Планируемые результаты освоения учебного предмета геометрии в 8 классе
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников,
а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств:
способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития
цивилизации;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
система заданий учебников;
представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
оценивать достигнутый результат;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Познавательные УУД:
строить логические цепи рассуждений;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
выделять и формулировать проблему;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
давать определение понятиям;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов;
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
представлять информацию в понятной форме;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не
только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников.
Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков
совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их
использования;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
существо понятия алгоритма;
распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства;
распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции;
распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество,
находить значения тригонометрических функций основных углов;
распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника;
находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением
перпендикулярных и параллельных прямых
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и
явлений.
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Содержание учебного предмета
1.Четырехугольники (23часа)
Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма,
ромба, прямоугольника, квадрата. Вписанные и описанные окружности для четырёхугольников, правильных многоугольников. Центральные и вписанные углы. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Контрольных работ: 1
2.Подобие треугольников.(12часов)
Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Касательная и секущая к окружности, их свойства.
Контрольных работ: 1
3.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов)
Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла.
Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений.
Контрольных работ: 1
4.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов)
Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Вычисление площадей. Формулы площади
параллелограмма и его частных видов. Сравнение и вычисление площадей.
Контрольных работ: 1
5.Повторение курса 8 класса.(3часа)
Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Контрольных работ: 1
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№/п
1
2
Темы
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования
Четырёхугольники
Четырехугольник, его элементы.
Параллелограмм, свойства и
признаки параллелограмма.
Прямоугольник, ромб, квадрат.
Средняя линия треугольника.
Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции.
Центральные и вписанные углы.
Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
24
Подобие треугольников
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Касательная и секущая к окружности,
их свойства. Подобные треугольники. Признаки подобия
треугольников.
12
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском
обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов
других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в
том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих
в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных наро-
15
3
Решение
прямоуголь- Метрические соотношения в
прямоугольном
треугольнике.
ных треугольников
Многоугольники. Пло- Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь
щадь многоугольника
12
4
Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла
прямоугольного треугольника.
Решение прямоугольных треугольников.
прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции.
дов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
5
Повторение
класса
курса 8
5
Всего:
68
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Содержание учебного материала
Колво
часов
Характеристика основных видов деятельности учеников (на
уровне учебных действий)
Дата
план
Функ.грамм.
факт
Глава 1. Четырехугольники – 24 часа
1–2
3–4
5–6
7–8
Четырехугольник и его элементы.
2
Параллелограмм. Свойства параллелограмма.
2
Признаки параллелограмма.
2
Прямоугольник.
Пояснять, что такое четырехугольник.
Описывать элементы четырехугольника.
Распознавать выпуклые и невыпуклые четырехугольники.
Изображать и находить на рисунках четырехугольники разных
видов и их элементы.
2
01.09
06.09
08.09
13.09
15.09
20.09
22.09
Формулировать:
27.09
9 – 10
Ромб.
2
11
Квадрат.
1
12
Повторение и систематизация по теме
«Параллелограмм и его виды».
1
13
Контрольная работа № 1 по теме «Параллелограмм и его виды»
1
определения: параллелограмма,
высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника, трапеции, высоты трапеции, средней
линии трапеции; центрального
угла окружности, вписанного угла
окружности; вписанного и описанного четырехугольника;
29.09
04.10
06.10
11.10
13.10
свойства: параллелограмма, пря-
Применять признаки при решении задач
Распознавание
геометрических
фигур
Распознавание
геометрических
фигур
14 –
15
16 –
18
Средняя линия треугольника.
2
Трапеция.
3
моугольника, ромба, квадрата,
средних линий треугольника и
трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырехугольника;
18.10
20.10
25.10\\
08.11
Распознавание
геометрических
фигур
10.11
19 –
20
Центральные и вписанные углы.
2
21 –
22
Вписанные и описанные
2
23
24
четырехугольники.
Повторение и систематизация по теме
«Средняя линия треугольника. Трапеция.
Вписанные и описанные четырехугольники».
