Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты освоения курса обществознания на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Выпускник научится: Человек. Деятельность человека ‒ использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; ‒ характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; ‒ в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; ‒ характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; ‒ приводить примеры основных видов деятельности человека; ‒ выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: ‒ выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; ‒ оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; ‒ оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; ‒ использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; ‒ моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Содержание учебного предмета Введение. Как работать с учебником Глава I. Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Глава II. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития Глава III. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Темы Гражданское воспитание 1 Введение 2-3 Человек – личность 4-5 Человек познает мир Человек и его деятельность. Потребности человека 6-7 8-9 1011 12 1314 1516 Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. 1 2 2 2 Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. На пути к жизненному успеху Контрольный тест по теме: Человек в Духовно-нравственное воспитание социальном Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные измерении нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной Межличностные принадлежности). отношения Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных Человек в группе Колво часов российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение 2 2 1 2 2 1718 Общение 1920 Конфликты в межличностных отношениях Контрольный тест по теме: «Человек среди людей» Человек славен добрыми делами 21 2223 2425 Будь смелым 2627 Человек и человечность 2829 Контрольный тест по теме: Нравственные основы жизни Известные жители Тюмени и Тюменской области 3031 32 Жители Тюменской области в годы Великой Отечественной войны и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. 2 Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. 1 Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. 2 2 2 2 2 2 1 33 34 Постановления Правительства Тюменской области « О порядке воспитания и обучения детейинвалидов» Итоговое повторение Итого Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 1 1 34 Приложение к рабочей программе № 1 Календарно-тематическое планирование № Раздел, тема 1 Введение 2-3 Человек – личность 4-5 Человек познает мир Планируемые результаты обучения Колич Функциональная ество грамотность часов Элементы Основные виды учебной содержания урока деятельности обучающихся Знакомство с курсом Вспоминают основные итоги 1 «Обществознание» прошлого года обучения. Обществоведение, Знакомятся с основным человек, общество содержанием курса 6 класса, с перспективой совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Человек в социальном измерении Что такое личность. Работают над понятием 2 Высказывать и обосновывать Индивидуальность – «индивидуальность», приводят собственную точку зрения по плохо или хорошо? конкретные примеры. вопросу, обсуждаемому в Сильная личность – Используют элементы причиннотексте. Оценивать полноту, какая она? Человек, следственного анализа при достоверность информации. возрастные периоды характеристике социальных Определять наличие/ жизни человека, параметров личности. отсутствие информации. детство, юность, Презентация «Человек, индивид, Находить и извлекать одну зрелость, старость. личность». или несколько единиц Наследственность информации, расположенных в одном фрагменте текста. Познание мира и Характеризуют особенности 2 себя. Что такое познания человеком мира и самого самосознание. На себя. Оценивают собственные Дата План 02.09.2022 09.09.2022 16.09.2022 23.09.2022 30.09.2022 Факт что ты способен. 6-7 Человек и его деятельнос ть. «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. 8-9 Потребнос ти человека Какие бывают потребности. «Не место красит человека» Мир мыслей. Мир чувств. 10-11 На пути к жизненном Слагаемые жизненного успеха. практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивают себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводят примеры проявления различных способностей людей Характеризуют деятельность 2 человека, её отдельные виды. Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности. Используют элементы причинно-следственного анализа для выяснения связи между деятельностью и формированием личности. Выявляют условия и оценивают качества собственной успешной деятельности. Характеризуют и 2 иллюстрируют примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. Характеризуют и 2 конкретизируют примерами роль Высказывать и обосновывать 07.10.2022 собственную точку зрения по 14.10.2022 вопросу, обсуждаемому в тексте. Определять наличие/ отсутствие информации. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/ идею, назначение текста). Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. 21.10.2022 11.11.2022 Высказывать и обосновывать 18.11.2022 собственную точку зрения по 25.11.2022 у успеху Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. труда в достижении успеха в жизни. Формулируют свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. 