РП по литературе 9 класс на 2022-2023 уч Капралихинская ООШ

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература. 9 класс»
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные:
 воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
 развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
 развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
2

 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей;
 формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.

3

Содержание учебного предмета
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова.». Проблема
авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ
Русской земли. Авторская позиция в «Слове.». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и
христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова.».
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
Стихотворение «Памятник». Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Тема поэта и поэзии.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».
(Обзор.) Широкое
изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр
путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
4

Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики произведения. Отражение художественных принципов сентиментализма в
повести. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской
критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства
его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народнопоэтические традиции, атмосфера тайны,
пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады.
Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского.
Стихотворения «Море», «Невыразимое». Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и
его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического
языка Жуковского.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума
в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр,
предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная
функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик
действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о
пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «Бесы», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я
вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства
любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты
жизни в пейзажной лирике. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое
состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней лирики Пушкина. Особенности ритмики, метрики,
строфики пушкинских стихотворений. Библейские и античные образы в поэзии Пушкина. Традиции классицизма, романтические образы и
5

мотивы, реалистические тенденции в лирике поэта. Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве
Пушкина. Образ Пушкина в русской поэзии XIX–ХХ вв.
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность
гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и
композиции «свободного романа». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр
романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его
развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как «милый идеал» автора. Художественная функция
эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины
родной природы. «Онегинская строфа». Особенности языка, органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора,
упоминания имен богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Реализм пушкинского романа в стихах.
«Евгений Онегин» в русской критике.
Трагедия «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и
злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого
скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «чёрного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие
понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Нравственнофилософская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, её роль в раскрытии характера
Печорина. Особенности повествования. Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу,
рефлексии. Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи
произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и
Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.
Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт»
(«Отделкой золотой блистает мой кинжал.»), «Молитва» («В минуту жизни трудную.»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так
пылко я люблю.», «Родина», «Пророк», «На севере диком стоит одиноко.», «Ангел», «Три пальмы».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая
страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. «Звуки небес» и «скучные песни земли». Трагическая судьба поэта и
человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Характер лирического героя лермонтовской поэзии.
Тема Родины, поэта и поэзии. Романтизм и реализм в лирике поэта.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные
представления). Психологический роман (начальные представления).
6

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
Поэма «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как «приобретатель», новый герой
эпохи. Поэма о России. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романомпутешествием. Причины незавершённости поэмы. Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл. Чичиков в
системе образов поэмы. Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приёмы их создания, образы крестьян. Образ Руси.
Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Своеобразие гоголевского реализма. Поэма «Мёртвые души» в русской
критике.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире,
юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и
приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к
несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к
нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием,
тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм
(«диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических
ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия.
Истинные и ложные ценности героев рассказа.
7

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому
человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся).
Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной.», «С поляны коршун поднялся.», «Фонтан».
Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их
создания.
А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом.», «Учись у них–у дуба, у берёзы.». Философская проблематика
стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Образ
Шарикова и «шариковщина» как социальное явление. Проблема исторической ответственности интеллигенции. Символика имён, названий,
художественных деталей. Приёмы сатирического изображения.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Изображение трагедии народа в военные годы. Образ Андрея Соколова. Особенности национального
характера. Тема военного подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. Особенности
композиции рассказа.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

8

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Историческая и биографическая основа рассказа.
Изображение народной жизни. Образ рассказчика. Портрет и интерьер в рассказе. Притчевое начало, традиции житийной литературы,
сказовой манеры повествования в рассказе. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в русской
литературе.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений,
жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре.», «Родина». Лирический герой в поэзии Блока. Символика и реалистические
детали в стихотворениях. Образ Родины. Музыкальность лирики Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила
роща золотая...», «Нивы сжаты, рощи голы». Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы.
Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не
мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и
природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворения «Перед весной бывают дни такие», «Родная земля». Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной
детали, её многозначность. Тема Родины в стихотворении.
9

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов.
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни
как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных
взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик
Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство
римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
Поэма «Божественная комедия» (фрагменты). Данте и его время. Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы.
Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
10

Трагедия «Гамлет» (сцены). Трагический характер конфликта. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление
благородства мыслящей души и суетности времени. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет
Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила
его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра
трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и
русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

11

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п

1 четв.
1

2
3
4
5
6
7
8

9

10

11

Тема

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.

