ПВД Я-исследователь 5 класс на 2022-2023 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и
самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания
окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебноисследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебноисследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием,
решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Цель программы внеурочной деятельности:
Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
 Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;
 Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;
 Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
 Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать
план действий;
 Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
 Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;
 Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты,
делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.
 Формировать универсальные учебные действия.
Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на
начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно
рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной
мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни,
формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в
дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: проблемный, исследовательский, словесно-иллюстративные методы, наблюдение, сравнение,
анализ и др.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы занятий:
















беседа,
игра,
эксперимент,
наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа,
защита исследовательских работ,
консультация,
доклад,
защита исследовательских работ,
выступление,
выставка,
презентация,
участие в конкурсах исследовательских работ и т.д.

Виды деятельности:
 игровая,
 познавательная,
 воспитывающая,
 проблемно-ценностное общение,
 художественное творчество,
 досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся в современной школе должна включать три
относительно самостоятельных подпрограммы.
1.
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению обучающимися знаний, а также развитию умений и
навыков исследовательского поиска.
2.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и
выполнение творческих проектов.
3.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом
решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и
навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

•
видеть проблемы;
•
ставить вопросы;
•
выдвигать гипотезы;
•
давать определение понятиям;
•
классифицировать;
•
наблюдать;
•
проводить эксперименты;
•
делать умозаключения и выводы;
•
структурировать материал;
•
готовить тексты собственных докладов;
•
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «логарифмической спирали». Занятия группируются
в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей
четвертях седьмого класса, обучающиеся возвращаются к аналогичным занятиям в восьмом и девятом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Главное содержание работы — проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень
самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Самостоятельное исследование проводится под
руководством педагога, ведущего данный курс, а так же при участии педагогов-предметников, психолога, социального педагога и др.,
оказывающих консультационную помощь юным исследователям.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Учащийся должен знать, что
результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан, а проведенное им исследование или выполненный проект не
останутся незамеченными и неоцененными.
Кроме того, современному школьнику необходимо освоить практику презентаций результатов собственной работы, он должен
овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. И для решения этой педагогической задачи
результаты его исследований и проектирования — наиболее подходящий материал.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее м,ногонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»:
 сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить
проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого
решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
 сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
 сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей
познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
 сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу,
представить еѐ результаты, аргументировано ответить на вопросы.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
 основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним,
презентация);
 понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
 основные источники информации;
 правила оформления списка использованной литературы;
 правила классификации и сравнения,
 способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
 источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
 правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
 выделять объект исследования;
 разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
 работать в группе;





работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
 р аботать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
урока

Тема урока

Целевые приоритеты

Количество
часов

Тренинг 14 часов
1
2
3
4

5

Что такое исследование?

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
Наблюдение
и (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
наблюдательность
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
Что такое эксперимент.
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
Учимся
вырабатывать просвещения, российского национального исторического сознания.
гипотезы.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Знакомство с логикой.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов
других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том
числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других

1
1
1
1
1

народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих
в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности
6
7
8
9
10
11
12
13

14

Учимся давать определения
Духовно-нравственное воспитание
понятиям
Знающий
и
уважающий
духовно-нравственную
культуру своего
народа,
ориентированный
на
духовные
ценности
и
нравственные
нормы
народов
России,
Как задавать вопросы
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной,
религиозной принадлежности).
Учимся выделять главное и
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
второстепенное
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Как делать схемы
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Как работать с книгой
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального
и
общественного
пространства,
значение
и
ценность
Что такое парадоксы
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
Мысленные эксперименты и общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
эксперименты на моделях
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
Реальные эксперименты
воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
Как сделать сообщение о части духовной культуры своего народа, российского общества.
результатах исследования
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение
людей.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Исследовательская практика. 4 часа

15

16
17

18

Тренировочные занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Индивидуальные занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Экспресс-исследования.
(Экскурсия)
Экспресс-исследование
«Какие коллекции собирают
люди?»

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной

1

1

1
1

траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных
интересов, потребностей.
Исследовательская практика.10ч.
Индивидуальная работа по
теме собственного
исследования

19-28

Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.

1

Мониторинг.6ч.

29

30

31 -32

33 -34

Мини – конференция по
итогам
экспресс
–
исследований.
Мини – конференция по
итогам
собственных
исследований.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
обучающихся
старших
классов.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
одноклассников.

Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности

1

1

1

1

Календарно - тематическое планирование
№
урока

Тема урока

Формы работы

Количест
во часов

план

Тренинг 14 часов
Что такое исследование?

Диалог Групповая работа

1

2.09

Наблюдение и наблюдательность

Групповая работа

1

9.09

Что такое эксперимент.

Работа в парах Аналитическая беседа

1

16.09

Учимся вырабатывать гипотезы.

Групповая работа

1

23.09

Знакомство с логикой.

Работа в парах Аналитическая беседа

1

30.09

Учимся давать определения понятиям Работа в парах

1

7.10

Как задавать вопросы

1

14.10

и Диалог Индивидуальна
я работа

1

21.10

Аналитическая беседа

1

11.11

1

2
3
4
5

6
7
8
9

Учимся
выделять
второстепенное
Как делать схемы

Круглый стол
главное

факт

корректировка

10

Как работать с книгой

Работа в группах

1

18.11

11

Что такое парадоксы

Круглый стол

1

25.11

12

Мысленные
эксперименты
эксперименты на моделях

1

2.12

13

Реальные эксперименты

1

9.12

14

Как сделать сообщение о результатах Аналитическая беседа
исследования

1

16.12

Тренировочные занятия по методике Индивидуальна я работа
проведения
самостоятельных
исследований.
Индивидуальные занятия по методике Аналитическая беседа
проведения
самостоятельных
исследований.
Экспресс-исследования. (Экскурсия) Групповая работа

1

23.12

Экспресс-исследование
коллекции собирают люди?»

1

и Дискуссия
Работа в парах

Исследовательская практика. 4 часа
15

16
17
18

«Какие Групповая работа

1

1

Исследовательская практика.10ч.

19-28

Индивидуальная работа по теме
собственного исследования

Групповая работа

1

Мониторинг.6ч.
29

Мини – конференция по итогам Групповая работа
экспресс – исследований.

1

30
31 -32

33 -34

Мини – конференция по итогам Мини-проект
собственных исследований.
Участие в защитах исследовательских Групповая работа
работ
и
творческих
проектов
обучающихся старших классов.
Участие в защитах исследовательских Мини-проект
работ
и
творческих
проектов
одноклассников.

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».