Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология». Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных; аргументировать, приводить доказательства различий животных; осуществлять классификацию биологических объектов ( животных ) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями животных; уходом за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание учебного предмета «Биология» 1. Царство Животные (1 часа) Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. Предметные: Признаки животных, значение, многообразие. Метапредметные: Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Познавательные: поиск и отбор информации Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. Знание многообразия животного мира своей страны. 2. Одноклеточные животные или Простейшие (2часа) Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Демонстрация Живые инфузории. Микропрепараты простейших Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших». Предметные: Виды ткани животных, органы и системы органов Метапредметные: Регулятивные: Составление таблиц, определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Познавательные: поиск и отбор информации Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. 3. Тип Кишечнополостные (2 час) Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Демонстрация Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Предметные: особенности Кишечнополостных; правила оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными Метапредметные: Познавательные: умение работать с различными источниками информации, Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы. Личностные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний 4. Черви (3 час) Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя». Предметные: приспособления организмов к паразитическому образу жизни; основные правила, позволяющих избежать заражения паразитами Метапредметные: Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение слушать учителя. Личностные: умение применять полученные на уроке знания на практике 5. Тип Моллюски.(2час) Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Демонстрация Многообразие моллюсков и их раковин Лабораторная работа №3 « «Изучение строения раковин моллюсков ». Метапредметные понятия: фильтрация, диффузия, движение, среда, система Предметные: общая характеристика строения Моллюсков; их значение в природе и жизни человека Метапредметные: Познавательные: получают знания о местообитании, строении, образе жизни Моллюсков Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности. Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы Личностные: Воспитание бережного отношения к природе 6. Тип Членистоногие (5 час) Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Лабораторная работа №4 «Многообразие ракообразных» Лабораторная работа №5 «Изучение представителей отряда насекомых» Лабораторная работа №6 «Изучение типов развития насекомых» Метапредметные понятия: производство, движение, система, среда, здоровьесбережение, Предметные: Признаки Членистоногих; их значение в природе и жизни человека Метапредметные: Познавательные: знания о многообразии членистоногих Регулятивные: составлять план решения проблемы Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы Личностные: иллюстрируют примерами значение членистоногих в природе и жизни человека 7. Тип Хордовые (11 час) Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб». Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц». Лабораторная работа №9 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих». Экскурсия «Изучение многообразия птиц» Метапредметные понятия: система, систематика, органы, классификация, логистика, производство, краеведение, среда, метод, морфология, движение Предметные: признаки основных классов типа Хордовых, особенности строения Метапредметные: Познавательные: распознают и описывают внешнее строение представителей основных классов типа Хордовых в связи со средой обитания Регулятивные: определять цель работы, корректировать свои знания Коммуникативные: умение работать в парах, высказывать свою точку зрения, выражать в ответах свои мысли Личностные: развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру. Осознают и осмысливают информацию Экосистемы. Экосистема.Среда обитания организмов. Экологические факторы. Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. № п/п Тема 1 Введение 2 Простейшие Общая Простейших характеристика (корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории). Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших». Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, Количество часов 1 час (2 часа) 1 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 Паразитические простейшие.Значение простейших. Тип Кишечнополостные Организм многоклеточного животного.Тип Кишечнополостные Многообразие кишечнополостных Черви Общая характеристика червей.Тип Плоские черви. Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя». Тип Моллюски. праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Тип Моллюски. Класс Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Брюхоногие и класс Духовно-нравственное воспитание Двустворчатые моллюски. Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, Класс Головоногие моллюски. ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом Лабораторная работа №3 « национальной, религиозной принадлежности). «Изучение строения раковин Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, моллюсков ». поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских Тип Членистоногие. Тип Членистоногие. Классы: духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий Ракообразные, Паукообразные. поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, Лабораторная работа №4 поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным «Многообразие ракообразных» нормам и ценностям. Класс Насекомые. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях Лабораторная работа №5 1 (2 часа) 1 1 (3 часа) 2 1 (2 часа) 1 1 (5 часов) 1 1 13-15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 «Изучение представителей отряда насекомых» Многообразие насекомых. Лабораторная работа №6 «Изучение типов развития насекомых» Тип Хордовые. Тип Хордовые. Общая характеристика рыб. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб». Приспособление рыб к условиям обитания. Значение рыб. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц». Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. Экскурсия «Изучение многообразия птиц» Класс Млекопитающие Многообразие млекопитающих. Домашние млекопитающие. Лабораторная работа №9 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих». Происхождение животных. Основные этапы эволюции индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, 3 (11 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 животного мира. Экосистема. Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы. Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы. Итогоговая тестовая работа за курс 7 класса информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в (4 часа) 1 1 1 1 1 информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 32-34 Повторение Итого 3 34 часа Приложение 1 к рабочей программе Календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс № уро ка 1 2 Тема урока Введение (1ч). Функциональная грамотность Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. Общая Тема 1. Простейшие (2 ч). Общая характеристика простейших. Простейших (корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории). 3 Содержание характеристика Применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших». Паразитические Значение простейших в природе и простейшие.Значение жизни человека. Пути заражения Кол-во часов план Дата 1 02.09 1 09.09 1 16.09 факт простейших. человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Многоклеточные животные. Применять Общая характеристика типа соответствующие Кишечнополостные. Регенерация. естественнонаучные знания для объяснения явления 4 Тип Кишечнополостные (2 ч). Организм многоклеточного животного.Тип Кишечнополостные 5 Многообразие кишечнополостных Черви (3 ч). Общая характеристика червей.Тип Плоские черви. Тип Круглые черви Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. 9 Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя». Тип Моллюски (2 ч). Тип Моллюски. Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Значение в природе и жизни человека. 10 Лабораторная работа №3 6-7 8 Применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления 1 23.09 1 30.09 2 07.10 14.10 1 21.10 1 11.11 1 18.11 11 «Изучение строения раковин моллюсков ». Тип Членистоногие (5 ч). Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа №4 «Многообразие ракообразных» Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. 12 Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 «Изучение представителей отряда насекомых» Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. 1314 Многообразие насекомых. 15 Лабораторная работа №6 «Изучение типов развития насекомых» Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомыхвредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. 1 25.11 1 02.12 2 09.12 16.12 1 23.12 16 17 насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Общая характеристика типа Тип Хордовые (11 ч). Тип хордовые. Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Общая характеристика надкласса Лабораторная работа №7 Рыбы. Места обитания и внешнее рыб. Особенности «Внешнее строение и строение внутреннего строения и процессов передвижение рыб». жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. 18 Приспособление рыб к условиям обитания. Значение рыб. 19 Класс Земноводные. Основные систематические Описывать или группы рыб. Значение рыб в оценивать способы, природе и жизни человека. которые Рыбоводство и охрана рыбных используют запасов. ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. 1 30.12 1 13.01 1 20.01 1 27.01 Значение земноводных в природе и жизни человека. 20 Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. 1 03.02 21 Класс Птицы. Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц». Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. 1 10.02 22 Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. Экскурсия «Изучение многообразия птиц» 1 17.02 23 Класс Млекопитающие Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Многообразие птиц родного края. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. 1 24.02 Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. 24 25 26 Многообразие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Домашние млекопитающие. Важнейшие породы домашних Описывать или млекопитающих. Приемы оценивать способы, Лабораторная работа №9 выращивания и ухода за которые «Изучение внешнего домашними млекопитающими. используют строения, скелета и зубной млекопитающих ученые, чтобы системы млекопитающих». Многообразие родного края. обеспечить надежность данных и достоверность объяснений Происхождение животных. Происхождение простейших. Основные этапы эволюции Происхождение животного мира. кишечнополостных. Происхождение червей. Происхождение моллюсков. Происхождение членистоногих. 1 03.03 1 10.03 1 17.03 Происхождение земноводных. Происхождение древних пресмыкающихся. Происхождение птиц. Происхождение и значение млекопитающих. 27 28 29 30 31 3234 Экосистема. Экскурсия в заказник «Белоозёрский» Армизонский район Среда обитания организмов. Экологические факторы. Биотические и антропогенные факторы (экологический мониторинг в окружающей среде) Искусственные экосистемы. 1 24.03 1 07.04 1 14.04 1 21.04 Итоговая тестовая работа за курс 7 класса Повторение 1 28.04 3 05.05 12.05 19.05