РА АООП (УО) по русскому языку 9 класс на 2022-2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета
1-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 слов);
• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• находить и решать орфографические задачи;
• оформлять все виды деловых бумаг;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);
• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.

Содержание учебного предмета
№
1.

2.

3.

Наименование темы Краткая характеристика содержания предмета
(раздела) программы
Предложение. Текст. Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты
ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после
окончания школы»). Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка,
доверенность). Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Исправления в тексте
(правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов. Типы текстов:
повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов. Составление любого типа
текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения.
Включение образных слов и выражений.
Состав слова.
Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с
соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон). Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как
слышим, так и пишем). Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно
составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов
проверки орфограмм.
Части речи
Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с
опорой на таблицу или без нее). Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа—лапочка,
пожар —
пожарник,
сила —
сильный,
бурить —
бурильщик).
Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние,
черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и
окончания зависимого слова. Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование
прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор
несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам. Написание деловых бумаг
(доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в
косвенных
падежах
(Василию,
Марии).
Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Подбор лексического материала (словосочетаний
существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину
известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста
(повествование, описание, рассуждение). Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их
правописании.

5.

Предложение. Текст.

6.

Связная речь

Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами. Исправление в тексте. Правильное
использование
местоимений
в
качестве
средств
связи
предложений
в
тексте.
Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение,
цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа. Трудные
случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и
написание глаголов 2-го лица единственного числа. Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим —
слышим — пишем) и безударным (запоминаем — сверяем по таблице и по школьному орфографическому
словарю) окончанием. Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях. Составление
текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок
(возможно, комиксы). Использование образных средств языка, решение орфографических задач.
Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость. Составление
словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека. Наречия,
характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.).
Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие. Правописание наречий на -а и -о с
проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо). Использование наречий в текстахрассуждениях
(отзывы
на
книгу,
на
просмотренную
телепередачу).
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных в деловых
бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.
Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и
существительное, прилагательное и существительное. Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что,
чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение
главных и второстепенных членов предложения. Использование простых и сложных предложений в различных
типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Определение типов текстов по началу, его
развертывание. Составление текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо
удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»). Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему,
картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных,
восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с
неполными диалогами. Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы. Исправление текстов,
составленных учащимися в течение года (нарушение логики изложения, искажение фактов,
последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений, неправильная
структура предложений, грамматические и орфографические ошибки).
Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов.
Использование
образных средств языка.
Составление
автобиографии по
данному плану.
Изложение
статьи
учебника
географии
или
естествознания.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с

7.

Словарь

предварительной отработкой сюжета словаря. Описание характера героя на материале уроков чтения с
предварительной отработкой этого материала. Сочинение-повествование по картине известного художника.
Предварительная
отработка
плана
и
словаря
к
каждому
пункту
плана.
Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.
Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.
Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т. д.).
Автобиография, авторитет, администратор, ансамбль, аттестат, безопасность, биография, благодаря (чему),
бюллетень, бухгалтер, бухгалтерия, великодушный, видеомагнитофон, демократия, депозит, диагноз, досуг,
дубликат, живопись, жюри, забастовка, за счет, иждивенец, избиратель, карикатура, комиссия, компьютер,
малодушный, население, общежитие, организация, парламент, правонарушение, православный,
предприниматель, путешествие, религия, религиозный, сбербанк, свидетельство, совершеннолетний,
торжественный, увлечение, фермер, характеристика (45 слов).

Тематическое планирование
№
урока

Тема урока

Коррекционная работа

1.

план
Повторение. Предложение. (7 ч)
Простое предложение. Простое предложение с однородными Коррекция познавательной деятельности
членами
(узнавание, различение, сравнение)

2.

