РП АООП (УО) по окружающему социальному миру 7 класс на 2022-2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему социальному миру разработана в соответствии АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов::
1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2024 №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МАОУ Южно-Дубровинской СОШ.
4.Учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год.
5.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным
врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528 .
.
Цель:  формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах
поведения Задачи:  знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), 

формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в
нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети
с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в
жизнь общества. Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и
общепринятых правилах поведения. Задачи: - знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения), - формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение
окружающих предметов, действия с ними). В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями
окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать
связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице,
дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы
поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать
у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной
ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений,
умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе

работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в
местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными
организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно
общепринятым нормам поведения.
Возможные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты: - осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как
«Я»; - социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности; - владение навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме; - оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная
ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах; - владение правилами
поведения в учебной ситуации; - уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям; - доброжелательность, эмоциональная
отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других; - владение навыками сотрудничества со взрослыми и
детьми в разных социальных ситуациях доступным образом; - владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации; владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Предметные результаты: 1. Представления о мире, созданном руками человека: - интерес к объектам, созданным человеком: •
представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о
транспорте и т.д.; • умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных
местах. 2. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей: - представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно
социальным ролям в различных ситуациях; - применять опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; - умение
соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая

адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 3. Развитие межличностных и групповых отношений:
- иметь представления о друзьях, товарищах, сверстниках; - умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи,
умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание; - умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности. 4. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: - иметь представление о
праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; - уметь использовать простейшие эстетические ориентиры/эталоны
о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности; - умение соблюдать традиции семейных, школьных,
государственных праздников. 5. Представления об обязанностях и правах ребенка: - иметь представления о социальных роях ребенка в
школе и дома, в транспорте, в поликлинике, в магазине, о правилах поведения в школе и в общественных местах. 6. Представление о городе,
стране проживания Россия: - иметь представление о государственной символике (флаг, герб, гимн).
Содержание предмета Окружающий социальный мир
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и
материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». Школа: Узнавание (различение) помещений
школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе.
Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков
школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения
зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта,
мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для
рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение)
мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений
(чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку. Квартира, дом, двор: Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно,
дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский,

дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение
правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения
лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком,
не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым
замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел,
балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер
квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей
территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья,
место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы),
водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение)
правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы),
грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил
поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные).
Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон,
компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер
и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование
(связь, игра и т.п.), выключение. Предметы быта: Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание
правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван,
шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная,

кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная
доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник,
зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра,
бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение)
частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов). Продукты питания: Узнавание (различение) напитков (вода, чай,
сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных
продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным
продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса,
ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).
Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание
(различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих
обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки
(приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия
(макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных
изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох),
требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп
и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета,
шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий. Предметы и материалы, изготовленные человеком: Узнавание свойств бумаги
(рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по
фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание

(различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств
дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка,
деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность,
непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).
Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро,
игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда,
скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые
приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). Город: Узнавание (различение) элементов городской
инфраструктуры (районы (Завеличье, Запсковье и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки).
Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк,
сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр
(кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание
(соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка
(«зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание
(различение) достопримечательностей города (например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине Ольге, памятник
героям-десантникам и др.). Транспорт: Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения
наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного

транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства.
Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного
транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание
(различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте.
Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).
Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности
с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и
др.). Традиции, обычаи: Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).
Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание
нравственных традиций, принятых в православии. Страна: Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание
названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская
Галерея, Большой театр) на фото, видео. Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание
достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов,
удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий
России. Знание выдающихся людей России.

Тематический план
7 класс
Учебная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п

Наименование

разделов

Всего часов

1

Школа.

11 часов

2

Квартира, дом, двор.

8 часов

3

Транспорт.

6 часов

4

Продукты питания

7 часов

5

Предметы быта

15 часов

6.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

6 часов

7.

Город

7 часов

8.

Традиции и обычаи

5 часов

9.

