РП по литературе 6 класс на 2022-2023 уч Капралихинская ООШ

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» 6 класс

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.

2

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее
ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в
ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты обучения:
1)осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2)понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей русского языка на основе изучения
выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
3

5)развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6)овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.».
Устное народное творчество
Выпускник научится:
‒
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к
пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный
фильм);
‒
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале
своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
‒
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для
самостоятельного чтения;
‒
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
‒
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
‒
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или
сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
‒
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
‒
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по
принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная
литература
Выпускник научится:
‒
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения
для чтения;
‒
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
‒
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
‒
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
4

‒
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
‒
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к
прочитанному;
‒
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
‒
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
‒
работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
‒
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
‒
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
‒
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
‒
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
‒
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
‒ сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
‒
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).

5

Содержание учебного предмета

Введение (1 час)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество( 4 часа)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и
выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы (2 часа)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Из русской литературы ХVIII века (1 час)
И И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
Из русской литературы XIX века ( 54 часа)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня
«Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение
невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит
стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей
природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика),
навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный
прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и
мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и
несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история
любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
6

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).Михаил
Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им
Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы
одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия).
Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость,
любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые
чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой
жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность
человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у
березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный
характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие
тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и
музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской
жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной
поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических
картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая
насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной
этимологией.
Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
7

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...»,
«Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные
состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
Из русской литературы XX века (28 часов)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца».
Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и
обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа —
честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),
особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного
достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
8

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств
человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной
бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики
стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Зарубежная литература (12 часов)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда
об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде».
Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей —
мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных
героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —
герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся
устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор
в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном
отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
9

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения:
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея». Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
10

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет». М. Твен. «История с привидением». О. Генри. «Вождь краснокожих». А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы
Содержание

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и
герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Произведения
календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные,
летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного
обрядового фольклора. Пословица как воплощение житейской мудрости,
отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и
поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.
Загадка как метафора, вид словесной игры.
Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет», «Сказание о
белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и
вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Из русской литературы 18 века. Русские басни. Иван Иванович
Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и
безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия. Т е о р и я
л и т е р а т у р ы . Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литературы XIX века.
Иван Андреевич Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и
Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении
общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики
мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое
изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного
искусства. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Басня. Аллегория. Мораль (развитие

Целевые ориентиры результатов
Количество
воспитания на уровне
часов
основного общего образования.
1
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую принадлежность (идентичность) в
4
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому,
настоящему
и
будущему
народа
России,
тысячелетней истории российской государственности
на основе исторического просвещения, российского
2
национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным
символам России, праздникам.
1
Проявляющий готовность к выполнению
обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей.
Выражающий
неприятие
любой
54
дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности, в том числе
11

представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские
годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический
колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека
и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей
природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как
средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство
дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности
стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа
(волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный,
песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла,
нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного
Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица
вымышленного автора как художественный приём. «Барышня-крестьянка».
Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести.
Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в
композиции повести. (Для внеклассного чтения.) «Дубровский». История
создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства.
Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и
социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика
произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ
благородного
разбойника
Владимира
Дубровского.
Традиции
приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический
характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения
авторского отношения к героям романа.. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Эпитет,
метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание
(начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические
годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника
к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения
стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...»,
«Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром.
Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Т е о р и я
л и т е р а т у р ы . Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные
(дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления).

гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую
принадлежность, любящий свой народ, его традиции,
культуру.
Проявляющий уважение к историческому и
культурному наследию своего и других народов
России,
символам,
праздникам,
памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного
языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей
Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения
героев и защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий участие в мероприятиях
патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий
и
уважающий
духовнонравственную
культуру
своего
народа,
ориентированный на духовные ценности и
нравственные нормы народов России, российского
общества в ситуациях нравственного выбора (с
учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания
последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
12

Поэтическая интонация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о
том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
(внеклассное чтение).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг».
Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков,
их
духовный
мир.
Пытливость,
любознательность,
впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Т е о р и я
л и т е р а т у р ы . Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие
представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья»,
«Неохотно и несмело...». Философская проблематика стихотворений
Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные
образы и средства их создания.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель
рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у
дуба, у берёзы...». Философская проблематика стихотворений Тютчева.
Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и
средства их создания. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Пейзажная лирика
(развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель
духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в
жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа.
Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалогспор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Т е о р и я
л и т е р а т у р ы . Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог.
Строфа (начальные представления). Николай Семёнович Лесков. Краткий
рассказ о писателе. «Левша». Особенности сказовой манеры повествования.
Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей
из народа в сказах русских писателей. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сказ как
форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные
представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и
тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических

Сознающий
соотношение
свободы
и
ответственности
личности
в
условиях
индивидуального и общественного пространства,
значение
и
ценность
межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к
российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному
языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий
понимание
ценности
отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий
эмоционально-чувственную
восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных
видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование
культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в
13

произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение
трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали.
Смысл названия. «Лошадиная фамилия» (внеклассное чтение). Т е о р и я
л и т е р а т у р ы . Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие
понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.
Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.
Баратынский. «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом
лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о
родной природе. Художественные средства, передающие различные
состояния в пейзажной лирике
Из русской литературы XX века.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная
основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема
служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе. Т е о р и я
л и т е р а т у р ы . Рождественский рассказ (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагменты).
Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести.
История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность
Грея, его взросление и возмужание. Воплощение мечты как сюжетный приём.
Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические
образы моря, солнца, корабля, паруса.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа.
Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика
образа цветка. «В прекрасном и яростном мире» (Для внеклассного чтения).
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая
солнца». Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей.
Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное
в окружающем мире и в детском восприятии. Т е о р и я л и т е р а т у р ы .
Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления)
Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты
помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной
теме. Образы русских солдат К. Воробьев «Немец в валенках» (Для

том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярную физическую
активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического
здоровья.
Умеющий
осознавать
физическое
и
эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся
управлять
собственным
эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся
социальным, информационным и
природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда,
труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения
труду, накопления навыков трудовой деятельности на
протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и
социальной
направленности,
способный
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.

28

14

внеклассного чтения)
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство,
юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение
быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные
проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина
Петровна), особенности использования народной речи.
Те о р и я
л и т е р а т у р ы . Речевая характеристика героя (развитие представлений).
Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от
лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ
человеческой отзывчивости. Нравственная проблематика произведения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ, сюжет (развитие понятий). Геройповествователь (развитие понятия).
Писатели улыбаются. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование
детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики».
Своеобразие шукшинских героев – «чудиков». Доброта, доверчивость и
душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с
миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила
шукшинского героя.
Родная природа в русской поэзии XX века С. Есенин. «Мелколесье.
Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни
такие...». Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и
мир природы. Олицетворение как основной художественный приём.
Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина
Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, её
многозначность
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей»,
«Листья осенние», «В горнице». Картины природы и русского быта в
стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и
его мировосприятие. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (развитие
представлений).

Выражающий готовность к осознанному
выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер
экологических проблем, путей их решения, значение
экологической культуры человека, общества.
Сознающий
свою ответственность
как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий,
приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний
естественных и социальных наук для решения задач в
области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в
разных
предметных
областях
с
учётом
индивидуальных
интересов,
способностей,
достижений.
Ориентированный в деятельности на систему
научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий
навыки
использования
различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность
в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий
навыки
наблюдения,
накопления
фактов,
осмысления
опыта
в
15

Из литературы народов России: Габдулла Тукай. Слово о татарском естественнонаучной и гуманитарной областях
поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своему познания, исследовательской деятельности.
родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа.
Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась
беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Основные поэтические
образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема
бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник
своего народа.
Зарубежная литература. Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.
Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия»,
«Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Тео р ия
л и т е р а т у р ы . Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у
Циклопа»). Мифологическая основа античной литературы. Приключения
Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания,
через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания
образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот».
Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир
и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от
искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию
правды жизни. Мастерство Сервантеса – романиста. Дон Кихот как «вечный»
образ мировой литературы
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». История
жанра баллады. Жанровые признаки. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рыцарская
баллада (начальные представления).
П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение
дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и
исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными
нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение
Антуан де Сент-Экзюнери. Повесть-сказка «Маленький принц»
(фрагменты). Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы
повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки.
Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный

12

16

мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и аллегории в произведении.
Символическое значение образа Маленького принца.. (Для внеклассного
чтения)

17

Приложение к рабочей программе

Календарно – тематическое планирование
№ п/п
1

2

3
4

5

6
7

Тема

Кол-во часов

РНК

Дата
План

Введение.
Художественное произведение. Содержание и форма.
РЛ Книга как духовное завещание одного поколения
другому.
Устное народное творчество.
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1
1

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.
Загадки.
РЛ Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в
фольклорных произведениях национального характера,
народных нравственных ценностей, прославление
бескорыстного служения Отечеству.
Загадки.
РЛ Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение
в фольклорных произведениях национального характера,
народных нравственных ценностей, прославление
бескорыстного служения Отечеству.
Из древнерусской литературы.
Стартовая проверка техники чтения
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском
киселе».
Из русской литературы ХVIII века

1
1

07.09
08.09

1

13.09

2
1
1

14.09
15.09

4
1

Факт

01.09

Дубовская Е.
«Планета Котофея:
правдивые и
сказочные истории»

06.09

1
18

8

9

10

11
12
13

14

15
16
17
18

И И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха».
Развитие понятия об аллегории. Рассказ о баснописце.
Противопоставление труда и безделья. Присвоение
чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Из русской литературы XIX века.
И. А. Крылов. Басня «Листы и корни», «Ларчик».
Краткий
рассказ
о
писателе-баснописце.
Самообразование поэта. Крылов о равном участии
власти народа в достижении общественного блага.
И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Пример критики
«мнимого мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и
Соловей» – комическое изображение невежественного
судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник». Краткий рассказ о
поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник». Краткий рассказ
о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика.
А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты
человека, природы и жизни. Радостное восприятие
красоты природы. Роль антитезы в композиции.
Интонация как средство выражения поэтической идеи.
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И.
Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых
испытаниях. Художественные особенности стихотворного
послания
Лирика Пушкина
Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. «Барышнякрестьянка»
Образ автора-повествователя в повести «Барышнякрестьянка».
РЛ Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава
«Экзамены»). Нравственные испытания подростка.

1

20.09

54
1

21.09

1

22.09

1

27.09

1

28.09

1

Данилова-Пушкарь
О. «Весеннее окно»

29.09

1

04.10

1
1
1

05.10
06.10
11.10

1

12.10

19

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35

Историческая эпоха в повести, прототипы. А.С.Пушкина
«Дубровский». Изображение русского барства.
Дубровский-старший и Троекуров в повести
А.С.Пушкина «Дубровский»
Протест Владимира Дубровского против беззакония и
несправедливости.
Бунт крестьян .
Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина
«Дубровский»
Защита чести, независимости личности в повести
А.С.Пушкина «Дубровский»
Романтическая история любви Владимира Дубровского и
Маши Троекуровой.
Авторское отношение к героям повести «Дубровский»
Обобщение по теме «Дубровский».
Сочинение
Анализ сочинения, работа над ошибками
Чувство одиночества и тоски в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Тучи».
РЛ Поэтический образ Родины в стихотворениях
И. С. Никитина «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это
слово…» и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю
тебя, как сын...».
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
Особенности выражения темы одиночества в
стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
Особенности выражения темы одиночества в
стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.
Сочувствие к крестьянским детям в рассказе
И. С. Тургенева «Бежин луг».

