РП по литературе 8 класс на 2022-2023 уч Капралихинская ООШ

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература. 8 класс»
























Личностные результаты
осознание себя как существа, обладающего особым внутренним миром, как носителя определенной точки зрения на мир;
осознание другого человека, обладающего подобным же внутренним миром, осознание ценности этого внутреннего мира;
приобщение к отечественной и мировой культуре, осознание себя как наследника и продолжателя российской многонациональной
культуры;
осознание искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные общечеловеческие ценности;
представление об отношениях вечных нравственных ценностей и исторически преходящих моральных нормах.
Метапредметные результаты
Развитие способностей:
самостоятельно создавать собственные авторские тексты, ставить задачу внутри заданной темы и выбирать выразительные средства
её решения;
вести дискуссию, создавать развернутое монологическое высказывание;
работать с любым текстом, преодолевая трудности понимания;
читать и осмысливать культурные тексты с разными стилевыми особенностями;
отстаивать свои жизненные ценности, используя культурные средства общения
Предметные результаты
знание родо-видовых особенностей произведений;
знание/ понимание текстов отечественной и мировой художественной литературы, рекомендованные программой для изучения и
заучивания наизусть;
знание основных этапов развития мирового литературного процесса;
знание особенностей художественной литературы на каждом из исторических этапов
Развитие способностей:
выявлять тематику и проблематику художественного произведения;
выявлять особенности внутреннего мира героев в оценке рассказчика и автора в эпическом тексте, в оценке автора в драматическом
тексте, настроение лирического героя в лирическом тексте и обосновывать свое понимание текстом произведения;
определять род, жанр, способ построения произведения, роль элементов формы в выражении авторской позиции;
соотносить художественное произведение с тем этапом развития литературы, на котором оно было создано; учитывать исторически
обусловленные особенности произведения при чтении и интерпретации;
создавать устные и письменные литературно-критические высказывания и выражать свое отношение к прочитанному;
критически оценивать сочинения одноклассников в процессе обсуждения;
выразительно читать эпические, драматические и лирические тексты;
2

самостоятельно ставить художественную задачу, создавать произведения разных жанров, выражать свою точку зрения на значимые
для юношества жизненные явления в диспуте, сочинении и в последующем обсуждении сочинений.
По теме «Устное народное творчество»
Ученик научится:
 Понимать характерные черты русских народных песен
 Определять жанровые особенности лирических, исторических и других народных песен;
 Понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
 Понимать и формулировать тему, идею литературного произведения;
 Характеризовать героев;
 Находить в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественным
содержанием произведения;
 Адекватно воспринимать прочитанное.
Ученик сможет научится:
 Формулировать собственное отношение к героям;
 Создавать устные монологические высказывания разного типа
По теме «Древнерусская литература»
Ученик научится:
 Понимать особенности поучения как жанра литературы;
 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, используя толковые словари, подбирать синонимы;
 Формулировать вопросы по тексту произведения;
 Давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения;
 Определять какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе
Ученик сможет научиться:
 Анализировать композиционные, сюжетные и стилистические особенности поучения;
 Понимать нравственный пафос поучения;
 Создавать поучение, используя лексику древнерусских поучений
По теме «Литература 19 века»
Ученик научится:
 Воспринимать текст литературного произведения;
 Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 века;
 Характеризовать героя литературы 19 века;
 Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы, приемы изображения человека;
 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, используя толковые словари;


3

Формулировать вопросы по тексту произведения;
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание
Подбирать цитаты из текста литературного произведения на заданную тему;
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
Ученик сможет научиться:
 Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
 Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
 Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
 Конспектировать литературно-критическую статью ;
 Писать отзывы на литературные произведения либо на театральные или кинематографические версии ;
 Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева, А.П.Чехова.
По теме «Литература 20 века»
Ученик научится:
 Воспринимать текст литературного произведения;
 Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 20 века;
 Характеризовать героя литературы 20 века;
 Выявлять характерные для произведений русской литературы 20 века темы, образы, приемы изображения человека;
 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, используя толковые словари;
 Формулировать вопросы по тексту произведения;
 Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
 Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание
 Подбирать цитаты из текста литературного произведения на заданную тему;
 Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
 Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
 Подбирать цитаты из текста по заданной теме;
 Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах и использованием справочной
литературы и ресурсов Интернета;
 Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
Ученик сможет научиться:
 Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
 Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;







4

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
Конспектировать литературно-критическую статью ;
Писать отзывы на литературные произведения либо на театральные или кинематографические версии ;
По теме «Зарубежная литература
Ученик научится:
 Воспринимать текст литературного произведения;
 Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы;
 Характеризовать героя;
 Выявлять характерные для зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;
 Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
 Формулировать вопросы по тексту произведений;
 Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
 Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя;
 Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
 Подбирать цитаты из текста литературного произведения на заданную тему;
 Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использования справочной литературы и
ресурсов Интернета;
Ученик сможет научиться:
 Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
 Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
 Писать отзывы на литературные произведения либо на театральные или кинематографические версии;
 Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц)
и варианты их переводов на русский язык
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).




