РП по географии 8 класс 2022-2023 уч Капралихинская ООШ

Планируемые результаты освоения учебного предмета «география»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее
ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты
людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков
международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения
и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению
экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Выпускник научится:
 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
 ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую
и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую
информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление
географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации
географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических
различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление
простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической
информации;
 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления
ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

 различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления
на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими
объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития;
 различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
 использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов,
отдельных регионов и стран;
 устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и
отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
 приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
 Выпускник получит возможность научиться:
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления;
 работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
 ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических
проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации;
 составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
 оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

 объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социальноэкономическими факторами;
Содержание учебного предмета.
Введение
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные
границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и
жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в
XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица.
Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы
образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа
на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции
воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных
элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на
разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные
климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими
картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим
рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные
ресурсы в жизни человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности
распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и
животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и
антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и
лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная
поясность.

Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина;
разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и
ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых
городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на
заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе
(между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы
(всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов);
богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части;
особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных
частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми;
суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской
путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и
от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в
составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с
хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер
полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в
северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на
особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и
внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного
природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание
муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных
и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Человек и природа
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование.
Человек и природа.
География своей местности
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы
и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы.
Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

№

Темы уроков

Ведение
1
Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической
информации
Территория России на карте мира.
2
Характеристика географического положения России.
3
Водные пространства, омывающие территорию России.
4
Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России.
5

Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.

Целевые ориентиры результатов
воспитания на уровне
основного общего образования

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском
обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской

Количест
во часов
1 ч.
1
5 ч.
1
1
1
1

История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв.
История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв.
Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России.
7
Особенности рельефа России
6

8.
9.

Изображение рельефа на картах разного масштаба.
Тектоническое строение территории России.

10

Закономерности размещения полезных ископаемых на территории
России.
Построение профиля рельефа

11

12
Итоговый урок по теме Рельеф России
Климат России.
13
Характерные особенности климата России и климатообразующие
факторы.
14
Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России
15
Закономерности распределения основных элементов климата на
территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение
велечин суммарной солнечной радиации на разных территориях России.
16
Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат.
Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и
прогнозирование.
Внутренние воды России.
17

18

Разнообразие внутренних вод России. Реки

19
20

Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя
мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища.
Водные ресурсы в жизни человека.

21

Повторение по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы»

государственности на основе исторического
просвещения, российского национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным
символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению
обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов
других людей.
Выражающий неприятие любой
дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в
обществе.
Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности, в
том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую
принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и
культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного
языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей
Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях

1
6 ч.
1
1
1
1
1
1
5 ч.
1
1
1

1
1
4 ч.
1
1
1
1

Почва России.
22
23
24

Образование почв и их разнообразие на территории России.
Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв.
Значение рационального использования и охраны почв.

Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование
25
Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно26
антропогенные и антропогенные.
27
Природное районирование территории России.
28
29
Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра
30
31
Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса
32
33
Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни
34
Высотная поясность
Крупные природные комплексы России
Русская (Восточно-Европейская) равнина.
35
36
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными
ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов;
полярные ночь и день.
37
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями;
центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между
бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
38
Юг Русской равнины. Южные моря России: история освоения,
особенности природы морей, ресурсы, значение.
39
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой
40
точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях;
высотная поясность; )
41
Урал (особенности географического положения; район древнего
42
горообразования). Богатство Урала полезными ископаемыми; суровость
климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная

патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовнонравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и
нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных ценностей
и норм с учётом осознания последствий
поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России
духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и
ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного
пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия
людей, народов в России, умеющий общаться
с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к
российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу
мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному
языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности

3 ч.
1
1
1
10 ч.
2
2
2
2
1
1
24 ч.
1
1

1

1
2

2

43
44
45
46
47
48

поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на
юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности
природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения,
развитие физико-географических процессов.
50
Северо-Восточная Сибирь .
51
Горы Южной Сибири .
52
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье.
53
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы.
Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного
наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути
решения).
54
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание
55
горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата
на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение
равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых
ландшафтов).
56
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история
исследования, особенности природы).
57
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение,
история исследования, особенности природы).
58
Природа регионов России. Итоговый урок.
География своей местности Тюменской области
59
Географическое положение и рельеф.
60
История освоения.
49

отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в
искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную
восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение
людей.
Сознающий роль художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения
в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных
видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование
культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и
соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в
информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для

2
2
1
1
1
1
1
1
1

2

1
1
1
10 ч.
1
1

61
62
63
64

Климатические особенности своего региона проживания.
Реки и озера, каналы и водохранилища.
Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов
своей местности. Природные ресурсы.

65
66

Экология и здоровье человека
Особенности населения своего региона

67
68

Родной город – Тюмень Урок обобщающего повторения
Итоговый урок по курсу «Природа России»

физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и
эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся
социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда,
труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения предметных
знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения
труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для
успешной профессиональной самореализации
в российском обществе.
Участвующий в решении практических
трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей
местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному
выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер
экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека,
общества.

4

1
1
1
1

Сознающий свою ответственность как
гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий,
приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний
естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей
среды.
Участвующий в практической деятельности
экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в
разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный в деятельности на систему
научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и
социальной средой.
Развивающий навыки использования
различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская
культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения,
накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.