Обращение

3

Знаки препинания в предложении с однородными членами

4

Диагностическая контрольная работа №1. Диктант

5.
6

7

8
9
10
11
12
13.
14

Коррекция
аналитической
деятельности
(узнавание, определение)
Коррекция внимания, анализ, синтез

Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Работа над ошибками.
Коррекция логического мышления
Сложное предложение с союзами и, а, но со словами Коррекция
аналитической
деятельности
который, когда, где, что, чтобы, потому что и без союзов
(узнавание, определение)
Практические
упражнения.
Сложное
Предупредительный диктант
Звуки и буквы (7 ч)
Алфавит. Звуки гласные и согласные

предложение. Коррекция логического мышления
Анализ, синтез

Коррекция
аналитической
деятельности
(узнавание, определение)
Разделительный ь и ъ знаки. Словарный диктант
Коррекция логического мышления
Анализ, синтез
Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, Коррекция логического мышления
непроизносимые
Анализ, синтез
Практические упражнения. Деловое письмо: объявление
Коррекция логического мышления
Анализ, синтез
Обобщающие упражнения. Гласные и согласные звуки.
Коррекция
аналитической
деятельности
(узнавание, различение)
Контрольный диктант №2 по теме «Звуки и буквы»
Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Работа над ошибками
Коррекция внимания и мышления

Дата
факт

Анализ, синтез
15.
16

17
18
19.

Состав слова (8 ч)
Разбор слова по составу. Единообразное написание ряда
приставок
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в
зависимости от произношения без- , (бес-), воз- (вос-), раз(рас-)
Образование сложных слов с помощью соединительных
гласных, без соединительных гласных
Сложносокращённые слова
Единообразное написание ударных и безударных гласных
звонких и глухих согласных в корне слова

20

Обобщающие упражнения. Деловое письмо: расписка

21

Контрольный диктант №3 по теме «Сложные слова»

22

Работа над ошибками

23
24.
26
27
28
29.
30
31

Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция логического мышления. Анализ,
синтез.
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция
аналитической
деятельности
(узнавание, различение,
Образование, квалификация)
Коррекция
восприятия
и
мышления
(узнавание, различение)
Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Коррекция внимания и мышления
Анализ, синтез

Имя существительное (8 ч)
Роль существительного в речи. Основные грамматические Коррекция аналитико-синтетической сферы
категории.
Склонение имён существительных
Коррекция логического мышления
Анализ, синтез
Правописание падежных окончаний имён существительных. Коррекция
аналитической
деятельности
Объяснительный диктант
(узнавание, сравнение)
Практические
упражнения.
Правописание
падежных Коррекция
внимания
и
восприятия
окончаний
(узнавание, сравнение)
Обобщающие упражнения. Имя существительное Деловое Коррекция логического мышления
письмо: заметка
Анализ, синтез
Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Работа над ошибками
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Практические упражнения. Грамматические признаки имени Коррекция
зрительного
и
слухового
существительного
восприятия

расписка
31.
32
33
34
35.
36.
37
38
39.

40
41
42

43.
44
45
46

Имя прилагательное (9 ч)
Роль прилагательного в речи.

Коррекция наглядно-образного мышления
Анализ, синтез
Согласование
имени
прилагательного
с
именем Коррекция
аналитической
деятельности
существительным
(узнавание)
Правописание безударных падежных окончаний имён Коррекция
аналитической
деятельности
прилагательных
(узнавание, различение)
Имена прилагательное на -ий, -ья, -ье, -ьи
Коррекция внимания и мышления (узнавание,
различение)
Обобщающие упражнения. Имя прилагательное
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Изложение «Основание Москвы» (устная работа)
Коррекция
аналитической
деятельности
(узнавание, различение)
Изложение «Основание Москвы» (письменная работа)
Коррекция внимания и мышления (узнавание,
различение)
Контроль и коррекция знаний и умений
Диктант Имя прилагательное №5.
Коррекция вербальной памяти
Работа над ошибками
Коррекция логического мышления
Анализ, синтез
Местоимение (8 ч)
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных Коррекция зрительного восприятия
местоимений
Анализ, синтез
Лицо
и
число
местоимений.
Межпредметный Коррекция аналитико-синтетической сферы
терминологический диктант
Развитие речи
Склонение личных местоимений. Личные местоимения с Коррекция логического мышления
предлогами
Анализ, синтез
Правописание личных местоимений 3 лица

Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Сочинение по картине «И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина Коррекция
зрительного
и
слухового Упр 146
в селе Михайловском»
восприятия мышления
Практические упражнения. Деловое письмо: письмо другу
Коррекция восприятия и мышления
Узнавание. Различение
Контрольный диктант №6 по теме «Местоимение»
Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти

47
48
49
50.
51
52
53.
54.
55.
56
57
58
59
60.
61
62
63
64
65
66

Работа над ошибками

Коррекция аналитико-синтетической сферы
Глагол (13 ч)
Роль глагола в речи. Различение глагола по значению
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Грамматические признаки глагола. Неопределённая форма Контроль и коррекция знаний и умений
глагола
Коррекция вербальной памяти
Изменение глагола по лицам и числам.
Коррекция
зрительного
восприятия,
внимания
Не с глаголами
Коррекция слухового восприятия
I и II спряжение глаголов
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Развитие речи
Правописание безударных окончаний глаголов I и II Коррекция
зрительного
и
слухового
спряжения
восприятия
Практические упражнения. Правописание безударных Коррекция внимания и мышления
окончаний глаголов I и II спряжения. Творческий диктант
Практические упражнения. Правописание безударных Коррекция восприятия и мышления
окончаний глаголов I и II спряжения
Практические упражнения. Правописание глаголов с -тся и - Коррекция логического мышления
ться
Повелительная форма глаголов. Объяснительный диктант
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Мягкий знак в глаголах повелительной формы. Мягкий знак в Коррекция логического мышления
глаголах
Коррекция логического мышления
Контрольный диктант по теме «Глагол» №7
Работа над ошибками
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Наречие (6 часов)
Понятие о наречии. Наречие как часть речи
Коррекция мышления на основе личных
наблюдений
Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, Коррекция логического мышления
место, способ действия
Правописание наречий с о и а на конце
Коррекция восприятия и мышления
Обобщающие
упражнения.
Правописание
наречий. Коррекция логического мышления
Самостоятельная работа
Контрольный диктант №8 по теме «Наречие»
Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Работа над ошибками
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Имя числительное (9 часов)

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87-88
89

Имя числительное как часть речи. Понятие об имени
числительном
Количественные и порядковые числительные
Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от
500 до 900
Числительные с мягким знаком на конце и в середине
Правописание числительных 90, 200, 300, 400 Словарный
диктант
Обобщающие упражнения. Правописание числительных
Объяснительный диктант
Контрольный диктант №9 по теме «Имя числительное»
Работа над ошибками
Практические упражнения. Деловое письмо: доверенность.
Части речи (3 часа)
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное
Местоимение, имя числительное, наречие
Разбор по частям речи
Простое предложение (5 часов)
Простое предложение. Практические упражнения.
Главные
и
второстепенные
члены
предложения.
Самостоятельная работа
Предложения с однородными членами
Обращение. Знаки препинания при обращении
Практические упражнения. Обращение. Словарный диктант
Сложное предложение (12 часов)
Сложное предложение

Коррекция логического мышления
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция логического мышления
Коррекция зрительного восприятия
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Коррекция восприятия, мышления
Коррекция логического мышления
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция внимания
Коррекция восприятия и внимания
Коррекция внимания
Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция логического мышления

Коррекция
зрительного
и
слухового
восприятия
предложение. Коррекция аналитико-синтетической сферы

Практические
упражнения.
Сложное
Предупредительный диктант
Сложные предложения с союзами и, а и без союзов
Предложения со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что
Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели
(устная работа)

Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция
восприятия

зрительного

и

слухового

90
91
92-93
94
95

96
97
98
99
100102

Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели
(письменная работа)
Постановка
знаков
препинания
в
предложениях.
Объяснительный диктант
Обобщающие упражнения. Сложное предложение.
Контрольный диктант №11 по теме «Сложное
предложение»
Работа над ошибками
Повторение (4 часа)
Прямая речь. Кавычки при прямой речи и двоеточие перед
ней
Практические упражнения. Знаки препинания при прямой
речи
Части речи. Главные и второстепенные члены предложения
Итоговый диктант
Итоговое повторение

Коррекция внимания и мышления
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция внимания
Коррекция
мышления
на
основе
установления причинно-следственных связей
Контроль и коррекция знаний и умений
Коррекция вербальной памяти
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция аналитико-синтетической сферы
Коррекция логического мышления
Коррекция
мышления
на
основе
установления причинно-следственных связей
Коррекция
мышления
на
основе
установления причинно-следственных связей

