РП по элективному курсу биологии 10, 11 класс на 2022-2023

1

Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 класса составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.Федеральногогосударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования(ПриказМинистерстваобразованияРоссии
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 г. № 413), с
изменениями и дополнениями от 29.06.2017г.
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.05.2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность».
4.Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
5.Учебного плана основных образовательных программ среднего общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023
учебный год
6.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год.
7. Спецификация экзаменационной работы по биологии для выпускников XI класса общеобразовательных учреждений 2022 года.
8. Биология 10-11 классы профильный уровень Авторы: В.К.Шумный, Г.М.Дымшиц Издательство Просвещение 2016
Предлагаемый элективный курс поддерживает базовые знания по биологии, предназначен для учащихся непрофильных классов. Курс
опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии основной школы.
Цель курса: обобщение знаний по курсу биология, подготовка учащихся к единому государственному экзамену по биологии.
Объём курса: 68 часов (,34 ч. – 10 класс, 34 ч – 11 класс).
Ведущие формы занятий – семинары, лекции, самостоятельная работа учащихся на образовательных сайтах Решу ЕГЭ, ЯКласс.
Задача курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ.
Проверка знаний осуществляется с помощью тестов в формате ЕГЭ. При подготовке отдельных тем учащиеся составляют таблицы, схемы.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового теста (демоверсии ЕГЭ)

2

Планируемые результаты освоения элективного курса по биологии
Учащийся научится:
 объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
 понимать и описывать особенности системного устройства органического мира и взаимосвязь его единиц, особенности строения
представителей основных типов, отделов, характеристику процессов жизнедеятельности основных представителей органического
мира.
 анализировать особенности строения и жизнедеятельности различных представителей органического мира;
 разнообразным способам работы с контрольно измерительными заданиями и систематизация знаний;
 понимать смысл, иметь представление об молекулярно – клеточных технологиях в области медицины,
 решать генетические и цитологические задачи;
 расширить представление о возможностях генетики, цитологии, селекции в современном мире;
 выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, дебатах;
 свободно пользоваться справочной и научно-популярной литературой по биологии;
 осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно – популярной
литературе, сети Интернет;
 составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
2.Содержание программы учебного курса
Курс «Многообразие органического мира» состоит из 7 разделов:
1 - Биология – наука о живой природе
2 - Клетка как биологическая система
3 - Организм как биологическая система
4 - Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека
5 - Человек и его здоровье
6 - Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.
7 - Экосистемы и присущие им закономерности
Изучение курса построено в направлении усложнения органического мира.
В разделе «Биология – наука о живой природе» изучаются достижения, методы исследования, роль биологии в познании окружающего мира и
практической деятельности человека.

3

Уделяется внимание вопросам: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз,
раздражимость, воспроизведение, развитие.
Рассматриваются уровни организации живой природы клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
В разделе «Клетка как биологическая система» учащиеся знакомятся с клеточной теорией, ее основными положениями, значением. Изучают
клеточное строение организмов, химический состав, выделяют сходство строения клеток всех организмов – основу единства органического мира,
доказательства родства живой природы, включены сведения об органических и минеральных веществах клетки и основных процессов,
протекающих в ней. Уделяется внимание способам деления клетки и последствиям, возникающим при нарушении деления. При изучении
нуклеиновых кислот и процессов биосинтеза белка формируются умения работать с генетическим кодом.
Раздел «Организм как биологическая система» знакомит учащихся с закономерностями наследования и изменчивости признаков, формируются
умения решать генетические задачи, применять знания в объяснении методов клеточной и генной инженерии, получении трансгенных организмов,
клонировании, их практическом значении, а также значение биотехнологии для развития селекции, охраны природы, сельского хозяйства и ряда
других отраслей производства.
В разделе «Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека»
учащиеся знакомятся с типами питания и тканями животных. Рассматривается вопрос о влиянии паразитарных одноклеточных и многоклеточных
организмов на жизнедеятельность человека и животных, об особенностях строения беспозвоночных и позвоночных животных, эволюции
основных систем органов животных.
Раздел «Человек и его здоровье» знакомит учащихся с действием гормонов на организм человека, механизмом иммунитета, влиянием условий
окружающей среды на сердечно - сосудистую и дыхательную системы. Рассматривается механизм действия ВИЧ-инфекции. Тема включает
региональный компонент: статистические данные о СПИДе по городу и области. В этом же разделе учащиеся изучают процессы кровообращения,
дыхания, выделения, пищеварения и виды регуляции, а также вопросы о влиянии вредных привычек на здоровье подростка, о профилактике
заболеваний, связанных с недостатком йода.
В разделе «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» изучаются вопросы о движущих силах эволюции, рассматриваются
доказательства, направления и пути эволюции органического мира. Внимание уделяется синтетической теории эволюции как синтезу генетики и
дарвинизма. Изучение курса заканчивается разделом «Экосистемы и присущие им закономерности», при изучении которого учащиеся
знакомятся с ролью организмов разных царств живой природы в круговороте веществ, экологическими проблемами и состоянием биосферы.
Последние занятия направлены на решение задач и работу по схемам и КИМам, также предусмотрен тематический контроль в виде тестов,
зачетов и отчетов по практическим работам.