Итого

68 ч.

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс
№ п/п

1
2

Тема урока
Географическое пространство России (11ч.)
Как мы будем изучать географию России
Мы и наша страна на карте мира

Функциональная
грамотность
Анализировать, интерпретировать
данные и делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между
прочитанным и современной
реальностью
Находить и извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру
текста (определять тему, главную
мысль/идею, назначение текста)

Кол-во
часов

план

1
1

02.09
06.09

1
1

09.09
13.09

3
4

Наши границы и наши соседи

5
6
7

Учимся с «Полярной звездой» (1)
Наша страна на карте часовых поясов

1
1
1

16.09
20.09
23.09

8
9
10
11

Формирование территории России
Учимся с «Полярной звездой» (2)
Районирование России
Наше национальное богатство и наследие
Население России (12 ч.)
Численность населения

1
1
1
1

27.09
30.09
04.10
07.10

1

11.10

12

Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте
государственной границы России.

Практическая работа №2. Определение разницы во времени на
карте часовых поясов.

Дата
факт

13
14
15
16
17
18
19
20

Воспроизводство населения
Наш «Демографический портрет»
Учимся с «Полярной звездой» (3)
Мозаика народов
Размещение населения
Города и сельские поселения. Урбанизация.
Учимся с «Полярной звездой» (4)
Миграции населения

21
22
23

Учимся с «Полярной звездой» (5)
Россияне на рынке труда
Россияне на рынке труда
Природа России (29ч)
История развития земной коры
Рельеф: тектоническая основа
Рельеф: скульптура поверхности
Практическая работа № 3.Описание рельефа России по
плану.
Учимся с «Полярной звездой» (6)
Ресурсы земной коры
Учимся с «Полярной звездой» (7)
Солнечная радиация

24
25
26
27
28
29
30
31

Анализировать, интерпретировать
данные и делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между
прочитанным и современной
реальностью
Находить и извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру
текста (определять тему, главную
мысль/идею, назначение текста)

1
1
1
1
1
1
1
1

14.10
18.10
21.10
25.10
08.11
11.11
15.11
18.11

1
1
1

22.11
25.11
29.11

1
1
1
1

02.12
06.12
09.12
13.12

1
1
1
1

16.12
20.12
23.12
27.12

32
33
34

35
36

Атмосферная циркуляция
Зима и лето в нашей стране
Практическая работа № 4 Определение по картам
закономерностей распределения солнечной радиации,
средних температур января и июля, годового количества
осадков по территории России.
Учимся с «Полярной звездой» (8)
Как мы живем и работаем в нашем климате

40
41
42
43
44
45-46

Наши моря
Практическая работа №5 Обозначение на контурной
карте морей, омывающих берега России.
Наши реки. Практическая работа № 6. Обозначение на
контурной карте крупнейших рек России.
Учимся с «Полярной звездой» (9)
Где спрятана вода
Водные дороги и перекрёстки
Учимся с «Полярной звездой» (10)
Почва – особое природное тело
Растительный и животный мир

47

Экологическая ситуация в России

37
38
39

Анализировать, интерпретировать
данные и делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между
прочитанным и современной
реальностью
Находить и извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру
текста (определять тему, главную
мысль/идею, назначение текста)

1
1
1

30.12
13.01
17.01

1
1

20.01
24.01

1
1

27.01
31.01

1

03.02

1
1
1
1
1
2

07.02
10.02
14.02
17.02
21.02
24.02
28.02
03.03

1

48-49

Экологическая безопасность в России

2

50
51-52

Учимся с «Полярной звездой» (11)
Природно-территориальные комплексы России

1
2

53
54
55
56
57

Природно-хозяйственные зоны и районы (14 ч)
Северные безлесные зоны
Учимся с «Полярной звездой» (12)
Лесные зоны
Степи и лесостепи
Южные безлесные зоны

1
1
1
1
1

24.03
04.04
07.04
11.04
14.04

1
1
2

18.04
21.04
25.04
28.04
02.05
05.05

58
59
60-61
62-63

Субтропики. Высотная поясность в горах
Учимся с «Полярной звездой» (13)
Великие равнины России – Восточно-Европейская и
Западно-Сибирская
Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири

Анализировать, интерпретировать
данные и делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между
прочитанным и современной
реальностью
Находить и извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру
текста (определять тему, главную
мысль/идею, назначение текста)

Анализировать, интерпретировать
данные и делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между
прочитанным и современной

2

07.03
10.03
14.03
17.03
21.03

64-65
66

67
68

Регионы многолетней мерзлоты - Восточная и СевероВосточная Сибирь
Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний
Восток

Родной край (2 ч.)
Учимся с «Полярной звездой» (14)
Учимся с «Полярной звездой» (15)

реальностью
Находить и извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру
текста (определять тему, главную
мысль/идею, назначение текста)

2
Анализировать, интерпретировать
данные и делать соответствующие
выводы
Вспомнить и применить
соответствующие
естественнонаучные знания
Выявлять связь между
прочитанным и современной
реальностью
Находить и извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в разных
фрагментах текста
Понимать смысловую структуру
текста (определять тему, главную
мысль/идею, назначение текста)

1

09.05
12.05
16.05

1
1

19.05
23.05

Практическая часть
№
1
2
3
4

Дата
13.09
23.09
13.12
17.01

5
6

31.01
03.02

Тема
Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.
Практическая работа №2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.
Практическая работа № 3 Описание рельефа России по плану.
Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.
Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Практическая работа № 6. Обозначение на контурной карте крупнейших рек России.

Приложение №2
Колич.час.
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».