5

Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков
русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.
Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ
по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и
его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы
(начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений
XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII
в. и их нравственная оценка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Комедия «Недоросль» (фрагменты). Социальная и нравственная проблематика
комедии. Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые
характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода
комедии.
6

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)
Иван Андреевич Крылов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г.
Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и
письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема
расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества
избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского
бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе.
Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». История создания романа. Историческое исследование. «История Пугачёва» и роман «Капитанская
дочка». Пугачёв в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачёв, Екатерина II). Главные герои романа. Становление, развитие характера,
личности Петра Гринёва. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы

7

долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и
поговорок. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведения.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).
Реализм (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная).
Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его
творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха.
Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как
композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как
средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма
(начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание
сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и
письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь (7 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном
произведении. «Ревизор». История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское
чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и
казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и
развязки. Новизна финала (немая сцена). Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. Образ
Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма
выражения авторской позиции. Гоголь о комедии.

8

«Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица
(одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как
символ вечного холода, отчуждённости, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос повести.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения
авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор».
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента
драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения.
Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование
текста сочинения.
Иван Сергеевич Тургенев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её
выражения в произведении.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные
вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателягражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные
исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык
(развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика
героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания
образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
9

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные
виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство
раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль
антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и
письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»;
А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана
письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том
числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика.
Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
10

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды
пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной
героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды
пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях:
в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном
диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документальнобиографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ
эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
11

Писатели улыбаются (4 ч)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое
изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о
прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их
идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в
рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный
вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое
содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне.
Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, её интонационное многообразие. Своеобразие жанра
«книги про бойца».
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие
понятий).
К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)
12

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский
«Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»;
Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший
характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр
искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный
и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность
военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец,
уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус
«Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях
поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
Уильям Шекспир (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные
проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
13

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Любовь и творчество как основные темы сонетов.
Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов.
Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (сцены). Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание
невежества, тщеславия и глупости главного героя. Особенности изображения комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении
диалогов, создании речевых характеристик персонажей.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятия).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная
характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним
образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на
проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)
К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

14

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п

1
2

3

4
5

6
7
8

9
10
11
12

Тема
ВВЕДЕНИЕ
Русская литература и история
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни. «В темном лесе...»,
«Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице
метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев
казнен». Частушки
P.P. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири
Ермаком».
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита
русских земель от нашествия врагов
Изображение действительных и вымышленных
событий в повести «Шемякин суд»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Речевые характеристики персонажей как средство
создания комической ситуации.
Контрольный тест № 1 по комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов.
Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз».
Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева.
P.P. Разноплановость содержания стихотворения А.С.
Пушкина «Туча».

Количество
часов
1
1
2
1

1
2
1
1
3
1
1
1
35
1
1
1
1
15

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально
значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).

13
14

15

16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С.
Пушкина «****» и «19 октября».
История Пугачевского восстания в художественном
произведении и историческом труде писателя и
историка А.С. Пушкина
«История Пугачева», «Капитанская дочка».
Петр Гринев: жизненный путь, формирование его
характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»
P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини
повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Подготовка к домашнему сочинению по роману
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
P.P. Проект. Составление электронной презентации
«Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы»
P.P. Проект. Составление электронной презентации
«Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы»
Контрольная работа № 1 по произведениям А.С.
Пушкина
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как
романтическая
поэма
Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы
P.P. Портрет и речь героя как средства выражения
авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Контрольная работа № 2 по произведениям М.Ю.
Лермонтова
«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и
солью»
Поворот русской драматургии к социальной теме.

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной
среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным

28
29

30
31
32
33
34
35

36

37
38
39
40
41
42

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»
P.P. Образ «маленького» человека в литературе.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».
P.P. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»).
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству
Н.В.Гоголя
Петербург как символ вечного адского холода в
повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя
Контрольный тест № 2 по произведениям Н.В.
Гоголя
Изображение русской жизни и русских характеров в
рассказе «Певцы»
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (отрывок)
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного
города» как пародия на официальные исторические
сочинения
Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова
«Старый гений».
Контрольный тест № 3 по рассказу Н.С. Лескова
«Старый гений».
Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ
«После бала» Л.Н. Толстого
Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база»
P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа
J1.H. Толстого «После бала»
А.С. Пушкин «Цветы последние милее...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»
P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле
зыблется цветами...»
История о любви и упущенном счастье в рассказе
А.П. Чехова «О любви»

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
17

состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным
и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

43

44

45

46
47
48
49
50

51
52
53
54

55
56

57

Р.Р. Сочинение. Психологизм рассказа А.П. Чехова
«О любви»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Повествование о любви в различных ее состояниях и в
различных жизненных ситуациях в рассказе И.А.
Бунина «Кавказ»
P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания,
любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»
А.И. Куприна)
P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока
«Россия», ее современное звучание и смысл
Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему
Контрольный тест № 4 по творчеству С.А. Есенина
и А.А. Блока
И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал
писателем»
P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи,О. Дымов,А.Т.
Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в
рассказе
P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни».
Сатира и юмор в рассказе
М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в
рассказе «Пенсне»
Жизнь народа на крутых переломах и поворотах
истории в произведении А. Твардовского «Василий
Теркин»
Контрольный тест № 5 по творчеству А. Т.
Твардовского
М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную
хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь
птицы не поют»
А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги».

1
19
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
18

58
59
60

61

62
63
64

65
66
67
68
Итого:

Лирические и героические песни о Великой
Отечественной войне
Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П.
Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
И.Ф.
Анненский
«Снег»;Д.С.
Мережковский«Родное»,«Не надо звуков»;Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке»,
«Уступи мне,скворец, уголок...»;Н.М. Рубцов«По вечерам»,«Встреча».«Привет, Россия...»
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...»;З.Н.
Гиппиус«Знайте!»,«Так и есть» ;Дон-Аминадо «Бабье
лето»;И.А. Бунин«У птицы есть гнездо...»
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео
и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты
Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема
жертвенности.
Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во
дворянстве» — сатира на дворянство и невежество
буржуа
Особенности классицизма в комедии «Мещанин во
дворянстве» Ж.- Б. Мольера
Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго»
Повторение
Итоги года и задания для летнего чтения

1
1
1

1

6
1
1
1

1
1
1
1
68 часов

19

Приложение № 1 к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

ВВЕДЕНИЕ
1четв. Русская литература и история
1
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2
В мире русской народной песни. «В темном лесе...»,
«Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице
метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев
казнен». Частушки
3
P.P. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири
Ермаком».
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4
«Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита
русских земель от нашествия врагов
5
Изображение действительных и вымышленных событий в
повести «Шемякин суд»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
6
Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль»
7
Речевые характеристики персонажей как средство
создания комической ситуации.
8
Контрольный тест № 1 по комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
9
Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов.
10
Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз».
11
Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева.
12
P.P. Разноплановость содержания стихотворения А.С.
Пушкина «Туча».

Количеств
о часов
1
1

Функциональная
грамотность
Составление тезисного плана

2
1

1

3
1

20

06.09.22

07.09.22

Составление характеристики героя

2
1
1

План

13.09.22

14.09.22
Анализ эпизодов, характеристика
героев
Презентация об авторе

20.09.22

21.09.22

1

27.09.22

1

28.09.22

35
1
1
1
1

04.10.22
05.10.22
11.10.22
12.10.22

Дата

Факт

13
14

15
16

2
четв.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27

P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября».
История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С.
Пушкина «История Пугачева», «Капитанская дочка».
Петр Гринев: жизненный путь, формирование его
характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к
домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

18.10.22

1

19.10.22

1

25.10.22

1

08.11.22

P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои
повести “Капитанская дочка” и их прототипы»
P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои
повести “Капитанская дочка” и их прототипы»
Контрольная работа № 1 по произведениям А.С.
Пушкина
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма
Трагическое противопоставление человека и обстоятельств
в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы
P.P. Портрет и речь героя как средства выражения
авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Контрольная работа № 2 по произведениям М.Ю. Лермонтова
«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью»

1

09.11.22

1

15.11.22

1

16.11.22

1
1

22.11.22
23.11.22

Поворот русской драматургии
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

к

социальной

1

1

21

Отзыв о прочитанном, создание
иллюстраций

26.10.22

29.11.22

1

30.11.22

1

06.12.22

1

теме.

