Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с
программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами (презентация)
2 раздел. (11 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на
заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
3 раздел. (2 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения,
обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно,
включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно
передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений.
4 раздел. (7 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные
чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. (2 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру
поведения в театре.
6 раздел. (10 часов) Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над
спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить
ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе,
таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. (1 час) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых инсценировок.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-музыкальный центр;
-музыкальная фонотека;
-аудио и видео кассеты;
-СД– диски;
-костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
-элементы костюмов для создания образов;
-пальчиковые куклы;
-видеокамера для съѐмок и анализа выступлений.
-электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чѐтко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трѐм уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии;
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актѐрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может
приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими
и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у
обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я
ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении
по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Учебно-тематический план
N
п\п
Содержание программы
Всего часов
1.
Вводные занятия
1
2.
Театральная игра
11
3.
Культура и техника речи
7
4.
Ритмопластика
2
5.
Основы театральной культуры
2
6.
Работа над спектаклем, показ спектакля
10
7.
Заключительное занятие
1
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование курса
№
урока
Тема
Основное содержание
занятия
Колво
часо
в
Формы и
методы
работы
Вид
деятельности
Виды
контроля
1
Вводное занятие
Задачи и особенности
занятий в театральном
кружке, коллективе. Игра
«Театр – экспромт».
1
беседа
Решение
организационн
ых вопросов.
2
Здравствуй,
театр!
Дать возможность окунуться
в мир фантазии и
воображения. Познакомить с
понятием «театр».
Знакомство с театрами
Москвы, (презентация)
1
Фронтальна
я работа
Просмотр
презентаций
текущий
3
Театральная
игра
Как вести себя на
сцене. Учить
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную
тему.
Учимся сочинять небольшие
рассказы и сказки,
подбирать простейшие
рифмы.
1
Знакомство с
правилами
поведения на
сцене
предваритель
ный
4-5
Обыгрывание
сюжетов
Работа над темпом,
громкостью, мимикой на
2
Распределение
ролей
Показ сказки
Индивидуал
ьная работа
Дата проведения
план
факт
основе игр: «Репортаж с
соревнований по гребле»
6
В мире
пословиц
Разучиваем пословицы.
Инсценировка пословиц.
Игра-миниатюра с
пословицами «Объяснялки»
1
Индивидуал
ьная работа
Показ
презентации
«Пословицы в
картинках»
7
Виды
театрального
искусства
Рассказать детям в
доступной форме о видах
театрального искусства.
Упражнения на развитие
дикции (скороговорки,
чистоговорки). Произнесени
е скороговорок по очереди с
разным темпом и силой
звука, с разными
интонациями.
Чтение сказки Н. Грибачѐва
«Заяц Коська и его друзья».
Инсценирование
понравившихся диалогов.
1
Словесные
формы
работы
Презентация
«Виды
театрального
искусства»
соревнование
8
Правила
поведения в
театре
Познакомить детей с
правилами поведения в
театре
Как вести себя на
сцене. Учить детей
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную тему
1
Игра
Электронная
презентация
«Правила
поведения в
театре»
Ролевая игра:
«Мы в
театре»
9-11
Кукольный
Мини-спектакль с
3
Отработка
Показ сказки
театр
пальчиковыми куклами.
дикции
12
Театральная
азбука
Разучивание скороговорок,
считалок и их обыгрывание
1
Индивидуал
ьная работа
соревнование
13
Театральная
игра
Учимся развивать
зрительное, слуховое
внимание,
наблюдательность.
1
Фронтальна
я работа
Отгадывание
заданий
викторины
14-16
Инсценировани
е эпизодов
Знакомство с текстом, выбор
эпизода, распределение
ролей, диалоги героев.
3
Фронтальна
я работа
Распределение
ролей, работа
над дикцией,
выразительнос
тью
Презентация
постановки
эпизода
17
Театральная
игра
Учимся развивать
зрительное, слуховое
внимание,
наблюдательность.
Учимся находить ключевые
слова в предложении и
выделять их голосом.
1
Групповая
работа,
словесные
методы
самостоятельн
о разучивают
диалоги в
микрогруппах
итоговый
18
Основы
театральной
культуры
Театр - искусство
коллективное, спектакль результат творческого труда
многих людей различных
профессий
Музыкальные пластические
игры и упражнения
1
Групповая
работа,
поисковые
методы
Подбор
музыкальных
произведений к
знакомым
сказкам
19-21
Инсценировани
е эпизодов из
Знакомство с содержанием,
распределение ролей,
3
Фронтальна
я работа,
Работа с
текстом сказки:
тематический
комедии
Фонвизина
«Недоросль»
диалоги героев, репетиции,
показ
словесные
методы
распределение
ролей,
репетиции с
пальчиковыми
куклами
22
Чтение в лицах
стихов Бѐрнса,
Маршака и др.
Знакомство с содержанием,
выбор литературного
материала, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ
4
Индивидуал
ьная работа
Конкурс на
лучшего чтеца
23
Театральная
игра Подготовка
к спектаклю
Игры на развитие образного
мышления, фантазии,
воображения, интереса к
сценическому искусству.
Игры-пантомимы.
1
Групповая
работа.
Методы
поисковые,
наглядные
Разучиваем
игрыпантомимы
24-27
Постановка
спектакля по
произведению
Б. Васильева «А
зори здесь
тихие»
Знакомство с содержанием,
распределение ролей,
диалоги героев, репетиции,
показ
4
Словесные
и наглядные
методы
Репетиции,
подбор
костюмов,
реквизита
28-29
Культура и
техника речи
Инсценировани
е
Упражнения на постановку
дыхания (выполняется стоя).
Упражнения на развитие
артикуляционного
аппарата. 1.Упражнения
«Дуем на свечку (одуванчик,
горячее молоко, пушинку)»,
«Надуваем щѐки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для губ.»
2
Словесные
и наглядные
методы.
Групповая
работа
Работа над
постановкой
дыхания.
Репетиция
сказки
Текущий
Итоговый –
выступление
перед гостями
Радиотеатр; озвучиваем
сказку (дует ветер,
жужжат насекомые,
скачет лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием
сказки, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ
30
Ритмопластика
Создание образов с
помощью жестов, мимики.
Учимся создавать образы
животных с помощью
выразительных
пластических движений.
1
Наглядные
методы
Работа над
созданием
образов
животных с
помощью
жестов и
мимики
текущий
31-33
Инсценировани
е
Чтение эпизодов,
распределение ролей,
репетиции и показ
3
Словесные
и наглядные
методы
Репетиции,
подбор
костюмов,
реквизита
Итоговый –
выступление
перед гостями
34
Заключительное
занятие
Подведение итогов
обучения, обсуждение и
анализ успехов каждого
воспитанника. Отчѐт, показ
любимых инсценировок.
1
Фронтальна
я работа.
Словесные
методы
«Капустник» Заключительн
показ любимых ый
инсценировок
Итого:
34