ПВД Загадки истории 9 класс на 2022-2023 уч.год

Содержание курса внеурочной деятельности «Загадки истории».
Вводный урок. Знакомство с предметом, формами работы.
Кто изобрел письмо и счет. Календарь: майя, арабский, юлианский, григорианский. Счет лет в истории. Лента времени. Шумеры.
Идиографическое письмо. Пиктограммы. Алфавит. Древние руны. Славянская письменность.
В поисках прошлого. Троя: географическое положение, история открытия. Заслуга Г. Шлимана в открытии и изучении объекта, значение
открытия. Аркаим. Дольмены. Скифские курганы.
Памятники из камня. Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст каменных сооружений, гипотезы происхождения,
современное состояние. Просмотр видеофильма «Стоунхендж».
Вечные творения. Мавзолей Тадж-Махал, Великая Китайская стена: географическое положение, история создания, возраст. Просмотр
видеофильма «Тадж- Махал», «Великая Китайская стена».
Как возникли пирамиды. Древний Египет. «Проклятие фараонов» или роковая случайность? Пирамиды Хефрена. Загадки Большого
Сфинкса. Гробница Тутанхамона. Заслуга Г. Картера в открытии и изучении объекта.
Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры. Ангкор. Индокитайский полуостров. Буддизм. Хинаяна. Махаяна. Храм
Байон. Буддийские ступы. Пагоды. Буддийские храмы и монастыри: лакханг, гомпа.
Колизей. Римская империя. Династия Флавиев. Амфитеатр, цирк. Гладиаторы. Виртуальная экскурсия.
Петергоф. Дворцово–парковый ансамбль. Просмотр видеофильма «Петергоф».
Московский Кремль. Финно-угорское поселение. Самая крупная крепость Европы. История и современность. Музейный комплекс.
Архитектура Кремля. Резиденция президента РФ.
Мистические рисунки на Земле. Великаны Холмов линии Наска: географическое положение, возраст, гипотеза происхождения,
современное состояние. Загадочные рисунки на земле в США (штат Огайо), в Англии, на плато Устюрт (Казахстан), Урале, на Алтае, в
Африке (южнее оз. Виктория), в Эфиопии.
Существовала ли Атлантида? Страна атлантов. Теория Платона. Предположительное географическое местонахождение. Атлантида и
современные гипотезы.
Кто написал Библию? Канонические книги Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Моисей. Книжник Ездра.
Новый Завет. Священное Писание. Евангелие. Тридентский собор. Иисус Христос. Иудаизм. Христианство.
Александр Македонский. Македония. Династия Аргеадов. Поход на Восток. Царь Азии. Основанные города. Эллинизм. Война диадохов.
Образ Александра Македонского в истории и культуре.

Последний день Помпеи. Этруски, самниты. Рим. Геркуланум. Стабии. Везувий. Город – музей. К.П.Брюллов.
Мираж Эльдорадо. Южная Америка. Конкистадоры: Ф.Писарро, Э.Кортес, Себастьян де Белалькасар. Инки. Перу. Семь золотых
городов Сагеней.
Саги викингов. Скандинавия. Путешествия и завоевания норманнов. «Хеймскрингла» («Круг земной»). Герои скандинавского эпоса.
Король Артур и рыцари круглого стола. Бритты. Саксы. Рыцарские романы. Камелот. Мерилин. «История королей Британии»
Гальфрида Монмутского. «Хроника королей Англии» Уильяма Мальмсберийского. Образ Артура в литературе, музыке, изобразительном
искусстве, массовой культуре.
Легенды Древней Руси. Славянская мифология. Боги славян-русичей. Былинный эпос. Влияние христианства на мировоззрение и устное
народное творчество Древней Руси. Герои русских былин. Образ защитника Родины.
История одной вражды. Японская империя XII-XIII вв. Дом Фудзивара. Диктатура Тайра. Династия Минамото. Военное сословие
самураев. Сѐгунат и эпоха Камакура.
Мертвый город. Пустыня Гоби. Город Хара – Хото (Черный город). П.К.Козлов. Государство тангутов Си Ся. Город-крепость Эдзина.
Субурган «Знаменитый».
Старец горы. Ислам. Шииты, сунниты, исмаилиты. Хасан ибн Саббах. Крепость Аламут. Ассасины, низариты.
Крестоносцы и сарацины. Крестовые походы. «Так хочет Бог!» Арабы. Иерусалимское королевство. Салах ад-Дин. Триполи, Антиохия,
Эдесса. Духовно-рыцарские ордены.
Ричард Львиное Сердце. Династия Плантагенетов. Третий крестовый поход. Замок Дюрнштайн. «Последний рыцарь Европы». Образ
Ричарда Львиное Сердце в истории и культуре.
У берегов Балтики. Новгородская земля. Дания. Швеция. Бранденбург. Саксония. Польша. Тевтонский орден. Миссионеры. Александр
Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Просмотр фильма «Александр».
Чингисхан и Монгольская империя. Род Борджигин. Темучжин. Борьба за власть в степи. Тумен. Улусы. Курултай. Монгольская
империя. Каракорум. «Сокровенное сказание». Великая Яса. Чингизиды.
Отец атомной бомбы. Радиоактивность. Ядерное оружие. Р.Оппенгеймер. Проект «Манхэттен». Белый поезд. Хиросима. Нагасаки.
И.Курчатов. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Мирный атом.
Пришествие компьютеров. Абак. «Считающие часы» В.Шиккарда. Логарифмическая линейка Р.Деламейна. «Паскалина».
Механический калькулятор Лейбница. Разностная машина Ч.Бэббиджа. Арифмометр Чебышева. Компьютер ЭНИАК. МЭСМ
С.А.Лебедева. 4 поколения ЭВМ.