Составление плана, подбор цитат,
создание сочинения

Устные и письменные
высказывания ученика о творчестве
автора

07.12.22

13.12.22

28
29

30
31
32
3
четв.
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43

Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В.
Гоголя «Шинель».
P.P. Шинель как последняя надежда согреться в холодном
мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»). Подготовка к
домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя
Петербург как символ вечного адского холода в повести
Н.В. Гоголя «Шинель»
Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя
Контрольный тест № 2 по произведениям Н.В. Гоголя
Изображение русской жизни и русских характеров в
рассказе «Певцы»

1

14.12.22

1

20.12.22

1
1
1

27.12.22
28.12.22
17.01.23

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
(отрывок)
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
как пародия на официальные исторические сочинения
Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова
«Старый гений».
Контрольный тест № 3 по рассказу Н.С. Лескова
«Старый гений».
Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ
«После бала» Л.Н. Толстого
Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база».
P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа
J1.H. Толстого «После бала»
А.С. Пушкин «Цветы последние милее...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»
А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется
цветами...»
История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П.
Чехова «О любви»
Р.Р. Сочинение. Психологизм рассказа А.П. Чехова «О
любви»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

1

18.01.23

1

24.01.23

1

25.01.23

1

1

Анализ эпизодов, характеристика
героев

21.12.22

31.01.23

1
1

01.02.23
07.02.23

1

08.02.23

1

14.02.23

1

15.02.23

1
19
22

Отзыв о прочитанном, создание
иллюстраций

Составление плана, подбор цитат,
создание сочинения

21.02.23

44

45
46
47
48
49
50

51
52
4
четв.
53
54
55
56

57

58

Повествование о любви в различных ее состояниях и в
различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина
«Кавказ»
Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна)
Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия»,
ее современное звучание и смысл
Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему
Контрольный тест № 4 по творчеству С.А. Есенина и
А.А. Блока
И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал
писателем»
Журнал «Сатирикон». Тэффи,О. Дымов,А.Т. Аверченко.
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
(отрывки).
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в
рассказе
P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и
юмор в рассказе
М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в
рассказе «Пенсне»

1

22.02.23

1

28.02.23

1

04.04.23

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в
произведении А. Твардовского «Василий Теркин»
Контрольный тест № 5 по творчеству А. Т. Твардовского
М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»;
Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не
поют»
А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги».
Лирические и героические песни о Великой Отечественной
войне
Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет»

1

05.04.23

1

11.04.23

1

12.04.23

1

18.04.23

1

01.03.23

1
1

07.03.23
08.03.23

1

14.03.23

1

15.03.23

1

21.03.23

1

1
23

Составление плана, подбор цитат

Анализ эпизодов, характеристика
героев

Отзыв о прочитанном, создание
иллюстраций

22.03.23

19.04.23

59
60

61

62
63
64
65
66
67
68

Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П.
Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное»,
«Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке»,
«Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...»
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...»;З.Н. Гиппиус
«Знайте!», «Так и есть» ;Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А.
Бунин «У птицы есть гнездо...»
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и
Джульетта» У. Шекспира. Сонеты
Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема
жертвенности.
Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во
дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа
Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера
Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго»
Повторение
Итоги года и задания для летнего чтения
Итого:

1

25.04.23

1

26.04.23

1

02.05.23

6
1

03.05.23

1

09.05.23

1

10.05.23

1

16.05.23

1
1
1
68 часов

24

Отзыв о прочитанном, создание
иллюстраций

17.05.23
23.05.23
24.05.23

Приложение № 2 к рабочей программе

Практическая часть по предмету «Литература 8 класс»
Наименование
Контрольный тест № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Контрольная работа № 1 по произведениям А.С. Пушкина
Контрольная работа № 2 по произведениям М.Ю. Лермонтова
Контрольный тест № 2 по произведениям Н.В. Гоголя
Контрольный тест № 3 по рассказу Н.С. Лескова «Старый гений».
Контрольный тест № 4 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока
Контрольный тест № 5 по творчеству А. Т. Твардовского
Сочинение

25

Дата
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
28.09.22
16.11.22
06.12.22
28.12.22
25.01.23
08.03.23
11.04.23
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».