Нормы оценивания результатов обучающихся
1. Диктант.
Ошибкой в диктанте считаются:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова, даны в программе каждого класса);
- те правила орфографии и пунктуации, которые не изучались, но которые учитель оговорил с учащимися перед работой и выписал их на
доску.
Ошибкой в диктанте не считаются:
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;
- логопедические ошибки (Приложение);
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются:
- перенос слова;
- исключения из правил.
Примечание:
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных слова, считаются как две ошибки;
- два исправления считаются за одну ошибку;
- две пунктуационные ошибки считаются за одну ошибку.
Выставление отметки за диктант:
«5» - нет ошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка;
«4» - 1-2 орфографические ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1-2 исправления;
«3» - 3-5 орфографические ошибки , 3 пунктуационных и 1-2 исправления;
«2» - 6 и более орфографические ошибок.
Выставление отметки за грамматическое задание:
«5» - нет ошибок
«4» - правильно выполнено ¾ заданий

«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий
Выставление отметки за словарный диктант:
«5» - нет ошибок (одно исправление)
«4» - 1-2 ошибки (одно исправление)
«3» - 3-5 ошибок
«2» - 5 и более ошибок
Выставление отметки за контрольное списывание:
«5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений
«4» - 1 ошибка и 1-2 исправления
«3» - 2-3 ошибки и 1-2 исправления
«2» - 5 и более ошибок
2. Изложение.
Оценивается одной отметкой.
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2
орфографические ошибки, 1-2 исправления
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в
построении двух-трех предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8
орфографических ошибок, 3-5 исправлений
3. Сочинение.
Оценивается одной отметкой.
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2
орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 –
3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8
орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Лист внесения изменений
№

Внесенные изменения

число

Аннотация
Название
рабочей Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
программы
(VIII вида) 9 класса основного общего образования на 2018/2019 учебный год
Срок,
на
который 1 год
разработана
рабочая
программа
Нормативная
база
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.
рабочей программы
Бгажноковой - М.: Просвещение, 2010;
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и
науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
 Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельностью
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Федеральный перечень учебников;
 Устав ОО;
 Учебный план ОУ.
УМК
 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.
Бгажноковой - М.: Просвещение, 2010
 Русский язык. Учебник для 9 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида/ Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2018
Цель и задачи учебного Цель: разностороннее развитие личности учащихся, способствующее умственному развитию, обеспечивающее

предмета

гражданское, нравственное и эстетическое воспитание.
Задачи:
 выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
 научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 повысить уровень общего развития учащихся;
 формировать нравственные качества учащихся.
Количество часов на 140
изучение
учебного
предмета
Основные
темы
 Предложение. Текст.
(разделы)
учебного
 Состав слова.
предмета
 Части речи
 Предложение. Текст.
 Связная речь
 Словарь

Приложение

СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ 9 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

Составила: учитель русского языка и литературы Логинова Т.А.

2022 год
Диагностическая контрольная работа №1 по теме: «Повторение»
Диктант
Золушка
Я возвращался из леса. Вдруг услышал тихонькое скуление. Я нагнулся. Смотрю - щенок. Я схватил его и пошёл домой.
Дома отец сказал, что это лисенок. Мы назвали лисенка Золушкой. Она бегала по комнате, катала мяч и лаяла. Осенью во время прогулки
Золушка убежала в лес. Только утром появилась с куропаткой в зубах. Несколько раз убегала Золушка и возвращалась с добычей. А тут
вдруг притащила курицу. Заперли мы её в сарай, а она обиделась. Подкопала Золушка стенку и убежала навсегда в лес. (81 слово)
По Л. Сергееву
Задание:
Найти и выписать предложения с однородными членами, составить схему.
Разобрать по составу слова: ПРОГУЛКИ, СТЕНКУ.

