Рабочая программа по предмету «ОДНКР» (Основы духовно-нравственной культуры народов России) для обучающихся 5 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начальногообщего образования, а также Примерной программы воспитания. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по ОДНКНР в 5 классе является основной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утверждѐнным приказом Министерства образования и науки от 31 мая 2021 г. №287; - учебным планом основного общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год; - рабочей программы воспитания МАОУ Южно-Дубровинской СОШ; - концепцией преподавания ОДНКНР в Российской Федерации, утверждѐнной распоряжением Правительства от 09.04.2016 №637-р; - авторской программой ОДНКНР под редакцией Студеникин М.Т - положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МАОУ Южно-Дубровинской СОШ Для реализации программы используется учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5 класс. Студеникин М.Т., ООО «Русское слово-учебник»; Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения ОДНКНР на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей гуманитарных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе определяются основные цели изучения ОДНКНР на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса ОДНКНР: личностные, метапредметные, предметные. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учѐтом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей еѐ истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еѐ специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разныхнациональностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость еѐ фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? — Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; — иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; — понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия — Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; — знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; — понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Тема 3. Язык и история — Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; — иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; — понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; — обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей — Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; — знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; — понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; — иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры — Иметь сформированное представление о понятие «культура»; — осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура — Иметь представление об артефактах культуры; — иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; — понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; — понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура — Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; — знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; — понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; — осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; — знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия — Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; — осознавать связь религии и морали; — понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; — уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование — Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; — иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;— понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; — приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; — понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; — выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики; — обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей — Знать и понимать смысл термина «семья»; — иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; — осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; — уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями еѐ существования; — понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и еѐ воспитательную роль; — понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи — Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; — осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России — Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; — знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; — осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России — Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; — уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; — знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; — понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи — Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; — понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; — осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; — характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; — выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; — обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура — Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; — уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; — понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; — знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры — Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; — осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;— обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; — доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; — знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности — Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность — Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; — иметь представление о значении и функциях изучения истории; — осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры — Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; — рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; — обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур — Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; — понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; — знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовнонравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа — Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: — осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие — Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; — называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; — уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; — понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; — демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25. Праздники в культуре народов России — Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; — устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; — различать основные типы праздников; — уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;— анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; — понимать основной смысл семейных праздников: — определять нравственный смысл праздников народов России; — осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России — Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; — понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; — осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; — осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; — устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; — иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России — Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; — обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; — знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России — Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; — уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; — обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; — знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России — Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; — понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; — воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; — знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные средства; — оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом — Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; — уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; — уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учѐтом их возрастных особенностей); — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие) — Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; — понимать, что такое культурная карта народов России; — описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России — Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования еѐ территориального, политического и экономического единства; — понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов всег контроль практиче Виды деятельности о ные ские работы работы Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Виды, формы контрол я 1.1. Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 1 0 0 формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с учебником; Устны й опрос; 1.2. Наш дом — Россия 1 0 0 слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия; Устны й опрос; 1.3. Язык и история 1 0 0 формировать представления о языке как носителе духовно- Устны нравственных смыслов культуры; й понимать особенности коммуникативной роли языка; опрос; слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам; Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru 1.4. Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 0 0 формировать представление о русском языке как языке межнационального общения; слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное; объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления; Устны й опрос; 1.5. Истоки родной культуры 1 0 0 формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; Устны й опрос; 1.6. Материальная культура 1 0 0 формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; Устны й опрос; 1.7. Духовная культура 1 0 0 формировать представление о духовной культуре разных народов; понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника; Устны й опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/speci al- course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru 1.8. Культура и религия 1 0 0 формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чѐм заключается связь культуры и религии; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме; Устны й опрос; 1.9. Культура и образование 1 0 0 понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме; Устны й опрос; 1.10 Многообразие . культур России (практическое занятие) 1 0 1 отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой; слушать выступления одноклассников; Практическ http://scoolая работа; collection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 2.1. Семья — хранитель духовных ценностей 1 0 0 понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи; Устны й опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru 2.2. Родина начинается с семьи 1 0 0 понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа; слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал; Устны й опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru 2.3. Традиции семейного воспитания в России 1 0 0 понимать и объяснять, что такое традиция, уметь Устны рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях й своего народа и других народов России; опрос; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом; http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru 2.4. Образ семьи в культуре народов России 1 0 0 знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях; знать и понимать морально-нравственное значение семьи; работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал; Устны й опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru 2.5. Труд в истории семьи 1 2.6. Семья в современном мире (практическое занятие) 2 0 0 понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником; Устны й опрос; 1 понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать еѐ следующим поколениям; готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников; Контрольна http://scoolя работа; collection.edu.ru Практическ https://resh.edu.ru/speci ая работа; al- course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 3.1. Личность — общество — 1 0 0 знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека культура человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи); 3.2. Духовный мир человека. Человек —творец культуры 1 0 0 понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры; слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме; Устны й опрос; Устны й опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru 3.3. Личность и духовнонравственные ценности 1 0 0 Тематический блок 4. «Культурное единство России» 4.1. Историческая память 1 0 0 как духовнонравственная ценность понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким; показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником; Устны й опрос; объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников; Устны й опрос; 4.2. Литература как язык культуры 1 0 0 понимать особенности литературы, еѐ отличия от других видов художественного творчества; объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы; слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники; Устны й опрос; 4.3. Взаимовлияние культур 1 0 0 иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»; понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам; Устны й опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s pecial- course/ http://www.td.go v.