Гражданское воспитание
Введение (1 ч.)
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
Введение. Литература как искусство слова и её (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
роль в духовной жизни человека.
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
Литература Древней Руси (5+2р.р.)

Литература Древней Руси. Самобытный
характер древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» - величайший
памятник древнерусской литературы
Система образов «Слова…». Особенности
языка и жанра произведения
Образ русской земли в «Слове…», основные
идеи произведения
Поэтическое искусство автора в «Слове…»
РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач
Ярославны»
РР Подготовка к домашнему сочинению По
«Слову…»
Русская литература ХVIII века (9 ч. )
Характеристика русской литературы ХVIII
века. Классицизм в русском и мировом
искусстве.
М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор
русского литературного языка. «Вечернее
размышление…». Особенности содержания и
формы произведения.
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира,

России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и
защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-

Кол-во
часов
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
9
1

1

1
12

жизни и просвещения в оде «На день
восшествия…». Жанр оды.
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение
12
несправедливой власти в оде «Властителям и
судиям».
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.
13
Стихотворение «Памятник».
А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из
14
Петербурга в Москву» «Чудово», «Пешки»,
«Спасская Полесть».
Особенности повествования, жанра
путешествия и его содержательного
наполнения.
А.Н.Радищев. Глава «Любани».
15
Обличительный пафос произведения.
Н.М.Карамзин – писатель и историк.
16
Сентиментализм как литературное
направление.
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» 17
произведения сентиментализма.
Новые черты русской литературы. Внимание к
внутренней жизни человека.
Контрольный тест.
Из русской литературы I половины ХIХ века (3 ч.)
18

Золотой век русской литературы (обзор).
Понятие о романтизме.

19

20

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Море», «Невыразимое» - границы выразимого
в слове и чувстве.
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».
Особенности жанра. Нравственный мир
героини баллады.
А.С.Грибоедов «Горе от ума» (5+3 р.р. )

нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

1

1
1

1
1

1

3
1
1

1

8
13

21

22
23
24
2 четв.
25
26
27
28

29

30
31
32
33

34

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам
Александр Андреич Чацкий». Первые
страницы комедии.
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1
действия комедии.
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2
действия комедии
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
комедии.
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4
действия комедии.
Контрольный тест.
РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с
критической литературой
РР Классное сочинение обучающего
характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от
ума».
А.С.Пушкин ( 15+2 р.р. )
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская
лирика. Дружба и друзья в творчестве
А.С.Пушкина
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
Развитие темы свободы в творчестве
А.С.Пушкина
Любовная лирика А.С.Пушкина
Тема поэта и поэзии. «Я памятник…»,
«Пророк». Обучение анализу одного
стихотворения
РР Самостоятельная работа. Анализ
лирического стихотворения А.С.Пушкина (по
выбору учащихся)

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей
их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта
в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.

1

1
1
1
1

1
2

17
1

1
1
1
1

1

14

35
36

37
38
39
40
41
42
43

44
45

46

47
48
3 четв.
49

Контрольная работа по романтической
лирике начала ХIХ века.
«Цыганы» как романтическая поэма
А.С.Пушкина: особенности композиции,
образной системы, содержания, языка.
«Собранье пестрых глав». Творческая история
романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Онегин и столичное дворянское общество
Онегин и поместное дворянское общество
Типическое и индивидуальное в образах
Онегина и Ленского.
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна –
нравственный идеал Пушкина
«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя
нас». Татьяна и Онегин
Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа. «Евгений Онегин»
как энциклопедия русской жизни».
Контрольный тест.
«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и
злодейства»
РР Подготовка к сочинению по роману.
М.Ю.Лермонтов ( 9 ч. )

1

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и одиночества в лирике
Лермонтова.
Образ поэта – пророка в творчестве
М.Ю.Лермонтова.
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
и послания к ним.
Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
9

1
1
1

15

50

51
52

53
54

Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции.
Первый психологический роман.
Печорин как представитель «портрета
поколения».
«Журнал Печорина» как средство
самораскрытия его характера. Печорин в
системе образов романа.
Романтизм и реализм романа. Роман в оценке
В.Г.Белинского.
Контрольный тест по лирике М.Ю
Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Н.В.Гоголь (5+1 р.р. )

