РП АООП (ЗПР) по информатике 9 класс на 2022-2023

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета «информатика» в 9 классе
Личностные:
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
 приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного
назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования
информационных технологий;
 знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
 формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
 целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том
числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
 анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
 формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и
переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
 формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения
информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных
компьютерных инструментальных средств;
 осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных
энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
 целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств
компьютера и цифровой бытовой техники;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

3






владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
‒
различать содержание основных понятий
‒
осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
предмета: информатика, информация,
‒
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
информационный процесс, информационная система,
информационная модель и др;
‒
различать виды информации по способам еѐ
восприятия человеком и по способам еѐ представления
на материальных носителях;
‒
раскрывать общие закономерности протекания
информационных процессов в системах различной
природы;
‒
приводить примеры информационных процессов
– процессов, связанные с хранением, преобразованием
и передачей данных – в живой природе и технике;
‒
классифицировать средства ИКТ в соответствии с
кругом выполняемых задач;
‒
узнает о назначении основных компонентов
компьютера (процессора, оперативной памяти,
внешней энергонезависимой памяти, устройств вводавывода), характеристиках этих устройств;
‒
определять качественные и количественные
характеристики компонентов компьютера;
‒
узнает о истории и тенденциях развития
4

компьютеров; о том как можно улучшить
характеристики компьютеров;
‒
узнает о том какие задачи решаются с помощью
суперкомпьютеров.
Математические основы информатики
‒
описывать размер двоичных текстов, используя
термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость
передачи данных, оценивать время передачи данных;
‒
кодировать и декодировать тексты по заданной
кодовой таблице;
‒
оперировать понятиями, связанными с передачей
данных (источник и приемник данных: канал связи,
скорость передачи данных по каналу связи, пропускная
способность канала связи);
‒
определять минимальную длину кодового слова
по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому
алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4
символов);
‒
определять длину кодовой последовательности
по длине исходного текста и кодовой таблице
равномерного кода;
‒
записывать в двоичной системе целые числа от 0
до 1024; переводить заданное натуральное число из
десятичной записи в двоичную и из двоичной в
десятичную; сравнивать числа в двоичной записи;
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной
системе счисления;
‒
записывать логические выражения составленные
с помощью операций «и», «или», «не» и скобок,
определять истинность такого составного
высказывания, если известны значения истинности

‒
познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической
моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью
объекта/явления и словесным описанием;
‒
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя
алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
‒
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах и робототехнических системах;
‒
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при
описании реальных объектов и процессов;
‒
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение
алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных
роботов);
‒
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения,
возникающие при передаче информации.

5

входящих в него элементарных высказываний;
‒
определять количество элементов в множествах,
полученных из двух или трех базовых множеств с
помощью операций объединения, пересечения и
дополнения;
‒
использовать терминологию, связанную с
графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути),
деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками
(первый элемент, последний элемент, предыдущий
элемент, следующий элемент; вставка, удаление и
замена элемента);
‒
описывать граф с помощью матрицы смежности с
указанием длин ребер (знание термина «матрица
смежности» не обязательно);
‒ познакомиться с двоичным кодированием текстов и
с наиболее употребительными современными кодами;
‒
использовать основные способы графического
представления числовой информации, (графики,
диаграммы).
Алгоритмы и элементы программирования
‒
составлять алгоритмы для решения учебных
задач различных типов ;
‒
выражать алгоритм решения задачи различными
способами (словесным, графическим, в том числе и в
виде блок-схемы, с помощью формальных языков и
др.);
‒
определять наиболее оптимальный способ
выражения алгоритма для решения конкретных задач
(словесный, графический, с помощью формальных
языков);
‒
определять результат выполнения заданного
алгоритма или его фрагмента;

‒
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с
операциями со строковыми величинами;
‒
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне
ее;
‒
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
‒
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер
управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты,
станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
‒
познакомиться с учебной средой составления программ управления
автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления,
разработанными в этой среде.

6

‒
использовать термины «исполнитель»,
«алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи
и в информатике;
‒
выполнять без использования компьютера
(«вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных
управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление,
повторение, вспомогательные алгоритмы);
‒
составлять несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных с использованием основных управляющих
конструкций последовательного программирования и
записывать их в виде
программ на выбранном
языке программирования; выполнять эти программы на
компьютере;
‒
использовать величины (переменные) различных
типов, табличные величины (массивы), а также
выражения, составленные из этих величин;
использовать оператор присваивания;
‒
анализировать предложенный алгоритм,
например, определять какие результаты возможны при
заданном множестве исходных значений;
‒
использовать логические значения, операции и
выражения с ними;
‒
записывать на выбранном языке
программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Использование программных систем и сервисов
7

‒
классифицировать файлы по типу и иным
параметрам;
‒
выполнять основные операции с файлами
(создавать, сохранять, редактировать, удалять,
архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
‒
разбираться в иерархической структуре файловой
системы;
‒
осуществлять поиск файлов средствами
операционной системы;
‒
использовать динамические (электронные)
таблицы, в том числе формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации,
выделение диапазона таблицы и упорядочивание
(сортировку) его элементов; построение диаграмм
(круговой и столбчатой);
‒
использовать табличные (реляционные) базы
данных, выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию;
‒
анализировать доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по
запросам с использованием логических операций
Выпускник овладеет (как результат применения
программных систем и интернет-сервисов в данном
курсе и во всем образовательном процессе):
‒
навыками работы с компьютером; знаниями,
умениями и навыками, достаточными для работы с
различными видами программных систем и интернетсервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы,
словари, электронные энциклопедии); умением
описывать работу этих систем и сервисов с

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
‒
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных
устройств;
‒
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного
обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
‒
познакомиться с примерами использования математического моделирования в
современном мире;
‒
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
‒
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности
(пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к
оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных
источников);
‒
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные
и национальные стандарты;
‒
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
‒
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
‒
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
‒
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании
на производстве и в научных исследованиях.