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/speci al- course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu.ru /special- course/ http://www.td.g ov.ru http://ihtik.lib.r u http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu.ru /special- course/ http://www.td.g ov.ru http://ihtik.lib.r u 4.4. Духовнонравственные ценности российского народа 1 0 0 уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение); Устны й опрос; 4.5. Регионы России: культурное многообразие 1 0 0 понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие«полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками; Устны й опрос; 4.6. Праздники в культуре народов России 1 0 0 понимать и объяснять, что такое «народный праздник»; уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы; Устны й опрос; 4.7. Памятники в культуре народов России 1 0 0 устанавливать связь между историей памятника и историей края; характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; Устны й опрос; http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu.ru /special- course/ http://www.td.g ov.ru http://ihtik.lib.r uhttp://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu.ru /special- course/ http://www.td.g ov.ru http://ihtik.lib.r u http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu.ru /special- course/ http://www.td.g ov.ru http://ihtik.lib.r u http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu.ru /special- course/ http://www.td.g ov.ru http://ihtik.lib.r u 1 0 0 понимать особенности музыки как вида искусства; знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; Устны й опрос; 1 0 0 Устны й опрос; Фольклор и литература народов России 1 0 0 понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; понимать, что такое национальная литература; объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников; 4.11 Бытовые традиции . народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 0 1 отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; Практическ http://scoolая работа; collection.edu.ru https://resh.edu.ru/spe cial- course/ http://www.td.gov. ru http://ihtik.lib.ru 4.8. Музыкальная культура народов России 4.9. Изобразительное искусство народов России 4.10 . Устны й опрос; http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu.ru /special- course/ http://www.td.g ov.ru http://ihtik.lib.r uhttp://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu.ru /special- course/ http://www.td.g ov.ru http://ihtik.lib.r u http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/spe cial- course/ http://www.td.gov. ru http://ihtik.lib.ru 4.12 Культурная карта . России (практическое занятие) 1 0 1 отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой; 4.13 Единство страны — . залог будущего России 2 1 0 понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования еѐ культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 4 Практическ http://scoolая работа; collection.edu.ru https://resh.edu.ru/spe cial- course/ http://www.td.gov. ru http://ihtik.lib.ru Контрольна http://scoolя работа; collection.edu.ru https://resh.edu.ru/spe cial- course/ http://www.td.gov. ru http://ihtik.lib.ru КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество Функциональная грамотность часов Интегрированные Виды, формы контроля уроки Дата План 1. Зачем изучать курс "Основы духовнонравственной культуры народов России" 1 Устный опрос; 5.09.22 2. Наш дом - Россия 1 Практическая работа; 12.09.22 3. Язык и история 1 Устный опрос; 19.09.22 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей 1 Диктант; 26.09.22 5. Истоки родной культуры 1 Практическая работа; 3.10.22 6. Материальная культура 1 Письменный контроль; 10.10.22 7. Духовная культура 1 Письменный контроль; 17.10.22 8. Культура и религия 1 Устный опрос; 24.10.22 Извлекать информацию необходимуюдля выполнения задания по тексту Определять, каким образом можно применить информацию,представленную в тексте, в реальном мире Определять место, где содержится искомая информация Соотносить визуальное Факт изображение с вербальным текстом Культура и образование 1 Устный опрос; 10. Практическая работа по теме "Многообразие культур России" 1 Самооценка с 14.11.22 использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; 11. Семья - хранитель духовных ценностей 1 9. Извлекать информацию необходимуюдля выполнения задания по тексту Определять, каким образом можно применить информацию, представленную в тексте, в реальном мире 7.11.22 Практическая работа; 21.11.22 12. Родина начинается с семьи 1 Устный опрос; 28.11.22 13. Традиции семейного воспитания в России 1 Практическая работа; 5.12.22 14. Образ семьи в культуре народов России 1 Практическая работа; 12.12.22 15. Труд в истории семьи 1 Устный опрос; 19.12.22 26 Извлекать информацию необходимуюдля выполнения задания по тексту 16. Обобщающий урок 1 Практическая работа 17. Практическая работа по теме "Семья в современном мире" 1 Самооценка с 23.01.23 использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; 18. Личность - общество культура 1 Устный опрос; 30.01.23 19. Духовный мир человека. Человек - творец культуры 1 Устный опрос; 6.02.23 20. Личность и духовнонравственные ценности 1 Устный опрос; 13.02.23 21. Историческая память как духовно-нравственная ценность 1 Устный опрос; 20.02.23 22. Литература как язык культуры 1 Устный опрос; 27.02.23 23. Взаимовлияние культур 1 Устный опрос; 6.03.23 24. Духовно-нравственные ценности российского народа 1 Устный опрос; 13.03.23 Определять место, где содержитсяискомая информация Соотносить визуальное изображение свербальным текстом Создание банка данных: брошюра «Памятники моего города» 16.01.23 25. Регионы России: культурное многообразие 1 Устный опрос; 20.03.23 26. Праздники в культуре народов Россиии 1 Тестирование; 3.04.23 27. Памятники в культуре народов России 1 Практическая работа; 10.04.23 28. Музыкальная культура народов России 1 Устный опрос; 17.04.23 29. Изобразительное искусство народов России 1 Практическая работа; 24.04.23 30. Фольклор и литература народов России 1 Устный опрос; 1.05.23 31. Практическая работа по теме "Бытовые традиции народов России: пища, одежда,дом 1 0 1 Самооценка с 8.05.23 использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; 32. Практическая работа по теме "Культурная карта России" 1 33. Единство страны - залог будущего России 1 Извлекать информацию необходимуюдля выполнения задания по тексту Изо - ОДНКР Извлекать информацию необходимуюдля выполнения задания по тексту Самооценка с 15.05.23 использованием «Оценочного листа»; Практическая работа;; Тестирование; 22.05.23 34. Обобщающий урок 1 Самооценка с 22.05.23 использованием «Оценочного листа»; Практическая работа;; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/ Граф, 2019 Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана- 2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. 3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил. 4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.(Библиотека: религия, культура, наука). 5. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. 6. Пиаже Ж. – СПб., 2015. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2016. 7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Екатеринбургской епархии, 2018. Издательский отдел 8. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствованиетучебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017. 9. Косачѐва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – 10. Как проектировать М., 2005. универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2018. 11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017. 12. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru