ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Планируемые результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык» Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности и 2 эстетического характера. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции). Предметные результаты: • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; • расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, 3 в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. Регулятивные УУД: Самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Прогнозировать будущие события и развитие процесса. Познавательные УУД: Учиться основам реализации проектно - исследовательской деятельности, проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Устанавливать причинно – следственные связи. Усвоить основы ознакомительного, изучающего и поискового чтения. Структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Давать определения понятиям. Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к понятию. Строить логическое рассуждение. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и логического характера. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позиции, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Аргументировать свою точку зрения. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. 4 Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со своими сверстниками. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действия партнера, уметь убеждать. Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Предметные результаты: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь Обучающийся научится: вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Обучающийся получит возможность научиться: вести диалог-обмен мнениями; брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь Обучающийся научится: строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей. Обучающийся получит возможность научиться: делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанном. Аудирование Обучающийся научится: 5 воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество (до 10%) неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое (до 10%) количество неизученных языковых явлений. Обучающийся получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение Обучающийся научится: читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления; читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном виде; неизученные языковые явления, читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте. Письменная речь Обучающийся научится: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, адрес и т. д.). Обучающийся получит возможность научиться: делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул. Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация 6 Обучающийся научится: правильно писать изученные слова; правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения; расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Обучающийся получит возможность научиться: сравнивать буквосочетания немецкого языка и их произношение. Фонетическая сторона речи Обучающийся научится: различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах; различать коммуникативные типы предложений по их интонации. Обучающийся получит возможность научиться: выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации; Лексическая сторона речи Обучающийся научится: узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания); употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания); распознавать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах изученной тематики; распознавать родственные слова с использованием аффиксации в пределах изученной тематики: ‒ глаголы при помощи аффиксов –ieren; ‒ имена существительные при помощи суффиксов -in, -heit, -keit, -ung (женский род); -er, -ler, -ling (мужской род); -chen, -lein (средний род); 7 ‒ имена прилагательные припомощи аффиксов - lich, -isch, -ig; ‒ наречия при помощи суффикса - lich, -isch, -ig; ‒ имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксовun-; ‒ числительные при помощи суффиксов -zehn, -zig; -t, -st. Обучающийся получит возможность научиться: знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам. Грамматическая сторона речи Обучающийся научится: оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные, побудительные и восклицательные; распознавать и употреблять в речи предложения с начальным Das ist/sind…; распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения в рамках изученной тематики; распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем; распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные; распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные; распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Präsens; распознавать и употреблять в речи модальные глаголы(mögen, können, wollen); распознавать и употреблять в речи предлогов рамках изучаемой тематики. 