РП по ОДНКНР 5 класс на 2022-2023 уч Капралихинская ООШ

Рабочая программа по предмету «ОДНКР» (Основы духовно-нравственной культуры народов России) для обучающихся 5 класса составлена
на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начальногообщего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОДНКНР в 5 классе является основной частью основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ Южно-Дубровинской СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утверждѐнным приказом
Министерства образования и науки от 31 мая 2021 г. №287;
- учебным планом основного общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
- рабочей программы воспитания МАОУ Южно-Дубровинской СОШ;
- концепцией преподавания ОДНКНР в Российской Федерации, утверждѐнной распоряжением Правительства от 09.04.2016 №637-р;
- авторской программой ОДНКНР под редакцией Студеникин М.Т
- положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МАОУ
Южно-Дубровинской СОШ
Для реализации программы используется учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5 класс.
Студеникин М.Т., ООО «Русское слово-учебник»; Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения ОДНКНР на деятельностной основе.
В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей гуманитарных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения ОДНКНР на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты
освоения курса ОДНКНР: личностные, метапредметные, предметные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ»
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего
образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения
ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов
России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля
2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учѐтом национальных и
стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей еѐ истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и
настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной
культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с
опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаѐтся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям
возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, еѐ специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного
развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть
малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства,
необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания
культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным
зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса
предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск
объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разныхнациональностей и вероисповеданий, а
также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного
развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности
обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной
культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи,
общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных
нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о
нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного
чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях,
ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на
основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а,
следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем
составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья.
Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной
культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми.
Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного
пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному
развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг
человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и
произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация
духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое?
Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость еѐ фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний
мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты.
История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные
орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная
литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и
других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности
народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к

целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и
народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в
учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные
действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
(знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные
действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия
включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения
культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные
ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном
характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных
различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

— иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и
взаимодействия;
— обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого
этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования
государства и общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;
— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их
различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
— Иметь представление об артефактах культуры;
— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных
условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для
обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
— иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;— понимать взаимосвязь культуры и
образованности человека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины,
востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности
современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями
своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями
еѐ существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
— осознавать и уметь доказывать важность семьи
как хранителя традиций и еѐ воспитательную

роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах
помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы
еѐ выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего
народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
— уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с
участием семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение
экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и

истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как
фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
— уметь обосновать взаимосвязь и
взаимообусловленность человека и общества, человека и
культуры;
— понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;— обосновывать важность творчества как
реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;— обосновывать происхождение духовных
ценностей, понимание идеалов добра и зла;— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды
и уметь выделять их сущностные черты;
— иметь представление о значении и функциях изучения истории;
— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать

о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного
долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения
духовно-нравственных идеалов общества;
— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности
российского народа:
— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ»,
«титульный этнос»;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России

— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
— различать основные типы праздников;
— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;— анализировать связь праздников и истории,
культуры народов России;
— понимать основной смысл семейных праздников:
— определять нравственный смысл праздников народов России;
— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
— устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
— иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального
повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов
России
— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и
выразительных средствах изобразительного
искусства;
— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
— знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и
нравственности;
— знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего
региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций,
многообразия культур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской
идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учѐтом их возрастных особенностей);
— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования еѐ территориального, политического и
экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного
предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всег контроль практиче Виды деятельности
о ные
ские
работы
работы
Тематический блок 1. «Россия — наш
общий дом»

Виды,
формы
контрол
я

1.1. Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры
народов
России»?

1

0

0

формировать представление об особенностях курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов
России»;
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
вести самостоятельную работу с учебником;

Устны
й
опрос;

1.2. Наш дом — Россия

1

0

0

слушать и понимать объяснения учителя по теме
урока;
формировать представление о необходимости и
важности межнационального и межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия;

Устны
й
опрос;

1.3. Язык и история

1

0

0

формировать представления о языке как носителе духовно- Устны
нравственных смыслов культуры;
й
понимать особенности коммуникативной роли языка;
опрос;
слушать и анализировать выступления одноклассников,
отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким
источникам;

