Содержание курса внеурочной деятельности «Арлекино»
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с
программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел. (5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на
заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес
к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
3 раздел. (3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения,
обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать
согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные
позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы
животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. (6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные
чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. (3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать
культуру поведения в театре.
6 раздел. (15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой,
сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить
находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно,
осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. (1 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых инсценировок.
N п\п
Содержание программы
Всего часов
1.
Вводные занятия
1
2.
Театральная игра
5
3.
Культура и техника речи
6
4.
Ритмопластика
3
5.
Основы театральной культуры
3
6.
Работа над спектаклем, показ спектакля
15
7.
Заключительное занятие
1
Итого:
34
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Арлекино»
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чѐтко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трѐм уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии;
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актѐрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может
приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими
и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у
обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я
ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении
по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Календарно-тематическое планирование курса «Арлекино»
№
урока
1
Тема
Вводное занятие.
2
Здравствуй, театр!
3
Театральная игра
4-5
Репетиция постановки
6
В мире пословиц.
7
Виды театрального искусства
8
Правила поведения в театре
9-11
Кукольный театр.
Основное содержание занятия
Задачи и особенности занятий в театральном кружке,
коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и
воображения. Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Москвы, Владимира (презентация)
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы.
Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр:
«Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в
воротах», «Разбилась любимая мамина чашка».
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Играминиатюра с пословицами «Объяснялки»
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального
искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки,
чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с
разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачѐва «Заяц Коська и его друзья».
Инсценирование понравившихся диалогов.
Познакомить детей с правилами поведения в театре
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с партнером на заданную тему
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.
Количество
часов
1
Дата план
1
13.09
1
20.09
2
27.09
04.10
1
11.10
1
18.10
1
25.10
3
08.11
15.11
06.09
Дата факт
12
Театральная азбука.
13
17
Театральная игра «Сказка, сказка,
приходи».
Инсценирование мультсказок.
По книге «Лучшие мультики
малышам».
Театральная игра.
18
Основы театральной культуры
19-21
Инсценирование народных
сказок о животных.
22
Чтение в лицах стихов А. Барто,
И.Токмаковой, Э.Успенского
23
Театральная игра
24-27
Постановка сказки «Пять
забавных медвежат» В.
Бондаренко
28-29
Культура и техника речи
Инсценирование постановки
14-16
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их
обыгрывание
Викторина по сказкам
1
22.11
29.11
1
06.12
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение
ролей, диалоги героев.
3
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание,
наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в предложении и
выделять их голосом.
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат
творческого труда многих людей различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение
ролей, диалоги героев, репетиции, показ
1
13.12
20.12
27.12
17.01
1
24.01
3
Знакомство с содержанием, выбор литературного
материала, распределение ролей, диалоги героев,
репетиции, показ
Игры на развитие образного мышления, фантазии,
воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы.
Знакомство с содержанием, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ
1
31.01
07.02
14.02
21.02
1
28.02
4
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее
молоко, пушинку)», «Надуваем щѐки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для
губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер,
2
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04
18.04
30
Ритмопластика
31-33
Инсценирование постановки
34
Заключительное занятие.
Итого:
жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся
создавать образы животных с помощью выразительных
пластических движений.
Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ
успехов каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых
инсценировок.
1
25.04
3
02.05
09.05
16.05
23.05
1
34