4

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№

Раздел, тема

Кол-во часов

Биология - наука о живой природе.

3

Клетка как биологическая система.

11

Организм как биологическая
система.

14

Многообразие организмов,
особенности их строения и
жизнедеятельности. Классификация.
Роль в природе и жизни человека.

6

Форма текущего
контроля

1.

2.

3.

4.
Итого
1.

Многообразие организмов,
особенности их строения и
жизнедеятельности. Классификация.
Роль в природе и жизни человека.
Человек и его здоровье.

Итоговая работа

34
5

10

2.
Надорганизменные системы.
Эволюция органического мира.

7

3.

12

4.

Экосистемы и присущие им
закономерности

Итого

Контрольная работа
№1

Контрольный тест
по теме: Человек и
его здоровье

Итоговая
контрольная работа

34

5

Приложение к рабочей программе №1

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

10 класс
1
1.1

Биология как наука.

Биология - наука о живой природе. 3часа
7.09
Беседа

1.2

Признаки и свойства живого.

14.09

Беседа

1.3

Уровни организации живой
природы

21.09

Семинар

2
2.1

Цитология.

Клетка как биологическая система.11часов
28.09
Лекция, практическая работа

Форма проведения
занятия
Достижения, методы
исследования. Роль
биологии в познании
окружающего мира и
практической
деятельности человека.
клеточное строение,
особенности химического
состава, обмен веществ и
превращение энергии,
гомеостаз, раздражимость,
воспроизведение,
развитие.
клеточный,
организменный,
популяционно-видовой,
биогеоценотический,
биосферный.
Клеточная теория, её
основные положения,
значение. Клеточное
строение организмов,
сходство строения клеток
6

2.2

Строение и функции клетки.

2.3

Химическая организация
клетки.

12.10

Самостоятельная работа

2.4

Строение клетки.

19.10

Самостоятельная работа

2.5

Наследственная информация
клетки

2.11

Лекция

2.6

Решение задач по теме
«Наследственная информация
клетки»

9.11

Практическая работа

5.10

Практическая работа

всех организмов – основа
единства органического
мира, доказательство
родства живой природы.
Клетка – единица
строения,
жизнедеятельности, роста
и развития организмов.
Методы изучения.
Строение и функции
белков, нуклеиновых
кислот, АТФ, углеводов,
липидов, воды, входящих
в состав клетки.
Роль оболочки,
плазматической
мембраны, ядра,
цитоплазмы, органоидов в
жизнедеятельности
клетки.
Хромосомы
(гомологичные,
негомологичные). Гены,
генетический код и его
свойства.
На определение
последовательности
нуклеотидов в молекулах
ДНК и и-РНК, т-РНК,
последовательности
аминокислот в
полипептидах.
Пользоваться

7

2.7

Метаболизм.

16.11

Лекция

2.8

Фотосинтез.

23.11

Лекция

2.9

Многообразие клеток.