8 Обучающийся получит возможность научиться: распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога :Präsens; распознавать и употреблять в речи модальные глаголы: wollen, mögen, können; распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива) без различения их функций и употреблятьих в речи. Социокультурные знания и умения Обучающийся научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; представлять родную страну и культуру на немецком языке. Обучающийся получит возможность научиться: находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка. Компенсаторные умения Обучающийся научится: выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. Обучающийся получит возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтение Содержание учебного предмета «Немецкий язык» Предметное содержание речи 1. 2. 3. 4. 5. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. 9 6. 7. 8. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 минуты (9 класс). Монологическая речь Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность. Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога 1 — 1,5 минуты (9 класс). Аудирование Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Жанры текстов: прагматические, публицистические. Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты. Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты. 10 Чтение Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение). Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов. Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов. Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов. Письменная речь умение: — делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях; — писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес); — заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес); — писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.). Объём личного письма — 100—140 слов, включая адрес. Языковые средства Орфография Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. Фонетическая сторона речи Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение уда11 рения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета. Основные способы словообразования: 1) аффиксация: • существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaß (die Gesellschaß); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie)', • прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glücklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar)', • существительных и прилагательных с префиксом ип- (das Unglück, unglücklich)', • существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen)', • глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen. 2) словосложение: • существительное + существительное (das Arbeitszimmer)-, • прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond)-, • прилагательное + существительное (die Fremdsprache)-, • глагол + существительное (die Schwimmhalle)-, 3) конверсия (переход одной части речи в другую): • образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge)-, • образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen). Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности. Грамматическая сторона речи Знакомство с новыми грамматическими явлениями. Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных видов деятельности учащихся» в Тематическом планировании. Нераспространённые и распространённые предложения: • безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer)-, • предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand); • предложения с глаголами beginnen, raten, Vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu; 12 • побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!; • все типы вопросительных предложений; • предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten); • предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen); • сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen). • сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist); • сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss)', • сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch)', • сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem)', • сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen)', • сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit)', • распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv)', • слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt', • сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen)', • Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов; • глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben)', • временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum)', • местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit)', • возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen)', • распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ, • местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand)', • Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён; • количественные