Содержание курса внеурочной деятельности Содержание Количество часов всего теория практика курса Раздел 1. 15 6 9 Самозванство на Руси. Раздел 2. 2 1 1 Дело царевича Алексея. Раздел 3. 2 1 1 Тайна янтарной комнаты Раздел 4. 16 6 10 Загадки русских наград. Перечень универсальных действий учащихся Ценить и принимать базовые ценности. Ориентироваться в информационных источниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Загадки истории» в основной школе являются: 1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; 4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально- критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе являются: 1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; 3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; 4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий. Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Загадки истории» являются: уметь: • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Календарно-тематическое планирование № урока в году № Дата план урока в теме 1 2 1 2 3 3 4 4 5 6 7 5 6 7 8 8 9 10 9 10 11 11 12 12 13 13 14 14 Дата факт Название темы Раздел 1. Самозванство на Руси. (15 часов) Введение. Познавательная беседа «Понятие самозванства» Мини-лекция с элементами беседы «Причины возникновения самозванства на Руси» Мини-лекция с элементами беседы «Игра в царя. Сколько их и что их гонит?» Мини-лекция с элементами беседы «Игра в царя. Сколько их и что их гонит?» Групповая работа с энциклопедией по истории «Лжедмитрий Первый» Беседа с элементами дискуссии «Лжедмитрий Второй» Групповая работа с энциклопедией по истории, просмотр мультимедиа по теме занятия «Емельян Пугачев» Семинар, беседа, работа с отрывками из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по теме «Емельян Пугачев» Лекция с элементами дискуссии «Княжна Тараканова» Лекция, сообщения учащихся, дискуссия, просмотр мультимедиа по теме занятия «Анастасия Николаевна Романова, дочь последнего русского императора» Подготовка к итоговому занятию. Практическое занятие по теме «Самозванство на Руси» Подготовка к итоговому занятию. Защита проектов по теме «Самозванство на Руси» Подготовка к итоговому занятию. Защита проектов по теме «Самозванство на Руси» Обобщающее занятие – семинар. Самозванство на Руси: норма или патология? Примечание 15 15 16 1 17 2 18 1 19 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Обобщающее занятие – семинар. Самозванство на Руси: норма или патология? Раздел 2. Дело царевича Алексея. (2 часа) Лекция с элементами беседы «Царевич Алексей – сын Петра I. Версии смерти» Дискуссия «Царевич Алексей – сын Петра I. Версии смерти» Раздел 3. Тайна янтарной комнаты (2 часа) Лекция с элементами обсуждения «В обмен на великанов. Янтарная комната» Защита проектов «В обмен на великанов. Янтарная комната» Раздел 4. Загадки русских наград. (16 часов) Познавательная беседа «Фалеристика – наука о медалях и наградах» Лекция с элементами беседы «Первые награды России» Практическое занятие «Первые награды России» Лекция с элементами беседы «Наградная система Петра Великого» Сообщения учащихся по теме «Наградная система Петра Великого» Лекция с элементами познавательной беседы «История российских орденов» Практическое занятие «История российских орденов» Круглый стол «История российских орденов» Лекция с элементами беседы «Наградные медали Российской империи» Защита проектов «Наградные медали Российской империи» Защита проектов «Наградные медали Российской империи» Познавательная беседа «Женские награды» Практическое занятие «Иностранные (по происхождению) ордена» Обобщающее занятие – семинар «Загадки русских наград» Конференция « Роль личности в истории»