30.11

Семинар

2.10

Митоз.

7.12

Лекция, практическая работа

2.11

Контрольный тест по теме
«Клетка как биологическая

14.12

Контрольная работа №1

генетическим кодом,
правила
комплементарности.
Метаболизм:
энергетический и
пластический обмен. Их
взаимосвязь. Ферменты,
их роль в обмене веществ
и превращении энергии в
клетке. Матричный
характер реакций
биосинтеза.
Фотосинтез – особый тип
обмена веществ у
растений. Роль
хлорофилла и
хлоропластов в
поглощении и
использовании солнечного
света. Хемосинтез, его
сходства и отличия от
фотосинтеза.
Прокариотные и
эукариотные, половые и
соматические
Значение. Роль половых
клеток, мейоз. Сходство и
отличия митоза и мейоза.
Конъюгация и
кроссинговер хромосом,
их значение.

8

система».
Организм как биологическая система.14 часов
21.12
Лекция

3
3.1

Организм – единое целое.

3.2

Организмы разных царств
живой природы.

11.01

Самостоятельная работа

3.3

Многообразие организмов.

18.01

Самостоятельная работа

3.4

Вирусы – неклеточные формы. 25.01

3.5

Воспроизведение организмов,
его значение.

1.02

Лекция

Организмы
одноклеточные и
многоклеточные. Ткани,
органы, системы органов,
их взаимосвязь – основа
целостности организма.
Особенности строения и
жизнедеятельности
бактерии, грибов,
растений и животных.
Лишайник – комплексный
организм. Особенности
его строения и питания.
Прокариоты и эукариоты,
автотрофы, хемотрофы,
гетеротрофы (сапрофиты,
паразиты, симбионты.
Особенности их строения
и функционирования.
Заболевания, вызываемые
вирусами, их
профилактика.
Способы размножения,
сходство и отличия
полового размножения и
бесполого. Роль мейоза и
оплодотворения в
обеспечении постоянства
числа хромосом в
поколениях.

9

3.6

Онтогенез.

8.02

Семинар

3.7

Генетика.

15.02

Лекция

3.8

Законы наследственности.

22.02

Лекция

3.93.10

Решение генетических задач.

1.0315.03

Практическая работа

Закономерности.
Специализация клеток,
образование тканей,
органов в процессе
онтогенеза
многоклеточных
организмов.
Эмбриональное и
постэмбриональное
развитие организмов,
развитие прямое и с
превращением.
Генетика – наука о
закономерностях
наследственности и
изменчивости организмов,
их проявлении в
онтогенезе. Методы
генетики. Генетическая
терминология и
символика.
Законы наследственности,
установленные Г.
Менделем и Т. Морганом,
их цитологические
основы. Хромосомная
теория наследственности.
Генетика пола.
Наследственные болезни
человека.
Уметь оформлять решение
основных типов
генетических задач.

10

3.11

Изменчивость.

5.04

Семинар

3.12

Селекция.

12.04

Семинар

3.13

Биотехнология.

19.04

Семинар

Виды изменчивости
признаков у организмов:
модификационная,
мутационная,
комбинативная, их
причины, роль в жизни
организмов и в эволюции.
Норма реакции,
использование знаний о
ней в селекции и сельском
хозяйстве.
Селекция, её задачи.
Методы выведения новых
сортов растений и пород
животных: гибридизация,
искусственный отбор,
гетерозис, полиплоидия,
экспериментальный
мутагенез, их
генетические основы.
Центры многообразия и
происхождения
культурных растений,
закон гомологических
рядов в наследственной
изменчивости, открытые
Н.И.Вавиловым, значение
этих открытий для
селекции.
Клеточная и генная
инженерия, получение
трансгенных организмов,
клонирование, их

11

практическое значение.
Значение биотехнологии
для развития селекции,
охраны природы,
сельского хозяйства и ряда
других отраслей
производства.
3.14

4
4.1

4.2

4.3

4.4

Контрольная работа по теме
26.04
«Организм как биологическая
система».
Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни
человека.12ч.
Многообразие организмов,
1
особенности их строения и
жизнедеятельности.
Классификация. Роль в
природе и жизни человека.
Систематика.
3.05
Самостоятельная работа
Предмет и задачи
систематики.
Основные
систематические
(таксономические)
категории: вид, род,
семейство, отряд,
класс, тип (отдел),
царство.
Бактерии.
10.05
Беседа, практическая работа
Царство бактерий,
разнообразие,
особенности строения
и жизнедеятельности.
Роль в природе.
Грибы.
17.05
Беседа, практическая работа
Царство грибов, их
многообразие,

12

4.5

Роль бактерий и грибов в
жизни человека.