Контрольный диктант №2 по теме: «Звуки и буквы»
Диктант
Зачем верблюду горб
Многие жители Азии и Африки пересекают необъятные пустыни на верблюдах. Часто верблюд не может найти в пути пищи для себя.
Лучше запастись съестным заранее. Поэтому за много дней до начала путешествия хозяин верблюда заставляет его больше есть и пить.
Верблюд отъедается. Его жировой горб весом около сорока пяти килограммов торчит стоймя на спине. В нём он хранит пищу. Этот запас
жира поддерживает верблюда много дней. Потом горб пустеет и съёживается. Ведь в горбе нет костей. Он состоит из жира и мышц. (84
слова)
Задание:
Выписать слова с разделительным Ъ.
Сделать звуко-буквенный анализ слов: ПИТЬ, БОЛЬШЕ.
Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения.

Контрольный диктант №3 по теме: «Сложные слова»
Диктант
Великая Волга
Волга — великая русская река. Это самая большая река в Европе. Исток Волги — маленький ручей. Постепенно ручей расширяется и
становится полноводной рекой. Зимой Волга покрывается льдом и снегом. Перед началом весны снег темнеет и тает. Ломается и начинает
двигаться вниз по течению лёд. Великая река разливается и кажется морем. Волга — широкий водный путь. Весной, летом и осенью идут по
ней теплоходы, пароходы, баржи. По Волге перевозятся хлеб, нефть, рыба, соль. На Волгу приезжают туристы любоваться красотой реки.
(76 слов.)
Задание:
Найти и подчеркнуть в тексте сложные слова.
Сделать звуко-буквенный анализ слов: ЛЬДОМ, ПУТЬ.
Четвертое предложение разобрать по членам предложения.
Контрольная работа №4 по теме: «Имя существительное»
Диктант
Собиратель слов
В прошлом веке жил интересный человек - Владимир Иванович Даль. Главным делом его жизни было - собирать слова.
Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов, выражений. Он узнавал их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на
корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал их в тетради. Он отмечал, из какой местности слово, толковал смысл каждой
пословицы, поговорки. Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой книги - словаре. Даль сберёг для народа живой русский
язык.
(77 слов.)
Задание:
Подчеркнуть в тексте собственные имена существительные.
Определить падеж имен существительных: В ТЕТРАДИ, ДЛЯ НАРОДА, ДЕЛОМ, НА ЯРМАРКЕ, В ИЗБУШКЕ.

Промежуточная контрольная работа №5 по теме: «Имя прилагательное»
Диктант
Запасливый ёжик
Я принёс из ближнего леса колючего ёжика. Положил я ежа на пол. Скоро ёжик развернулся и огляделся. Он завертелся возле старой газеты,
ухитрился надеть её на острые колючки и потащил в дальний угол. Из неё он стал мастерить себе уютное гнездо.
Ночью послышался громкий топот. Бежит маленький ёжик по комнате и несёт на колючках огромное яблоко. Прибежал в гнездо, сбросил
яблочко и за другим спешит в уголок. Там завалился мешок с вкусными яблоками. Вот какой замечательный ёж у меня живёт. (82 слова)
По М. Пришвину.
Задание:
Найти в тексте и подчеркнуть волнистой линией все имена прилагательные.
Определить род, число и падеж имен прилагательных: ИЗ БЛИЖНЕГО ЛЕСА, КОЛЮЧЕГО ЕЖИКА.
Разобрать по составу слова: ВКУСНЫМИ, УГОЛОК.
Контрольная работа №6 по теме: «Местоимение»
Диктант
О часах
В глубокой древности у людей не было часов. Они не умели делить сутки на часы, минуты.
Сегодня часы повсюду с нами. Они висят на улице, в школе, в метро, на вокзале. Часы у нас на руке, в кармане на длинной цепочке.
По своей форме часы бывают круглые, квадратные. Вы видали часы размером с горошину? А вот огромные башенные часы с боем
называются куранты. Куранты на Кремлёвской башне бьют двенадцать раз в полдень, в полночь. (76 слов)
Задание:
Подчеркнуть в тексте все местоимения.
Определить лицо, число и падеж местоимений: С НАМИ, У НАС, ВЫ.
Четвертое предложение разобрать по членам предложения.

