РП АООП (УО) по чтению 9 класс на 2022-2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида / Аксенова А. К. Чтение. Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение.
Программой предусмотрено 102 часа в год, 3 часа в неделю.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности
на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем , что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют
указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и
понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая
вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь,
представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых
произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и
выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется
большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного;
кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует
решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Содержание учебной программы
-Устное народное творчество
-Из произведений русской литературы XIX века
2

-Из произведений русской литературы Xxвека
-Из произведений зарубежной литературы
Тематическое планирование
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие
сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С.Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, А.Н. Толстого, А.Н. Майкова, А.П.
Чехова, Ф.И. Тютчева, А.И.Куприна, И.А.Бунина.
Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А.Есенина, М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, А.А.Фадеева, В.М.Инбер, С. В.
Михалкова, Р. Гамзанова, К.Г. Паустовского, К.М.Симонова, В.М.Шукшина, Ф.А. Абрамова, Л.Н. Ошанина, Ч.И. Айтматова.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Ахматова АЛ. Стихотворения.
Беляев А.Р. «Человек-амфибия».
Богомолов В.О. «Иван».
Бондарев Ю.В. «Последние залпы», «Горячий снег».
Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».
Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».
Жюль Берн «Таинственный остров».
Воскресенская 3. «Сердце матери».
Горький A.M. «В людях», «Мои университеты».
Есенин С.А. Стихотворения.
Зощенко М.М. Рассказы.
Искандер Ф.А. «Сандро из Чегема».
Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник»,
«Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава». Сурков А.А. Стихотворения.
Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно). Цветаева М.Н. Стихотворения. Чехов АЛ. «Дом с мезонином». Шукшин В.М.
«Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».
3

Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5

Название темы
Устное народное творчество
Из произведений русской литературы ХIХ века
Из произведений русской литературы ХХ века
Из произведений зарубежной литературы
Повторение изученного за год

Количество часов
7
43
30
13
9
ИТОГО: 102

Требования к уровню подготовки обучающихся
• наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
• выделять главную мысль произведения;
• давать характеристику главным героям;
• высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
• пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

4

Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Раздел программы.
Дата
По плану Факт
Устное народное творчество. 7ч.
Удивительный мир устного народного творчества. Пословицы и поговорки, народные песни, былины
и сказки.
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка…»
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка…»
Былина «На заставе богатырской».
«Сказка про Василису Премудрую».
«Сказка про Василису Премудрую».
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
«Из произведений русской литературы ХIХ века» 43 ч.
В.А.Жуковский. Биографические сведения.
В.А.Жуковский литературная сказка «Три пояса».
В.А.Жуковский литературная сказка «Три пояса».
Внеклассное чтение. Жуковский
И.А.Крылов, Биографические сведения.
И.А.Крылов «Кот и Повар».
А.С.Пушкин .Биографические .сведения.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
5

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка»
А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка»
А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка»
А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка»
А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка»
Урок внеклассного чтения. А.А.Сурков .Стихотворения .
М.Ю.Лермонтов. Биографические сведения.
М.Ю.Лермонтов «Тучи».
II четверть
М.Ю.Лермонтов «Баллада»
М.Ю.Лермонтов «Морская царевна».
Н.В.Гоголь . Биографические сведения.
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
Урок внеклассного чтения. А.П.Чехов «Дом с мезонином».
Н.А.Некрасов. Биографические сведения.
Н.А.Некрасов «Рыцарь на час».
Н.А.Некрасов «Саша»
А.А.Фет Биографические сведения.
А.А.Фет «На заре ты её не буди…»
А.А.Фет «Помню я:старушка няня…»
А.А.Фет «Это утро, радость эта…»
А.П.Чехов . Биографические сведения.
А.П.Чехов «Злоумышленник»
А.П.Чехов «Злоумышленник»
6

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

А.П.Чехов «Злоумышленник»
А.П.Чехов «Пересолил».
А.П.Чехов «Пересолил».
А.П.Чехов «Пересолил».
«Из произведений русской литературы ХХ века». 30 ч.
Урок внеклассного чтения. М.М.Зощенко . Рассказы.
М.Горький. Биографические сведения.
М.Горький «Песня о Соколе».
В.В.Маяковский .Биографические сведения.
В.В.Маяковский «Необычайное приключение ,бывшее с В.Маяковским летом на даче».
М.И.Цветаева. Биографические сведения
М.И.Цветаева «Красною кистью..»,«Вчера ещё в глаза глядел…»
К.Г.Паустовский. Биографические сведения.
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер».
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер».
С.А.Есенин. Биографические сведения.
С.А.Есенин «Собаке Качалова.»
С.А.Есенин Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…»
М.А.Шолохов. Биографические сведения.
М.А.Шолохов «Судьба человека».
М.А.Шолохов «Судьба человека».
М.А.Шолохов «Судьба человека».
М.А.Шолохов «Судьба человека».
Е.И.Носов . Биографические сведения.
Е.И.Носов «Трудный хлеб».
Е.И.Носов «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Биографические сведения.
Н.М.Рубцов «Тихая моя родина».
Н.М.Рубцов «Русский огонёк»
Н.М. Рубцов «Зимняя песня».
Ю.И.Коваль. Биографические сведения.
7

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова».(отрывок.)
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова».(отрывок.)
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова».(отрывок.)
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова».(отрывок.)
« Из произведений зарубежной литературы ». 13 ч.
Урок внеклассного чтения .Жюль Верн «Таинственный остров».
Роберт Луис Стивенсон .Биографические сведения.
Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд».
Эрнест Сетон-Томпсон. Биографические сведения.
Э.Сетон-Томпсон «Снап. История бультерьера»(отрывок в сокращении).
Э.Сетон-Томпсон «Снап. История бультерьера»(отрывок в сокращении).
Э.Сетон-Томпсон «Снап. История бультерьера»(отрывок в сокращении).
Джеральд Даррелл. Биографические сведения.
Д.Даррелл «Живописный жираф».
Д.Даррелл «Живописный жираф».
Д.Даррелл «Живописный жираф».
Д.Даррелл «Живописный жираф».
Урок внеклассного чтения. А.А.Ахматова «Мужество».
Повторение изученного за год . 9 ч.
Виды устного народного творчества.
Моё любимое произведение.
Произведения русской литературы 19 века.
Урок внеклассного чтения
Мой любимый писатель 19 века.
Произведения русской литературы 20 века.
Мой любимый писатель 20 века.
Итоговый урок за год.
Резерв

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».