ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 4 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: — Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. — Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). — Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); — математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); — владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз. Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости. Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы. Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000. Доля величины времени, массы, длины. Арифметические действия Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000. Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента. Умножение и деление величины на однозначное число. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения. Пространственные отношения и геометрические фигуры Наглядные представления о симметрии. Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние. Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов. Периметр, площадь фигуры, составленной из двух, трёх прямоугольников (квадратов). Математическая информация Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме. Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста). Алгоритмы решения учебных и практических задач. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Универсальные познавательные учебные действия: — ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях; — сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывать признак сравнения; выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов); — обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире; — конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром); — классифицировать объекты по 1 - 2 выбранным признакам; — составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи; — определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра), вместимость (с помощью измерительных сосудов). Работа с информацией: — представлять информацию в разных формах; — извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме; использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условиях контролируемого выхода). Универсальные коммуникативные учебные действия: — использовать математическую терминологию для записи решения предметной или практической задачи; — приводить примеры и контрпримеры для подтверждения/опровержения вывода, гипотезы; — конструировать, читать числовое выражение; — описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии; — характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных величин; — составлять инструкцию, записывать рассуждение; — инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении. Универсальные регулятивные учебные действия: — контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения; — самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений; — находить, исправлять, прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении учебной задачи. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа; — договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами (составление расписания, подсчёт денег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес человека, приближённая оценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение математики в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; — развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; — применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; — осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; — применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; — работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; — оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; — оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; — стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; — представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: — проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов). 3) Работа с информацией: — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; — читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); — представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; — принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; — в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; — создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); — ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии; — самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; — выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; — выбирать и при необходимости корректировать способы действий; — находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 3) Самооценка: — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); — оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); — согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; — осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа; — находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз; — выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 - устно); — умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 - устно); — деление с остатком — письменно (в пределах 1000); вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами; — использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий; — выполнять прикидку результата вычислений; — осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора; — находить долю величины, величину по ее доле; находить неизвестный компонент арифметического действия; использовать единицы величин для при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость); — использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду); — использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объёмом