РП АООП (УО) по истории отечества 9 класс на 2022-2023 уч1

Ло
г
ино
в
аТа
т
ь
я
наАл
е
к
с
а
ндр
о
в
на

Ло
г
ино
в
аТа
т
ь
я
наАл
е
к
с
а
ндр
о
в
на

Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории Отечества разработана в соответствии АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год.
4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год.
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.05.2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 9 класса, под редакцией И.М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнов, И.В.Карелина М. Просвещение, 2022г.
Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный исторический материал и
использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными
возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
 освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца
всемирной истории;
 помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому
пути своего и других народов;
 развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности;
 овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения
и объем изучаемого материала, для обучения специального (коррекционного) класса VIII вида.
Одной из основных функций основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное
образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для
полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)».
Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – социальная
реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе.

У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита мелкая моторика рук, общее
интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и им необходима педагогическая поддержка.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущей формой работы учителя с учениками на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения литературе
используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия технические и другие дидактические средства.
Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью от учителя требуется и специальная работа, направленная на уточнение и
расширение имеющихся представлений, умение сформировать их в речи, в различных практических действиях на ур оке.
На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общие речевые навыки детей с ограниченными
возможностями здоровья, направленные на коррекцию недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и
фонематического слуха. С этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная физминутка и даются специальные задания.
Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом
возрастных и психических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
История Отечества в 9 классе изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями
и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала наличность ученика, формирование личностных качеств гражданина,
подготовка подростка с ОВЗ к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны,
потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.
В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего
образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников.
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.
Новизна рабочей программы заключается в использовании тестирования в специальных (коррекционных) классах в качестве контрольных
работ, поскольку оно ориентировано на выявление степени усвоения обучающимися основных понятий, ведущих идей и элементов учебной
программы, а не на констатацию наличия у учеников конкретной совокупности формально усвоенных знаний. Тесты используются и для
проверки домашнего задания.
Отличительными особенностями данной программы являются:
 минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специально-коррекционных классах от перегрузок и
сохранения их психического и физического здоровья;
 соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора,
цивилизационную составляющую исторического процесса.
Объектом изучения истории являются крупные исторические события отечественной истории, жизнь и быт людей с древности до наших
дней. Даётся отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории: «Россия в

начале XX века», «Россия в 1917-1920 годах», «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы», «СССР во Второй мировой и Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов», «Советский Союз в 1945-1991 годах», «Новая Россия в 1991-2013 годах».
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой с древности до настоящего
времени.
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели
состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цель изучения курса «История России»:
 усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды
истории России;
 формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий, давать им
элементарную оценку;
 развитие познавательных интересов;
 формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и
правовая адаптация выпускника в обществе.
Общие задачи изучения предмета «История России»:
Образовательные задачи:
 усвоить важнейшие факты истории;
 создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
 усвоить доступные для обучающихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
 овладеть умением применять знания по истории в жизни;
 выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.


Воспитательные задачи:
 гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;
 воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
 нравственное воспитание;
 эстетическое воспитание;
 трудовое воспитание;
 экологическое воспитание;
 правовое воспитание;
 формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
 развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы;

учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
расширять лексический запас, развивать связную речь.
В 9 классе обучающиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX - XXI вв. Материал представлен 6 темами:
1. Россия в начале XX в.
2. Россия в 1917 – 1920 гг.
3. Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы.
4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
5. Советский Союз в 1945 – 1991 гг.
6. Новая Россия в 1991 – 2013 гг.
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России,
Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР.
Изучение послевоенного периода с 1945 г. по настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер,
но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.




Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета история Отечества в 9 классе отводится
1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- работать с картой;
- высказывать свое отношение к изучаемым событиям;
- принимать участие в обсуждении вопросов на уроке;
- уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную составляющую
изображений;
- уметь объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах рассказах, описаниях;
- уметь самостоятельно делать выводы;
Предметные результаты
объяснять причины:
- начала революции;
- образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;

- начала гражданской войны и интервенции;
- введения нэпа;
- знать наиболее яркие события ХХ-ХХI века, исторических персонажей;
Объяснять:
- предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945);
-причины неудач Красной Армии в начальный период войны;
- меры советского правительства против военной агрессии Германии;
Описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных
произведений;
Показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;
По вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового
сообщества;
Знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.);
Ориентироваться в:
- основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945г.;
- причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической партии на все сферы жизни человека;
- причинах холодной войны и гонки вооружений;
Положение СССР на международной арене;
Объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели» противоречивого характера преобразований,
частной смены власти Н.С.Хрущева;
Объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к
перестроечным процессам, их положительные и отрицательные результаты;
Знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего
президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных).
Минимальный уровень:
Аналогичные требования с учетом индивидуальных учебных возможностей обучающихся.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Великая российская революция и гражданская война.
Великая российская революция.
Предпосылки революции. Падение самодержавия, переход власти к Временному правительству и Петросовету.. решение о созыве
Учредительного собрания. Основные политические партии: большевики, меньшевики, эсеры, кадеты.

Призыв В .И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало октябрьского этапа революции. Причины победы большевиков.II Всероссийский
съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Образование рабоче-крестьянского правительства –
временного Совета народных комиссаров (СНК). Установление Советской власти на большей части бывшей Российской империи. Брестский
мир. Причины гражданской войны.
Причины Гражданской войны.
Борьба за власть между представителями разных социальных слоев общества. Политическое расслоение общества.
Создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба «красных» и «белых» на Северном Кавказе и Закавказье, на
Украине, в Крыму и на Урале.
Советская власть и Русская православная церковь, национализация церковного имущества, репрессии против священнослужителей.
Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества.
Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра политического плаката, агитбригада и др.
Революционная тема в творчестве писателей и поэтов : М.Горького, В.В.Маяковского, М.А.Шолохова.
Воспитание новой интеллигенции из рабочих и крестьян.
Эмиграция интеллигенции за рубеж.
Раздел 2. Советское государство в 1920-1930гг.
Советская Россия в 1920гг.
Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики – военный коммунизм;
распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению хозяйства после
Гражданской войны. Рост военного производства. Раскулачивание. Конституция 1924г. утверждение однопартийной политической
системы. Молодежные коммунистические союзы. (пионеры, комсомольцы).
Новая экономическая политика 1921-1929гг.: отмена продразверстки и замена ее продналогом, денежное обложение деревни,
легализация рыночных отношений на селе. Финансовая и денежная реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан).
Восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и итоги нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция СССР. (1924г).
Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В.И. Ленина.
Личность И.В.Сталина, приход Сталина к власти.
Индустриализация в СССР.
Экономический подъем страны за счет развития энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности.
Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение сельскохозяйственного производства, голод 1932-1033гг. насильственное
закрепление крестьян на земле.

Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа, политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной
рабочей силы в системе ГУЛАГа – спецпереселенцы (раскулаченные).
Культ личности, идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская Конституция 1936г.
Накануне Второй мировой войны.
Приход фашистов к власти в Германии.
Обзорно: внешняя политика СССР в 1920-1940гг.ХХ века: продвижение в другие страны коммунистических, интернациональных
идей. Вступление СССР в международную организацию – Лигу Наций. Заключение союзов с Францией, Англией о взаимопомощи, начало
переговоров о заключении военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о дружбе и границах
(1939г).
Раздел 3. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945гг).
Начало Второй мировой войны.
Нападение гитлеровской армии на Польшу (1 сентября 1939г).
Объявление войны Германии со стороны Франции, Англии. Оккупация немецкими войсками стран Северной Европы. Вступление фашистов
в Париж. Англия в схватке с Германией.
Ультиматум Сталина прибалтийским странам, насильственное присоединение их территорий к СССР. Отказ Финляндии от
подписания договора об изменении ее границ с СССР. «Зимняя» война 1939-1940гг. исключение СССР из Лиги Наций.
Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной Армии и флота из-за репрессий высшего
командного состава. Доклады советских разведчиков о готовящемся нападении Германии на СССР. Слабое укрепление границ и
неготовность Армии к боевым действиям.
Начало Великой Отечественной войны.
22 июня 1941г. – начало Великой Отечественной войны. Размах фашистской агрессии, кровопролитие в первые месяцы войны.
Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции.
Вступление в войну США. Война на Дальнем Востоке.
Ключевые военные действия на территории СССР (июнь 1941- осень 1942г).
Наступление на Москву. Введение осадного положения в Москве. (октябрь 1941г).
Битва под Москвой – первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной войне.
Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Героическая оборона Севастополя. Военные
действия на кавказском направлении. Продвижение немцев к Волге. Оборонительное сражение за Сталинград.
Приказ Верховного главнокомандующего И.В.Сталина №227 от 28 июля 1942г. «Ни шагу назад!»
Все для фронта, все для победы.

Перестройка экономики на военные рельсы. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение
новых видов вооружения.
Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день,
отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя обеды.
Создание на оккупированных территориях подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского
движения.
Заслуги ученых и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники: танков, самоходно-артиллерийских установок,
самолетов.
Мастера культуры фронту: концертные бригады лучших советских артистов, искусство плаката, кинофильмы и т.д.
Коренной перелом в войне (ноябрь 1942-декабрь 1943г.)
Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом – коренной перелом в войне. Прорыв блокады Ленинграда. Операция
немецкого командования под названием «Цитадель», ее провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Победа советских войск на Курской
дуге, на Днепре, освобождение Киева.
Успехи советских войск на Северо- Кавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении.
Встреча руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и послевоенного устройства
Германии.
Освобождение территории СССР и Европы от фашизма.
Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции. Освобождение территории СССР. Открытие второго
фронта. Ялтинская конференция.
Вступление советских войск в Берлин, подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945г. война СССР с
Японией. Подписание акта о капитуляции Японии.
Раздел 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ – начале ХХI века.
Восстановление промышленных предприятий. Карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров.
Голод 1946г. , денежная реформа, отмена карточной системы 1947г.
Обстановка в руководстве страны в послевоенные годы. Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности.
Внешняя политика: формирование системы безопасности страны. Усиление роли Советского Союза в международных отношениях.
Конфронтация стран бывшей антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны».
Объединение стран Восточной Европы в единый социалистический блок.
Создание Североатлантического союза НАТО под эгидой США. США и СССР – две ядерные державы, две противоборствующие
системы: социализм и капитализм.
Начало научно-технической революции (на примерах).

Строительство первой в мире атомной электостанции в Обнинске. Разработка водородной бомбы. Успехи в ракетостроении.
Выдающиеся советские ученые: И.М.Курчатов, А.Д.Сахаров, С.П.Королев, А.Н.Туполев, С.В.Ильюшин и др.
Пора «оттепели» (середина 1950-первая половина 1960гг.)
Политическая жизнь. Н.С.Хрущев., его речь на ХХ съезде КПСС «О культе личности и его последствиях».реабилитация жертв
репрессий. Попытка развития демократических принципов, «оттепель».
Подъем капитального строительства, освоение целины. Улучшение условий жизни людей.
Борьба за власть в партии, отстранение Н.С.Хрущева от власти (1964).
Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с различным строем, о разоружении. Усиление
влияния СССР на страны Африки, Ближнего Востока и социалистического лагеря. Строительство Берлинской стены. Договор о запрете
испытаний ядерного оружия () 1963г.
Запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А.А.Леонова.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957).
Развитие киноискусства.
Советский Союз в середине 1960-1980гг.
Приход к власти Л.И.Брежнева. строительство «развитого социализма»
Реформы в сельском хозяйстве и промышленности.
Недостатки легкой промышленности.
Положительные изменения в жизни советских людей. Культурный досуг, хобби. Появление дессидентов.
Внешняя политика: разрядка международной напряженности. Война во Вьетнаме, Афганистане. Вмешательство во внутреннюю политику
Чехославании (1968г.).
Переход ко всеобщему среднему образованию. Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980г. советское искусство
1960-1980гг.
Распад СССР.
Последние генеральные секретари СССР: Ю.В.Андропов, К.У.Черненко, М.С.Горбачев.
Политика перестройки. Совершенствование системы оплаты труда. Перевод предприятий на хозрасчет. Гласность и свобода мнений.
Возрастание роли церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия крещения Руси.
Окончание холодной войны. Бархатные революции в странах Варшавского договора.
Отмена 6й статьи Конституции (об однопартийной системе). Выборы президента РСФСР.
Государственный переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ.
Первые годы существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993г.).
Увеличение внешнего долга страны. Чеченский кризис. Отставка Б.Н.Ельцина.