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
Проблематика и поэтика первых сборников
«Вечера …», «Миргород».
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история
56
создания. Особенности жанра и композиции.
57
Обзор содержания. Смысл названия.
Чичиков как новый герой эпохи и как
58
антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и
59
«живые» души. Образ автора.
Контрольный тест.
Поэма в оценке Белинского. РР Подготовка к
60
сочинению по поэме.
Русская литература второй половины ХIХ века (6+1
р.р. )
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность
61
не порок».
Особенности сюжета. Патриархальный мир в
пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия
как жанр драматургии.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность».
62
55

1

1
1

1
1
6
1

2

2

1
7
1

1
16

Обзор содержания трилогии. Формирование
личности героя повести.
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской
63
художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые
64
ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его
внутреннего мира.
РР Подготовка к сочинению – ответу на
65
проблемный вопрос «В чём особенность
изображения внутреннего мира героев русской
литературы второй половины ХIХ века? ( На
примере одного-двух пр-ий).
Поэзия второй половины ХIХ века.
66
Н.А.Некрасов,
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
67
Многообразие жанров, эмоциональное
богатство.
Русская литература ХХ века. Проза (8 ч. + 1 р.р. )
Русская литература ХХ века. Многообразие
68
жанров и направлений.
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные
69
аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье
70
сердце»
как социально-философская сатира на
71
современное общество. Система образов.
Контрольный тест.
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба
72
человека». Образ главного героя. Судьба
73
человека и судьба Родины.
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
74
«Матрёнин двор». Картины послевоенной
деревни. Образ рассказчика.
Тема «праведничества» в рассказе. Образ
75
праведницы, трагизм её судьбы.

1
1

1

2

9
1
1
2

2

1

1
17

РР Сочинение по произведениям (1-2, на
выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.
Русская литература ХХ века. Поэзия (12+1 р.р. )
Русская поэзия Серебряного века.
77
А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы
78
поэта.
4 четв. Трагедия лирического героя в «страшном
мире». Своеобразие лирических интонации.
79
С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики
80
поэта.
Тема Родины.
81
Размышления о жизни, природе, человеке.
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.
82
Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта. Словотворчество
поэта.
М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о
83
поэзии, о любви, жизни и смерти.
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о
Москве». Традиции и новаторство.
Н.А.Заболоцкий. Философский характер
84
лирики поэта.
Тема гармонии с природой, любви и смерти.
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические
85
интонации в любовной лирике.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.
Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики
86
поэта. Вечность и современность.
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о
87
Родине и природе в лирике поэта.
«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта
о преображении Родины.
«Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи
88
русских поэтов XIX и ХХ веков
76

1
13
1
1
1
2

1

1

1

1

1
1

1
18

89

90

91

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

РР Сочинение по русской лирике ХХ века.
Тема Родины.
Из зарубежной литературы (8 ч. )
Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в
любовной лирике поэта.
Гораций. Поэтическое творчество и
поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…»
Данте Алигьери. «Божественная комедия»
(обзор, фрагменты). Множественность смыслов
и её философский характер.
У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением
отдельных сцен).
Гуманизм, общечеловеческое значение героев.
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением
отдельных сцен). Философская трагедия.
Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.
Итоговое занятие по курсу 9 класса.
Итоговый тест за курс 9 класса
Повторение в конце года (5 ч.)
Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги
года и задания для летнего чтения

1

Резервные уроки.

3

8
1

1

2

2

1
1
5
2

19

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема

Приложение к рабочей программе № 1

Функциональная грамотность и
межпредметность

Введение (1 ч.)
1 четв. Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной
жизни человека.
1
Литература Древней Руси (5+2р.р.)
2
3

4
5
6

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской
литературы
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской
литературы
Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра
произведения
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения.
Контрольный тест по теме: «Слово о полку Игореве»
Поэтическое искусство автора в «Слове…»

7
8

РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»
Русская литература ХVIII века (9 ч. )

9

Характеристика русской литературы ХVIII века. Классицизм в
русском и мировом искусстве.
М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского
литературного языка. «Вечернее размышление…». Особенности
содержания и формы произведения.

10

Кол-во
часов
1
1

Дата
План
Факт
02.09.22

7

Составлять лексические и историко-культурные
комментарии (в том числе к музыкальным и
изобразительным произведениям)

Самостоятельно готовить устное
монологическое высказывание с
использованием справочной литературы и
ресурсов Интернета.

