СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебноисследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебноисследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию. Цель программы внеурочной деятельности: Обучение основам учебно-исследовательской деятельности. Задачи программы внеурочной деятельности: Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности; Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности; Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов; Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий; Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами; Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы; Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении. Формировать универсальные учебные действия. Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся. Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся. Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Основными методами обучения являются: проблемный, исследовательский, словесно-иллюстративные методы, наблюдение, сравнение, анализ и др. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ и т.д. Виды деятельности: игровая, познавательная, воспитывающая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся в современной школе должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы. 1. Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению обучающимися знаний, а также развитию умений и навыков исследовательского поиска. 2. Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. 3. Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Общая характеристика содержания подпрограмм Подпрограмма «Тренинг» В ходе тренинга развития исследовательских способностей обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки: • видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • структурировать материал; • готовить тексты собственных докладов; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «логарифмической спирали». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях седьмого класса, обучающиеся возвращаются к аналогичным занятиям в восьмом и девятом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу. Подпрограмма «Исследовательская практика» Главное содержание работы — проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Самостоятельное исследование проводится под руководством педагога, ведущего данный курс, а так же при участии педагогов-предметников, психолога, социального педагога и др., оказывающих консультационную помощь юным исследователям. Подпрограмма «Мониторинг» Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Учащийся должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан, а проведенное им исследование или выполненный проект не останутся незамеченными и неоцененными. Кроме того, современному школьнику необходимо освоить практику презентаций результатов собственной работы, он должен овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. И для решения этой педагогической задачи результаты его исследований и проектирования — наиболее подходящий материал. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее м,ногонационального народа России; - осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»: сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументировано ответить на вопросы. В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь: выделять объект исследования; разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе; работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; р аботать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Тема урока Целевые приоритеты Количество часов Тренинг 14 часов 1 2 3 4 5 Что такое исследование? Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность Наблюдение и (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. наблюдательность Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, Что такое эксперимент. тысячелетней истории российской государственности на основе исторического Учимся вырабатывать просвещения, российского национального исторического сознания. гипотезы. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Знакомство с логикой. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других 1 1 1 1 1 народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Учимся давать определения Духовно-нравственное воспитание понятиям Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, Как задавать вопросы российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности). Учимся выделять главное и Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки второстепенное других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Как делать схемы Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Как работать с книгой Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность Что такое парадоксы межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий Мысленные эксперименты и общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, эксперименты на моделях институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и Реальные эксперименты воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как Как сделать сообщение о части духовной культуры своего народа, российского общества. результатах исследования Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Исследовательская практика. 4 часа 15 16 17 18 Тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. Экспресс-исследования. (Экскурсия) Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди?» Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной 1 1 1 1 траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Исследовательская практика.10ч. Индивидуальная работа по теме собственного исследования 19-28 Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. 1 Мониторинг.6ч. 29 30 31 -32 33 -34 Мини – конференция по итогам экспресс – исследований. Мини – конференция по итогам собственных исследований. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов обучающихся старших классов. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов одноклассников. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности 1 1 1 1 Календарно - тематическое планирование № урока Тема урока Формы работы Количест во часов план Тренинг 14 часов Что такое исследование? Диалог Групповая работа 1 2.09 Наблюдение и наблюдательность Групповая работа 1 9.09 Что такое эксперимент. Работа в парах Аналитическая беседа 1 16.09 Учимся вырабатывать гипотезы. Групповая работа 1 23.09 Знакомство с логикой. Работа в парах Аналитическая беседа 1 30.09 Учимся давать определения понятиям Работа в парах 1 7.10 Как задавать вопросы 1 14.10 и Диалог Индивидуальна я работа 1 21.10 Аналитическая беседа 1 11.11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Учимся выделять второстепенное Как делать схемы Круглый стол главное факт корректировка 10 Как работать с книгой Работа в группах 1 18.11 11 Что такое парадоксы Круглый стол 1 25.11 12 Мысленные эксперименты эксперименты на моделях 1 2.12 13 Реальные эксперименты 1 9.12 14 Как сделать сообщение о результатах Аналитическая беседа исследования 1 16.12 Тренировочные занятия по методике Индивидуальна я работа проведения самостоятельных исследований. Индивидуальные занятия по методике Аналитическая беседа проведения самостоятельных исследований. Экспресс-исследования. (Экскурсия) Групповая работа 1 23.12 Экспресс-исследование коллекции собирают люди?» 1 и Дискуссия Работа в парах Исследовательская практика. 4 часа 15 16 17 18 «Какие Групповая работа 1 1 Исследовательская практика.10ч. 19-28 Индивидуальная работа по теме собственного исследования Групповая работа 1 Мониторинг.6ч. 29 Мини – конференция по итогам Групповая работа экспресс – исследований. 1 30 31 -32 33 -34 Мини – конференция по итогам Мини-проект собственных исследований. Участие в защитах исследовательских Групповая работа работ и творческих проектов обучающихся старших классов. Участие в защитах исследовательских Мини-проект работ и творческих проектов одноклассников. 1 1 1