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

1.4. Русский язык — язык
общения и язык
возможностей

1

0

0

формировать представление о русском языке как языке
межнационального общения; слушать объяснения учителя,
стараясь выделить главное;
объяснять наблюдаемые в практике изучения языка
явления;

Устны
й
опрос;

1.5. Истоки родной культуры

1

0

0

формировать представление о том, что такое культура, об
общих чертах в культуре разных народов;
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
выполнять задания на понимание и разграничение
понятий по теме;

Устны
й
опрос;

1.6. Материальная культура

1

0

0

формировать представление о традиционных
укладах жизни разных народов; слушать и
анализировать выступления одноклассников;
работать с учебником, анализировать проблемные
ситуации;

Устны
й
опрос;

1.7. Духовная культура

1

0

0

формировать представление о духовной культуре
разных народов;
понимать взаимосвязь между проявлениями
материальной и духовной культуры; выполнять задания
на понимание и разграничение понятий по теме;
учиться работать с текстом и зри тельным рядом
учебника;

Устны
й
опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/speci
al- course/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

1.8. Культура и религия

1

0

0

формировать представление о понятии «религия»,
понимать и уметь объяснять, в чѐм заключается связь
культуры и религии;
слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме;

Устны
й
опрос;

1.9. Культура и образование

1

0

0

понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять
важность и необходимость образования для общества;
слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать
учебные материалы по теме;

Устны
й
опрос;

1.10 Многообразие
. культур России
(практическое
занятие)

1

0

1

отбирать материал по нескольким источникам, готовить
доклады, работать с научно-популярной литературой;
слушать выступления одноклассников;

Практическ http://scoolая работа; collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1. Семья — хранитель
духовных ценностей

1

0

0

понимать, что такое семья, формировать представление о
взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного уклада у разных народов;
понимать значение термина «поколение»;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи;

Устны
й
опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

2.2. Родина начинается с семьи 1

0

0

понимать и объяснять, как и почему история каждой
семьи тесно связана с историей страны, народа;
слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по
теме, систематизировать учебный материал;

Устны
й
опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

2.3. Традиции семейного
воспитания в России

1

0

0

понимать и объяснять, что такое традиция, уметь
Устны
рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях й
своего народа и других народов России;
опрос;
уметь объяснять и разграничивать основные понятия по
теме;
просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с
раздаточным материалом;

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

2.4. Образ семьи в
культуре народов
России

1

0

0

знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных
ценностях;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи;
работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы,
систематизировать учебный материал;

Устны
й
опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

2.5. Труд в истории семьи

1

2.6. Семья в
современном
мире
(практическое
занятие)

2

0

0

понимать, что такое «семейный труд», сознавать и
характеризовать важного общего семейного труда для
укрепления целостности семьи;
слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с
учебником;

Устны
й
опрос;

1

понимать, почему важно изучать и хранить историю
своей семьи, передавать еѐ следующим поколениям;
готовить доклад, сообщение; создавать семейное
древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких
источников;

Контрольна http://scoolя работа; collection.edu.ru
Практическ https://resh.edu.ru/speci
ая работа; al- course/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1. Личность — общество — 1
0
0
знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека
культура
человеком и какие
проявления людей можно назвать гуманными;
работать с научно-популярной литературой, уметь
разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение
(решать текстовые задачи);
3.2. Духовный мир человека.
Человек —творец
культуры

1

0

0

понимать и объяснять значение слова «человек» в
контексте духовно- нравственной культуры;
слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь
понимать и разграничивать основные понятия по теме;

Устны
й
опрос;

Устны
й
опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

3.3. Личность и духовнонравственные ценности

1

0

0

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
4.1. Историческая память
1
0
0
как духовнонравственная ценность

понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность,
любовь к близким; показывать на примерах важность
таких ценностей как взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба и др.;
разграничивать и определять основные понятия, решать
текстовые задачи, работать с учебником;

Устны
й
опрос;

объяснять смысл термина «история», понимать
важность изучения истории; понимать и объяснять, что
такое историческая память, как история каждой семьи
связана с историей страны;
работать с учебником, выделять и определять основные
понятия, слушать и анализировать выступления
одноклассников;

Устны
й
опрос;

4.2. Литература как язык
культуры

1

0

0

понимать особенности литературы, еѐ отличия от других
видов художественного творчества;
объяснять средства выражения духовного мира человека,
его морали и нравственности в произведениях литературы;
слушать объяснения учителя, работать с художественной
литературой, изучать и анализировать источники;