Самостоятельная работа «Один год в мировой истории» (таблица).
Интерактивная викторина «Своя игра».
География чудес и загадок. Практическая работа «Обозначение на контурной карте уникальных объектов».
Они были первыми. Проектная работа учащихся. Варианты тем исследования: Открытие Америки, Австралии, Северного полюса,
покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать. Защита проектов.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
К важнейшим личностным результатам изучения курса относятся следующие качества:


осознание роли и значения деятельности исторической личности;



осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;



понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения курса выражаются в следующих качествах:


способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную, познавательную;



владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;



способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);



готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения курса обучающимися включают:


овладение целостными представлениями о характерных чертах наиболее ярких личностей в истории, как положительных, так и
отрицательных;



способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;



умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность;



расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;



готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и
мира.

Методы изучения курса:


Работа с первоисточниками, документами, энциклопедическими словарями и другой дополнительной литературой;



Изучение монографий, исследований о жизни и деятельности исторических личностей;



Работа с историческими картами;



Беседа;



Комментированное чтение;



Рассказ учителя;



Просмотр видеофильмов;



Интерактивные викторины, конкурсы;



Выполнение практических и творческих работ.

Формы уроков: диспут, учебный диалог, конференция, практическая работа, исследование, урок-путешествие, урок-анализ, работа с
документами, смысловой анализ текста, проблемные семинары, подготовка и презентация творческих проектов, занятия в режиме
компьютерных технологий.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся работают с историческими и контурными картами, выполняют практические и творческие
работы. В конце изучения курса учащиеся защищают проектную работу «Они были первыми» (Открытие Америки, Австралии, Северного
полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать и др).

Календарно – тематическое планирование курса «Загадки истории».
№
п/п

Наименование разделов, тем

Колво
часов

Характеристика основных видов деятельности
учащихся

1

Вводный урок

1

Вводная лекция

2

Кто изобрел письмо и счет

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

3

В поисках прошлого

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента
видеофильма

4

Памятники из камня

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

5

Вечные творения

1

самостоят. работа

6

Как возникли пирамиды

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

7

Лики живого бога. Буддийские
памятники архитектуры

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

8

Колизей

1

виртуал. экскурсия

9

Петергоф

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

10

Московский Кремль

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

11

Мистические рисунки на Земле

1

подготовка сообщений

12

Существовала ли Атлантида?

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента
видеофильма

13

Кто написал Библию?

1

учебный диалог, работа с документом, просмотр и
обсуждение фрагмента видеофильма

14

Александр Македонский

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента
видеофильма

Дата план

Дата факт

15

Последний день Помпеи

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

16

Мираж Эльдорадо

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента
видеофильма

17

Саги викингов

1

учебный диалог, работа с документом, просмотр и
обсуждение фрагмента видеофильма

18

Король Артур и рыцари круглого стола

1

учебный диалог, смысловой анализ текста

19

Легенды Древней Руси

1

учебный диалог, работа с документом, просмотр и
обсуждение фрагмента видеофильма

20

История одной вражды

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

21

Мертвый город

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

22

Старец горы

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

23

Крестоносцы и сарацины

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

24

Ричард Львиное Сердце

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента
видеофильма

25

У берегов Балтики

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

26

Чингисхан и Монгольская империя

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента
видеофильма

27

Отец атомной бомбы

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

28

Пришествие компьютеров

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

29

год в мировой истории

1

работа в парах

30

Интерактивная викторина «Своя игра».

31

География чудес и загадок

1

работа с картой

32-34 Они были первыми

4

Исследовательская работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».