Рп по литературному чтению 4 класс 2022-2023 Капралихинская ООШ

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе является основной частью основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённым приказом
Министерства образования и науки от 31 мая 2021 г. № 286;
- учебным планом начального общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
- рабочей программы воспитания МАОУ Южно-Дубровинской СОШ;
- концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
- авторской программой литературное чтение под редакцией Климанова Л.Ф.
- положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МАОУ
Южно-Дубровинской СОШ
Для реализации программы используется учебник Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное
чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего
школьника за каждый год обучения в начальной школе.
В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС НОО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей учебных предметов на уровне начального общего образования.
В программе определяются основные цели изучения литературного чтения на уровне 2 класса начального общего образования, планируемые
результаты освоения курса изобразительной деятельности: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской
грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников.
Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на
общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение
преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего
школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям
восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственноэстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на
совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы
изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является
представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные
учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего
школьника за каждый год обучения в начальной школе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный
опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное
чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:






формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное
народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея,
персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция;

сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно
воспринимать чтение слушателями).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС НОО литературное чтение является обязательным предметом на уровне начального общего образования. Данная
программа предусматривает изучение литературного чтения во 2 классе - 4 часа в неделю, всего - 136 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А.
Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей
произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в
изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы,
загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со
словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки.
Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости,
нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о
животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о
волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов
России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях
литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства
выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение
эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д.
Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди
и др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений
С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение
в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой
произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.

Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх).
Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в
произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии
содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения;
произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И.
Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.).
Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о
животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и
животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы,
прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок
(поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях
(по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к
старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День
Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш.
Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство
тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения:
части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы
книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки
библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими

школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на
практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:





становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:



освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения,
любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального
статуса, вероисповедания;




осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям



Эстетическое воспитание:





проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной
литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:



соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:



осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:




бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:





ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия:
базовые логические действия:




сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;





находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:








определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:








выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:





воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;







корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:




планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:




устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:








формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:























объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к
чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию
произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки,
сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность
событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев
произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения,
сравнение, эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать
устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

№
п/п

1.1

1.2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
Наименование
Коли Контро Практи Виды деятельности
Виды,
Электронные
разделов и тем
ческие
честв льные
формы
(цифровые)
программы
работы
о
контрол образовательные
работы
часов
я
ресурсы
О нашей
Родине

Фольклор
(устное
народное
творчество

7

16

1

0

0

0

Учебный диалог: определение учебной задачи
изучения произведений данного раздела; Слушание
стихотворных произведений, оценка своей
эмоциональной реакции на прослушанное
произведение, определение темы (не менее трёх
стихотворений). Например, стихотворения И. С.
Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А. А.
Прокофьева «Родина», Н. М. Рубцова «Россия Русь —
куда я ни взгляну…», З. Н. Александровой «Родина»;
Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение
главной мысли произведения — любовь к Родине
неотделима от любви к родной земле и её природе;

Устный
опрос
Письмен
ный
контрол
ь;

http://viki.rdf.ru/
http://musabiqe.edu.az сайт для учителей
начальных классов
http://www.4stupeni.ru клуб учителей
начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua

Работа со схемой «Малые жанры фольклора»:
заполнение, подбор примеров (на материале
изученного в 1 классе); Участие в учебном диалоге:
обсуждение значения пословицы, пословица как
главная мысль произведения; Упражнение в чтении
вслух целыми словами малых жанров фольклора:
потешек, считалок, скороговорок, небылиц,
загадок(по выбору); Групповая работа: чтение
скороговорок с увеличением темпа, проведение
конкурса «Лучший чтец скороговорок»; Работа с
текстом: анализ юмористических событий в

Письмен
ный
контрол
ь
Практич
еская
работа

http://viki.rdf.ru/
http://musabiqe.edu.az сайт для учителей
начальных классов
http://www.4stupeni.ru клуб учителей
начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua

небылицах, нахождение созвучных (рифмованных)
слов; Упражнение в чтении народных песен с учётом
их назначения (колыбельные — спокойно, медленно,
чтобы убаюкать, хороводные —весело, радостно для
передачи состояний разных явлений природы),
выделение ключевых слов; Чтение загадок и
объединение их по темам;
1.3

1.4

Звуки и краски
родной
природы в
разные времена
года (осень)

О детях и
дружбе

9

0

0

13

0

0

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»;
Работа с текстом произведения: упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в
тексте слов, использованных в прямом и переносном
значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, объяснение образных слов и
выражений, поиск значения слова по словарю;
Выразительное чтение с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм; Контроль восприятия
произведения, прочитанного молча (про себя):
определение формы (прозаическое или
стихотворное), ответы на вопросы по фактическому
содержанию текста; Чтение наизусть стихотворения
об осенней природе (1—2 по выбору);

Устный
опрос.
Письмен
ный
контрол
ь.
Практич
еская
работа

www.km.ru/ed
http://nsc.1septe
mber.ru/urok

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»;
Учебный диалог: определение темы и главной мысли
произведения, соотнесение главной мысли с
пословицей, подбор пословиц к тексту; Работа с

Письмен
ный
контрол
ь

http://musabiqe.edu.az сайт для учителей
начальных классов
http://www.4stupeni.ru клуб учителей