12 Контроль ный тест по теме: Человек в социально м измерении Закрепление изученного по данной теме. 13-14 Межлично стные отношения Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях Систематизируют знания, 1 полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Совершенствуют умения характеризовать понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. Работают в группах, формируют навык социального взаимодействия на уровне учебной группы. Человек среди людей Описывают межличностные 2 отношения и их отдельные виды. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Показывают проявление сотрудничества и соперничества на конкретных вопросу, обсуждаемому в тексте. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/ идею, назначение текста). Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 02.12.2022 Находить и извлекать 09.12.2022 несколько единиц 16.12.2022 информации, расположенных в разных фрагментах текста. Находить и извлекать одну между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание примерах. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Описывают большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводят примеры таких групп. Характеризуют и иллюстрируют примерами групповые нормы. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследуют практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства. Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе 15-16 Человек в группе Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. 17-18 Общение Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 2 23.12.2022 30.12.2022 2 13.01.2023 20.01.2023 сверстниками, старшими и младшими. 19-20 21 22-23 конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться. Конфликты Межличностные Описывают сущность и причины 2 в конфликты, причины возникновения межличностных межличнос их возникновения. конфликтов. Характеризуют тных Агрессивное варианты поведения в отношения поведение. конфликтных ситуациях. х Конструктивное Объясняют, в чём заключается решение конфликта. конструктивное решение Как победить обиду конфликта. Иллюстрируют и устранить объяснение примерами. конфликт. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Обобщают свои знания по 1 Контроль Закрепление изученного по умению общаться. Осмысливают ный тест по теме: данной теме. личный опыт участия в различных «Человек видах межличностного общения среди со сверстниками, и людьми других людей» возрастов. Примеряют на себя роль лидера, роль члена группы. Различают стадии конфликта и продумывать программу действий по конструктивному разрешению его. Совершенствуют личностные, коммуникационные универсальные учебные действия. Убеждаются в необходимости толерантного поведения. Нравственные основы жизни Человек Что такое добро. Характеризуют и иллюстрируют 2 славен Кого называют примерами проявления добра. добрыми добрым. Доброе – Приводят примеры, Использовать информацию 27.01.2023 из текста для решения 03.02.2023 практической задачи с привлечением фоновых знаний. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. Оценивать полноту, достоверность информации. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. 10.02.2023 Понимать фактологическую 17.02.2023 информацию (сюжет, 24.02.2023 последовательность событий делами значит хорошее. «Золотое правило нравственности» главное правило доброго человека. иллюстрирующие «золотое правило нравственности».Оценивают модельные и реальные поступки людей с точки зрения «золотого правила нравственности». 24-25 Будь смелым Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». 26-27 Человек и человечнос ть Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем кто, нуждается в поддержке. Учатся побеждать страх. На 2 конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. Раскрывают на примерах смысл 2 понятия человечность. Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивают проявление внимания к нуждающимся в нём. 28-29 Контроль ный тест по теме: Нравствен ные основы жизни Закрепление изученного по данной теме. Отстаивают свои знания об объективной необходимости человечности, золотого правила нравственности, моральных заповедях для выживания человечества. Развивают умение анализировать материалы СМИ, и т.п.) Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др..) 2 03.03.2023 10.03.2023 Понимать значение 17.03.2023 неизвестного слова или 24.03.2023 выражения на основе контекста. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/ идею, назначение текста). Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. 07.04.2023 оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Региональный компонент Отстаивают свои знания об объективной 2 необходимости человечности, золотого правила нравственности, моральных заповедях для выживания человечества. Развивают умение анализировать 1 материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. 1 30-31 Известные жители Тюмени и Тюменской области 32 Жители Тюменской области в годы Великой Отечественной войны 33 Постановления Правительства Тюменской области « О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов» Итоговое повторение Закрепление. Систематизация знаний за курс обществознания 34 1 14.04.2023 21.04.2023 28.04.2023 05.05.2023 12.05.2023 Приложение к рабочей программе № 2 Практическая часть Наименование 1 четверть Контрольный тест по теме: «Человек в социальном измерении» Контрольный тест по теме: «Человек среди людей» Контрольный тест по теме: «Нравственные основы жизни» Дата 2 четверть 3 четверть 02.12.2022 10.02.2023 4 четверть 07.04.2023