1

13.10

1

18.10

1

19.10

1
1

20.10
25.10

1

26.10

1

08.11

1
1
1
1
1

09.11
10.11
15.11
16.11
17.11

Данилова-Пушкарь
О. «Летние этюды:
стихотворения»

1

22.11

1

23.11

1

24.11

1
1

29.11
30.11

Денисов Н.
«Ласточки.
Взрослым и детям –

20

36
37
38

39

40
41

42

43
44
45
46
47
48

49
50

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе
И. С. Тургенева «Бежин луг».
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Проект «Составление электронного альбома
«Словесные и живописные портреты русских
крестьян» (по рассказам из цикла «Записки
охотника»).
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя
Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и
несмело...», «Листья».
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная
обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С
поляны коршун поднялся...».
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета
«Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская
ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».
Картины подневольного труда.
Народ-созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова
«Железная дорога».
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей
в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Своеобразие языка и композиции в стихотворении
Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Сочетание реалистических и фантастических картин в
стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Трехсложный размер стиха
Обобщение по произведениям поэтов XIX века.
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
РЛ Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к

о братьях меньших»
1

01.12

1
1

06.12
07.12

Камышников С.
«Вполголоса:
сборник стихов»

1

08.12

1

13.12

1

14.12

1

Горбунов С.
«И ангел осенит»

15.12

1
1

20.12
21.12

1

22.12

1

Акулич Е.
«Многоточие»

27.12

1

28.12

1

29.12

1
1

12.01
17.01

Черкашин П.
«Охотничьи тропы»

21

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

65
66

67
68

личности в произведении.
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
Комический эффект, создаваемый народной этимологией,
игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
Сказовая форма повествования.
Урок развития речи.
Сочинение
А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ
«Толстый и тонкий».
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий».
Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…»,
«Посмотри – какая мгла…»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Урок обобщения
Из русской литературы XX века.
А.И.Куприн. «Чудесный доктор».
Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор».
РЛ А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая
рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания,
заботы о беззащитном.
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».
РЛ Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской
«Тайна»
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести
А.С.Грина «Алые паруса»
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина
«Алые паруса»

1
1
1

18.01
19.01
24.01

1
1

25.01
26.01

1

31.01

1

01.02

1
1

02.02
07.02

1

08.02

1
1
28
1
1

09.02
14.02

1
1

21.02
22.02

1

23.02

1

28.02

15.02
16.02

22

69
70

71
72
73
74
75
76
77

78
79
80
81
82
83
84
85

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...»
РЛ Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл.
«Война вокруг нас кружит…»). Война и дети.
Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные
годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Урок обобщения рассказу В. П. Астафьева «Конь с
розовой гривой».
Отражение трудностей военного времени в повести
В.Г.Распутина «Уроки французского»

1
1

01.03
02.03

1
1

07.03
08.03

1
1

09.03
14.03

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки
французского».
РЛ А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день».
Смысл названия рассказа. Отношения с близкими
людьми в рассказе.
Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина
«Кладовая солнца»
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая
солнца».
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья
осенние», «В горнице».
Урок обобщения по стихотворениям о природе поэтов XX
века.
Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М.
Шукшина «Чудик» и «Критик».
Человеческая открытость миру как синоним
незащищенности в рассказах В.М. Шукшина.

1
1

16.03
21.03

1

22.03

1

23.03

1
1
1

04.04
05.04
06.04

1

11.04

1

12.04

1

13.04

1

Творчество
В.Крапивина

15.03

23

86
87
88
89

90

91
92
93
94
95
96

97
98
99
100
101

Рассказ «Срезал».
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе
Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера
«Тринадцатый подвиг Геракла»
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга» .Любовь к малой
родине и своему народу.
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы
ни был малым мой народ...».
РЛ В.К.Железников. Повесть «Чучело». Проблема
детской жестокости в современном мире.
Зарубежная литература.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор
царя Авгия»
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки
Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как
героические эпические поэмы.
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных
и ложных идеалов.
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в
произведении.
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как
философская сказка-притча.
Итоговая проверка техники чтения
Повторение и обощение

1
1

18.04
19.04

1

20.04

1

Черкашин П.
«Тимопей»: коми
сказка

25.04

1

26.04

12
1

27.04

1

02.05

1
1
1

03.05
04.05
09.05

1

Денисов Н.
«Волшебный круг»
«Русские в
Венесуэле»

10.05

1

11.05

1
1

16.05
17.05

1
2

18.05
23.05
24

102

24.05
Итого

102

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».