работы; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства; — определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку результата измерений; — решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию; — решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки; — различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг; изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса; — различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды; — распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену); — выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух трех прямоугольников (квадратов); — распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример; — формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно/двухшаговые) с использованием изученных связок; классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному, двум признакам; — извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление); — заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях; — дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; выбирать рациональное решение; составлять модель текстовой задачи, числовое выражение; — конструировать ход решения математической задачи; — находить все верные решения задачи из предложенных. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа 1.1. Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение, упорядочение. 3 0 0 Упражнения: устная и; письменная работа с; числами: запись; многозначного числа; ; его представление в; виде суммы разрядных слагаемых; классы и; разряды; выбор чисел; с заданными; свойствами (число; разрядных единиц; ; чётность и т. д.);; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 1.2. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз. 3 0 0 Моделирование; многозначных чисел; ; характеристика; классов и разрядов; многозначного числа.; Учебный диалог:; формулирование и; проверка истинности; утверждения о числе.; Запись числа; ; обладающего; заданным свойством.; Называние и; объяснение свойств; числа:; чётное/нечётное; ; круглое; трёх-; (четырёх-; пяти-; ; шести-) значное; ведение; математических; записей; ; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 1.3. Свойства многозначного числа. 3 0 0 Работа в парах/группах.; Упорядочение; многозначных чисел.; Классификация чисел; по одному-двум; основаниям. Запись; общего свойства; группы чисел.; Практические работы:; установление правила; ; по которому составлен; ряд чисел; ; продолжение ряда; ; заполнение пропусков; в ряду чисел; описание; положения числа в; ряду чисел.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 1.4. Дополнение числа до заданного круглого числа. 2 0 1 Практические работы:; установление правила; ; по которому составлен; ряд чисел; ; продолжение ряда; ; заполнение пропусков; в ряду чисел; описание; положения числа в; ряду чисел; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru Итого по разделу Раздел 2. Величины 11 2.1. Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости. 2 0 1 Обсуждение; практических; ситуаций.; Распознавание; величин; ; характеризующих; процесс движения; (скорость; время; ; расстояние); работы; (производительность; труда; время работы; ; объём работ).; Установление; зависимостей между; величинами.; Упорядочение по; скорости; времени; ; массе.; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Самооценка с; использование; м; «Оценочного; листа»;; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 2.2. Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы. 2 0 0 Моделирование:; составление схемы; движения; работы.; Комментирование.; Представление; значения величины в; разных единицах; ; пошаговый переход от; более крупных единиц; к более мелким.; Практические работы:; сравнение величин и; выполнение действий; (увеличение/уменьшен; ие на/в) с величинами; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 2.3. Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними. Календарь. 2 0 1 Моделирование:; составление схемы; движения; работы.; Комментирование.; Представление; значения величины в; разных единицах; ; пошаговый переход от; более крупных единиц; к более мелким.; Практические работы:; сравнение величин и; выполнение действий; (увеличение/уменьшен; ие на/в) с величинами.; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 2.4. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000. 3 0 0 Дифференцированное; задание: оформление; математической; записи: запись в виде; равенства; (неравенства); результата; разностного; кратного; сравнения величин; ; увеличения/уменьшен; ия значения величины; в несколько раз.; Пропедевтика; исследовательской; работы: определять с; помощью цифровых и; аналоговых приборов; массу предмета; ; температуру; (например; воды; ; воздуха в помещении); ; скорость движения; транспортного; средства; определять с; помощью; измерительных; сосудов вместимость; выполнять прикидку и; оценку результата; измерений; ; ; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 2.5. Доля величины времени, массы, длины. 3 0 0 Выбор и; использование; соответствующей; ситуации единицы; измерения.; Нахождение доли; величины на основе; содержательного; смысла.;; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru Итого по разделу Раздел 3. Арифметические действия 12 3.1. Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. 5 0 0 Упражнения: устные; вычисления в; пределах ста и; случаях; сводимых к; вычислениям в; пределах ста.; Алгоритмы; письменных; вычислений.; Комментирование; хода выполнения; арифметического; действия по; алгоритму; ; нахождения; неизвестного; компонента; арифметического; действия; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 3.2. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/ двузначное число; деление с остатком (запись уголком) в пределах 100 000. 5 1 0 Учебный диалог:; обсуждение; допустимого; результата; выполнения действия; на основе зависимости; между компонентами; и результатом; действия (сложения; ; вычитания; ; умножения; деления).; Упражнения: прогнозирование; возможных ошибок в; вычислениях по; алгоритму; при; нахождении; неизвестного; компонента; арифметического; действия.; Задания на проведение; контроля и; самоконтроля.; Проверка хода; (соответствие; алгоритму; частные; случаи выполнения; действий) и результата; действия.; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 3.3. Умножение/деление на 10, 100, 1000. 3 0 0 Умножение и деление; круглых чисел (в том; числе на 10; 352281, Краснодарский край, Отрадненский р-н, Отрадненский районст-ца Спокойнаяул. Советская3; 1000).; Использование букв; для обозначения; чисел; неизвестного; компонента действия.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 3.4. Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. 5 0 1 Применение приёмов; устных вычислений; основанных на знании свойств; арифметических; действий и состава; числа; Письменный; контроль; Практическая; работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 3.5. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. 5 0 0 Проверка хода (соответствие алгоритму, частные случаи выполнения действий) и результата действия; Применение приёмов устных вычислений, основанных на знании свойств арифметических действий и состава числа; Проверка правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата); Работа в группах: приведение примеров, иллюстрирующих смысл и ход выполнения арифметических действий, свойства действий; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 3.6. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора. 4 0 1 Прикидка и оценка; результатов; вычисления; (реальность ответа; ; прикидка; последняя; цифра результата; ; обратное действие; ; использование; калькулятора);; Практическая; работа; Самооценка с; использование; м; «Оценочного; листа»;; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 3.7. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента. 5 0 1 Использование букв; для обозначения; чисел; неизвестного; компонента действия; Письменный; контроль; Практическая; работа;; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 3.8. Умножение и деление величины на однозначное число. 5 1 0 Задания на проведение контроля и самоконтроля; Устный опрос; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru Итого по разделу Раздел 4. Текстовые задачи 37 4.1. Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. 1 0 0 Моделирование текста; задачи; Использование; геометрических; ; графических образов в; ходе решения задачи; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 4.2. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), куплипродажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. 4 0 0 Обсуждение способа; решения задачи; ; формы записи; решения; реальности и; логичности ответа на; вопрос.; Выбор основания и; сравнение задач; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 4.3. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. 4 0 1 Обсуждение способа; решения задачи; ; формы записи; решения; реальности и; логичности ответа на; вопрос.; Выбор основания и; сравнение задач.; Работа в; парах/группах.; Решениеспособом задач в 2—3; действия.; Комментирование; этапов решения; задачи; арифметическим ; Практическая; работа; Самооценка с; использование; м; «Оценочного; листа»;; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 4.4. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. 4 0 1 Практическая работа:; нахождение доли; величины; величины; по её доле; Практическая работа; ; Самооценка с; использование; м; «Оценочного; листа»; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 4.5. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. 4 0 1 Оформление; математической; записи: полная запись; решения текстовой; задачи (модель; решение по; действиям; по; вопросам или с; помощью числового; выражения; формулировка; ответа).; Разные записи; решения одной и той; же задачи.; Практическая; работа; Самооценка с; использование; м; «Оценочного; листа»; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 4.6. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения. 4 0 1 Оформление математической; записи: полная запись; решения текстовой; задачи (модель; решение по; действиям; по; вопросам или с; помощью числового; выражения; формулировка; ответа).; Разные записи; решения одной и той; же задачи; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 0 0 Исследование; объектов; окружающего мира:; сопоставление их с; изученными; геометрическими; формами; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru Итого по разделу 21 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1. Наглядные представления о симметрии. Ось симметрии фигуры. Фигуры, имеющие ось симметрии. 1 5.2. Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. 2 0 1 Конструирование; ; изображение фигур; ; имеющих ось; симметрии; построение окружности заданного; радиуса с помощью; циркуля; Изображение; геометрических фигур; с заданными; свойствами.; Практическая; работа; Самооценка с; использование; м «Оценочного; листа»;; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 5.3. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. 3 0 0 Учебный диалог:; различение; называние; фигур (прямой угол); геометрических; величин (периметр; ; площадь).; Комментирование; хода и результата; поиска информации о; геометрических; фигурах и их моделях; в окружающем.; Упражнения на; классификацию; геометрических фигур; по одному-двум; основаниям.;; Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 5.4. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение, называние. 4 0 1 Комментирование; хода и результата; поиска информации о; геометрических; фигурах и их моделяхв окружающем.; Упражнения на; классификацию; геометрических фигур; по одному-двум; основаниям.; Упражнения на; контроль и; самоконтроль; деятельности;; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 5.5. Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов. 4 0 1 Практические работы:; нахождение площади; фигуры; составленной; из прямоугольников; (квадратов); сравнение; однородных величин; ; использование свойств; прямоугольника и; квадрата для решения; задач.; Практическая; работа; Самооценка с; использование; м; «Оценочного; листа»;; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 5.6. Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов) 6 1 1 Комментирование; хода и результата; поиска информации о; площади и способах её; нахождения.; Формулирование и; проверка истинности; утверждений о; значениях геометрических; величин.; Упражнения:; графические и; измерительные; действия при; выполнении; измерений и; вычислений периметра; многоугольника; ; площади; прямоугольника; ; квадрата; фигуры; ; составленной из; прямоугольников.;; Устный опрос; Контрольная; работа; Практическая; работа;; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru Итого по разделу Раздел 6. Математическая информация 20 6.1. Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач. Примеры и контрпримеры. 2 0 0 Дифференцированное; задание:; комментирование с; использованием; математической; терминологии.; Математическая; характеристика; предлагаемой; житейской ситуации.; Формулирование; вопросов для поиска; числовыххарактеристик; ; математических; отношений и; зависимостей; (последовательность и; продолжительность; событий; положение в; пространстве; формы; и размеры).; Работа в группах:; обсуждение ситуаций; использования; примеров и; контрпримеров.;; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 6.2. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на столбчатых диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. 2 0 1 Планирование сбора; данных о заданном; объекте (числе; ; величине; ; геометрической; фигуре).; Дифференцированное; задание: оформление; математической; записи. Представление; информации в; предложенной или; самостоятельно; выбранной форме.; Установление; истинности заданных; и самостоятельно составленных; утверждений.; Практические работы:; учебные задачи с; точными и; приближёнными; данными; доступными; электронными; средствами обучения; ; пособиями; Использование; простейших шкал и; измерительных; приборов.; Учебный диалог:; «Применение; алгоритмов в учебных; и практических; ситуациях».;; Практическая; работа; Самооценка с; использование; м; «Оценочного; листа»; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 6.3. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. 2 0 0 Учебный диалог:; «Применение; алгоритмов в учебных; и практических; ситуациях».; Работа с; информацией: чтение; ; представление; ; формулирование; вывода относительно; данных; ; представленных втабличной форме (на; диаграмме; схеме; ; другой модели).; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 6.4. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме. 3 0 1 Работа в; парах/группах.; Решение расчётных; ; простых; комбинаторных и; логических задач.; Проведение; математических; исследований (таблица; сложения и; умножения; ряды; чисел; ; закономерности).;; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 6.5. Доступные электронные средства обучения, пособия, их использование под руководством педагога и самостоятельно. 2 1 0 Дифференцированное; задание: оформление; математической; записи. Представление; информации в; предложенной или; самостоятельно; выбранной форме.; Установление; истинности заданных; и самостоятельно; составленных; утверждений.Практические работы:; учебные задачи с; точными и; приближёнными; данными; доступными; электронными; средствами обучения; ; пособиями;; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 6.6. Правила безопасной работы с электронными источниками информации. 2 0 1 Применение правил; безопасной работы с; электронными; источниками; информации.; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 6.7. Алгоритмы для решения учебных и практических задач. 2 1 1 Использование; простейших шкал и; измерительных; приборов.;; Контрольная; работа; Практическая; работа;; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 5 18 Итого по разделу: 15 Резервное время 20 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов 1. Числа. Числа в пределах миллиона: чтение, запись 1 0 0 Устный опрос; 2. Числа. Числа в пределах миллиона: чтение, запись. Изменение значения цифры в зависимости от её места в записи числа 1 0 0 Устный опрос; 3. Числа. Числа в пределах миллиона: поразрядное сравнение. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых 1 0 0 Письменный контроль; 4. Числа. Числа в пределах 1 миллиона: поразрядное сравнение. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда 0 0 Письменный контроль; 5. Числа. Числа в пределах миллиона: поразрядное сравнение 1 0 0 Устный опрос; 6. Числа. Числа в пределах миллиона: упорядочение 1 0 0 Письменный контроль; 7. Числа. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц 1 0 0 Устный опрос; 8. Числа. Число, большее или 1 меньшее данного числа в заданное число раз разрядных единиц 0 0 Устный опрос; 9. Числа. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз 1 0 0 Письменный контроль; 10. Числа. Свойства многозначного числа 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды, формы контроля 11. Числа. Дополнение числа до заданного круглого числа 1 0 1 Практическая работа; 12. Величины. Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости. Единица вместимости (литр) 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 13. Величины. Единицы массы — 1 центнер, тонна; соотношения между единицами массы 0 0 Устный опрос; 14. Величины. Единицы массы — 1 центнер, тонна; соотношения между единицами массы. Таблица единиц массы. Соотношение между единицами в пределах 100 000 0 0 Устный опрос; 15. Величины. Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними. Календарь 1 0 0 Письменный контроль; 16. Величины. Единицы времени 1 (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними. Календарь. Таблица единиц времени. Соотношение между единицами в пределах 100 000 0 1 Практическая работа; 17. Величины. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) 1 0 0 Письменный контроль; 18. Величины. Единицы длины 1 (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Таблица единиц длины. Соотношение между единицами в пределах 100 000 0 0 Устный опрос; письменный контроль; 19. Величины. Единицы площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр) 0 0 Письменный контроль; 1 20. Величины. Единицы 1 площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр). Таблица единиц площади. Соотношение между единицами в пределах 100 000 0 0 Письменный контроль; 21. Величины. Единицы скорости 1 (километры в час, метры в минуту, метры в секунду) 0 0 Устный опрос; 22. Величины. Единицы скорости 1 (километры в час, метры в минуту, метры в секунду). Таблица единиц скорости. Соотношение между единицами в пределах 100 000 0 0 Письменный контроль; 23. Величины. Доля величины времени, массы, длины 1 0 0 Устный опрос; 24. Арифметические действия. Письменное сложение многозначных чисел в пределах миллиона 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 25. Арифметические действия. Письменное вычитание многозначных чисел в пределах миллиона 1 0 0 Устный опрос; письменный контроль; 26. Арифметические действия. Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Вычитание с переходом через несколько разрядов вида 60005 - 798 1 0 0 Письменный контроль; 27. Арифметические действия. 1 Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число в пределах 100 000 0 0 Устный опрос; письменный контроль; 28. Арифметические действия. Письменное умножение многозначных чисел на двузначное число в пределах 100 000 0 0 Письменный контроль; 1 29. Арифметические действия. Письменное умножение многозначных чисел на двузначное число в пределах 100 000. Письменные приемы умножения вида 243 ∙ 20, 545 ∙ 200 1 1 0 Контрольная работа; 30. Арифметические действия. Письменное умножение многозначных чисел на двузначное число в пределах 100 000. Умножение чисел, оканчивающихся нулями 1 0 0 Письменный контроль; 31. Арифметические действия. 1 Письменное деление многозначных чисел на однозначное число в пределах 100 000 0 0 Письменный контроль; 32. Арифметические действия. 1 Письменное деление многозначных чисел на однозначное число в пределах 100 000. Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного - нули) 0 0 Письменный контроль; 33. Арифметические действия. 1 Письменное деление многозначных чисел на однозначное число в пределах 100 000. Писменное деление на число, оканчивающееся нулями 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием "Оценочного листа"; 34. Арифметические действия. Письменное деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 100 000 0 0 Устный опрос; 1 35. Арифметические действия. Письменное деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 100 000. Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб) 1 0 0 Устный опрос; 36. Арифметические действия. Письменное деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 100 000. Деление на двузначное число (в записи частного есть нули) 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 37. Арифметические действия. Письменное деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000. Нахождение числа, большего или меньшего данного числа на заданное число, в заданное число раз 1 0 0 Устный опрос; 38. Арифметические действия. Письменное деление с остатком (запись уголком) в пределах 100 000 1 0 0 Письменный контроль; 39. Арифметические действия. Умножение на 10, 100, 1000 1 0 0 Письменный контроль; 40. Арифметические действия. Деление на 10, 100, 1000 1 0 0 Письменный контроль; 41. Арифметические действия. Свойства сложения 1 0 0 Письменный контроль; 42. Арифметические действия. Свойства умножения 1 0 0 Устный опрос; 43. Арифметические действия. 1 Применение свойств арифметических действий для вычислений 0 0 Письменный контроль; 44. Арифметические действия. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Числовое выражение, содержащее действия сложения, вычитания, умножения и деления (без скобок) 1 0 0 Письменный контроль; 45. Арифметические действия. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Числовое выражение, содержащее действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками) 1 0 0 Письменный контроль; 46. Арифметические действия. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора 1 0 1 Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа"; 47. Арифметические действия. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора. Проверка умножения делением 1 0 1 Практическая работа; 48. Арифметические действия. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора. Проверка деления умножением 1 0 0 Письменный контроль; 49. Арифметические действия. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия вычитания: запись, нахождение неизвестного компонента 1 0 0 Письменный контроль; 50. Арифметические действия. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия умножения: запись, нахождение неизвестного компонента 1 0 0 Письменный контроль; 51. Арифметические действия. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия умножения: запись, нахождение неизвестного компонента 1 0 0 Устный опрос; 52. Арифметические действия. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия деления: запись, нахождение неизвестного компонента 1 0 0 Письменный контроль; 53. Арифметические действия. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия деления с остатком: запись, нахождение неизвестного компонента 1 0 0 Письменный контроль; 54. Арифметические действия. Умножение величины на однозначное число 1 0 0 Письменный контроль; 55. Арифметические действия. Деление величины на однозначное число 1 0 1 Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа"; 56. Арифметические действия. Умножение и деление величины на однозначное число 1 0 0 Устный опрос; 57. Арифметические действия. Умножение и деление величины на однозначное число. Понятие доли величины 1 0 0 Письменный контроль; 58. Арифметические действия. Умножение и деление величины на однозначное число. Сравнение долей одного целого 1 0 0 Письменный контроль; 59. Арифметические действия. Умножение и деление величины на однозначное число. Нахождение доли от величины 1 0 0 Письменный контроль; 60. Арифметические действия. Умножение и деление величины на однозначное число. Нахождение величины по её доле 1 0 1 Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа"; 61. Текстовые задачи. Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели 1 0 0 Письменный контроль; 62. Текстовые задачи. Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: планирование и запись решения 1 0 0 Письменный контроль; 63. Текстовые задачи. Работа с 1 текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: проверка решения и ответа 1 0 Контрольная работа; 64. Текстовые задачи. Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Задачи на нахождение четвертого пропорционального, решаемые способом отношений 1 0 0 Письменный контроль; 65. Текстовые задачи. Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям 1 0 0 Письменный контроль; 66. Текстовые задачи. Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Задачи на увеличение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме 1 0 0 Письменный контроль; 67. Текстовые задачи. Работа с 1 текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме 0 0 Письменный контроль; 68. Текстовые задачи. Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Задачи на пропорциональное деление 1 0 1 Практическая работа; 69. Текстовые задачи. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь) и решение соответствующих задач 1 0 0 Письменный контроль; 70. Текстовые задачи. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь) и решение соответствующих задач. Задачи на встречное движение 1 0 0 Письменный контроль; 71. Текстовые задачи. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь) и решение соответствующих задач. Задачи на движение в противоположных направлениях 1 0 0 Письменный контроль; 72. Текстовые задачи. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь) и решение соответствующих задач. Задачи на движение в одном направлении 1 0 0 Письменный контроль; 73. Текстовые задачи. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь) и решение соответствующих задач. Задачи на движение по реке 1 0 1 Практическая работа; 74. Текстовые задачи. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: работы (производительность, время, объём работы) и решение соответствующих задач 1 0 0 Письменный контроль; 75. Текстовые задачи. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач 1 0 0 Письменный контроль; 76. Текстовые задачи. Задачи на 1 установление времени (начало, продолжительность и окончание события) 0 1 Практическая работа; 77. Текстовые задачи. Задачи на расчёт количества, расхода, изменения 1 0 0 Письменный контроль; 78. Текстовые задачи. Задачи на нахождение доли величины 1 0 0 Письменный контроль; 79. Текстовые задачи. Задачи на нахождение величины по её доле 1 0 0 Письменный контроль; 80. Текстовые задачи. Разные способы решения некоторых видов изученных задач 1 0 0 Письменный контроль; 81. Текстовые задачи. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения 1 0 1 Письменный контроль; практическая работа; самооценка с использованием "Оценочного листа"; 82. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Наглядные представления о симметрии 0 0 Устный опрос; 83. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Ось симметрии фигуры 0 0 Устный опрос; 84. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Фигуры, имеющие ось симметрии 0 0 Письменный контроль; 85. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение геометрических фигур, симметричных заданным 0 0 Письменный контроль; 86. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Окружность, круг: распознавание и изображение 0 1 Практическая работа; 87. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Построение окружности заданного радиуса 0 0 Письменный контроль; 88. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля 0 0 Письменный контроль; 89. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Решение геометрических задач 0 0 Письменный контроль; 90. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар 0 0 Письменный контроль; 91. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Пространственные геометрические фигуры (тела): куб 0 0 Письменный контроль; 92. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Пространственные геометрические фигуры (тела): цилиндр 0 0 Письменный контроль; 93. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Пространственные геометрические фигуры (тела): конус 0 0 Письменный контроль; 94. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Пространственные геометрические фигуры (тела): пирамида 0 0 Письменный контроль; 95. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение, называние 0 0 Письменный контроль; 96. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение, называние. Проекции предметов окружающего мира на плоскость 0 0 Письменный контроль; 97. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты) 0 1 Практическая работа; 98. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Конструирование:составление фигур из прямоугольников/квадратов 0 0 Письменный контроль; 99. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Периметр фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов) 0 0 Письменный контроль; 100. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов) 0 0 Письменный контроль; 101. Пространственные отношения 1 и геометрические фигуры. Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов). Решение геометрических задач 0 1 Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа"; 102. Математическая информация. Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности 0 0 Устный опрос; 1 103. Математическая информация. Работа с утверждениями: проверка логических рассуждений при решении задач 1 0 0 Устный опрос; 104. Математическая информация. Примеры и контрпримеры 1 1 0 Контрольная работа; 105. Математическая информация. 1 Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на столбчатых диаграммах 0 0 Устный опрос; 106. Математическая информация. 1 Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на схемах 0 0 Устный опрос; 107. Математическая информация. 1 Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные в таблицах 0 1 Практическая работа; 108. Математическая информация. 1 Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные в текстах 0 0 Устный опрос; 109. Математическая информация. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре) 1 0 0 Устный опрос; 110. Математическая информация. Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет 1 0 0 Устный опрос; 111. Математическая информация. Запись информации в предложенной таблице 1 0 0 Устный опрос; письменный контроль; 112. Математическая информация. Запись информации в предложенной таблице 1 0 0 Устный опрос; письменный контроль; 113. Математическая информация. Запись информации на столбчатой диаграмме 1 0 0 Письменный контроль; 114. Математическая информация. Доступные электронные средства обучения, пособия, их использование под руководством педагога и самостоятельно 1 1 0 Контрольная работа; 115. Математическая информация. Правила безопасной работы с электронными источниками информации 1 0 0 Устный опрос; 116. Математическая информация. Алгоритмы для решения учебных задач 1 0 0 Письменный контроль; 117. Резерв. Числа. Числа от 1 до 1000000. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 118. Резерв. Числа. Итоговое повторени 1 0 0 Письменный контроль; 119. Резерв. Величины. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 120. Резерв. Величины. Итоговое повторение 1 0 0 Письменный контроль; 121. Резерв. Арифметические действия. Числа от 1 до 1000. Сложение. Вычитание. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 122. Резерв. Арифметические действия. Числа от 1 до 1000. Умножение. Деление Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 123. Резерв. Арифметические действия. Числа от 1 до 1000. Деление с остатком. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 124. Резерв. Арифметические действия. Числовые выражения 1 0 0 Письменный контроль; 125. Резерв. Арифметические действия. Свойства арифметических действий 1 0 0 Письменный контроль; 126. Резерв. Арифметические действия. Итоговое повторение 1 0 1 Практическая работа; 127. Резерв. Текстовые задачи. Задачи в 2-3 действия. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 128. Резерв. Текстовые задачи. Задачи на зависимости. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 129. Резерв. Текстовые задачи. Задачи на движение. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 130. Резерв. Текстовые задачи. Итоговое повторение 1 0 1 Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа"; 131. Резерв. Пространственные отношения и геометрические фигуры. Геометрические фигуры. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 132. Резерв. Пространственные отношения и геометрические фигуры. Периметр. Площадь. Повторение 1 0 0 Письменный контроль; 133. Резерв. Пространственные 1 отношения и геометрические фигуры. Итоговое повторение 0 0 Практическая работа; 134. Резерв. Математическая 1 информация. Работа с утверждениями, логическими рассуждениями, алгоритмами. Повторение 0 0 Письменный контроль; 135. Резерв. Математическая информация. Работа с таблицами, диаграммами. Повторение 0 1 Практическая работа; 1 136. Резерв. Математическая информация. Итоговое повторение 1 1 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 5 18 Контрольная работа; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 4 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1–4 классы. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2 Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 класс. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Математика. Методические рекомендации. 4 класс. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 4 класс. Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1–4 классы. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Таблицы по математике Проектор, экран, компьютер CD диск «Электронное приложение к учебнику» ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Комплект инструментов: линейка, циркуль. Калькулятор Шар, куб, цилиндр, конус, пирамида