Составление словарной статьи о классицизме

1

06.09.22

1

07.09.22

1

09.09.22

1

13.09.22

1

14.09.22

1
1
9

16.09.22
20.09.22

1

21.09.22

1

23.09.22

20

11
12
13
14

15
16

17

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и
просвещения в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой
власти в оде «Властителям и судиям».
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Стихотворение
«Памятник».
А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»
«Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть».
Особенности повествования, жанра путешествия и его
содержательного наполнения.
А.Н.Радищев. Глава «Любани». Обличительный пафос
произведения.
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как
литературное направление.
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения
сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание к
внутренней жизни человека. Контрольный тест по теме:
«Русская литература ХVIII века»

Составление карты путешествия главного героя

Подбор и обобщение материалов о писателе с
использованием справочной литературы и
ресурсов Интернета.
Составление словарной статьи о
сентиментализме

Из русской литературы I половины ХIХ века (3 ч.)
18
19
20

21
22
23
24

Золотой век русской литературы (обзор). Понятие о романтизме.
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море»,
«Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра.
Нравственный мир героини баллады.
А.С.Грибоедов «Горе от ума» (5+3 р.р.)
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич
Чацкий». Первые страницы комедии.
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии.
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия комедии.

Составление словарной статьи о романтизме

1

27.09.22

1

28.09.22

1

30.09.22

1

04.10.22

1

05.10.22

1

07.10.22

1

11.10.22

3
1
1

12.10.22
14.10.22

1

18.10.22

8
Вальсы Грибоедова.
Портреты Грибоедова работы И. Крамского
(1873), В. Машкова (1827)
Иллюстрации к комедии Авторы: И. Кузьмин,
П. Соколов, Д. Кардовский и др. Составлять
лексические и историкокультурные

1

19.10.22

1
1
1

21.10.22
25.10.22
26.10.22
21

комментарии (в том числе к музыкальным и
изобразительным

2 четв. «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия комедии.
Контрольный тест по теме: «А.С.Грибоедов «Горе от ума»»
25
И.А.Гончаров «Мильон терзаний». РР Работа с критической
26
литературой
РР Классное сочинение обучающего характера по комедии
27
А.С.Грибоедова «Горе от ума».
28

Чтение с остановками Комментированное
чтение

А.С.Пушкин ( 15+2 р.р. )
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и
друзья в творчестве А.С.Пушкина
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
Любовная лирика А.С.Пушкина
Тема поэта и поэзии. «Я памятник…», «Пророк». Обучение
анализу одного стихотворения
РР Самостоятельная работа. Анализ лирического
стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
Контрольная работа по романтической лирике начала ХIХ века.
«Цыганы» как романтическая поэма А.С.Пушкина: особенности
композиции, образной системы, содержания, языка.
«Собранье пестрых глав». Творческая история романа
А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Онегин и столичное дворянское общество
Онегин и поместное дворянское общество
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и
Онегин
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

08.11.22

1

09.11.22

2

11.11.22
15.11.22

17
Составление лексических и историкокультурных комментариев

1

16.11.22

1
1
1
1

18.11.22
22.11.22
23.11.22
25.11.22

1

29.11.22

1
1

30.11.22
02.12.22

1

06.12.22

Составление памятки для анализа
стихотворения

1
1
1
1
1

07.12.22
09.12.22
13.12.22
14.12.22
16.12.22

Создание словаря ученика по той или иной теме
лирики

1

20.12.22

Участие в дискуссиии
Сопоставить текст произведения с его
театральными постановками и киноверсиями

22

44
45

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»
РР Подготовка к сочинению по роману.
М.Ю.Лермонтов (9 ч.)

46

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.
Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова.

47

Составить сравнительную характеристику

Задания по восстановлению текстов
(заполнению пропусков)

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
48
3 четв. Эпоха безвременья в лирике поэта.
49
Роман «Герой нашего времени».
50
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый
психологический роман.
Печорин как представитель «портрета поколения».
51
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
52
Печорин в системе образов романа.
Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
53
54
Контрольный тест по лирике М.Ю. Лермонтова, роману
«Герой нашего времени»
Н.В.Гоголь (5+1 р.р.)
55
56
57
58
59
60

1
1
9

21.12.22
23.12.22

1

27.12.22

1

28.12.22

1
1

30.12.22
13.01.23

1

17.01.23

1
1

18.01.23
20.01.23

1
1

24.01.23
25.01.23

6

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и
поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности Задания «на восстановление деформированного
текста» (заменить слово, переставить строки)
жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

27.01.23

2

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его
образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Контрольный
тест по творчеству Н.В.Гоголя
Поэма в оценке Белинского. РР Подготовка к сочинению по
поэме.