числительные и порядковые числительные. Социокультурные знания и умения Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: 13 • знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире; • сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии; • употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора; • представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; • умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику); • умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения • • • • переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов и использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тема, тический словарь и т.д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формируются умения: • работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; • работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; • работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернетресурсами, литературой; • самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. 14 Специальные учебные умения Формируются умения: • находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом; • семантизировать слова на основе языковой догадки; • осуществлять словообразовательный анализ слов; • выборочно использовать перевод; • пользоваться двуязычным и толковым словарями. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п Раздел Количест во часов Характеристика основных деятельности ученика (на учебных действий) 1 Профессии 6 Говорить о профессиях. Уточнять что-либо. Отвечать на вопросы анкеты. Говорить о своих слабых и сильных сторонах. Читать и соотносить прочитанную информацию с визуальным рядом. Читать и понимать страноведческий текст о профессиях. Проводить интервью 15 видов Воспитательный компонент уровне знакомство с современным миром профессий и качествами, необходимыми для их осуществления; воспитание ответственного отношения к выбору будущей профессии, формирование осознанного выбора будущей профессии и определения своего места в обществе; формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. 2 Место проживания 6 Описывают место, где учащиеся любят находиться. Понимают пословицы о порядке. Пишут письмо в редакцию на тему «Уборка в комнате». Понимают газетные объявления о продаже/аренде жилья. Высказывают желание или мнение. Понимают на слух аудиотексты, речь учителя и одноклассников. Вербально реагируют на услышанное. Составляют рассказы о доме или квартире своей мечты, используя подходящие речевые образцы. Читают и анализируют грамматический комментарий об относительных придаточных предложениях с союзами wo, was, wie. воспитание гордости за свою семью и развитие таких семейных ценностей как взаимопомощь, ответственность, сочувствие и сопереживание, благодарность и т.д. развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; осознание роли родителей в воспитании детей и содержании семьи. Понятие разделения труда в семьях; создание положительного образа дружной семьи; развитие таких качеств как самонаблюдение, самоконтроль, самооценка в процессе коммуникативной деятельности; развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение в конфликтных ситуациях; овладение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 3 Будущее Читают, воспринимают на слух, понимают прогнозы. Устно составляют прогнозы на будущее. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, давать оценку различным видам деятельности, аргументируя свою точку зрения; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в 6 16 построенные на изученном языковом материале, находят нужную информацию на слух. Читают и понимают аутентичные тексты, находят нужную информацию, отвечают на вопросы. Говорят о будущем. Делают сообщения, оформляют творческую работу о городе будущего (проект). целом; расширение знаний учащихся о значимости немецкого языка в современном мире, о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях немецкоязычных стран, которые она отражает. 