1
Контрольная работа № 2 по теме
«Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»
1
признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и 15.11
описанного четырехугольника;
17.11
Доказывать: теоремы о сумме
углов четырехугольника, о градусной мере вписанного угла, о
свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба,
вписанного и описанного четырехугольника.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач.
22.11
24.11
29.11
01.12
Глава 2. Подобие треугольников – 12 часов
25 –
27
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках.
3
Формулировать:
06.12
определение подобных треугольников;
08.12
13.12
Использование
основных
свойств
28
29 –
32
Подобные треугольники.
1
Первый признак подобия треугольников.
4
свойства: медиан треугольника,
биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и
секущей;
15.12
20.12
22.12
признаки подобия треугольников.
33 –
34
35
36
Второй и третий признаки подобия треугольников.
2
Повторение и систематизация по теме
«Теорема Фалеса. Подобие треугольников».
1
Контрольная работа № 3 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников»
1
Доказывать:
27.12
теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах
медиан треугольника, биссектрисы треугольника;
29.12//
12.01
17.01
Извлекать информацию из
текста и изображения
Применять признаки при решении задач
Извлекать информацию из
текста и изображения
свойства: пересекающихся хорд,
касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач.
19.01
24.01
Глава 3. Решение прямоугольных треугольников – 15 часов
37 –
38
39 –
42
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.
Теорема Пифагора.
2
4
Формулировать:
26.01
определения: синуса. Косинуса,
тангенса, котангенса острого угла
прямоугольного треугольника;
31.01
свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.
Записывать тригонометрические
формулы, выражающие связь ме-
02.02
07.02
09.02
14.02
Применять
формулы
Применять теорему при решении задач
43
44 –
46
Контрольная работа № 4 по теме
«Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»
Тригонометрические функции острого
угла прямоугольного треугольника.
1
жду тригонометрическими функциями одного и того же острого
угла.
16.02
3
Решать прямоугольные треугольники.
21.02
Доказывать:
47 –
49
50
51
Решение прямоугольных треугольников.
3
Повторение и систематизация учебного
материала по теме «Тригонометрические
функции острого угла прямоугольного
треугольника. Решение прямоугольных
треугольников».
1
Контрольная работа № 5 по теме
«Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.
Решение прямоугольных треугольников»
1
теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора;
формулы, связывающие синус,
косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.
Выводить основное тригонометрическое тождества и значения
синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 300, 450, 600.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.
23.02
28.02
02.03
07.03
09.03
14.03
16.03
Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника – 12 часов
52
Многоугольники.
1
Пояснять, что такое площадь
многоугольника.
21.03
Применять
формулы
53
54 –
55
56 –
58
Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Интегрированный
урок физика, технология.
1
Площадь параллелограмма.
2
Площадь треугольника.
3
Описывать многоугольник, его
элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.
Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.
23.03//
04.04
Применять
формулы
06.04
11.04
Применять
формулы
13.04
18.04
Формулировать:
59 –
61
Площадь трапеции.
3
определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих
многоугольников;
20.04
25.04
основные свойства площади
многоугольника.
62
63
Повторение и систематизация учебного
материала по теме «Многоугольники.
Площадь многоугольника».
1
Контрольная работа № 6 по теме
«Многоугольники. Площадь многоугольника».
1
Доказывать: теоремы о сумме
углов выпуклого n-угольника,
площади прямоугольника, площади трапеции.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.
27.04
02.05
04.05
Применять
формулы
Повторение и систематизация учебного материала – 5 часов
64
Повторение по теме «Четырехугольники».
1
65
Повторение по теме «Подобие треугольников».
1
66
Повторение по теме «Решение прямоугольных треугольников».
1
67
Повторение по теме «Многоугольники.
Площадь многоугольника».
1
68
Повторение по теме «Многоугольники.
Площадь многоугольника».
1
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.
09.05
11.05
16.05
18.05
23.05
Приложение 2
Перечень контрольных работ
№ п/п
Тема контрольных работ
Дата
1
«Параллелограмм и его виды»
13.10
2
«Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»
«Теорема Фалеса. Подобие треугольников»
01.12
«Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»
«Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.
Решение прямоугольных треугольников»
16.02
«Многоугольники. Площадь многоугольника».
04.05
3
4
5
6
24.01
16.03