Планируемые результаты освоения учебного предмета геометрии в 8 классе Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств: способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; воля и настойчивость в достижении цели. Средством достижения этих результатов является: система заданий учебников; представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса; использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания. Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать достигнутый результат; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Познавательные УУД: строить логические цепи рассуждений; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи; выделять и формулировать проблему; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; давать определение понятиям; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); интересоваться чужим мнением и высказывать свое; представлять информацию в понятной форме; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; существо понятия алгоритма; распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства; распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции; распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей; оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия; применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике; формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов; распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника; находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения геометрических задач с использованием тригонометрии; построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир) для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы); для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур. Содержание учебного предмета 1.Четырехугольники (23часа) Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Вписанные и описанные окружности для четырёхугольников, правильных многоугольников. Центральные и вписанные углы. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Контрольных работ: 1 2.Подобие треугольников.(12часов) Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Контрольных работ: 1 3.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов) Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Контрольных работ: 1 4.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов) Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Вычисление площадей. Формулы площади параллелограмма и его частных видов. Сравнение и вычисление площадей. Контрольных работ: 1 5.Повторение курса 8 класса.(3часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол. Контрольных работ: 1 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы №/п 1 2 Темы Содержание учебного материала Кол-во часов Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования Четырёхугольники Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника. 24 Подобие треугольников Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. 12 Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных наро- 15 3 Решение прямоуголь- Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. ных треугольников Многоугольники. Пло- Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь щадь многоугольника 12 4 Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников. прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. дов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. 5 Повторение класса курса 8 5 Всего: 68 Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Приложение 1 Календарно - тематическое планирование № п/п Содержание учебного материала Колво часов Характеристика основных видов деятельности учеников (на уровне учебных действий) Дата план Функ.грамм. факт Глава 1. Четырехугольники – 24 часа 1–2 3–4 5–6 7–8 Четырехугольник и его элементы. 2 Параллелограмм. Свойства параллелограмма. 2 Признаки параллелограмма. 2 Прямоугольник. Пояснять, что такое четырехугольник. Описывать элементы четырехугольника. Распознавать выпуклые и невыпуклые четырехугольники. Изображать и находить на рисунках четырехугольники разных видов и их элементы. 2 01.09 06.09 08.09 13.09 15.09 20.09 22.09 Формулировать: 27.09 9 – 10 Ромб. 2 11 Квадрат. 1 12 Повторение и систематизация по теме «Параллелограмм и его виды». 1 13 Контрольная работа № 1 по теме «Параллелограмм и его виды» 1 определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника, трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырехугольника; 29.09 04.10 06.10 11.10 13.10 свойства: параллелограмма, пря- Применять признаки при решении задач Распознавание геометрических фигур Распознавание геометрических фигур 14 – 15 16 – 18 Средняя линия треугольника. 2 Трапеция. 3 моугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырехугольника; 18.10 20.10 25.10\\ 08.11 Распознавание геометрических фигур 10.11 19 – 20 Центральные и вписанные углы. 2 21 – 22 Вписанные и описанные 2 23 24 четырехугольники. Повторение и систематизация по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники». 1 Контрольная работа № 2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники» 1 признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и 15.11 описанного четырехугольника; 17.11 Доказывать: теоремы о сумме углов четырехугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырехугольника. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач. 22.11 24.11 29.11 01.12 Глава 2. Подобие треугольников – 12 часов 25 – 27 Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. 3 Формулировать: 06.12 определение подобных треугольников; 08.12 13.12 Использование основных свойств 28 29 – 32 Подобные треугольники. 1 Первый признак подобия треугольников. 4 свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей; 15.12 20.12 22.12 признаки подобия треугольников. 33 – 34 35 36 Второй и третий признаки подобия треугольников. 2 Повторение и систематизация по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников». 1 Контрольная работа № 3 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников» 1 Доказывать: 27.12 теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника; 29.12// 12.01 17.01 Извлекать информацию из текста и изображения Применять признаки при решении задач Извлекать информацию из текста и изображения свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач. 19.01 24.01 Глава 3. Решение прямоугольных треугольников – 15 часов 37 – 38 39 – 42 Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. 2 4 Формулировать: 26.01 определения: синуса. Косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; 31.01 свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь ме- 02.02 07.02 09.02 14.02 Применять формулы Применять теорему при решении задач 43 44 – 46 Контрольная работа № 4 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора» Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. 1 жду тригонометрическими функциями одного и того же острого угла. 16.02 3 Решать прямоугольные треугольники. 21.02 Доказывать: 47 – 49 50 51 Решение прямоугольных треугольников. 3 Повторение и систематизация учебного материала по теме «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников». 1 Контрольная работа № 5 по теме «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников» 1 теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора; формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла. Выводить основное тригонометрическое тождества и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 300, 450, 600. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. 23.02 28.02 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника – 12 часов 52 Многоугольники. 1 Пояснять, что такое площадь многоугольника. 21.03 Применять формулы 53 54 – 55 56 – 58 Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Интегрированный урок физика, технология. 1 Площадь параллелограмма. 2 Площадь треугольника. 3 Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники. Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности. 23.03// 04.04 Применять формулы 06.04 11.04 Применять формулы 13.04 18.04 Формулировать: 59 – 61 Площадь трапеции. 3 определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников; 20.04 25.04 основные свойства площади многоугольника. 62 63 Повторение и систематизация учебного материала по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника». 1 Контрольная работа № 6 по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника». 1 Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади трапеции. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. 27.04 02.05 04.05 Применять формулы Повторение и систематизация учебного материала – 5 часов 64 Повторение по теме «Четырехугольники». 1 65 Повторение по теме «Подобие треугольников». 1 66 Повторение по теме «Решение прямоугольных треугольников». 1 67 Повторение по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника». 1 68 Повторение по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника». 1 Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. 09.05 11.05 16.05 18.05 23.05 Приложение 2 Перечень контрольных работ № п/п Тема контрольных работ Дата 1 «Параллелограмм и его виды» 13.10 2 «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники» «Теорема Фалеса. Подобие треугольников» 01.12 «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора» «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников» 16.02 «Многоугольники. Площадь многоугольника». 04.05 3 4 5 6 24.01 16.03