1 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» В результате освоения программного материала учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию 9 класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать: правила безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию; приемы закаливания во все времена года; как правильно выполнять размыкания уступами; как перестроиться из колонны по одному и колонну по два; как осуществлять страховку при выполнении другим учеником упражнения на бревне. значение ходьбы для укрепления здоровья человека, основы кроссового бега, бег по виражу; как влияют занятия лыжами на трудовуюдеятельность учащихся; требования к одежде и обуви занимающегося лыжами; правила соревнований и правила игр; знать права и обязанности игроков во время игр. Уметь: подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений; различать и правильно выполнять команды: "Шире шаг!", "Короче шаг!", "Чаще шаг", "Реже шаг!"; выполнять опорный прыжок способом "согнув ноги"; различать фазы опорного прыжка; выполнять передвижения, подтягивание на гимнастической стенке; выполнять метание малого мяча на дальность с разбега; толкание мяча с места; выполнять простейшие комбинации на скамейке с мячом; пройти в быстром темпе 20—30 мин; выполнять стартовый разгон с плавным переходом в бег; координировать движения рук, ног и туловища в одновременном двухшажном ходе; применять комбинированное торможение лыжами и палками; преодолевать на лыжах до 2 км(девочки), до 3 км (мальчики); предупреждать травмы; выполнять правила игр. 2 Содержание учебного предмета «Физическая культура» Раздел «Основы знаний о физической культуре» включает вопросы влияния возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Воздушные ванны, солнечные ванны. Водные процедуры. В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений обучающихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.Упражнения в лазанье— эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др. Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительнолечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром. В задачираздела «Лыжная подготовка» и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным приемам с лыжами, видам построений, поворотам и передвижениям. К числу основных способов передвижений в период обучения относятся: одновременный одношажный, коньковый и классический ход, повороты. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др. Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и 3 внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. При прохождении каждого раздела, программа предусматривает задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т. д.), а также подборку упражнений, игр, ориентированных на конкретного ребенка с учетом его двигательных и интеллектуальных способностей. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы. № п\п 1 Тема 2 Способы физкультурной деятельности в процессе уроков 3 Гимнастика с основами акробатики 12 часов 4 Лыжная подготовка 23 часа Знания о физической культуре Кол-во часов в процессе уроков Основные виды деятельности обучающихся Определять и кратко характеризовать физическую культуру . Выявлять различие в основных способах передвижения человека. Режим дня и личная гигиена. Профилактика травматизма. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Составлять индивидуальный режим дня. Отбирать и составлять Комплексы утренней зарядки и физкультминуток. Оценивать свое состояние после закаливающих процедур. Моделировать комплексы упражнений с учетом их целей. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений. Различать и выполнять строевые команды. Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций, осваивать универсальные умения по взаимодействию в порах и группах. Контролировать величину нагрузки. Проявлять качества силы , координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений. Контролировать величину нагрузки. Проявлять качества силы , координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений. Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах. Выявлять ошибки в технике лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении дистанции. Применять правила подбора одежды для занятий 4 5 Легкая атлетика 22 часов 6 Кроссовая подготовка 9 часов 7 Подвижные игры 36 часов лыжной подготовки. Осваивать технику выполнения поворотов, спусков и подъемов. Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов. Описывать технику беговых упражнений. Выявлять ошибки при выполнении беговых упражнений. Осваивать различную технику бега. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Соблюдать технику безопасности. Описывать технику прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении прыжковых упражнений. Осваивать технику бросков малого, большого мяча, проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого и большого мяча. Описывать технику беговых упражнений. Выявлять ошибки при выполнении беговых упражнений. Осваивать различную технику бега. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Соблюдать технику безопасности. Проявлять качества силы, быстроты и выносливости при выполнении упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия игры. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при проведении подвижных игр. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Применять адекватные решения в условиях игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Моделировать технические действия в игровой деятельности. 5 Приложение к рабочей программе Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 класса – 3 часа в неделю Количество часов по программе: 102 ч. № Тема урока Количество часов Дата по плану 1 Инструктаж по ТБ. 2 Бег с заданным темпом и скоростью. 3 Бег на скорость 30 м. 4 Встречная эстафета. Игра «Кот и мыши». 