлениями о современной географической науке, еѐ участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических
процессов и проблем; сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и
явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению еѐ условий; сформирован- ность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется
экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты,
аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни; понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих
экономических событиях в России и в мире.
Право: сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии
права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; сформирован- ность представлений о Конституции Российской Федерации
как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность
умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской
Федерации; сформирован- ность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных
жизненных ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со
средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, еѐ уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания; сформированность
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам
и путям их решения.
Естествознание: сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой
целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной; владение знаниями о
наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники
и технологий; сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья,
обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли
грамотного потребителя; сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и
микромира; сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его
профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определѐнной системой ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звѐзд и Вселенной, пространственновременных масштабах Вселенной; сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии; осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и
развитии международного сотрудничества в этой области.

Экология: сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного)
развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек — общество — природа»; сформированность экологического
мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение умениями применять
экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; владение знаниями экологических
императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и
безопасности жизни; сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические
последствия своих действий в окружающей среде; сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной
социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической
культуры.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе
о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве,
повышающем защищѐнность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого
фактора; знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних
угроз; сформирован- ность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а
также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического
и социального благополучия личности; знание распространѐнных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера.

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой
темы курса внеурочной деятельности, и возможность использования по этой теме ЭОР и ЦОР, являющихся
учебно-методическими материалами.
10-11 классы
№
п/п

Тема занятия

Форма проведения Количество часов, отводимых ЦОР/ЭОР
занятия
на освоение темы
Сентябрь

1

День знаний

Беседа-обсуждение

1

razgovor.edsoo.ru

2

Родину не выбирают…

1

3

Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в
колыбели…

1

4

Что мы музыкой зовѐм

1
Октябрь

5

С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего
поколения в наших руках

Беседа

6

Ежедневный подвиг учителя

1

7

Роль отца в формировании личности ребѐнка

1

8

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

1

1

razgovor.edsoo.ru

Ноябрь
9

Мы едины, мы — одна страна!

Беседа

10

Многообразие языков и культур народов России

1

11

Материнский подвиг

1

12

Государственные символы России: история и современность

1

1

razgovor.edsoo.ru

Декабрь
13

Жить – значит действовать

Беседа

14

Память – основа совести и нравственности (Д. Лихачев)

1

15

Повзрослеть – это значит, чувствовать ответственность за
других (Г. Купер)

1

16

Светлый праздник Рождества

1

1

razgovor.edsoo.ru

Январь
17

Полет мечты

18

Кибербезопасность: основы

1

19

Ты выжил, город на Неве…

1

С чего начинается театр?

1

20

Беседа

1

azgovor.edsoo.ru

Февраль
21

Ценность научного познания

22

Россия в мире

1

23

Признательность доказывается делом (О. Бальзак)

1

Нет ничего невозможного

1

24

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

Март
25

Букет от коллег

Беседа

26

Гимн России

1

27

Крым на карте России

1

28

Искусство – это не что, а как (А. Солженицын)

1

1

razgovor.edsoo.ru

Апрель
29

Истории великих людей, которые меня впечатлили

Беседа

30

Есть такие вещи, которые нельзя простить?

1

31

Экологично VS вредно

1

32

Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и

1

1

razgovor.edsoo.ru

час, и день, и всю жизнь (А. Солженицын)
Май
33

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно
полки за собой повести…

Беседа

34

О важности социально-общественной активности

1

35

Счастлив не тот, кто имеет все самое лучшее, а тот, кто
извлекает все лучшее из того, что имеет (Конфуций)

1

1

razgovor.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».