Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе (вариант 2) составлена на основе
примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
Примерная
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2017. – 365 с.;
Учебный план КГОБУ Николаевская КШИ на 2022/2023 учебный
год
Цель учебного предмета:
формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации
(вербальных и невербальных).
Задачи учебного предмета:
•
Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
•
Развивать понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий,
неспецифических жестов.
•
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
•
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
•
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
•
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выраженияиндивидуальных
потребностей;
•
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками с изображениями объектов и действий путем указания
на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
Описание места учебного предмета
В соответствии с учебным планом 7 класс – количество часов в неделю 2, количество недель 34, количество часов заучебный год 68.
№
Название раздела
п
Количес
твочасов
/п
1
Коммуникация.
16 ч.
2
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
35 ч.
коммуникации.
3
Чтение и письмо.
17 ч.
Итого
68 ч.
Содержание учебного предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния
собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её
звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему:
поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком
(словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение
жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих
желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение
за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён
членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому
составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Называние
(употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулятьи др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление)
слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Ответы на
вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составлениерассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному
графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Экспрессия с использованиемсредств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова.
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по
содержанию текста с использованием графического изображения. Составление рассказа по последовательнопродемонстрированным действиям
с использованием графического изображения. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического
изображения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок сиспользованием графического изображения.
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения.
Чтение и письмо
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использованиекарточек с
напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание (различение) образов графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Узнавание звука
в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение
слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых предметных результатов
Предметные:
использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия;
проявление интереса к пальчиковым играм.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:выражать общепринятые
нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами; поддерживать положительные формы взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разныхситуациях
взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
Ожидаемые результаты работы по формированию базовых учебных действий
В результате работы по программе у обучающихся сформируются:
личностные БУД: развитие любознательности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;развитие внимания,
настойчивости, умения преодолевать трудности, воспитание ответственности за начатое дело; развитие навыков сотрудничества со
сверстниками.
регулятивные БУД: умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия; умения выполнять задание в течение определенного периодавремени, от начала до конца, с
заданными качественными параметрами.
познавательные БУД: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции
педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
коммуникативные БУД: умение находиться и обучаться в среде сверстников; умение к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию
с группой обучающихся.
Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического
развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показатели сформированности представлений:
представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);
представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете
(использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой:
прямой);
представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование спериодической подсказкой:
косвенной);
представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой:вербальной);
представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование). Показатели восприятия
материала:
понимает без визуализации;
понимает без визуализации частично;
не понимает без визуализации;
понимает с наглядным подкреплением;
понимает с наглядным подкреплением частично;
не понимает. Показатели самостоятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
действие выполняется ребенком самостоятельно.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей
психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Оценка качества усвоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР программы по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» осуществляется на основе анализа результатов учебных умений учащихся по баллам. Результаты
анализа: 0 баллов — не проявляет данное умение; 1 балл — демонстрирует умение с помощью учителя; 2 балла — допускает ошибки при
демонстрации умений; 3 балла — демонстрирует умение самостоятельно.
Календарно-тематическое планирование
Наименование
раздела
Тема уроков
Номер
урока
Предложение
«Здравствуй школа!»Предложение. Первое слово в
предложении. Знаки препинания в конце
предложения.
1 01.09.2022
01.09.2022
Схема предложения.Нахождение предложения по
его схеме.
2 05.09.2022
05.09.2022
Вставь в предложение подходящее по смыслу
слово.Составление предложений по опорным
картинкам.
3 08.09.2022
08.09.2022
Распространение предложений.Составление
предложений используя слова – опоры. Работа с
деформированным текстом.
4 12.09.2022
12.09.2022
План
Факт
Слово
Обобщающие понятия. Овощи. Разделение слов по
группа.Составление и чтение слов по слогам.
5 15.09.2022
15.09.2022
Нахождение и выделение слогов в начале
слова.Нахождение и выделение слогов в конце
слова.
6 19.09.2022
19.09.2022
Обобщающие понятия. Фрукты.Разделение слов по
группа.
7 22.09.2022
22.09.2022
Составление и чтение слов по слогам. Нахождение и
выделение слогов в начале слова.