5 Круговая эстафета. Игра «Невод». 6 Прыжки в длину по заданным ориентирам. 7 Прыжок в длину способом согнув ноги. 8 Игра «Волк во рву». 9 Бросок теннисного мяча на дальность на точность и на заданное расстояние. 10 Бросок в цель с расстояния 4 – 5 метров. Игра «Невод». Кроссовая подготовка (6 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 03.09.18 05.09.18 06.09.18 10.09.18 12.09.18 13.09.18 17.09.18 19.09.18 20.09.18 24.09.18 11 Равномерный бег 5 мин. Чередование бега и ходьбы (80 м бег, 100 м ходьба). 12 Игра «Салки на марше». 13 Равномерный бег 6 мин. Чередование бега и ходьбы (80 м бег, 100 м ходьба). 14 Бег в равномерном темпе до 12 минут. 15 Бег на средние дистанции. 16 Равномерный бег 8 мин. Подвижные игры на основе баскетбола (18 часов) 1 1 1 1 1 1 26.09.18 27.09.18 01.10.18 03.10.18 04.10.18 08.10.18 1 1 1 10.10.18 11.10.18 15.10.18 Дата по факту Легкая атлетика (10 часов) 17 18 19 Инструктаж по ТБ. Повороты с мячом и без мяча. Ведение мяча с изменением направления движения. Передачи мяча. 6 20 Броски мяча по кольцу. 21 Ведение мяча в движении. 22 Учебная игра. 23 Учебная игра 3х3, 3х2. 24 Бросок мяча двумя руками от головы с места с сопротивлением. 25 Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам 5х5. 26 Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам. 27 Передача мяча в движении. 28 Штрафной бросок. Учебная игра «33». 29 Передача мяча в тройках со сменой места 30 Броски мяча в движении одной рукой 31 Круговая тренировка 32 Двухсторонняя игра 5х5. 33 Круговая тренировка Учебная игра. 34 Спортивные игры. Зачетный урок. Гимнастика с элементами акробатики (12 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17.10.18 18.10.18 22.10.18 24.10.18 25.10.18 05.11.18 07.11.18 08.11.18 12.11.18 14.11.18 15.11.18 19.11.18 21.11.18 22.11.18 26.11.18 Техника безопасности на уроках гимнастики. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Ходьба по бревну большими шагами и выпадами. Строевые упражнения. Ходьба по бревну на носках. Упражнения в равновесии. Стойка на голове с согнутыми ногами. Игра «Что изменилось?» Висы. Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги. Передвижение по гимнастической скамейке. Игра «Посадка картофеля». На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание ног в висе, подтягивание в висе. 46 Разучивание акробатической комбинации. Лыжная подготовка (23 час) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28.11.18 29.11.18 03.12.18 05.12.18 06.12.18 10.12.18 12.12.18 13.12.18 17.12.18 19.12.18 20.12.18 1 24.12.18 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 7 47 Инструктаж по ТБ. Скольжение без палок. 48 Одновременный двушажный ход. 49 Переступание в движении. 50 Скользящий шаг без палок и с палками. 51 Одновременный двушажный ход. 52 Одновременный двушажный ход. 53 Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции 1 км. 54 Торможение плугом. 55 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой». 56 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 2 км. 57 Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 3 км. 58 Прохождение дистанции 2 км. Со сменой ходов. 59 Спуски и подъемы. Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 2 км. 60 Лыжные гонки 1км. Соревнования по лыжным гонкам. 61 Спуски с горки 62 Прохождение дистанции 2-2,5км. Совершенствование ходов. 63 Прохождение дистанции с различной скоростью. 64 Прохождение дистанции 2 -2,5км. Совершенствование ходов. 65 Одновременно двушажный и одновременный бесшажный ход. 66 Прохождение дистанции 4 км с использованием разученных ходов. 67 Подъем в гору скользящим шагом. Лыжные эстафеты. 68 Подъём и спуски со склонов. 69 Применение изученных приёмов при передвижении по дистанции до 2 км. Подвижные игры на основе волейбола (18 часов) 70 71 72 73 74 75 76 Инструктаж по ТБ. Стойка и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после движения. Нижняя прямая подача мяча. Нижняя прямая подача мяча через сетку. Стойка и перемещение игрока. Передача мяча двумя руками после перемещения. Прием мяча снизу двумя руками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26.12.18 27.12.18 10.01.19 14.01.19 16.01.19 17.01.19 21.01.19 23.01.19 24.01.19 28.01.19 30.01.19 31.01.19 04.02.19 06.02.19 07.02.19 11.02.19 13.02.19 14.02.19 18.02.19 20.02.19 21.02.19 25.02.19 27.02.19 1 1 1 1 1 1 1 28.02.19 04.03.19 06.03.19 07.03.19 11.03.19 13.03.19 14.03.19 8 Нижняя прямая подача мяча. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол. Передача мяча сверху над собой. Передача мяча сверху над собой через сетку. Подача мяча через сетку. Передача мяча сверху двумя руками. Верхняя и нижняя передача. Учебная игра волейбол по упрощенным правилам. 85 Совершенствование нижней передачи мяча в парах. Учебная игра. 86 Совершенствование подачи мяча. 87 Соревнование по волейболу (Команды мальчиков и девочек). Легкая атлетика (12 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 18.03.19 20.03.19 21.03.19 25.03.19 27.03.19 28.03.19 08.04.19 10.04.19 1 1 1 11.04.19 15.04.19 17.04.19 88 Высокий старт до 10-15 м, бег с ускорением 50-60 м. 89 Преодоление полосы препятствий. 90 Прыжок в высоту способом перешагивание. Зачетный урок. 91 Бег 60 метров. 92 Метание теннисного мяча на дальность. 93 Метание малого мяча. 94 Прыжки в длину с разбега 7 - 9 шагов. 95 Прыжки в длину с разбега 7 - 9 шагов. 96 Прыжки в длину с места. 97 Бросок набивного мяча (2 кг.) 98 Медленный бег до 5 минут. 99 Бег 1000 м. Кроссовая подготовка (3 часа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18.04.19 22.04.19 24.04.19 25.04.19 29.04.19 01.15.19 02.05.19 06.05.19 08.05.19 09.05.19 13.05.19 15.05.19 100 Смешанное передвижение. 101 Переменный бег. 102 Бег в равномерном темпе 15 мин. 1 1 1 16.05.19 20.05.19 22.05.19 77 78 79 80 81 82 83 84 9