Россия в начале ХХI века.
Приход к власти В.В.Путина. Территориальная реформа. Экономические и социальные реформы 2000-х гг. Д. А. Медведев – новый
президент РФ. Политика развития современных технологий.
Борьба с международным терроризмом. Присоединение Крыма (2014г).
Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на международных соревнованиях. Духовное возрождение России.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
п/п

1.

Тема

Виды деятельности

Великая российская Выявлять причины, ход, участников революции 1917г.
революция
и Объяснять и приводить примеры общественных настроений и запросов разных слоев
общества в борьбе с правительством и императором Николаем II.
Гражданская война
Характеризовать особенности влияния различных партий на возникновение двоевластия
в Петрограде в феврале 1917г.
Объяснять цель и действия В.И.Ленина и партии большевиков в борьбе за власть с
Временным правительством и с другими партиями.
Объяснять новые слова и понятия.
Работать с лентой времени, отмечать наиболее важные события периода 1914-1920гг.
Объяснять причины гражданской войны.
Знать имена исторических деятелей: сторонников Белого движения и их противников –
руководителей советской власти, военачальников РККА.
Рассказывать о деятельности коммунистов в борьбе с неграмотностью; о создании
пролетарской культуры.
Знать имена деятелей русской культуры и героев Гражданской войны.
Знать памятные места, их названия, а также события, отражающие историю революции
и Гражданской войны в регионе Ростовской области.
Высказывать свое отношение к изучаемым событиям революции, гражданской войне,
действиям исторических персон.
Работать с картой, объяснять значение новых слов и понятий.
Выявлять причины возникновения крестьянских бунтов и выступлений против власти
большевиков в 1920-1930гг.
Выявлять причины восстания в Кронштадте, описывать ход восстания, участников и его
итоги.

Кол – во
часов
4

Находить в тексте примеры, разъясняющие причины противостояния стран Европы с
большевистской Россией.
Показывать на карте страны, которые поддерживали торговые отношения с Россией в
1920 годах.
Самостоятельно рассказывать об изменениях в промышленности и сельском хозяйстве в
период нэпа.
Делать выводы о значении плана ГОЭЛРО для экономической, социальной и
культурной жизни Советской России в 1920 годы.
Обозначать на ленте времени дату основания СССР, объяснят смысл понятий в
аббревиатуре СССР и в других сокращенных словах.
Определять причины создания СССР в контексте экономики, государственнотерриториального устройства, культурных связей между автономными республиками.
Показывать на карте и называть РСФСР, другие республики в составе СССР.
Знать краткую биографию о В.И.Ленине, И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого – руководителях
партии и государства в период возникновения СССР.
Объяснять влияние культуры на развитие национальных окраин, приводить примеры
оказания помощи народам, ранее не имевшим доступа к благам цивилизации.
Знать особенности культуры родного региона в досоветский период (народы, традиции,
состояние культуры и образования).
Объяснять роль личности В.И.Ленина в истории СССР. Описывать памятные места
поселка, сохранивших в названии символы (события, героев советского периода).
Объяснять причины разногласий в руководстве партии в последние годы жизни
В.И.Ленина.
Выявлять причины укрепления и возникновения власти И.В.Сталина после смерти
В.И.Ленина.
Ориентироваться в направлениях развития плана индустриализации СССР.
Приводить примеры трудовых достижений советских людей при выполнении
пятилетних планов.
Объяснять смысл и содержание коллективных трудовых движений ударничества,
соцсоревнования и др.
Приводить примеры трудовых инициатив.
Сравнивать и делать самостоятельные выводы о промышленной революции и
коллективизации.
Обсуждать вопросы, касающиеся участия молодежи в улучшении жизни села, их
стремления к учебе, спорту, труду.

Советское
государство в 19201930 годы

2.

3.