Устны
й
опрос;

4.3. Взаимовлияние культур

1

0

0

иметь представление о значении терминов
«взаимодействие культур», «культурный обмен»;
понимать и объяснять важность сохранения культурного
наследия;
слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать
понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким
источникам;

Устны
й
опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/s
pecial- course/
http://www.td.go
v.ru
http://ihtik.lib.ru

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/speci
al- course/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.ru
/special- course/
http://www.td.g
ov.ru
http://ihtik.lib.r
u
http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.ru
/special- course/
http://www.td.g
ov.ru
http://ihtik.lib.r
u

4.4. Духовнонравственные
ценности российского
народа

1

0

0

уметь объяснять значение основных понятий, отражающих
духовно-нравственные ценности;
осознавать их и защищать в качестве базовых
общегражданских ценностей российского общества;
слушать объяснения учителя, работать с учебником
(смысловое чтение);

Устны
й
опрос;

4.5. Регионы России:
культурное
многообразие

1

0

0

понимать принципы федеративного устройства России,
объяснять понятие«полиэтничность»;
понимать ценность многообразия культурных укладов
народов России;
уметь рассказывать о культурном своеобразии своей
малой родины;
слушать и анализировать выступления одноклассников,
работать с источниками;

Устны
й
опрос;

4.6.

Праздники в культуре
народов России

1

0

0

понимать и объяснять, что такое «народный
праздник»;
уметь рассказывать о праздничных традициях
разных народов и своей семьи; понимать и объяснять
нравственный смысл народного праздника;
работать с учебником, просматривать и
анализировать учебные фильмы;

Устны
й
опрос;

4.7.

Памятники в культуре
народов России

1

0

0

устанавливать связь между историей памятника и
историей края;
характеризовать памятники истории и культуры;
понимать нравственный и научный смысл
краеведческой работы;
слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы;

Устны
й
опрос;

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.ru
/special- course/
http://www.td.g
ov.ru
http://ihtik.lib.r
uhttp://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.ru
/special- course/
http://www.td.g
ov.ru
http://ihtik.lib.r
u
http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.ru
/special- course/
http://www.td.g
ov.ru
http://ihtik.lib.r
u
http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.ru
/special- course/
http://www.td.g
ov.ru
http://ihtik.lib.r
u

1

0

0

понимать особенности музыки как вида искусства;
знать и называть основные темы музыкального творчества
народов России, понимать, как история народа отражается
в его музыке;
слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устны
й
опрос;

1

0

0

Устны
й
опрос;

Фольклор и литература
народов России

1

0

0

понимать и объяснять особенности изобразительного
искусства как вида
художественного творчества;
понимать и обосновывать важность искусства как
формы трансляции культурных ценностей;
знать и называть основные темы искусства народов
России;
слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы;
понимать, что такое национальная литература;
объяснять и показывать на примерах, как произведения
фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из нескольких
источников, решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления одноклассников;

4.11 Бытовые традиции
. народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие)

1

0

1

отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким
источникам, решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления одноклассников, работать с
научно-популярной литературой;

Практическ http://scoolая работа; collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/spe
cial- course/
http://www.td.gov.
ru
http://ihtik.lib.ru

4.8.

Музыкальная культура
народов России

4.9. Изобразительное
искусство народов
России

4.10
.

Устны
й
опрос;

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.ru
/special- course/
http://www.td.g
ov.ru
http://ihtik.lib.r
uhttp://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.ru
/special- course/
http://www.td.g
ov.ru
http://ihtik.lib.r
u
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/spe
cial- course/
http://www.td.gov.
ru
http://ihtik.lib.ru

4.12 Культурная карта
.
России
(практическое
занятие)

1

0

1

отбирать и сравнивать несколько источников, решать
текстовые задачи, слушать и анализировать
выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой;

4.13 Единство страны —
. залог будущего России

2

1

0

понимать и объяснять значение общих элементов и черт
в культуре разных народов России для обоснования еѐ
культурного, экономического единства;
слушать объяснения учителя, систематизировать
учебный материал;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

4

Практическ http://scoolая работа; collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/spe
cial- course/
http://www.td.gov.
ru
http://ihtik.lib.ru
Контрольна http://scoolя работа; collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/spe
cial- course/
http://www.td.gov.
ru
http://ihtik.lib.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
п/п

Количество Функциональная грамотность
часов

Интегрированные Виды, формы
контроля
уроки

Дата
План

1.