текстом произведения (изучающее и поисковое
выборочное чтение): ответы на вопросы,
характеристика героя, установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками,
нахождение описания героя, оценка его поступков (с
опорой на текст); Упражнение на сравнение героев
одного произведения по предложенному алгоритму;
Обсуждение авторской позиции, выражение своего
отношения к героям с подтверждением примерами из
текста; Работа в парах: определение
последовательности событий в произведении,
составление вопросного плана текста с выделением
эпизодов, обсуждение результатов деятельности;
Подробный пересказ (устно) содержания
произведения Упражнение в умении формулировать
вопрос по фактическому одержанию прочитанного
произведения; Составление выставки книг писателей
на тему о детях, о дружбе; Рассказ о главном герое
прочитанного произведения по предложенному
алгоритму;
1.5

Мир сказок

13

0

0

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»;
Задание на сравнение фольклорной и литературной
(авторской) сказки: нахождение признаков народной
сказки, используемых в авторском произведении
сказочного жанра; Учебный диалог: обсуждение
ответов на вопросы учебника, приведение примеров
из текста, установление сходств тем, героев, сюжетов,
осознание понятия «бродячий сюжет» (без

начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua
материалы для уроков
учителю начальных
классов
http://www.uroki.net
бесплатное поурочное
планирование, сценарии,
разработки уроков,
внеклассные
мероприятия и др

Устный
опрос.
Письмен
ный
контрол
ь.
Практич
еская
работа

http://musabiqe.edu.az сайт для учителей
начальных классов
http://www.4stupeni.ru клуб учителей
начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua
материалы для уроков

учителю начальных
классов
http://www.uroki.net
бесплатное поурочное
планирование, сценарии,
разработки уроков,
внеклассные
мероприятия и др

предъявления термина); Выполнение заданий при
работе с текстом (изучающее и поисковое
выборочное чтение): определение главной мысли
сказки, соотнесение её с пословицей, характеристика
героя, установление взаимосвязи между характером
героя и его поступками, описание характера героя,
нахождение портрета героя; Упражнение на
формулирование вопросов по фактическому
содержанию прочитанного произведения; Пересказ
(устно) содержания сказки выборочно;
1.6

Звуки и краски
родной
природы в
разные времена
года (зима)

13

0

0

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»;
Слушание стихотворных произведений о зимней
природе: А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»,
«Зима! Крестьянин, торжествуя…», С. А. Есенин
«Поёт зима — аукает…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою
Зимою…», И. З. Суриков «Первый снег», И. А. Бунин
«Зимним холодом пахнуло…», А. А. Прокофьев «Как
на горке, на горе…», З. Н. Александрова «Снежок»,
(по выбору 2—3 произведения), обсуждение
эмоционального состояния при восприятии
описанных картин природы; Чтение молча (про себя)
небольших по объёму прозаических произведений о
зиме, доступных для восприятия младшими
школьниками. Например, С. А. Иванов «Каким
бывает снег», И. С. Соколов-Микитови «Зима в лесу»,
«Узоры на снегу», М. М. Пришвин «Деревья в лесу» ;
Контроль восприятия произведения, прочитанного
молча (про себя): ответы на вопросы по

Устный
опрос.
Письмен
ный
контрол
ь.
Практич
еская
работа

ttp://nsc.1septe
mber.ru/urokww
w.km.ru/ed

фактическому содержанию текста; Работа с текстом
произведения: сравнение описаний зимней природы в
стихотворных и повествовательных текстах,
объяснение образных слов и выражений, работа со
словарём: поиск значения незнакомых слов,
нахождение в тексте сравнений и эпитетов,
приведение примеров использования слов в прямом и
переносном значении, определение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма); Чтение
наизусть с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм стихотворения о зимней
природе (1—2 по выбору); Чтение произведений
новогодней тематики (например, С. В. Михалков
«Новогодняя быль», «Событие», А. Гайдар «Чук и
Гек» (отрывок), С. Я.Маршак «Декабрь», Е. А.
Пермяк «Волшебные краски»), сравнение
произведений писателей на одну тему, выбор
понравившегося, объяснение своего выбора;
Рассматривание репродукций картин художников (И.
И. Шишкин, А. М.Васнецов, И. Грабарь и др.),
составление рассказа-описания на тему «Какие
картины зимней природы мне нравятся?»; Работа в
группе: распределение обязанностей, выбор
произведений для инсценирования и рассказывания
наизусть, проведение новогоднего праздника в класс
1.7

О братьях
наших
меньших

18

0

0

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»;
Учебный диалог: обсуждение прослушанного

Практич
еская
работа
Устный

ttp://nachalka.i
nfo/about/193

произведения, ответ на вопрос: «Какова главная
мысль произведения? Как автор описывает
отношения людей и животных?», осознание идеи
произведения о животных: забота о животных
требует ответственности, человек должен с заботой
относиться к природе;
работа с текстом произведения: определение темы и
главной мысли произведения, ответы на вопросы,
использование поискового выборочного вида чтения,
нахождение портрета героя, средств изображения
героев и выражения их чувств, объяснение отношения
автора к героям, поступкам; Задание на сравнение
описания героя-животного в художественном и
научно-познавательном тексте: сходство и различия,
определение цели сообщения; Пересказ (устно) текста
произведения от лица героя; Знакомство с новым
литературным жанром, чтение вслух басен И.
А.Крылова, Л. Н. Толстого (произведения по выбору),
сравнение формы: прозаическая или стихотворная;
Учебный диалог: обсуждение героев, сюжета басни,
нахождение морали (поучения); Задания на
распознавание отдельных жанров художественной
литературы (рассказы, басни, стихотворения,
литературные сказки), сравнение произведений
писателей на одну тему: называть понравившееся,
объяснять свой выбор (составление высказывания из
не менее 4 предложений); Работа в группе:
разыгрывание небольших диалогов с выражением
настроения героев; Проверочная работа:
демонстрация начитанности и сформированности