Страна

3 часа
Итого 68 часов

Приложение к программе №1
Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
7 класс
1 четверть (16 часов)
2 часа в неделю
№
п\п
1

2-3

Тема урока

Цель урока

Виды деятельности

Школа – 11 часов
1 сентября - День Знаний!
Отрабатывать умения собираться в Работа с предметными и
школу, называть адрес школы,
сюжетными картинками,
повторить правила поведения в
пиктограммами, работа с
школе
индивидуальными карточками.
Работа с карточками напечатанных
слов
Дид упр «Собираемся в школу»,
«Что лишнее?»
Профессии работников школы Совершенствовать умения
Работа с предметными и
различать профессии людей,
сюжетными картинками,
работающих в школе.
пиктограммами,
работа с индивидуальными
карточками.
Работа с карточками напечатанных
слов
Дид упр «Кому что нужно для
работы», «Найди тень», «Что
лишнее?», «Разрезные картинки»

Кол-во
часов
1ч

2ч

Дата
планир
фактич

4-5

Мое расписание в школе.

Учить узнавать и различать
учебные предметы в расписании
на учебный день.
Формировать умение составлять
расписание уроков по инструкции
учителя.

6

Школьный двор

Отрабатывать умения различать
разные участки школьного двора,
пользоваться ими в соответствии с
их назначением, соблюдать
правила поведения на территории
школьного двора.

7-8

Я в коллективе.

Совершенствовать умения
соблюдать правила
взаимодействия в коллективе,
проявлять дружеские чувства.

910

Многообразие потребностей
человека.

Познакомить с многообразием
потребностей и возможностями
человека, учить сопоставлять свои

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
работа с индивидуальными
карточками.
Работа с карточками напечатанных
слов
Работа с модулями, алгоритмами
«Мое расписание», «Мой учебный
день».
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
работа с индивидуальными
карточками.
Работа с карточками напечатанных
слов
Работа с модулями и схемами «Наш
двор».
Практическое занятие
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Можно или нельзя», «Кто
поступил не верно?», «Исправь
ошибку»
Работа с пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов.

2ч

1ч

2ч

2ч

желания со своими
возможностями.

работа с индивидуальными
карточками.
Работа с модулем «Потребности
человека» - «Физиологические»,
«Образование», «Семья и
общение», «Безопасность и
сохранение здоровья»,
работа с игровыми проблемными
ситуациями

11

Обобщающий урок по разделу Проверить уровень знаний по
«Школа»
изученным темам.

Работа с предметными и
сюжетными иллюстрациями,
пиктограммами.
Работа с карточками напечатанных
слов
интерактивное оборудование
Квартира, дом, двор – 5 часов
Расширить представления о типах Работа с предметными и
и видах домов.
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Найди тень», «Найди
отличия».
Расширить представления о
Работа с предметными и
помещениях и назначении комнат сюжетными картинками,
в частном доме.
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов
работа с индивидуальными
карточками.

1ч

9

Дом, в котором мы живем.

1ч

14

Частный дом. Помещения
дома и их назначение.

1ч

15

Территория двора, его части.
Назначение.

Расширить представление о
территории двора и его
назначении.

16

Коммунальные удобства, их
назначение.

Формировать умения пользоваться
коммунальными удобствами по
назначению.

Дид упр «Строим по порядку»,
«Подбери пару»
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Осколочные картинки»,
«Напечатанные слова».
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов
работа с индивидуальными
карточками.
Практическая деятельность.

1ч

2ч

Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
7 класс
2 четверть (16 часов)
2 часа в неделю
№
п\п
1

Тема урока

Правила повседневной

Цель урока

Виды деятельности

Квартира, дом, двор – 3 часа
Совершенствовать умения
Работа с предметными и

Кол-во
часов
2ч

Дата
планир
фактич

2

3

4

уборки.

соблюдать правила повседневной
уборки.

сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Практическая деятельность.
Дид упр «Алгоритм уборки
помещения (квартиры, дома)»,
«Какой инвентарь нужен для
уборки?»
Обобщающий урок по разделу Проверить уровень знаний по
работа с предметными и
«Квартира, дом, двор»
изученным темам.
сюжетными иллюстрациями
пиктограммы
интерактивное оборудование
Продукты питания -7 часов
Мясные продукты, готовые к
Расширять представления о
Работа с предметными и
употреблению
мясных продуктах, готовых к
сюжетными картинками,
употреблению
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Выбери мясные
продукты, готовые к
употреблению», «Обведи по
точкам»

1ч

1ч

5

Правила покупки и хранения
мясных продуктов, готовых к
употреблению.

Учить соблюдать правила покупки
и хранения мясных продуктов,
готовых к употреблению.

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Какая вывеска
подходит к мясному отделу?»,
«Выбери продукты, которые
хранятся в холодильнике»

1ч

6

Мясные продукты,
требующие обработки
(приготовления).