8

использованием соответствующей терминологии;
‒
различными формами представления данных
(таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
‒
приемами безопасной организации своего
личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т. п.;
‒
основами соблюдения норм информационной
этики и права;
‒
познакомится с программными средствами для
работы с аудио-визуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
‒
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

1. Содержание учебного предмета
Основы логики (6 часов)
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Расчет количества
вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения
высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое
сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности.
Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические операции следования (импликация) и равносильности
(эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов
алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими
основами компьютера
Практическая работа № 3.1 «Законы логики»
Практическая работа № 3.2 «Истинность логических выражений»
Тест № 1 по теме «Основы логики».

9

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов)
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ
исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство,
способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Программное управление самодвижущимся роботом. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие
словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и
выполнения программ. Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры:
компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений
и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных
данных. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнения условия (истинность и
ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом
повторений, с условием выполнения, с переменного цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после
выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
программирования, записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках. Оператор
присваивания. Представление о структурах данных. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые,
вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
‒
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
‒
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
‒
заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
‒
нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;
‒
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования. Составление
алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Знакомство с постановками более сложных задач
обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых
чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм
Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
10

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин,
отладочный вывод). Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу. Сложность вычисления:
количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких
программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку
большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также
зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Практическая работа № 1.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 1.2 «Проект “Переменные”».
Практическая работа № 1.3 «Проект “Калькулятор”».
Практическая работа № 1.4 «Проект “Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 1.5 «Проект “Даты и время”».
Практическая работа № 1.6 «Проект “Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 1.7 «Проект “Отметка”».
Практическая работа № 1.8 «Проект “Коды символов”».
Практическая работа № 1.9 «Проект “Слово-перевертыш”».
Практическая работа № 1.10 «Проект “Графический редактор”».
Практическая работа № 1.11 «Проект “Системы координат”».
Практическая работа № 1.12 «Проект “Анимация”».
Моделирование и формализация (9 часов)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания.
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на
компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания
химических веществ. Информационные модели управления объектами. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного)
описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями. Компьютерные эксперименты.

11

Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле
моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Практическая работа № 2.1 «Проект “Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 2.2 «Проект “ Графическое решение уравнения”».
Практическая работа № 2.3
Практическая работа № 2.4 «Проект “ Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 2.5 «Проект “Модели систем управления”».
Тест № 2 по теме «Моделирование и формализация».
Информационное общество и информационная безопасность (2 часа)
Информационное общество. Информационная культура. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

2. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№

Всего
(часов)

ТЕМА

1

Основы логики

6

2

Основы алгоритмизации и объектно –
ориентированного программирования

16

3

Моделирование и формализация

9

4

Информационное общество и информационная
безопасность

3

Всего:

34
12

Приложение
Тематическое планирование с распределением часов, отводимых на каждую тему
1 час в неделю, всего – 34 ч.
Дата

Номер
урока

01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10

1
2
3
4
5

13.10
20.10

7
8

10.11
17.11

9
10

24.11
01.12
08.12

11
12
13

15.12

14

22.12

15

6

Содержание учебного материала
Основы логики - 6 ч.
Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания.
Логические функции. Законы логики
Упрощение логических функций
Таблицы истинности
Логические основы устройства компьютера.
Тест №1 по теме «Основы логики»
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 16 ч
Алгоритм и его формальное исполнение
Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования
Основные алгоритмические структуры
Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования
Переменные: имя, тип, значение
Арифметические, строковые и логические выражения
Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования
Проекты «Даты и время» и «Сравнение кодов символов»
Практическая работа №1.5 и №1.6
Проект «Отметка»

Количество часов
по программе
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
13

12.01

16

19.01

17

26.01
02.02

18
19

09.02

20

16.02

21

02.03

22

09.03

23

16.03

24

06.04

25

13.04
20.04

26
27

27.04

28

04.05

29

11.05
18.05

30
31

Практическая работа №1.7
Проект «Коды символов»
Практическая работа №1.8
Проект Слово-перевертыш»
Практическая работа №1.9
Графические возможности объектно-ориентированного программирования
Проект «Графический редактор»
Практическая работа №1.10
Проект «Системы координат»
Практическая работа №1.11
Проект «Анимация»
Практическая работа №1.12
Тест №2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного
программирования»
Моделирование и формализация – 9 ч.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация,
визуализация
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация
информационных моделей
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование моделей из курса физики
Проект «Бросание мячика в площадку» Практическая работа №2.1
Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа №2.2
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного
черчения. Практическая работа №2.3
Экспертные системы распознавания химических веществ
Практическая работа №2.4
Информационные модели управления объектами Практическая работа №2.5
Контрольный урок по теме «Моделирование и формализация»
Информационное общество и информационная безопасность – 3 ч

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

14

25.05

32
33
34

Информационное общество. Информационная культура
Правовая охрана программ и данных. Защита информации
Итоговое занятие по теме «Информационное общество и информационная
безопасность»

1
1
1

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».