ПВД «Разговоры о важном» для 5–9-х классов на 2022-2023 уч.год

Содержание курса внеурочной деятельности
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна
возможностей».
Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?
Мечты и фантазии человека о космических полѐтах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической
космонавтики. Герои освоения космоса.
1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть
исключѐнным из жизни семьи и общества.
Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?
История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие
родителей в семье.
Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть.
Дом, в котором мы живѐм. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные ценности.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием
Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа
межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?
Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага.
История создания Красного Креста. Особенности волонтѐрской деятельности. Волонтѐрство в России.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.
Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всѐ, что попадает в Сеть, остаѐтся там навсегда.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паѐк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов
немецких войск.
Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы
Станиславского.
Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни.
Плюсы и минусы научно-технического прогресса.

Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных
малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто еѐ выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи
армии в мирное время.
Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина —
добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В.
Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене
гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полѐту — многолетний процесс.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный
военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном
мире.
День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения
человека. Соблюдать экоправила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции
празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель еѐ создания и деятельность. Распад пионерской организации.
Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,

приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального
опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ
развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учѐтом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надѐжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно
систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать
эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения
других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать

организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и
условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое
же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учѐтом специфики
содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого
взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и
письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, еѐ осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и еѐ роли в формировании гражданственности и
патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида
искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражѐнную в
литературных произведениях, с учѐтом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать
прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную
оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран.

Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационнокоммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой
истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических
событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание
исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и
характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический
материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с
другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и
политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации;
об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни,
прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов,
явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своѐ отношение к явлениям, процессам
социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную

информацию, соотносить еѐ с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным
опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным
видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание
ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание
роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населѐнного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития;
умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение
каждой темы курса внеурочной деятельности, и возможность использования по этой теме ЭОР и ЦОР,
являющихся учебно-методическими материалами.
5–7-е классы
№
п/п

Тема занятия

Форма проведения
занятия

Количество часов, отводимых на ЦОР/ЭОР
освоение темы

Сентябрь
1

День знаний. Зачем учиться?

Эвристическая беседа

2

Родина, души моей родинка

1

3

Земля-это колыбель разума, но нельзя вечно жить в
колыбели…

1

4

Моя музыка

1

1

razgovor.edsoo.ru

Октябрь
5

С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего Беседа
поколения в наших руках

1

6

Ежедневный подвиг учителя

1

7

Отец - родоначальник

1

8

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

1

razgovor.edsoo.ru

Ноябрь
9

Мы — одна страна!

10

Языки и культура народов России: единство в

Беседа

1
1

razgovor.edsoo.ru

разнообразии
11

Шапку надень!..

1

12

Гордо реет над Россией флаг ее судьбы

1
Декабрь

13

Жить – значит действовать

Беседа

14

В жизни всегда есть место подвигу?

1

15

Настоящая ответственность бывает только личной (Ф.
Искандер)

1

16

Светлый праздник Рождества

1

1

razgovor.edsoo.ru

Январь
17

Зачем мечтать?

18

Как не попасть в цифровые ловушки?

1

19

Ленинградский ломтик хлеба…

1

С чего начинается театр?

1

20

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

Февраль
21

Хроника научных открытий, которые перевернули мир Беседа

1

22

Россия в мире

1

23

За что мне могут сказать «спасибо» (ко Дню
защитника Отечества)

1

Включайся!

1

24

Март

razgovor.edsoo.ru

25

Мамина карьера

Беседа

26

Гимн России

1

27

Путешествие по Крыму

1

28

Как построить диалог с искусством?

1

1

razgovor.edsoo.ru

Апрель
29

Трудно ли быть великим?

Беседа

30

Пока жива история, жива память…

1

31

«Зеленые» привычки» – сохраним природу вместе

1

32

Как проявить себя и свои способности ?

1

1

razgovor.edsoo.ru

Май
33

Подвиг остается подвигом, даже если его некому
воспеть…

Беседа

34

Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?

1

35

Что человеку нужно для счастья?

1

1

razgovor.edsoo.ru

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
курса внеурочной деятельности, и возможность использования по этой теме ЭОР и ЦОР, являющихся учебнометодическими материалами.
8–9-е классы
№
п/п

Тема занятия

Форма проведения
занятия

Количество часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на освоение темы

Сентябрь
1

День знаний (зачем учиться?)

Эвристическая беседа 1

2

Родина, души моей родинка

1

3

Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в
колыбели…

1

4

Что мы музыкой зовѐм

1

razgovor.edsoo.ru

Октябрь
5

С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего
поколения в наших руках

Беседа

6

Ежедневный подвиг учителя

1

7

Образ отца в отечественной литературе

1

8

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

1

1

razgovor.edsoo.ru

Ноябрь
9

Мы — одна страна!

Беседа

10

Языки и культура народов России: единство в разнообразии

1

11

Позвони маме

1

1

razgovor.edsoo.ru

12

Флаг — не только воплощение истории, но и отражение
чувств народов

1
Декабрь

13

Жить – значит действовать

Беседа

14

Россия начинается с меня?

1

15

Повзрослеть – это значит, чувствовать ответственность за
других (Г. Купер)

1

16

Светлый праздник Рождества

1

1

razgovor.edsoo.ru

Январь
17

Полет мечты

18

Правила продвинутого пользователя интернета

1

19

Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и
еще один день (Д. Лихачев)

1

С чего начинается театр?

1

20

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

Февраль
21

Научные прорывы моей страны

22

Россия в мире

1

23

Тот, кто не может благодарить, не может и получать
благодарность (Эзоп )

1

Мы все можем

1

24

Беседа

Март

1

razgovor.edsoo.ru

25

Мужских и женских профессий больше нет?

Беседа

26

Гимн России

1

27

Крым на карте России

1

28

Искусство – одно из средств различения доброго от злого
(Л. Толстой)

1

1

razgovor.edsoo.ru

Апрель
27

Истории великих людей, которые меня впечатлили

Беседа

28

Есть такие вещи, которые нельзя простить?

1

29

Сохраним планету для будущих поколений

1

30

Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь
и час, и день, и всю жизнь (А. Солженицын)

1

1

razgovor.edsoo.ru

Май
31

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно Беседа
полки за собой повести…

1

32

Какие существуют детские общественные организации?

1

33

Дай каждому дню шанс стать самым лучшим в твоей жизни
(Пифагор)

1

razgovor.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».