РП по орксэ 4 класс за 2022-2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики
4 класс
Личностные результаты
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку
событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

о мировых религиях;

об основателях религий мира,

о священных книгах религий мира;

о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,

об искусстве в религиозной культуре;
узнают:

названия мировых религий,
имена основателей религий мира,
названия основных праздников религий мира,
особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:

воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

работать с различными источниками информации;

осуществлять творческую деятельность;

овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;





определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и
уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Содержание учебного предмета
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества( 4ч)
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и
жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у
человека, — его жизни.
Основы светской этики( 28ч)
Изучая основы светской этики учащиеся 4 класса знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за
столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не
обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения
учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Учащимся 4 класса интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и
понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников 4 класса вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать,
участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье,
уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных
представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья»,

«Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и
традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя
родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании
труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи
взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из
спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики
осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого
народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей
коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
«Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества,
рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается
формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей
возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
Повторение( 1ч)
Учащиеся выполняют обобщающий тест
Защита проектов( 1ч)

Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы по
Основам религиозных культур и светской этики 4 класс
№п/п

1
2
4
5

Тема
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Введение в предмет
Россия - наша Родина.
Основы светской этики
Этика и этикет
Вежливость

Количество
часов
4
2
2
28
2
2

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Добро и зло
Дружба и порядочность
Честность и искренность
Гордость и гордыня
Обычаи и обряды русского народа
Терпение и труд.
Семья
Семейные ценности и традиции
Сердце матери
Правила твоей жизни
Праздники народов России
Защитники Отечества.
Итоговое повторение.
Защита проектов
Итого

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
34

Приложение к рабочей программе

Календарно – тематическое планирование
№п/п

Тема

Содержание

Введение. Духовные ценности
и нравственные идеалы в
жизни человека и общества
1-2
Народы России, их духовно-нравственная культура.
Введение в предмет
Учебник «Основы светской этики», его структура.
Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Иметь представление о понятиях: этика, этикет,
светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего

Количество
часов
4

2

Дата
План

Факт

поведения; формулировать вопросы к тексту и
отвечать на них
3-4

Россия - наша
Родина.

Основы светской этики
5-6
Этика и этикет

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия,
национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять
значение однокоренных слов, происхождение названия
Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с
введением в него новых фактов
Иметь представление о понятиях: этика, этикет,
манеры, нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять
практические ситуации проявления этики и этикета в
повседневной жизни; проявлять стремление к добрым
поступкам

2

28
2

7-8

Вежливость

Умение слушать друг друга. Иметь представление о
понятиях: вежливость, уважение, тактичность,
скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в
разных жизненных ситуациях; соблюдать правила
вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь
подобрать к термину новое значение; говорить и
слушать, участвовать в беседе,
дискутировать, аргументированно обосновывать свою
точку зрения

2

9-10

Добро и зло

Иметь представление о понятиях: добро, доброта,
забота, щедрость, жадность, зло, тактичность,
сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих

2

ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок;
определять значения слов; соотносить понятия с
определениями; соотносить текст с рисунком;
применять правила разговорной речи; проявлять
заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи
людях
11-12

Дружба и
порядочность

Иметь представление о понятиях: дружба,
бескорыстие, порядочность, доверие, честность,
трудолюбие, бескорыстие, справедливость,
ответственность.
Уметь: выявлять общечеловеческие ценности;
соблюдать правила дружбы; дружески общаться в
коллективе; проявлять доброжелательность в классном
коллективе, уважение друг к другу; избегать
конфликтов, находить выход из спорных ситуаций,
относиться с пониманием к детям иной
национальности, цвета кожи, иных культурных
ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок

2

13-14

Честность и
искренность

Иметь представление о понятиях: честность,
искренность, правдивость, тактичность, репутация,
закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически
осмысливать свои поступки; оценивать позитивные
качества честности; проявлять честность по
выполнению правил поведения в школе и дома,
соблюдению законов; решать практические задачи и
рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить
иллюстрацию с текстом

2

15-16

Гордость и гордыня

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня,
самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

2

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость
за поступки героев России; раскрывать авторский
замысел художественного произведения
17-18

Обычаи и обряды
русского народа

Иметь представление о понятиях: обычай, обряд,
помолвка, венчание, бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки;
соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в
конце учебника; составлять план для сообщения;
работать с разнообразными источниками информации

2

19-20

Терпение и труд.

Иметь представление о понятиях: терпение, труд,
прилежание, старание, профессия, отдых, лень.
Уметь: заниматься самообслуживающим трудом;
выполнять порученное дело, практические задания;
бережно относиться к материальным и духовным
ценностям; давать определения понятий; отгадывать
ребусы, решать кроссворды

2

21-22

Семья

Иметь представление о понятиях: род, родословие,
семья, фамилия, христианство, христиане.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться
совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с
потребностями членов семьи; изготовить аппликацию;
ответить на вопросы анкеты; написать эссе;
подготовить фотогазету

2

23-24

Семейные ценности
и традиции

Иметь представление о понятиях: традиция, семья,
семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в
семье; обосновать свой ответ, сформулировать
собственные выводы; выявить различия понятий, дать
их определение; соотнести части пословиц; написать

2

мини-сочинение
25-26

Сердце матери

Иметь представление о понятиях: семья, любовь,
счастье, забота, терпение
Уметь: проявлять внимательное и уважительное
отношение к своим близким, к маме; анализировать
рассказы для детей; участвовать в классных играх;
структурировать учебный материал по предложенному
плану

2

27-28

Правила твоей
жизни

Иметь представление о понятиях: правила,
дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие,
вежливость
Уметь: выполнять требования соблюдения
дисциплины; заниматься самообслуживанием;
поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать
распорядок дня; выполнять правила личной
безопасности; определить свое поведение или свою
позицию, обосновать поступок

2

29-30

Праздники народов
России

Иметь представление о понятиях: праздник, религия,
христианство, мусульманство, буддизм, крещение,
свобода совести
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках;
проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к
их религии; соблюдать праздничный застольный
этикет; пользоваться справочниками и словарями
оформлять и представлять результаты труда, оценивать
свою деятельность

2

31-32

Защитники
Отечества.

Иметь представление о понятиях: Отечество,
защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам

2

Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны
1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах
России; определять значение красных дат календаря;
планировать и контролировать учебные действия,
33

Итоговое
повторение.

34

Защита проектов
Итого

Знать основное содержание учебника. Иметь
представление о важнейших понятиях;
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с
понятиями, пословицы с изученными темами;
выполнить тестовые задания

1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».