СССР в Великой
Отечественной войне
(1945-1945)

Составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике.
. Обозначать на ленте времени дату основания СССР, объяснят смысл понятий в
аббревиатуре СССР и в других сокращенных словах.
Определять причины создания СССР в контексте экономики, государственнотерриториального устройства, культурных связей между автономными республиками.
Показывать на карте и называть РСФСР, другие республики в составе СССР.
Знать краткую биографию о В.И.Ленине, И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого – руководителях
партии и государства в период возникновения СССР.
Объяснять влияние культуры на развитие национальных окраин, приводить примеры
оказания помощи народам, ранее не имевшим доступа к благам цивилизации.
Знать особенности культуры родного региона в досоветский период (народы, традиции,
состояние культуры и образования).
Объяснять роль личности В.И.Ленина в истории СССР. Описывать памятные места
поселка, сохранивших в названии символы (события, героев советского периода).
Объяснять причины разногласий в руководстве партии в последние годы жизни
В.И.Ленина.
Выявлять причины укрепления и возникновения власти И.В.Сталина после смерти
В.И.Ленина.
Ориентироваться в направлениях развития плана индустриализации СССР.
Приводить примеры трудовых достижений советских людей при выполнении
пятилетних планов.
Объяснять смысл и содержание коллективных трудовых движений ударничества,
соцсоревнования и др.
Приводить примеры трудовых инициатив.
Сравнивать и делать самостоятельные выводы о промышленной революции и
коллективизации.
Обсуждать вопросы, касающиеся участия молодежи в улучшении жизни села, их
стремления к учебе, спорту, труду.
Составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике.
Знать дату нападения Германии на Польшу.
Рассказывать о действиях правительства СССР по укреплению западных границ.
Объяснять причины сближения Англии и США с СССР в противостоянии фашистской
Германии.
Указывать причины неготовности Красной Армии к войне с Германией.
Сравнивать и делать выводы по данным боевой, технической, кадровой подготовке в

10

армии СССР накануне войны.
Называть имена, фамилии руководителей СССР, США, Англии, Германии в период
1941-1945гг, узнавать их на фотоснимках.
Обозначать на ленте времени дату нападения Германии на СССР, объяснять замыслы
Гитлера по разгрому СССР и преимущества его армии в начале войны.
Объяснять действия руководства СССР по мобилизации населения страны.
Показывать на карте основные направления фронтов Красной Армии в начале войны.
Рассказывать об обороне и защите Москвы, приводить примеры подвигов защитников
Москвы.
Делать самостоятельные выводы о возможности проявления планов Гитлера по захвату
столицы СССР, об укреплении авторитета Красной Армии и всего Советского народа
после разгрома немцев под Москвой.
Показывать на карте регионы эвакуации промышленных предприятий, культурных
ценностей, населения и др.
Рассказывать об условиях жизни и работы людей на военных и гражданских
предприятиях, приводить примеры иллюстрирующие призыв «Все для фронта, все для
победы!».
Давать нравственные оценки труженикам тыла, участникам подполья, примером
военных и гражданских подвигов в тылу и на фронтах.
Знать героическую историю обороны Севастополя, ход боевых действий
Сталинградской битвы и ее итоги.
Знать имена защитников и военачальников Сталинградской битвы, условия и причины
исторической победы, ее влияние на дальнейший ход боевых действий Советской
Армии в войне с Германией.
Давать оценку преступлениям фашистов, а также оценивать героев – защитников
Отечества.
Знать карту движения Советских войск при освобождении Европы от немецких
оккупантов, отмечать на ленте времени:
Дату освобождения Ленинграда, Сталинграда, Крыма, Севастополя.
Самостоятельно делать выводы об историческом значении освобождения этих
территорий от захватчиков.
Объяснять значение открытия второго фронта в Европе и решений Ялтинской
конференции в реализации интересов СССР, Англии, США по итогам войны.
Называть дату взятия Берлина, имена и фамилии советских бойцов, водрузивших флаг
Победы над Рейхстагом.

4.