Расширять представления о
мясных продуктах, требующих
обработки (приготовления).

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Осколочные
картинки», «Что лишнее?»

1ч

7

Правила покупки и хранения
мясных продуктов,
требующих обработки и
приготовления.

Учить соблюдать правила покупки
и хранения мясных продуктов,
требующих обработки и
приготовления

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Составь алгоритм
покупки», «Выбери отдел
холодильника для хранения

1ч

продуктов»
8

Способы приготовления
мясных продуктов,
требующих обработки и
приготовления.

Познакомить со способами
приготовления мясных продуктов,
требующих обработки и
приготовления.

9

Планирую покупку крупы.

Учить составлять список круп для
приобретения.

10

11
12

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Выбери посуду для
приготовления», «Как ты
будешь готовить? Расставь
цифры»

1ч

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Угадай крупу на
ощупь», «Составляю
продуктовую корзину», «Я
планирую купить»
Обобщающий урок по разделу Проверить уровень знаний по
работа с предметными и
«Продукты питания»
изученным темам.
сюжетными иллюстрациями
пиктограммы
интерактивное оборудование
Предметы, изготовленные человеком – 6 часов
Предметы, изготовленные из
Учить узнавать и различать
Работа с предметными и
металла
предметы, изготовленные из
сюжетными картинками,
металла (ведро, кастрюля, таз,
пиктограммами,

1ч

1ч

2ч

иголка).

1314

Свойства металлических
предметов.

Познакомить со свойствами
металлических предметов.

15

Назначение предметов,
изготовленных из металла.

Расширять представления о
назначении предметов,
изготовленных из металла.

16

Обобщающий урок по разделу Проверить уровень знаний по
«Предметы, изготовленные
изученным темам.
человеком»

Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Покажи и назови»,
«Что лишнее», «Соедини по
точкам»
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Проведение элементарных
опытов.
Дид упр «Твердый-мягкий –
легкий- тяжелый»,
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Выбери только
металлические предметы»,
«Подбери пару»
работа с предметными и
сюжетными иллюстрациями
пиктограммы
интерактивное оборудование

2ч

1ч

1ч

Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
7 класс
3 четверть (20 часов)
2 часа в неделю
№
п\п

Тема урока

1-2

Я иду на день рождение.

3-4

«Кому что подарим?»

Цель урока

Виды деятельности

Традиции, обычаи - 5 часов
Учить планировать свои действия Работа с предметными и
при посещении праздника - выбор сюжетными картинками,
наряда, подарка.
пиктограммами,
Соблюдать правила поведения в
Работа с карточками
гостях и за столом.
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Выбираем подарок
правильно», «Поздравительная
открытка», «Одинаковые
подарки».
Учить подбирать подарок для
Работа с предметными и
праздника, обосновывая свой
сюжетными картинками,
выбор.
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Купи подарок другу»,

Кол-во
часов
2ч

2ч

Дата
планир
фактич

5

6-7

8-9

1011

«Продолжи предложение. Мне
понравилась игра (книга)», «В
каком магазине будете
покупать». «Подарок своими
руками»
Обобщающий урок по разделу Проверить уровень знаний по
работа с предметными и
«Традиции, обычаи»
изученным темам.
сюжетными иллюстрациями
пиктограммы
интерактивное оборудование
Предметы быта – 15 часов
Кухонный инвентарь и его
Учить узнавать (различать)
Работа с предметными и
назначение.
кухонный инвентарь сюжетными картинками,
силиконовые и деревянные
пиктограммами,
лопатки, толкушка, скалка,
Работа с карточками
контейнеры для хранения;
напечатанных слов
формировать представление о
работа с индивидуальными
назначении кухонного инвентаря. карточками.
Дид упр «Разрезные картинки»,
«Какие предметы спрятались»,
«Подбери пару к кухонному
инвентарю»»
Соблюдение техники
Учить соблюдать технику
Работа с предметными и
безопасности при работе с
безопасности при работе с
сюжетными картинками,
кухонным инвентарем.
кухонным инвентарем.
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Составление схемы
по ТБ», «Опасно – безопасно»,
«Найди ошибки на рисунке»
Электробытовые помощники
Учить различать электробытовые
Работа с предметными и
в доме и их назначение.
приборы - холодильник,
сюжетными картинками,

1ч

2ч

2ч

2ч

стиральная машинка,
электромясорубка, электрическая
плита, использовать по
назначению.
Отрабатывать умение различать
электробытовые приборы по
назначению.
1213

Правила пользования
электробытовыми приборами.