опрос

специальных читательских умений: выполнение
проверочных заданий, проверка и оценка своей
работы по предложенным критериям; Составление
выставки книг писателей на тему о животных, рассказ
о своей любимой книге по предложенному
алгоритму; Творческая работа: составление сказки
или рассказа с героем-животным по аналогии.
Например, сказочная история о лисе, ёжике; Поиск в
справочной литературе дополнительной информации
о художниках-иллюстраторах: В. И. Чарушине, В. В.
Бианки;
1.8

Звуки и краски
родной
природы в
разные времена
года (весна и
лето)

18.

0

0

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»;
Обсуждение прослушанного произведения: ответ на
вопрос «Какое настроение вызывает произведение?
Почему? Каковы звуки весеннего леса?»; Работа с
текстом произведения: различение прозаического и
стихотворного произведений, упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в
тексте слов, использованных в прямом и переносном
значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, нахождение образных слов и
выражений, работа со словарём; Выразительное
чтение с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм; Чтение молча (про себя)
небольших по объёму прозаических произведений о
весне, доступных для восприятия младшими
школьниками. Например, А. П. Чехов «Весной», Г. А.

Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
Самооце
нка с
использ
ованием
«Оценоч
ного
листа»;

ttp://nsc.1septe
mber.ru/urok

Скребицкий «Четыре художника Весна», Н. И.
Сладков «Апрельские шутки», И. С. СоколовМикитов «Весна», контроль восприятия
произведения, прочитанного молча (про себя): ответы
на вопросы по фактическому содержанию текста;
Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней)
природе (1—2 по выбору); Рассматривание
репродукций картин художников А И Куинджи, И И
Левитана и др., составление устного
рассказаописания по репродукциям картин
художников и/или на основе личного опыта; Выбор
книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений о весенней
природе
1.9

О наших
близких, о
семье

13

0

0

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»;
Чтение целыми словами без пропусков и
перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к
чтению про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой
«Отец и сыновья», «Лучше всех», В. А. Осеева
«Сыновья», В. В. Орлов «Я и мы», Ю. А. Яковлев
«Мама», татарская народная сказка «Три дочери», А.
Л. Барто «Зажигают фонари», Л. Ф. Воронкова
«Катин подарок», Ю. И. Коринец «Март» (по
выбору); Работа с текстом произведения: определение
темы и главной мысли произведения, соотнесение
главной мысли с пословицей, ответы на вопросы,
используя изучающее и поисковое выборочное
чтение; Характеристика героя: установление

Устный
опрос.
Письмен
ный
контрол
ь.

https://lecta.rosu
chebnik.ru/shop/
catalog/klassnye -raboty?
per_page=20&u
nit_ids=10&cate
gory_ids=49,44

взаимосвязи между характером героя и его
поступками, поиск описания героя, оценка его
поступков, нахождение в тексте средств изображения
героев и выражения их чувств, сравнение героев
одного произведения по предложенному алгоритму;
Чтение народных колыбельных песен и авторских
произведений, их сравнение. Например, М. Ю.
Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», А. Н.
Плещеев «В бурю»: схожесть и различие тем, языка;
Работа в парах: определение последовательности
событий в произведении, составление вопросного
плана текста с выделением эпизодов, обсуждение
результатов деятельности; Подробный пересказ
(устно) содержания произведения; Упражнение в
умении формулировать вопрос по фактическому
содержанию прочитанного произведения; Слушание
и чтение произведений о Великой Отечественной
войне: С. В.Михалков «Быль для детей», С. А.
Баруздин «Салют», С. А. Васильев «Белая берёза», Л.
А. Кассиль «Сестра», Б. А. Лавренёв «Большое
сердце», обсуждение авторской позиции, выражение
своего отношения к героям с подтверждением
примерами из текста; Составление выставки книг
писателей на тему о детях, о дружбе, рассказ о героях
прочитанных произведений по предложенному
алгоритму; Дифференцированная работа: подготовка
сообщения о своих родных —участников Великой
Отечественной войны
1.10

Зарубежная
литература

12

0

0

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:

Устный
опрос.

http://musabiqe.edu.az сайт для учителей

1.11

Библиографиче
ская культура
(работа с
детской книгой
и справочной
литературой)

4

«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»;
Упражнение в чтении произведений зарубежных
писателей: братья Гримм «Бременские музыканты»,
Ш. Перро «Кот в сапогах», Дж. Харрис «Братец Лис и
Братец Кролик», Э. Распэ «Необыкновенный олень»,
Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»,
«Огниво» (не менее двух произведений по выбору);
Характеристика героя: установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками, описание
характера героя, нахождение портрета героя; Работа в
группах: выбор сказки, определение эпизода,
распределение ролей, инсценирование отдельных
частей произведения Работа со схемой: обобщение
информации о писателях-сказочниках, работа со
схемой; Составление выставки книг на тему
«Зарубежные писатели»; Ролевая игра: выполнение
роли экскурсовода по выставке книг писателейсказочников (рассказывание о книгах изучаемой
тематики);

Письмен
ный
контрол
ь.

