Планируемые результаты освоения учебного предмета "Обществознание". Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образо... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.01.2021 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 58 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты; 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Содержание учебного предмета «Обществознание» Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем Политика и власть. Государство. Р/К: Тюменская область как субъект РФ. Организация государственной власти. Политические режимы Правовое государство Гражданское общество и государство. Р/К: Характеристика местного самоуправления в регионе. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Р/К: Политические партии, и голосование Целевые ориентиры результатов воспитания. Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12-13 14 15-16 17 18-19 20 21 22 23 24 в нашем регионе. Межгосударственные отношения Обобщающий урок по теме « Политическая сфера жизни общества» Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Р/К: Обеспечение прав человека на территории региона Высшие органы государственной власти в РФ Россия-федеративное государство Судебная система РФ Правоохранительные органы РФ Тестовая работа теме « Политическая сфера жизни общества. Гражданин и государство». Роль права в жизни человека, общества и государства Правоотношения и субъекты права. Правоотношения и Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 юридическая ответственность. Гражданские правоотношения Право на труд. Трудовые отношения Семья под защитой закона Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения Правовое регулирование отношений в сфере образования Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Обобщающий урок по теме «Основы российского законодательства» Итоговое повторение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Итого: 34 часа Приложение к рабочей программе 1 Календарно-тематическое планирование № п/п № урока 1 1 2 2 3 3 4 5 6 4 5 6 7 7 8 8 Тема урока Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем Политика и власть. Кол-во Функциональная грамотность часов Политическая сфера жизни общества (11ч) 1 1 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. Определять наличие/отсутствие информации. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Дата план 06.09 13.09 Государство. Р/К: Тюменская область как субъект РФ. Организация государственной власти. Политические режимы Правовое государство Гражданское общество и государство. Р/К: Характеристика местного самоуправления в регионе. 1 20.09 1 1 1 27.09 04.10 11.10 Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения, их роль в 1 18.10 1 25.10 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста. Определять наличие/отсутствие информации Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста факт 9 9 10 10 11 11 общественной жизни Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Р/К: Политические партии, и голосование в нашем регионе. Межгосударственные отношения Обобщающий урок по теме « Политическая сфера жизни общества» 1 1 08.11 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.); Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста); Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. 1 15.11 22.11 Гражданин и государство (10ч) 12 12-13 13 14 14 15-16 15 17 Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Р/К: Обеспечение прав человека на территории региона Высшие органы государственной власти в РФ Россия-федеративное государство 2 29.11 06.12 1 13.12 2 1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 20.12 27.01 17.01 16 18-19 Судебная система РФ 2 17 20 1 18 21 Правоохранительные органы РФ Тестовая работа теме « Политическая сфера жизни общества. Гражданин и государство». 24.01 31.02 07.02 1 14.02 19 22 20 23 21 24 22 23 25 26 24 27 Основы российского законодательства (13ч) 1 Роль права в жизни человека, Находить и извлекать одну или несколько единиц общества и государства информации, расположенных в одном фрагменте текста Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Правоотношения и субъекты 1 права. Правоотношения и 1 юридическая ответственность. Гражданские правоотношения 1 1 Право на труд. Трудовые Понимать смысловую структуру текста (определять тему, отношения главную мысль/идею, назначение текста) Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Семья под защитой закона 1 21.02. 28.02. 07.03. 14.03. 21.03. 04.04. 25 28 26 29 27 30 28 31 29 32 30 33-34 Итого: 34 часа Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения Правовое регулирование отношений в сфере образования 1 11.04. 1 18.04. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Обобщающий урок по теме «Основы российского законодательства» Итоговое повторение 1 02.05. 1 09.05. 2 16.05. 23.05. 1 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. Оценивать полноту, достоверность информации Определять наличие/отсутствие информации. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 25.04. Приложение к рабочей программе №2 Практическая часть по учебному предмету «обществознание» Тема Тестовая работа теме « Политическая сфера жизни общества. Гражданин и государство». Дата 14.02.2023