8 26.09.2022
26.09.2022
Нахождение и выделение слогов в конце
слова.Обобщающие понятия. Игрушки.
9 29.09.2022
29.09.2022
10 03.10.2022
03.10.2022
Разделение слов по группа.Составление и чтение
слов по слогам.
Нахождение и выделение слогов в начале
слова.Нахождение и выделение слогов в конце
слова.
11 06.10.2022
06.10.2022
Составление предложений с пройденными
словами.Называние (узнавание) своего имени.
12 10.10.2022
10.10.2022
Написание своего имени. Контрольная работа за
1четверть.
13 13.10.2022
13.10.2022
Контрольная работа за 1четверть. Работа над
ошибками.Называние (узнавание) своей фамилии.
14 17.10.2022
17.10.2022
Написание своей фамилии. Нахождение своего
имени в предложении.
15 20.10.2022
20.10.2022
Звуки и буквы
Называние (узнавание) имён одноклассников.
Написание (соотнесение) имён одноклассников с
фотографией.
16 24.10.2022
24.10.2022
Нахождение своего имени среди других
имён.Составление и запись предложения с
именами.
17 07.11.2022
07.11.2022
Различение звуков и букв.Слова сходные по
звучанию.
18 10.11.2022
10.11.2022
Нахождение звука в конце слова.Нахождение звука
в начале слова.
19 14.11.2022
14.11.2022
Нахождение своего имени по звуку в начале
слова.Запись и выделение букв, с которых
начинаются имена детей.
20 17.11.2022
17.11.2022
Чтение слов по слогам. Выделение первой и
последней буквы в словах.Чтение и запись слов по
слогам (с опорой на картинку) Выделение первой и
последней буквы в словах.
21 21.11.2022
21.11.2022
Алфавит.Расположение слов в алфавитном
порядке.Запись слов в алфавитном порядке.
22 24.11.2022
24.11.2022
Составление списка учащихся по алфавиту.Запись
списка учащихся в алфавитном порядке.Гласные
звуки и буквы. Выделение гласных звуков из речи.
23 28.11.2022
28.11.2022
Произнесение и нахождение гласных букв в
словах.Произнесение, нахождение и запись гласных
букв.
24 01.12.2022
01.12.2022
Выделение гласных звуков из текста.Согласные
звуки и буквы. Выделение гласных звуков из речи.
25 05.12.2022
05.12.2022
Произнесение и нахождение согласных букв в
словах.Произнесение, нахождение и запись
согласных букв.
26 08.12.2022
08.12.2022
Выделение гласных звуков из текста.Слова, которые
различаются одним звуком. Изучение схем слов.
27 12.12.2022
12.12.2022
Слова, которые различаются одним звуком.
Соотнесение слов с картинкой и их запись.
Контрольная работы за 2 четверть.
28 15.12.2022
15.12.2022
Контрольная работы за 2 четверть. Работа над
ошибками.Слова, которые различаются количеством
звуков.Изучение схем слов. Соотнесение слов со
схемой.
29 19.12.2022
19.12.2022
Слова, которые различаются количеством
звуков.Соотнесение слов с картинкой и их
запись.Слова, которые различаются
последовательностью звуков.
30 22.12.2022
22.12.2022
Слог
Слова, которые различаются последовательностью
звуков. Слова, которые различаются
последовательностью звуков. Составление из букв
слов и их запись.
31 26.12.2022
26.12.2022
Ударение в словах. Письмо слов, нахождение и
выделение ударной гласной.
32 29.12.2022
29.12.2022
Выделение ударного гласного в слове.Нахождение и
выделение в словах ударной гласной.
33 12.01.2023
12.01.2023
Контрольное списывание. Ударение в двусложных
словах.
34 16.01.2023
16.01.2023
Деление слов на слоги.Составление слов из слогов.
35 19.01.2023
19.01.2023
Гласные в образовании слогов.Гласные в
образовании слогов. Запись слов с пропущенными
гласными.
36 23.01.2023
23.01.2023
Определение ударного слога в словах.Ударные и
безударные слоги.
37 26.01.2023
26.01.2023
Выделение безударных гласных в словах.Перенос
слов по слогам.
38 30.01.2023
30.01.2023
Правила переноса, где слог-гласная
буква.Контрольное списывание.
39 02.02.2023
02.02.2023
Чтение четверостиший по слогам.Деление слов в
предложениях на слоги.