Контрольная работа №7 по теме: «Глагол»
Диктант
Соловьи
На берегу лесной реки в кустах черёмухи или шиповника ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы - соловья. Он
забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его наполняют всю окрестность. Соловей поёт вечером, а в мае часто поёт
всю ночь. Чем больше птиц собирается вместе, тем красивее звучат их голоса. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь
рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Всё его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят. Во всём мире не услышишь песни
красивее соловьиной. (83 слова)
Задание:
Подчеркнуть в тексте все глаголы.
Определить лицо и число глаголов: МОЖЕШЬ, ЗАБИРАЕТЬСЯ, НАПОЛНЯЮТ, ДРОЖИТ.
Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения.
Контрольная работа №8 по теме: «Наречие»
Диктант
В клетке у медведей
Медведи-артисты жили прямо на улице. На площадке около цирка стояла большая клетка.
Однажды к клетке подошла Наташа Дурова. Она была в белой шубке и пушистой шапочке. Девочке захотелось поиграть с животными. Она
лепила снежки и бросала их зверям. Вдруг медведь ухватил малышку за полу шубки и втянул в клетку. Звери катали Наташу по клетке.
Закричали люди. Прибежал отец Наташи. Он стал кидать медведям рыбу. Животные хватали еду. Дуров ловко вынес дочь из клетки. (78
слов.)
Задание:
Найти и подчеркнуть в тексте все наречия.
Второе предложение разобрать по членам предложения.

Контрольная работа №9 по теме: «Числительное»
Диктант
Дом растет
В столице нашей Родины Москве идёт большая стройка. На улице Широкой растёт новый дом. Каждый день готов новый этаж. Интересно
смотреть из окон двенадцатого этажа на площадку. Вокруг площадки высокий забор. Вот к площадке подъехал грузовик. На машине и на
прицепе привезли кирпич, песок, плиты. Подъёмный кран подаёт тяжёлый груз на верхние этажи. На кране работает женщина. Рабочий в
железной каске укрепляет плиту. Уже кладут одиннадцатый этаж. Отсюда вся улица видна как на ладони. (76 слов.)
Задание:
Найти и подчеркнуть имена числительные.
Разобрать по составу слова: ПЛОЩАДКА, ВЕРХНИЕ.
Изменить по падежам числительное: ОДИННАДЦАТЬ.

Контрольная работа №10 по теме: «Простое предложение»
Диктант
В апреле
Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит,
торопит облака. На гибких ветвях берёз появилась нежная листва.
Всё в природе дышит, начинает расти. Уже оттаял муравейник под старой сосной. Вот по пашне ходит усталый после дальней дороги грач.
Ты шагаешь к реке. Ты убегаешь на опушку леса. Смотришь в небо, видишь летящих с далёкого юга журавлей, лебедей, гусей. Они держат
путь в родные места. Скоро мы услышим песни прилетевших с юга птиц. (82 слова.)
Задание:
Третье предложение разобрать по членам предложения, составить схему предложения, обозначить части речи.
Разобрать по составу слова: СТРЕЛОЧКИ, ТРАВКИ, ВЕТЕРОК.
Найти и выписать предложение с однородными членами.

Итоговая контрольная работа №11 по теме « Сложное предложение»
Диктант
Чудесный май
Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозового дождя
ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке.
Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ты подходишь к
ручью, видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди
других запахов. (81 слово.)
Задание:
Выписать из текста сложное предложение, найти главные члены предложения, составить схему.
Разобрать по составу слова: ГРОЗОВОГО, ЛИСТОЧКИ.
К слову ЧУДЕСНАЯ подобрать близкое по значению слово.

Литература:







Кудрявцева О.Я. «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 классы» ВЛАДОС, 2005 г.
Жидкова Л.А., Каменецкая Л.М. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». Изд. «Просвещение», М., 1966 г.
Плешакова Е.П. «Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 класс» Волгоград: Учитель, 2007 г.
Купцова Г.С. Белявский Б.Б. «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы» (Метод. рекомендации), М.,
1993 г.
Матвеева А.Н. «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе», М., «Дрофа», 1995 г.
Узорова О.В. «Большой сборник диктантов по русскому языку», М., «Астрель», 2008 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».