Экскурсия в библиотеку, ориентировка в
пространстве школьной библиотеки, работа с
тематическим каталогом; Беседа с библиотекарем на
тему важности чтения для обучения и развития;
Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по
тематическому каталогу в библиотеке; Сравнение
книг по теме, автору, заголовку, ориентировка в
содержании книги/учебника по оглавлению,
аннотации, предисловию, условным обозначениям;
Рассказ о прочитанной книге с использованием
изученных понятий; Поиск необходимой

Устны
й
опрос;
Самооц
енка с
исполь
зовани
ем
«Оцено
чного
листа»;

начальных классов
http://www.4stupeni.ru клуб учителей
начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua

tps://lecta.rosu
chebnik.ru/shop/
catalog/klassnye -raboty?
per_page=20&u
nit_ids=10&cate
gory_ids=49,44

информации в словарях и справочниках об авторах
изученных произведений; Рассказ о своих любимых
книгах по предложенному алгоритму; Рекомендации
по летнему чтению, оформление дневника читателя
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

136

3

0

Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс
№
п/п

Тема урока

Колич
ество
часов

Интегрированн
ые уроки

Функциональная грамотность

Дата
план

1

Патриотическое звучание произведений о
родном крае и природе. Стихотворение И. С.
Никитина «Русь».

1

2

Рассказ о Родине С.Романовского «Русь».
Анализ заголовка, соотнесение его с темой,
главной мыслью (идеей) произведения.
Иллюстрация к произведению.

1

3

Рассказ о Родине С. Романовского «Слово о
русской земле». Иллюстрация к
произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение.

1

6.09

4

Произведения о Родине, о малой родине,
городе, улице. Ф. П. Савинова «Родина».
Отражение темы Родины в изобразительном
искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И.

1

7.09

1.09

Определить, какую точку зрения
выражает информация,
представленная на вебсайте.
Определять, каким образом можно
применить информацию,
представленную в тексте, в реальном
мире. Оценить вероятность того, что
информация сможет повлиять на
мысли и поступки людей. Сравнить
информацию, представленную на
вебсайте/на разных вебсайтах.

5.09

факт

Шишкина, В. Д. Поленова и др.)
5

А. А. Прокофьева «Родина». Анализ
заголовка, соотнесение его с темой, главной
мыслью (идеей) произведения. Иллюстрация
к произведению

1

Выделять обобщения, сделанные в
тексте. Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

8.09

6

Н. М. Рубцова «Россия, Русь – куда я ни
взгляну…». Александрова
«Родина».Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: любовь к
Родине, родному краю, Отечеству, семье.
Тема, главная мысль (идея)произведения.
З.Н.

1

Выделять обобщения, сделанные в
тексте. Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту.

12.09

7

Стартовый контроль техники чтения

1

13.09

8

Произведения малых жанров фольклора
(потешки, считалки, пословицы,
скороговорки, небылицы, загадки).
Особенности скороговорок, их роль в речи.
«Шутка» и считалка «Шла бабка с заморья»,
потешка «Шла лисичка по мосту …»

1

14.09

9

Шуточные фольклорные произведения —
скороговорки, небылицы. Особенности
скороговорок, их роль в речи.

1

10

Е. Пермяк «Две пословицы». Пословицы о
родине, о дружбе, о труде, о человеке. Игра
со словом, «перевёртыш событий» как основа

1

Описать, какую роль играют
языковые приемы, использованные в
тексте (такие как метафоры и стиль
текста). Оценивать завершенность
текста.

15.09

19.09

построения небылиц.
11

Ритм и счёт — основные средства
выразительности и построения считалки.
Народная песня «Буренушка», её
особенность.

1

12

Загадка как жанр фольклора, тематические
группы загадок

1

13

Сказка - выражение народной мудрости,
нравственная идея фольклорных сказок.
Особенности сказок разного вида (о
животных, бытовые,
волшебные).Особенности сказок о животных:
сказки народов России.

1

14

Сказка - выражение народной мудрости,
нравственная идея фольклорных сказок.
Бытовая сказка: герои, место действия,
особенности построения и языка. Диалог в
сказке.

1

15

Сказка -выражение народной мудрости,
нравственная идея фольклорных сказок.
Понятие о волшебной сказке (общее
представление): наличие присказки,
постоянные эпитеты, волшебные герои.

1

16

Сказка - выражение народной мудрости,
нравственная идея фольклорных сказок.
Особенности сказок разного вида (о

1

музыка

20.09

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

21.09

22.09

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту.

26.09

27.09

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту.

28.09

животных, бытовые, волшебные).
17

Фольклорные произведения народов России
(былины). Былина (пересказ А.Нечаева) «Три
поездки Ильи Муромца».

1

Понимать идею (главную мысль)
текста и его тему.

18

Фольклорные произведения народов России:
отражение в сказках народного быта и
культуры. Былина (отрывок) «Три поездки
Ильи Муромца».

1

3.10

19

Игра со словом, «перевёртыш событий» как
основа построения небылиц. Ритм и счёт —
основные средства выразительности и
построения считалки. Народные песни, их
особенности. Народная песня «Я с горы на
гору шла …».