Формировать умение соблюдать
правила пользования
электробытовыми приборами.

1415

Часы: механические (ручные,
настенные); электронные
(наручные, настенные),
песочные.

Расширить представление о часах
и их видах.

пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Напечатанные слова»,
«Разрезные картинки», «Найди
тень», «Найди отличия»
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Какой прибор
включен в розетку», «Какой
прибор лишний?», «Установи
взаимосвязь между прибором и
предметом».
Практическая работа с
электрическим чайником,
утюгом, микроволновой печью.
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Найди одинаковые
изображения», «Найди часы,
которые показывают

2ч

2ч

1617

Строение часов.

Познакомить со строением
механических часов: циферблат,
стрелки (минутная, секундная).

1819

Значение часов для человека.

Познакомить со значением часов
для человека.

20

Обобщающий урок по
разделам «Предметы быта»

Проверить уровень знаний по
изученным темам.

одинаковое время»
Работа с предметными и
2ч
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Конструирование модели часов.
Работа с предметными и
2ч
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Игра «Что можно сделать за
минуту?»
работа с предметными и
1ч
сюжетными иллюстрациями
пиктограммы
интерактивное оборудование

Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
7 класс
4 четверть (16 часов)
2 часа в неделю
№
п\п

Тема урока

1

Я еду в школу

2-3

Автовокзал города.

Цель урока

Виды деятельности

Транспорт - 6 часов
Учить совершать поездку в школу Работа с предметными и
на общественном транспорте.
сюжетными картинками,
пиктограммами, Работа с
карточками напечатанных слов,
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Правила дорожного
движения для пешеходов»,
«Правила поведения в
автобусе»
Практическая работа – поездка
в школу на общественном
транспорте.
Учить покупать билет в кассе
Работа с предметными и
автовокзала на общественный
сюжетными картинками,
транспорт.
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Работа с алгоритмом «Покупка
билета»,

Кол-во
часов
1ч

2ч

Дата
планир
фактич

Дид упр «Какой транспорт ты
знаешь?»,
Решение игровых проблемных
ситуаций «Забыли паспорт».
Практическая работа – покупка
билета в кассе автовокзала.
4

5

6

Такси и его назначение.

Учить совершать поездку на
транспорте – такси.

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Разрезные картинки»,
«Части машины».
Правила поведения и
Учить соблюдать правила
Работа с предметными и
безопасности при поездке в
поведения и безопасность при
сюжетными картинками,
такси.
поездке в такси.
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Работа с алгоритмом «Поездка
в такси».
Дид упр «Правила поведения
пешехода», «Можно или
нельзя».
Обобщающий урок по разделу Проверить уровень знаний по
работа с предметными и
«Транспорт»
изученным темам.
сюжетными иллюстрациями
пиктограммы
интерактивное оборудование
Город – 7 часов

1ч

1ч

1ч

7-8

Магазин одежды.

Формировать представление о
магазине одежды, об отделах
магазина.

910

Магазин обуви.

Формировать представление о
магазине обуви

1112

Магазин мебели.

Учить узнавать (различать)
магазин мебели, формировать
представление о назначении
магазина мебели.

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Назови одним
словом», «Составь из деталей
целое».
Экскурсия в магазин одежды.
Дид упр «Правила поведения в
магазине»
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Какой предмет
лишний», «Подбери обувь по
сезону».
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Расставим мебель в
комнаты», «Какой части мебели
не хватает»

2ч

2ч

2ч

13

14

15

16

Конструирование «Собери
мебель по схеме».
Обобщающий урок по разделу Проверить уровень знаний по
работа с предметными и
«Город»
изученным темам.
сюжетными иллюстрациями
пиктограммы
интерактивное оборудование
Страна – 3 часа
О символах моей страны.
Отрабатывать умение узнавать
Работа с предметными и
(различать) символы России.
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Силуэты», «Подбери
пару», «Разрезные картинки»
Мир, в котором я живу.
Формировать умение узнавать и
Работа с предметными и
различать национальности
сюжетными картинками,
народов России.
пиктограммами,
Работа с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дид упр «Разрезные картинки –
куклы в народных костюмах»,
«Найди одинаковые
изображения».
Обобщающий урок по разделу Проверить уровень знаний по
работа с предметными и
«Город»
изученным темам.
сюжетными иллюстрациями
пиктограммы
интерактивное оборудование

1ч

1ч

1ч

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».