40 06.02.2023
06.02.2023
Парные звонки и
глухие согласные
Деление слов со звуками И-Й на слоги. Их
различение.Деление слов со звуком И на слоги.
41 09.02.2023
09.02.2023
Деление слов со звуком Й на слоги.Словародственники. Нахождение слов в предложениях по
смыслу.
42 13.02.2023
13.02.2023
Различай Р-Л. Нахождение букв Р-Л в выделенных
словах.
43 16.02.2023
16.02.2023
Различай Б-П. Запись слогов, слов с пропущенными
буквами б-п. Соотнесение слов с картиной.
44 20.02.2023
20.02.2023
Различай В-Ф. Запись слогов, слов с пропущенными
буквами в-ф. Соотнесение слов с картиной.
45
Различай Г-К. Запись слогов, слов с пропущенными
буквами г-к. Соотнесение слов с картиной.
46 27.02.2023
27.02.2023
Различай Д-Т.Запись слогов, слов с пропущенными
буквами д-т. Соотнесение слов с картиной.
47 02.03.2023
02.03.2023
Различай Ж-Ш.Запись слогов, слов с пропущенными
буквами ж-ш. Соотнесение слов с картиной.
48 06.03.2023
06.03.2023
Различай З-С.Запись слогов, слов с пропущенными
буквами з-с. Соотнесение слов с картиной.
49 09.03.2023
09.03.2023
Шипящие и
свистящие
согласные
Контрольная работа за 3 четверть.Контрольная
работа за 3 четверть. Работа над ошибками.
50 13.03.2023
13.03.2023
Звонкие и глухие согласные.
51 16.03.2023
16.03.2023
Шипящие согласные: Ж, Ш, Ч, Щ.Выделение
шипящих согласных из речи и их запись.
52 20.03.2023
20.03.2023
ЖИ – ШИ. Нахождение и чтение выделенных
слов.Выделение при письме ЖИ – ШИ в словах.
53 23.03.2023
23.03.2023
ЧА – ЩА. Нахождение и чтение выделенных
слов.Выделение при письме ЧА – ЩА в словах.
54 03.04.2023
03.04.2023
Гласные буквы Е,
Ё, Ю,Я в начале
слова или слога.
ЧУ-ЩУ. Нахождение и чтение выделенных
слов.Выделение при письме ЧУ – ЩУ в словах.
55 06.04.2023
06.04.2023
Свистящие согласные: С, З, Ц.Выделение шипящих
согласных из речи и их запись.
56 10.04.2023
10.04.2023
Различай шипящие и свистящие согласные.Шипящие
и свистящие согласные. Запись слогов, слов.
57 13.04.2023
13.04.2023
Буква Е в начале слова или слога. Выделение из речи
слогов и слов с буквой Е. Запись слогов и слов с
буквой Е.
58 17.04.2023
17.04.2023
Буква Ё в начале слова или слога. Выделение из речи
слогов и слов с буквой Ё.Запись слогов и слов с
буквой Ё.
59 20.04.2023
20.04.2023
Слово
Буква Ю в начале слова или слога. Выделение из
речи слогов и слов с буквой Ю.Запись слогов и слов с
буквой Ю.
60 24.04.2023
24.04.2023
Буква Я в начале слова или слога. Твёрдые и мягкие
согласныеГласные ы-и после согласных.
61 27.04.2023
27.04.2023
Гласные о-ё после согласных.Гласные у-ю после
согласных.
62 04.05.2023
04.05.2023
Гласны а-я после согласных.Мягкий знак (ь) на конце
слова.
63 11.05.2023
11.05.2023
Названия предметов. Предмет и его значение.
Замена нарисованных предметов в тексте их
названиями.
64 15.05.2023
15.05.2023
Названия предметов, отвечающих на вопрос
«Что?».Запись вопроса «Что?» к словам.
65 18.05.2023
18.05.2023
Названия частей предмета.Запись предмета и его
частей, постановка вопроса к словам.
66 22.05.2023
22.05.2023
Различия сходных предметов и их названия.
Нахождение пропущенных слов в предложении.
67 25.05.2023
25.05.2023
Итоговая контрольная работа. Работа над
ошибками.Названия предметов, отвечающих на
вопрос «Кто?».Запись вопроса «Кто?» к словам.
68 29.05.2023
29.05.2023