6 Описывают иллюстрации. Заказывают еду. Выражают жалобу. Составляют диалоги «В кафе». Читают и понимают текст о проблемах с весом. Воспринимают на слух и понимают диалоги о посещении кафе. Читают и понимают меню. Работают со словарём. стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес); воспитание осознанного выбора в пользу здорового образа жизни; формирование умения работать в соответствии с намеченным планом, добиваясь успеха; освоение основных правил планирования своего времени; образ 6 Составляют диалог «Запись на приём к врачу». Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находят запрашиваемую информацию. Устно описывают проблемы со здоровьем. Инсценируют диалоги в ситуации «У врача». Дают советы кому-либо. Читают тексты о лекарствах, понимают инструкцию к применению лекарственных средств и отвечают на вопросы. Формулируют причину визита в ситуации освоение понятия «здоровый образ жизни» и его компонентов (активный отдых, спорт, здоровое питание, здоровые привычки и т.д.); уважительное отношение к людям, ведущим здоровый образ жизни, создание устойчивой модели поведения и подражания людям здорового образа жизни; формирование самодисциплины, упорства, настойчивости, самостоятельности в учебном труде; стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес); развитие ответственности за свое здоровье и свою жизнь, забота о своем здоровье; формирование положительного отношения к посещению врачей и роли профилактических 4 Еда. Продукты 5 Здоровый жизни 17 «Посещение врача». прививок для поддержания здорового образа жизни. 6 Политика и я 8 Называют причину действий. Высказывают мнение и аргументируют его. Делают доклад об избирательных правах молодёжи. Создают проект о политической жизни Германии, Австрии и Швейцарии. Сравнивают политические системы этих стран и России. Готовят устный и письменный доклад о политическом устройстве немецкоговорящих стран. Читают и понимают тексты страноведческого характера. осознание учащимися роли средств массовой информации: прессы, телевидения, радио и Интернета; умение использовать информационнокоммуникационные технологии в достижении своих целей при обучении, общении, развлечениях; умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе социальной адаптации; приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные); развивать умение общаться в сети, учить грамотному и ответственному отношению к предоставлению своих личных данных; учить детей правилам и законом, регулирующим общение в сети Интернет. 7 Планета Земля 6 Читают и понимают текст об изменении климата. Выражают сомнение и удивление. Говорят о проблемах экологии. Воспринимают на слух диалоги и обсуждают тему «Сортировка мусора». Воспринимают на слух и понимают текст о науке бионике, отвечают на вопросы. Описывают иллюстрации. Составляют осознание учащимися планеты Земля как нашего общего дома и важности совместных действий представителей разных стран по защите окружающей среды; осознание того, насколько хрупкой является наша планета и как от действий человека зависит жизнь всех других ее обитателей; формирование активной жизненной позиции и готовности отстаивать интересы представителей 18 8 Красота 6 ассоциограммы и используют их при подготовке устного высказывания. Находят информацию на немецком языке о новейших экологических технологиях в Интернете. Передают чужую речь своими словами. животного и растительного мира; обсуждение проблем межличностных отношений, вечных ценностей и правильном поведении членов социума, морали и нравственности; развитие у школьников эмпатии (умение сочувствовать, сопереживать), ставить себя на место другого человека; учить детей разбираться в различных аспектах жизни своей страны, что должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур для достижения единой цели познакомить учащихся с экологическими проблемами и научить их выражать к ним свое отношение, искать пути решения экологических проблем; развивать личную ответственность за сохранение природы в своей местности; Описывают внешность человека. Высказывают и аргументируют своё мнение. Советуются при покупке одежды. Воспринимают на слух и понимают речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей по теме «Внешность» и «Покупка одежды». Читают газетные заметки о красоте и фитнесе, о конкурсе красоты. Пишут и разыгрывают диалоги о внешности, характере и одежде. Описывают иллюстрации. Составляют ассоциограммы и используют их при подготовке устного высказывания. осознанное отношение к карманным деньгам, освоение различных видов получения карманных денег (накопления, работа по выходным и в каникулярное время и т.д.); формирование таких понятий как «красота», «стиль», «вкус», «сдержанность» , «адекватность» при выборе одежды, понятие об одежде деловой, повседневной, праздничной, домашней и т.