1

4.10

20

Фольклорные произведения народов России:
отражение в сказках народного быта и
культуры. Былина «Как Илья из Мурома
богатырем стал».

1

21

Былина «Как Илья из Мурома богатырем
стал». Смысл, выразительное чтение,
иллюстрирование.

1

6.10

22

Практическая работа № 1 «Составить свою
загадку». Произведения малых жанров
фольклора. Загадка. Тема, конкурс,
иллюстрирование. РК Фольклор народов
Севера.

1

10.10

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту.

29.09

5.10

23

Контрольная работа № 2 по теме : «Фольклор
(устное народное творчество)"

1

24

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (осень). А. Пушкин. «Уж небо
осенью дышало…». Использование средств
выразительности при описании природы:
сравнение и эпитет.

1

25

Г. Скребицкий «Осень». Настроение, которое
создаёт пейзажная лирика (об осени).
Иллюстрация к произведению.

1

13.10

26

Е. Трутнева. «Осень». Настроение, которое
создаёт пейзажная лирика (об осени).
Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение.

1

17.10

27

М.Пришвин «Недосмотренные грибы».
Отражение темы «Осенняя природа» в
картинах художников (пейзаж):И. И.
Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И.
И. Шишкина и др. и музыкальных
произведениях композиторов.

1

18.10

28

К.Бальмонт «Осень». Отражение темы
«Осенняя природа» в картинах художников
(пейзаж):И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А.
И.Куинджи, И. И. Шишкина и др. и
музыкальных произведениях композиторов.

1

19.10

29

Н. Сладков. «Эхо». Н. Рубцов «У сгнившей
лесной избушки». Иллюстрация к

1

11.10
Выделить указанную в тексте
информацию, необходимую для
выполнения определенного задания
по тексту.

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения

12.10

20.10

задания по тексту.

произведению художников (пейзаж): и
музыкантов.
30

Практическая работа № 2 Чтение
любимых произведений об осени.
Иллюстрирование. Словесное рисование
«Осенний лес».

1

24.10

31

Э. Шима «Храбрый опенок». Средств
выразительности при описании природы:
сравнение и эпитет.

1

25.10

32

Э. Шим. «Белка и Ворон». Средства
выразительности при описании природы:
сравнение и эпитет. Контрольная работа №
3 по теме: «Звуки и краски родной
природы в разные времена года (осень)»
О детях и дружбе. Тема дружбы в
художественном произведении А. Барто
«Катя».

1

26.10

33

1

34

С. А. Баруздина «Как Алёшке учиться
надоело». Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: дружба,
терпение, уважение, помощь друг другу.

1

35

С. А. Баруздина «Как Алёшке учиться
надоело» и «Стихи о человеке и его словах».
Отражение в произведениях нравственноэтических понятий: дружба, терпение,
уважение, помощь друг
другу. Тема, главная мысль, идея.

1

Определять контекст, в котором
разворачивается повествование
(например, время и
место)
Описать, какую роль играют
языковые приемы,
использованные в тексте (такие
как метафоры и стиль
текста)
Сравнивать информацию,
представленную в тексте

7.11

8.11

9.11

Е.Пермяк «Смородинка».
Отражение в произведениях нравственноэтических понятий: дружба, терпение,
уважение, помощь друг другу. Тема, главная
мысль произведения, заголовок.
Н.Н. Носов «Заплатка. Герой произведения
(введение понятия «главный герой»), его
характеристика (портрет), оценка поступков.
Г. Сапгир «Рабочие руки». Главная
мысль произведения. Герой произведения
(введение понятия
«главный герой»), его характеристика
(портрет), оценка поступков.

1

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

10.11

1

Описывать взаимоотношения двух
персонажей

14.11

1

Находить значение слов или фраз

15.11

39

Герой произведения (введение понятия
«главный герой»), его характеристика
(портрет), оценка поступков. РК. Нанайская
народная сказка «Айога»

1

Находить предложение,
отражающее тему текста или его
главную идею (если таковое
имеется)
Определить точку зрения автора
на основную тему текста
Понимать идею

16.11

40

Герои-сверстники в рассказе М. Зощенко
«Самое главное». Отражение в
произведениях нравственно-этических
понятий, смысл понятий. Герой
произведения, характеристика (портрет),
оценка поступков.

1

17.11

41

Герои-сверстники в рассказе М. Зощенко
«Самое главное». Отражение в
произведениях нравственно-этических

1

Находить предложение,
отражающее тему текста или его
главную идею (если таковое
имеется)
Определить точку зрения автора на
основную тему текста Понимать
идею (главную мысль) текста и его
тему
Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

36

37

38

21.11

42

понятий: дружба, терпение, уважение,
помощь друг другу.
В.Сутеев «Кто лучше?». Тема, главная мысль
произведения. Герой произведения.

1

Находить специфическую
информацию Оценить
вероятность того, что аргумент,
приведенный автором текста,
смог бы повлиять на мысли и
поступки людей

22.11

Выделить указанную в тексте
информацию, необходимую для
выполнения определенного
задания по тексту
Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

23.11

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту
Выделить из представленного
на странице контента
информацию релевантную для
конкретной темы

28.11

1

Определять, каким образом можно
применить информацию,
представленную в тексте, в
реальном мире

30.11

1

Понимать идею (главную мысль)
текста и его тему

1.12

43

А. Митта «Шар в окошке». Содержание
произведения. Сравнение. Эпитет.