2

31.01.23
01.02.23
03.02.23
07.02.23

1

08.02.23
23

Русская литература второй половины ХIХ века (6+1 р.р.)
61

62

63
64

65

66
67

68
69
70
71

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».
Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её
влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания
трилогии. Формирование личности героя повести.
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска»,
«Смерть чиновника».
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В
чём особенность изображения внутреннего мира героев русской
литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одногодвух пр-ий).
Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев,
А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство. Контрольный
тест по теме: «Поэзия второй половины ХIХ века»
Русская литература ХХ века. Проза (8 ч. + 1 р.р. )
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и
направлений.
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы.
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как
социально-философская сатира на современное общество.
Система образов. Контрольный тест по произведению
«Собачье сердце»

7

Беседа. Особенности автобиографического
произведения. Развитие понятия о повести.
Заочная экскурсия на родину Толстого

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный
вопрос «В чем особенности изображения
внутреннего мира героев русской литературы
XIX века? (На примере произведений А.Н.
Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н.
Толстого, А.П. Чехова)»

1

10.02.23

1

14.02.23

1

15.02.23

1

17.02.23

1

21.02.23

2

22.02.23
24.02.23

9

Сравнить экранизацию с повестью

1

28.02.23

1

01.03.23

2

03.03.23
07.03.23

24

72
73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ
главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

74

А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ
рассказчика.
Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её
судьбы.
РР Сочинение по произведениям (1-2 на выбор) второй половины
ХIХ и ХХ века.
Русская литература ХХ века. Поэзия (12+1 р.р. )
Русская поэзия Серебряного века.
А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.
Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие
лирических интонации.

75
76

77
78
79

4 четв.
С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема
80
Родины.
81
Размышления о жизни, природе, человеке. Контрольный тест по
творчеству С.А.Есенина
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма,
82
интонаций.
Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.
М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви,
83
жизни и смерти.
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и
новаторство.
Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.
84
Тема гармонии с природой, любви и смерти.
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в
85
любовной лирике.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.
Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и
86

Портреты писателей, репродукции картин с
изображением военных событий, песни
военных лет.

Заполнение таблицы

2

08.03.23
10.03.23

1

14.03.23

1

15.03.23

1

17.03.23

13
1
1
1

21.03.23
22.03.23
24.03.23

2

04.04.23
05.04.23

1

07.04.23

1

11.04.23

1

12.04.23

1

14.04.23

1

18.04.23
25

87

88
89

90

91
92
93
94
95
96
97

98
99
100
101
102

современность.
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в
лирике поэта.
«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечты о преображении
Родины.
«Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX
и ХХ веков. Контрольный тест по теме: «Музыка поэзии»
РР Сочинение по русской лирике ХХ века. Тема Родины.
Из зарубежной литературы (8 ч.)

1

19.04.23

1

21.04.23

1
8

25.04.23

Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике
поэта.
Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я
воздвиг памятник…»
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её философский характер.
У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Гуманизм, общечеловеческое значение героев.

1

26.04.23

1

28.04.23

2

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл
трагедии.
Итоговое занятие по курсу 9 класса.
Итоговый тест за курс 9 класса
Повторение в конце года (5 ч.)

2

02.05.23
03.05.23
05.05.23
09.05.23

Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для
летнего чтения.

2

Резервные уроки.

1
1
5

10.05.23
12.05.23

16.05.23
17.05.23
3
19.05.23
23.05.23
24.05.23
Приложение к рабочей программе № 2
26

Практическая часть по предмету «Литература. 9 класс»
Наименование
Контрольный тест по теме: «Слово о полку Игореве»
Контрольный тест по теме:» Русская литература ХVIII века»
Контрольный тест по теме: «А.С.Грибоедов «Горе от ума»»
Контрольная работа по романтической лирике начала ХIХ века.
Контрольный тест по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Контрольный тест по творчеству Н.В.Гоголя
Контрольный тест по теме: «Поэзия второй половины ХIХ века»
Контрольный тест по произведению «Собачье сердце»
Контрольный тест по творчеству С.А.Есенина
Контрольный тест по теме: «Музыка поэзии»
Сочинение

Дата
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
13.09.22
11.10.22
08.11.22
30.11.22
25.01.23
07.02.23
24.02.23
07.03.23
21.04.23
12.05.23
1
2
3
1

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».