д.; давать оценку различным видам деятельности, аргументируя свою точку зрения; развитие умения критически относиться к своему времяпровождению, умения отбирать полезные виды деятельности; 19 9 Досуг и увлечения 6 Говорят об экстремальных видах спорта. Убеждают кого-либо в чём-либо. Пишут письмо. Обсуждают статистическую информацию. Слушают и понимают текст песни. Слушают и дописывают диалоги. Проводят интервью по теме. Понимают письмо сверстника из Германии и пишут на него ответ. осознание ценности свободного времени для развития индивидуума, освоение различных видов полезного времяпровождения; развитие умения критически относиться к своему времяпровождению, умения отбирать полезные виды деятельности; давать оценку различным видам деятельности, аргументируя свою точку зрения; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; расширение знаний учащихся о значимости немецкого языка в современном мире, о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях немецкоязычных стран, которые она отражает (зарубежные печатные издания, телепрограммы, киностудии и т. п.); ознакомление с литературой, кино и театром немецкоязычных стран и России, ее яркими представителями и достижениями; расширение знаний учащихся о социокультурном портрете своей страны, стран изучаемого языка и их культурном наследии; 10 Техника 6 Описывают возможности робота. Читают и понимают текст об истории роботов. Ведут дискуссию на заданную тему. Пишут письмо в редакцию. Описывают иллюстрации. Указывают на выполнение каких-либо действий. Письменно и устно описывают один день, проведённый без использования формирование гордости за свою страну, свой народ и культурное наследие России, осознание своей причастности к самой большой стране мира; представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; 20 электронных устройств (проект 1), воспитание готовности отстаивать национальные и собственный опыт общения с роботами общечеловеческие (гуманистические, (проект 2). демократические) ценности, свою гражданскую позицию; 11 Из истории 6 Германии Говорят об исторических событиях. Говорят о последовательности событий в прошлом. Слушают и понимают интервью. Читают и понимают тексты на исторические темы. Называют даты. Проводят опрос об исторических событиях. Сравнивают исторические события Германии и России. Работают над проектом страноведческого характера. 21 формирование гордости за свою страну, свой народ и культурное наследие России, осознание своей причастности к самой большой стране мира; представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; воспитание готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; формирование положительного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. расширять и совершенствовать лингвострановедческие умения школьников представлять свою страну и отечественную культуру на изучаемом языке; сопоставлять культуры, находить общее и специфическое в культурах родной страны и стран изучаемого языка; объяснять и комментировать различия в культурах для достижения взаимопонимания в процессе межкультурного общения; 22 развивать умения оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения; пользоваться правилами политкорректности и речевого этикета в общении, адекватно использовать речевые клише в различных ситуациях общения; овладение способами поздравления с общенациональными и личными праздниками. итого 68 Календарно – тематическое планирование № п/п Тема урока Интегрированны Количество Дата е уроки часов План 1. Профессии - 6 часов 1 Профессии. Повторение. Ведение лексики 1 9а) 02.09. 9б) 06.09. 9в) 02.09. 2 Мир профессий. Работа с текстом 1 9а) 08.09 9б) 07.09. 9в) 07.09. 3 Придаточные относительные предложения 1 9а) 09.09 9б) 13.09. 9в) 09.09. 4 Входная контрольная работа 1 9а) 15.09 9б) 14.09. 9в) 14.09. 23 Факт 5 Работа над ошибками. Проблемы выбора профессий. Развитие навыков устной речи. 1 9а) 16.09 9б) 20.09. 9в) 16.09. 6 Роль иностранного языка в планах на будущее. 1 9а) 22.09 9б) 21.09. 9в) 21.09. 2. Место проживания – 6 часов 7 Место проживания. Введение в тему 1 9а) 23.09 9б) 27.09. 9в) 23.09. 8 Придаточные относительные предложения с союзами. 1 9а) 29.09 9б) 28.09. 9в) 28.09. 9 Музей деревянного зодчества в Суздале. Ознакомительное чтение. 1 9а) 30.09. 9б) 04.10 9в) 30.09. 10 Грамматическая конструкция Infinitiv + zu 1 9а) 06.10 9б) 05.10. 9в) 05.10. 11 Лексико-грамматические упражнения 1 9а) 07.10. 9б) 11.10. 9в) 07.10. 12 Переписка с зарубежными сверстниками. 1 9а) 13.10. 9б) 12.10. 9в) 12.10. 1 9а) 14.10. история 3. Будущее – 6 часов 13 Будущее. Введение лексики 24 9б) 18.10. 9в) 14.10. 14 Будущее время Futurum 1 9а) 20.10. 9б) 19.10. 9в) 19.10. 15 Города будущего. Ознакомительное чтение 1 9а) 21.10. 9б) 25.10. 9в) 21.10. 16 Активизация лексики и грамматики 1 9а) 10.11. 9б) 26.10. 9в) 26.10. 17 Проект «Город будущего» 1 9а) 11.11 9б) 08.11. 9в) 09.11. 18 Грамматический тест 1 9а) 17.11. 9б) 09.11. 9в) 11.11 4. Еда. Продукты – 6 часов 19 Еда. Продукты. Введение лексики 1 9а) 18.11 9б) 15.11. 9в) 16.11 20 Местоименные наречия da(r) + предлоги 1 9а) 24.11 9б) 16.11. 9в) 18.11. 21 Проблемы питания у подростков. Изучающее чтение 1 9а) 25.11. 9б) 22.11 9в) 23.11. 25 22 Превосходная степень прилагательных и наречий 23 В кафе. Развитие навыков диалогической речи 24 Кухня народов мира. Ознакомительное чтение технология 1 9а) 01.12. 9б) 23.11 9в) 25.11 1 9а) 02.12. 9б) 29.11 9в) 30.11. 1 9а) 08.12. 9б) 30.11. 9в) 02.12. 1 9а) 09.12. 9б) 06.12. 9в) 07.12 5. Здоровый образ жизни - 6 часов 25 Здоровый образ жизни. Введение местоимения в дательном падеже лексики. Возвратные 26 Проблемы со здоровьем. Развитие навыков устной речи 1 9а) 15.12. 9б) 07.12. 9в) 09.12. 27 Придаточные предложения цели с союзом damit 1 9а) 16.12. 9б) 13.12. 9в) 14.12. 28 У врача. Развитие навыков диалогической речи 1 9а) 22.12. 9б) 14.12. 9в) 16.12. 29 Лекарства. Учимся понимать инструкцию к применению. Работа со словарем 1 9а) 23.12 9б) 20.12. 9в) 21.12. 30 Активизация лексико-грамматического материала 1 9а) 29.12. 9б) 21.12. 9в) 23.12. 26 6. Политика и я – 8 часов 31 Политика и я. Политическая система ФРГ. Ознакомительное чтение история 1 9а) 30.12 9б) 27.12. 9в) 28.12. 32 Прошедшее время Präteritum. Развитие языковой догадки. Текст с пропусками. 1 9а) 12.01. 9б) 28.12. 9в) 30.12. 33 Политическая система России. Работа с текстом 1 9а) 13.01. 9б) 17.01. 9в) 13.01. 34 Оборот um…zu + Infinitiv 1 9а) 19.01. 9б) 18.01. 9в) 18.01. 35 Активизация лексико-грамматического материала 1 9а) 20.01. 9б) 24.01. 9в) 20.01. 36 Избирательное аргументтруем 1 9а) 26.01. 9б) 25.01. 9в) 25.01. 37 Проект о политической жизни Германии, Австрии и Швейцарии 1 9а) 27.01. 9б) 31.01. 9в) 27.01. 38 Развитие навыков говорения. 1 9а) 02.02. 9б) 01.02. 9в) 01.02. 1 9а) 03.02. право молодежи. Высказываем мнения и 7. Планета Земля – 6 часов 39 Планета Земля. Проблемы экологии. Расширение словарного запаса 27 9б) 07.02. 9в) 03.02. 40 Мое отношение к проблемам экологии. Анкета 41 география 1 9а) 09.02. 9б) 08.02. 9в) 08.02. Родительный падеж. Предлоги родительного падежа 1 9а) 10.02. 9б) 14.02. 9в) 10.02. 42 Сибирский тигр. Работа с текстом 1 9а) 16.02. 9б) 15.02. 9в) 15.02. 43 Сортировка мусора. Развитие навыков аудирования 1 9а) 17.02. 9б) 21.02. 9в) 17.02. 44 Эффект лотоса. Контроль чтения 1 9а) 23.02. 9б) 22.02. 9в) 22.02. 8. Красота- 6 часов 45 Красота. Введение в тему. 1 9а) 24.02. 9б) 28.02. 9в) 24.02. 46 Склонение прилагательных. Лексико-грамматические упражнения 1 9а) 02.03. 9б) 01.03. 9в) 01.03. 47 Красота и успех. Изучающее чтение 1 9а) 03.03 9б) 07.03. 9в) 03.03. 28 48 Указательные местоимения. Национальная одежда 1 9а) 09.03. 9б) 08.03. 9в) 08.03. 49 В универмаге. Диалоги 1 9а) 10.03. 9б) 14.03. 9в) 10.03. 50 Контроль говорения 1 9а) 16.03. 9б) 15.03. 9в) 15.03. 9. Досуг и увлечения - 6 часов 51 Необычные виды спорта. Изучающее чтение 1 9а) 17.03. 9б) 21.03. 9в) 17.03. 52 Работа с текстом песни. Развитие языковой догадки 1 9а) 23.03. 9б) 22.03. 9в) 22.03. 53 Как я провожу свободное время. Письмо по аналогии 1 9а) 24.03. 9б) 04.04. 9в) 24.03. 54 Косвенные материала 1 9а) 06.04. 9б) 05.04. 9в) 05.04. 55 Занятия в свободное время. Работа с диаграммой 1 9а) 07.04. 9б) 11.04. 9в) 07.04. 56 Культурная жизнь Москвы. Ознакомительное чтение 1 9а) 13.04. 9б) 12.04. 9в) 12.04. вопросы. Активизация лексико-грамматического 29 10. Техника – 6 часов 57 Роботы в нашей жизни. Введение лексики 1 9а) 14.04. 9б) 18.04. 9в) 14.04. 58 Страдательный залог. 1 9а) 20.04. 9б) 19.04. 9в) 19.04. 59 Школа нового типа. Изучающее чтение 1 9а) 21.04. 9б) 25.04. 9в) 21.04. 60 Употребление глагола lassen 1 9а) 27.04. 9б) 26.04. 9в) 26.04. 61 Систематизация лексического и грамматического материала 1 9а) 28.04. 9б) 02.05. 9в) 28.04. 62 Итоговая контрольная работа 1 9а) 04.05. 9б) 03.05. 9в) 03.05. 1 9а) 05.05. 9б) 09.05. 9в) 05.05. 1 9а) 11.05. 9б) 10.05. 9в) 10.05. 1 9а) 12.05. 11. Из истории Германии – 6 часов 63 Введение в тему. Исторические даты. Повторение числительных 64 История Германии. Работа с текстом 65 Предпрошедшее время. Согласование времен. Союзы придаточных история 30 времени. 9б) 16.05. 9в) 12.05. 66 Проект «Выдающиеся люди Германии» 1 9а) 18.05. 9б) 17.05. 9в) 17.05. 67 Молодежь и история. Изучающее чтение 1 9а) 19.05. 9б) 23.05. 9в) 19.05. 68 Повторение пройденного 1 9а) 25.05. 9б) 24.05. 9в) 24.05. 31 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)