1

44

Е. Пермяк «Две пословицы».
Содержание произведения. Сравнение.
Эпитет.

1

45

В. Беспальков «Совушка». Содержание
произведения. Сравнение. Эпитет.
Рассказываем по плану.
Мир сказок. Мораль авторской сказки А.
Пантелеева «Две лягушки». Расширение
представлений о фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказке: «бродячие»
сюжеты.
Русская народная сказка «У страха глаза
велики». Определение фольклорной основы
авторских сказок. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания
произведения.
Бр. Гримм «Семеро храбрецов».
характеристика авторской сказки: герои,
особенности построения и

1

46

47

48

1

24.11

29.11

49

языка.
РК Татарские народные сказки. Сходство
тем и сюжетов сказок разных народов

1

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

5.12

50

Сказки народов Севера. Сходство тем и
сюжетов сказок разных Народов.

1

Находить значение слов или фраз

6.12

51

«Колосок» украинская народная сказка.
Сходство тем и сюжетов сказок разных
народов.
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» и
народная сказка «Морозко». Сравнение.
Эпитет. Внеклассное чтение.
Русская народная сказка «Дети Деда
Мороза».

1

7.12

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Составление плана произведения: части
текста, их главные темы.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Сходство тем и сюжетов сказок разных
народов.

1

Оценить вероятность того, что
описанные события могли
произойти в реальной жизни
Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту
Понимать идею (главную мысль)
текста и его тему
Определять общее настроение
текста

1

Сравнивать информацию,
представленную в тексте

14.12

56

Э. Шим «Всем вам крышка».
Иллюстрирование.

1

15.12

57

Русская народная сказка «Хаврошечка».
Иллюстрирование.

1

Делать вывод, что одно событие
стало причиной другого события
Описать, какое впечатление
производят графические элементы
на веб-сайте
Делать вывод, что одно событие
стало причиной другого события
Описать, какое впечатление
производят графические элементы
на веб-сайте

52

53
54

55

1

1

8.12

12.12
13.12

19.12

Мои любимые сказки. Русская народная
сказка «Хаврошечка».
Делать вывод, что одно событие стало
причиной другого события
Описать, какое впечатление производят
графические элементы на веб-сайте
Делать вывод, что одно событие стало
причиной другого события
Описать, какое впечатление производят
графические элементы на веб-сайте

1

Понимать идею (главную мысль)
текста и его тему

20.12

1

Сравнивать информацию,
представленную в тексте

21.12

1

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

22.12

61

Понимать идею (главную мысль) текста и
его тему

1

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

26.12

62

Делать вывод, что одно событие стало
причиной другого события Описать, какое
впечатление производят графические
элементы на веб-сайте
М. Пришвин «Деревья в лесу».
Настроение, которое создаёт пейзажная
лирика (о зиме).
А. Гайдар «Ёлка в тайге». Отражение темы
«Природа зимой» в музыкальных
произведениях композиторов.

1

Сравнивать информацию,
представленную в тексте

27.12

65

Настроение лирического героя в
произведении И. Суриков «Детство» и
Н.Некрасов «Саша».

1

66

С. Маршак «Декабрь». Содержание

1

58
59

60

63

64

1

1

28.12

Описать, какую роль играют
языковые приемы, использованные
в тексте (такие как метафоры и
стиль текста)
Описать, какую роль играют
языковые приемы, использованные
в тексте (такие как метафоры и
стиль
текста)
Определять общее настроение

29.12

12.01

16.01

произведения. Сравнение. Эпитет.

текста Оценить достоверность
информации, представленной на
веб- сайте

67

Описать, какую роль играют языковые
приемы, использованные в тексте (такие
как метафоры и стиль текста)

1

17.01

68

Описать, какую роль играют языковые
приемы, использованные в тексте (такие
как метафоры и стиль
текста). Промежуточный контроль
техники чтения
Определять общее настроение текста
Оценить достоверность информации,
представленной на веб- сайте.
И. Беляев «О чем ты думаешь снегирь?» и
И.С. Соколов-Микитов «Узоры на снегу».
Настроение, которое создаёт пейзажная
лирика (о зиме). Иллюстрация к
произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение.
Отражение темы «Природа зимой» в
картинах художников (пейзаж): . И.
Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи,
И. И. Шишкина.

1

18.01

1

19.01

69

70

71

В. Даль «Девочка Снегурочка». Отражение
темы «Природа зимой» в картинах
художников (пейзаж): И. И. Левитана, В. Д.
П оленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина
и музыкальных произведениях
композиторов.

1

Определить точку зрения автора на
основную тему текста

23.01

1

Определять, каким образом можно
применить информацию,
представленную в тексте, в
реальном мире

24.01

72

73
74.

75.

76.

77

78

О братьях наших меньших. Жанровое
многообразие произведений о животных
(песни, загадки, сказки, стихотворения).
Стихотворение В. Жуковского «Птичка».
Дружба людей и животных — тема
литературы. В. Бианки «Ёж спаситель».

1

Сравнивать информацию,
представленную в тексте

25.01

1

Определять общее настроение
текста

26.01

Герои стихотворных и прозаических
произведений о животных. К. Ушинский.
«Лиса Патрикеевна»; П. Комаров
«Олененок».
Герои стихотворных и прозаических
произведений о животных. Русская народная
сказка «Зимовье зверей».