Зачем изучать курс
"Основы духовнонравственной культуры
народов России"

1

Устный опрос;

5.09.22

2.

Наш дом - Россия

1

Практическая
работа;

12.09.22

3.

Язык и история

1

Устный опрос;

19.09.22

4.

Русский язык - язык
общения и язык
возможностей

1

Диктант;

26.09.22

5.

Истоки родной культуры

1

Практическая
работа;

3.10.22

6.

Материальная культура

1

Письменный
контроль;

10.10.22

7.

Духовная культура

1

Письменный
контроль;

17.10.22

8.

Культура и религия

1

Устный опрос;

24.10.22

Извлекать информацию
необходимуюдля выполнения
задания по тексту Определять,
каким образом можно применить
информацию,представленную в
тексте, в реальном мире

Определять место, где
содержится искомая
информация
Соотносить визуальное

Факт

изображение с вербальным
текстом
Культура и образование

1

Устный опрос;

10. Практическая работа по
теме "Многообразие
культур России"

1

Самооценка с
14.11.22
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

11. Семья - хранитель
духовных ценностей

1

9.

Извлекать информацию
необходимуюдля выполнения
задания по тексту Определять,
каким образом можно применить
информацию,
представленную в тексте, в
реальном мире

7.11.22

Практическая
работа;

21.11.22

12. Родина начинается с семьи 1

Устный опрос;

28.11.22

13. Традиции семейного
воспитания в России

1

Практическая
работа;

5.12.22

14. Образ семьи в культуре
народов России

1

Практическая
работа;

12.12.22

15. Труд в истории семьи

1

Устный опрос;

19.12.22

26

Извлекать информацию
необходимуюдля выполнения
задания по тексту

16. Обобщающий урок

1

Практическая
работа

17. Практическая работа по
теме "Семья в
современном мире"

1

Самооценка с
23.01.23
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

18. Личность - общество культура

1

Устный опрос;

30.01.23

19. Духовный мир человека.
Человек - творец культуры

1

Устный опрос;

6.02.23

20. Личность и духовнонравственные ценности

1

Устный опрос;

13.02.23

21. Историческая память как
духовно-нравственная
ценность

1

Устный опрос;

20.02.23

22. Литература как язык
культуры

1

Устный опрос;

27.02.23

23. Взаимовлияние культур

1

Устный опрос;

6.03.23

24. Духовно-нравственные
ценности российского
народа

1

Устный опрос;

13.03.23

Определять место, где
содержитсяискомая
информация
Соотносить визуальное
изображение свербальным
текстом
Создание банка данных:
брошюра «Памятники моего
города»

16.01.23

25. Регионы России:
культурное многообразие

1

Устный опрос;

20.03.23

26. Праздники в культуре
народов Россиии

1

Тестирование;

3.04.23

27. Памятники в культуре
народов России

1

Практическая
работа;

10.04.23

28. Музыкальная культура
народов России

1

Устный опрос;

17.04.23

29. Изобразительное
искусство народов России

1

Практическая
работа;

24.04.23

30. Фольклор и литература
народов России

1

Устный опрос;

1.05.23

31. Практическая работа по
теме "Бытовые традиции
народов России: пища,
одежда,дом

1
0
1

Самооценка с
8.05.23
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

32. Практическая работа по
теме "Культурная карта
России"

1

33. Единство страны - залог
будущего России

1

Извлекать информацию
необходимуюдля выполнения
задания по тексту

Изо - ОДНКР

Извлекать информацию
необходимуюдля выполнения
задания по тексту

Самооценка с
15.05.23
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;;
Тестирование;

22.05.23

34. Обобщающий урок

1

Самооценка с
22.05.23
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.
Виноградова,

В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/

Граф, 2019

Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-

2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для

учителя». Москва, «Просвещение», 2010.

3. Религии мира: история, культура, вероучение:

учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА

Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.

4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.(Библиотека: религия, культура, наука).
5. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе.
6. Пиаже Ж.

– СПб., 2015.

Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2016.

7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург:

Екатеринбургской епархии, 2018.

Издательский отдел

8. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствованиетучебно- воспитательного процесса в
образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.
9. Косачѐва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. –
10. Как проектировать

М., 2005.

универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов,

Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2018.
11. Метлик И.В. Религия и образование в светской

школе. – М., 2014.

Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017.

12.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».