Знать имена 3-5 имен выдающихся советских полководцев (Жуков, Рокоссовский,
Баграмян, Конев).
Знать итоги Нюрнбергского процесса.
Знать дату Великого Парада Победы, описать это событие.
Знать дату празднования Дня Победы, объяснять значение движения « Бессмертный
полк»
Объяснять и приводить примеры усиленного авторитета СССР в мире после окончания
Послевоенное
войны.
развитие СССР.
Называть причины противостояния двух общественно-политических систем
Российская
социалистической и капиталистической.
Федерация в конце
ХХ- начале ХХI века. Называть и показывать на карте страны СЭВ и ведущие страны НАТО.
Описывать трудности и проблемы жизни советских людей в послевоенный период и
задачи руководства СССР по восстановлению экономики., промышленности, сельского
хозяйства.
Объяснять причины усиления культа личности Сталина и нагнетание репрессивных
методов в конце 1940-1950-х годов. Приводить примеры изменений в общественной,
научной, культурной жизни советских людей к началу 1950-х гг. (литература, кино,
научные достижения и др.).
Понимать смысл и значение развенчания культа личности Сталина для дальнейшего
развития советского общества.
Анализировать и делать выводы о хозяйственно-экологической деятельности
Н.С.Хрущева (успехи и ошибки).
Объяснять значение идей о мирном сосуществовании государств с разным социальнополитическим устройством.
Знать об исторических успехах СССР в науке, космосе, оттепели в искусстве, а также о
качестве жизни советских людей в конце 1950-1960-х годов.
Знать об основных направлениях развития СССР в период правления Л.И.Брежнева:
путь к «развитому социализму», реформы в промышленности и сельском хозяйстве,
зависимость от добычи нефти и газа.
Называть причины ухудшения общественного настроения и жизни людей в эпоху
«застоя».
Назвать достижения СССР в спорте, культуре, уметь приводить примеры на основе
учебных текстов.
Рассказывать о начальных этапах перестройки, попытках экономических реформ и их
кризисе.

10

Объяснять значение политики гласности и перестройки в процессах окончания
холодной войны войны и отказа от противостояния с Западом. Личность М.С.Горбачева
и Б.Н.Ельцина.
Называть причины распада СССР и смены политической власти.
Объяснять значение новых слов и понятий.
Знать дату образования Российской Федерации и ее государственные символы.
Знать о смене президентов (2000, 2004, 2008, 2012, 2018, личность В.В.Путина).
Объяснять значение реформ: соблюдение конституционных норм на территории РФ,
стабилизация и улучшение жизни населения, подъем экономики, поддержка малого и
среднего бизнеса, развитие технологий и др.
Приводить примеры реализации национальных проектов. Приводить примеры
нравственного, культурного возрождения России в период с 2000-по 2014г.
Объяснять значение понятий патриот России, народное единство, благополучие и
процветание Отечества, духовные ценности.
Итого

34

Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса
История Отечества учебник для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. И.М. Бгажнокова, Л.В.
Смирнов,И.В.Карелина М. Просвещение, 2022г.

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№п/п

Тема
Великая российская революция и Гражданская война

Количеств
очасов
4

Дата

1

Великая российская революция: февраль

1

5.09.22

2

Великая российская революция: октябрь

1

12.09.22

3

Установление советской власти

1

19.09.22

4

Гражданская война 1918-1920 годов.

1

26.09.22

5-6

Советское государство в 1920-1930 годы.
Советская Россия в первой половине 1920-х годов.

10
2

7-8

Новая экономическая политика (нэп).

2

9-10

Образование Союза Советских Социалистических Республик. (СССР)

2

11-12

Индустриализация в СССР.

2

13-14

СССР накануне Второй мировой войны.

2

СССР в Великой Отечественной войне (1945-1945)

10

15-16

Накануне Великой Отечественной войны.

2

17-18

Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941-осень 1942года)

2

19-20

Все для фронта, все для Победы.

2

21-22

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943год)

2

План

3.10.22
10.10.22
17.10.22
24.10.22
7.11.22
14.11.22
21.11.22
28.11.22
5.12.22
12.12.22
19.12.22
26.12.22
16.01.23
23.01.23
30.01.23
6.02.23
13.02.23

Факт

23-24

Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945 года)

25-26

Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ- начале ХХI 10
века.
СССР после войны
2

27-28

Пора «оттепели» (середина 1950-первая половина 1960гг.)

2

29-30

Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису

2

31-32

Распад СССР. Россия в 1990-е годы.

2

33-34

Россия в начале ХХI века.

2

Итого: 34 часа

2

20.02.23
27.02.23
6.03.23

13.03.23
20.03.23
3.04.23
10.04.23
17.04.23
24.04.23
1.05.23
8.05.23
15.05.23
22.05.23

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».