1

30.01

1

31.01

1

1.02

1

2.02

1

6.02

Герои стихотворных и прозаических
произведений о животных. Описание
животных в художественном и научнопознавательном тексте. Русская народная
сказка «Зимовье зверей».
Герои стихотворных и прозаических
произведений о животных. (Произведения
С. В. Михалкова). Описание животных в
художественном и научно-познавательном
тексте. Приёмы раскрытия автором
отношений людей и животных.
Герои стихотворных и прозаических
произведений о животных. (Произведения Б.
С. Житкова). Описание животных в
художественном и научно-познавательном
тексте. Приёмы раскрытия автором
отношений людей и животных.

79

80

81

82
83

84

85

86

Нравственно- этические понятия: отношение
человека к животным (любовь и забота).
Дружба людей и животных — тема
литературы (произведения Е. И. Чарушина).
Структура текста. Приёмы раскрытия
автором отношений людей и животных.
Нравственно- этические понятия: отношение
человека к животным (любовь и забота).
Герои стихотворных и прозаических
произведений о животных. (Произведения С.
В. Образцова). Описание животных в
художественном и научно-познавательном
тексте.
Жанровое многообразие произведений о
животных. (Произведения М. М. Пришвина
«Ребята и утята»).
Русская народная сказка «Белые перышки».
Нравственно-этические понятия: отношение
человека к животным (любовь и забота).
Авторские произведения о животных Д.
Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья
Воробеича и Ерша Ершовича», А.Барто
«Воробей».
Басни И. А. Крылова. Описание животных
в художественном и научнопознавательном тексте.
Г. Скребицкий, В Чаплина «Как белочка
зимует». Приёмы раскрытия Нравственноэтические понятия: отношение человека к
животным (любовь и забота).
Г. Скребицкий, В Чаплина «Как белочка
зимует». . Нравственно-этические понятия:

1

7.02

1

Извлекать информацию,
необходимую для выполнения
задания по тексту

8.02

1

Определить точку зрения автора на
основную тему текста

9.02

1

Понимать идею (главную мысль)
текста и его тему

13.02

1

1

14.02

Окружающий
мир

15.02

1

16.02

1

20.02

87

88

89
90

91

92

93

94

95

отношение человека к животным (любовь и
забота).
К. Д. Ушинский «Кот Васька». Нравственные
качества, ценностные ориентиры,
ответственность.

1

21.02

К. Ушинского «Плутишка кот».
Нравственно-этические понятия: отношение
человека к животным (любовь и забота).
Анализ иллюстраций.
Дружба людей и животных — тема
литературы. Е. Благинина «Голоса леса».
Звуки и краски родной природы в разные
времена года (весна, лето). Народная песня
«Весна, весна красная!».

1

22.02

1

23.02

1

27.02

А. Ахматова «Перед весной бывают дни
такие…» Использование средств
выразительности при описании природы:
сравнение и эпитет.
А. Чехов «Весной». Использование средств
выразительности при описании природы:
сравнение и эпитет. Тема. Главная мысль.

1

28.02

1

1.03

1
А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами».
Настроение, которое создаёт пейзажная
лирика (о весне и лете).
1
Г. Скребицкий «Весна- художник».
Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение.
А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами». 1
Настроение, которое создаёт пейзажная
лирика (о весне и лете).

2.03

6.03

7.03

96

97

98

99

100

101
102

103

104

Г. Скребицкий «Весна- художник».
Иллюстрация к произведению как
отражение эмоционального отклика на
произведение.
А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами».
Настроение, которое создаёт пейзажная
лирика (о весне и лете).

1

1

8.03

Изобразительное
искусство

9.03

Г. Скребицкий «Весна- художник».
Иллюстрация к произведению как
отражение эмоционального отклика на
произведение.
Расширение лексического запаса.
Сравнительный анализ рассказа А. Куприна
«Скворцы» и сказки Н. Сладкова «Скворецмолодец».

1

13.03

1

14.03

Отражение тем «Весенняя природа»,
«Летняя природа» в картинах художников
(пейзаж): И. И. Левитана, В. Д. Поленова,
А. И. Куинджи, И. И. Шишкина.
Инсценирование сюжетов,диалогов.
Н. Сладкова «Апрельские шутки».План
текста, его анализ.

1

15.03

1

16.03

Ф.Тютчева «Зима недаром злится».
Сочиняем тексты по теме. Структура текста.
Название. Тема.Главная мысль.
Ф.Тютчева «Зима недаром злится».
Сочиняем тексты по теме. Структура текста.
Название. Тема. Главная мысль. Учимся
слушать и анализировать текст.
Г. Скребицкий «Жаворонок». Сочиняем

1

20.03

1

21.03

1

22.03

105
106

107

108

109

110

111

112

тексты по теме. Структура текста. Название.
Тема. Главная мысль. Учимся планировать
инсценировку.
А. Барто. «Апрель». Составляем текст на
заданную тему (не менее 5 предложений)
В. А. Жуковский «Жаворонок». Построение
высказывания. Ответы на вопросы по
содержанию. Использование средств
выразительности.
М. Пришвин «Золотой луг». О. Высоцкая
«Одуванчик». Анализируем
последовательность событий текста,
составляем план.
М. Лермонтов. «Спи, младенец мой
прекрасный». Тема семьи, детства,
взаимоотношений взрослых и детей в
творчестве писателей и фольклорных
произведениях.
Отражение нравственных семейных
ценностей в произведениях о семье.
Ю.Коринец «Март» и А. Плещеева
«Песня матери»
Отражение нравственных семейных
ценностей. День Победы — тема
художественных произведений.С.
Баруздина «Салют».
А. Майкова «Колыбельная песня». Л.
Толстой. «Лучше всех». Составление
высказывания на заданную тему по
содержанию (не менее 5 предложений)
Урок творчества «Мой подарок маме».

