Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа) Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел. (1 час) Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». -Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. - Знакомство с театрами (презентация) 2 раздел. (11 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. 3 раздел. (2 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 4 раздел. (7 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 5 раздел. (2 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. 6 раздел. (10 часов) Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. 7 раздел. (1 час) Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых инсценировок. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса -музыкальный центр; -музыкальная фонотека; -аудио и видео кассеты; -СД– диски; -костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; -элементы костюмов для создания образов; -пальчиковые куклы; -видеокамера для съѐмок и анализа выступлений. -электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства» Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Учащиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чѐтко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трѐм уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актѐрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Учебно-тематический план N п\п Содержание программы Всего часов 1. Вводные занятия 1 2. Театральная игра 11 3. Культура и техника речи 7 4. Ритмопластика 2 5. Основы театральной культуры 2 6. Работа над спектаклем, показ спектакля 10 7. Заключительное занятие 1 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование курса № урока Тема Основное содержание занятия Колво часо в Формы и методы работы Вид деятельности Виды контроля 1 Вводное занятие Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт». 1 беседа Решение организационн ых вопросов. 2 Здравствуй, театр! Дать возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы, (презентация) 1 Фронтальна я работа Просмотр презентаций текущий 3 Театральная игра Как вести себя на сцене. Учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. 1 Знакомство с правилами поведения на сцене предваритель ный 4-5 Обыгрывание сюжетов Работа над темпом, громкостью, мимикой на 2 Распределение ролей Показ сказки Индивидуал ьная работа Дата проведения план факт основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле» 6 В мире пословиц Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» 1 Индивидуал ьная работа Показ презентации «Пословицы в картинках» 7 Виды театрального искусства Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесени е скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н. Грибачѐва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. 1 Словесные формы работы Презентация «Виды театрального искусства» соревнование 8 Правила поведения в театре Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему 1 Игра Электронная презентация «Правила поведения в театре» Ролевая игра: «Мы в театре» 9-11 Кукольный Мини-спектакль с 3 Отработка Показ сказки театр пальчиковыми куклами. дикции 12 Театральная азбука Разучивание скороговорок, считалок и их обыгрывание 1 Индивидуал ьная работа соревнование 13 Театральная игра Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. 1 Фронтальна я работа Отгадывание заданий викторины 14-16 Инсценировани е эпизодов Знакомство с текстом, выбор эпизода, распределение ролей, диалоги героев. 3 Фронтальна я работа Распределение ролей, работа над дикцией, выразительнос тью Презентация постановки эпизода 17 Театральная игра Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. 1 Групповая работа, словесные методы самостоятельн о разучивают диалоги в микрогруппах итоговый 18 Основы театральной культуры Театр - искусство коллективное, спектакль результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения 1 Групповая работа, поисковые методы Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам 19-21 Инсценировани е эпизодов из Знакомство с содержанием, распределение ролей, 3 Фронтальна я работа, Работа с текстом сказки: тематический комедии Фонвизина «Недоросль» диалоги героев, репетиции, показ словесные методы распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами 22 Чтение в лицах стихов Бѐрнса, Маршака и др. Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 4 Индивидуал ьная работа Конкурс на лучшего чтеца 23 Театральная игра Подготовка к спектаклю Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. 1 Групповая работа. Методы поисковые, наглядные Разучиваем игрыпантомимы 24-27 Постановка спектакля по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие» Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 4 Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита 28-29 Культура и техника речи Инсценировани е Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щѐки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.» 2 Словесные и наглядные методы. Групповая работа Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки Текущий Итоговый – выступление перед гостями Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 30 Ритмопластика Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 1 Наглядные методы Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики текущий 31-33 Инсценировани е Чтение эпизодов, распределение ролей, репетиции и показ 3 Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита Итоговый – выступление перед гостями 34 Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых инсценировок. 1 Фронтальна я работа. Словесные методы «Капустник» Заключительн показ любимых ый инсценировок Итого: 34