1

23.03

1

3.04

1

4.04

1

5.04

1

6.04

1

0.04

1

11.04

1

Русский язык

12.04

113
114

115

116
117
118
119
120
121
122

Составление высказывания на заданную
тему по содержанию (не менее 5
предложений. Структура текста. Заголовок.
С. Аксакова «Моя сестра».. Составление
плана текста, анализ плана
Л. Толстого «Отец и сыновья».
Построение высказывания. Подготовка
вопросов и ответов по тексту, отрывкам.
А.Плещеева «Дедушка». Рассказываем о
прочитанной книге. Готовим устное
высказывание. Участвуем в диалоге. Урок
творчества «День Победы в моей семье».
Татарская сказка «Три сестры». Рассказываем
о прочитанной книге.
Л. Воронковой «Катин подарок».
Рассказываем о прочитанной книге.
В. Солоухина «Деревья».Наблюдаем
жанровые особенности. Тема. Главная мысль.
В.Осеевой «Сыновья». Тема. Главная мысль.
Пересказ.
Л. Воронковой «Катин подарок».
Рассказываем о прочитанной книге.
В. Солоухина «Деревья». Наблюдаем
жанровые особенности. Тема. Главная мысль.
Ш. Перро «Кот в сапогах» Характеристика
авторской сказки: герои, особенности
построения и языка. Сходство тем и сюжетов
сказок разных народов. Тема дружбы в
произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного
произведения: части текста, их главные

1

Русский язык

13.04

1

17.04

1

18.04

1

19.04

1

20.04

1

24.04

1

25.04

1

26.04

1

27.04

1

1.05

123

124

темы.
Ш. Перро «Крот в сапогах» Тема дружбы в
произведениях зарубежных авторов.
Иллюстрации, их значение в раскрытии
содержания произведения.
Братья Гримм «Маленькие человечки».
Тема дружбы в произведениях
зарубежных авторов.

1

2.05

1

3.05

125

Братья Гримм «Бременские музыканты».
Тема дружбы в произведениях зарубежных
авторов. Составление плана
художественного произведения: части
текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания
произведения.

1

4.05

126

Братья Гримм «Бременские музыканты».
Иллюстрации, их значение в раскрытии
содержания произведения.
Х. К. Андерсен «Ёлка» (в сокращении).
Тема дружбы в произведениях
зарубежных авторов. Составление плана
художественного произведения: части
текста, их главные темы. Иллюстрации,
их значение в раскрытии содержания
произведения
Х.-К. Андерсен «Огниво». Тема дружбы в
произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного
произведения: части текста, их главные
темы.

1

8.05

127

128

1

Находить специфическую
информацию

10.05

1

Определять общее настроение
текста

11.05

129

Х.-К. Андерсен «Огниво». Тема дружбы в
произведениях зарубежных авторов.
Иллюстрации, их значение в раскрытии
содержания произведения.

1

130

Литературная (авторская) сказка:
зарубежные писатели-сказочники (Ш.
Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен).
Тема дружбы в произведениях зарубежных
авторов. Составление плана
художественного произведения: части
текста, их главные темы.
Ш. Перро «Золушка». Тема дружбы в
произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного
произведения: части текста, их главные
темы.

1

131

132

133

134

135

15.05

Делать вывод, что одно событие
стало причиной другого события
Описывать взаимоотношения двух
персонажей
Понимать идею (главную мысль)
текста и его тему

16.05

1

17.05

1
Ш. Перро «Золушка». Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания
произведения. Итоговый контроль техники
чтения.
Библиографическая культура (работа с детской 1
книгой и справочной литературой). Книга как
источник необходимых
знаний.
1
Книга как источник необходимых знаний.
Разные виды книг (учебная, художественная,
справочная и другие)

18.05

Ш. Перро «Золушка». Тема дружбы в
произведениях зарубежных авторов.

1

22.05

Определять, каким образом можно
применить информацию,
представленную в тексте, в реальном
мире

23.05

24.05

136

Составление плана художественного
произведения: части текста, их главные
темы.
Ш. Перро «Золушка». Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания
произведения.

1

25.05

Приложение к рабочей программе № 2

Прохождение практической части
Контрольные работы
Диктант Контрольные тест
работы

Практическая часть
Практические Лабораторные
работы
работы

1 четверть
13.09
18.01
18.05

Стартовый контроль техники чтения

1

3 четверть
Промежуточный контроль техники чтения

1

4 четверть
Итоговый контроль техники чтения.
Всего

1
3

0

0

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. ;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина М.: Просвещение, 2011 Поурочные разработки. 2 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua
материалы для уроков учителю начальных классов http://www.uroki.net бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков,
внеклассные мероприятия и др.
Электронное приложение к учебнику литературное чтение 2 класс школа россии
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Учи.Ру https://uchi.ru/main

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, опреде¬лённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по
русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответ¬ствии с программой по литературному чтению (в том числе в циф¬ровой форме). Детские книги разных
типов из круга детского чтения (эл. вариант)

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Ноутбук "Леново"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».