24.05

Семинар

4.6

Царство растений.

31.05

Семинар

особенности строения
и жизнедеятельности.
Роль в природе.
Бактерии, грибы –
возбудители
заболеваний растений,
животных, человека.
Меры борьбы сними.
Предупреждение
заболеваний,
вызываемых
бактериями и грибами.
Использование
бактерий и грибов в
биотехнологии.
Презентация
Их многообразие.
Особенности строения
и жизнедеятельности
растительного
организма.
Взаимосвязь тканей и
органов, как основа его
целостности.

13

Календарно-тематическое планирование 11 класс
4.8

Многообразие животных.

3.09

Семинар

4.9

Усложнение растений и животных
в процессе эволюции.

10.09

Лекция

4.10.

Домашние растения и животные.

17.09

Семинар

4.11

Роль растений и животных в
природе и жизни человека.

24.09

Семинар

4.12

Контрольный тест по теме
«Многообразие организмов,
особенности их строения и
жизнедеятельности.
Классификация. Роль в природе и
жизни человека».
Человек и его здоровье.10часов
Место человека в системе
органического мира.

1

5
5.1

8.10

Самостоятельная
работа

Особенности строения
и жизнедеятельности
организма животного.
Взаимосвязь органов и
систем органов – основа
целостности организма
животного. Регуляция
процессов
жизнедеятельности.
Поведение животных.
Основные ароморфозы
и идиоадаптаций
растений и животных.
Биологические основы
выращивания
культурных растений и
домашних животных.
Роль растений и
животных в природе и
жизни человека. Охрана
растительного и
животного мира.

Движущие силы и
этапы эволюции

14

5.2

Факторы эволюции человека.

15.10

Самостоятельная
работа

5.3

Строение человеческого
организма.

22.10

Беседа, практическая
работа

5.4

Внутренняя среда организма.

5.11

Самостоятельная
работа

5.5

Обмен веществ.

12.11

Лекция

5.6

Способы регуляций функций в
организме человека.

1 9.11

Лекция

5.7

ВНД

26.11

Лекция

человека. Человеческие
расы, их генетическое
единство.
Биосоциальная природа
человека, социальная и
природная среда,
адаптация к ней
человека. Сходство и
отличия человека и
животных
Строение и
жизнедеятельность
клеток, тканей, органов,
систем органов
человека
Внутренняя среда
организма человека, её
относительное
постоянство.
Иммунитет
Обмен веществ и
превращение энергии в
организме человека,
роль витаминов и
ферментов в нём.
Нейрогуморальная
регуляция процессов
жизнедеятельности в
организме человека.
Нервная и эндокринная
системы. Органы
чувств. Анализаторы.
Высшая нервная

15

5.8

5.9

5.10
6
6.1

деятельность. Высшие
психические функции,
присущие человеку:
память, речь,
мышление, сознание.
Психическое и
физическое здоровье.
Гигиена и первая доврачебная
3.12
Семинар
Личная и общественная
помощь.
гигиена. Профилактика
СПИДа и других
инфекционных
заболеваний,
травматизма. Приёмы
оказания первой
помощи.
Факторы здоровья, факторы риска, 10.12
Семинар
Биоритмы. Вредные
адаптация.
привычки, их
отрицательное влияние
на организм человека.
Предупреждение
формирования у детей
вредных привычек.
Гигиенические основы
умственного и
физического труда.
Контрольный тест по теме
17.12
Контрольный тест по теме: Человек и его
«Человек и его здоровье».
здоровье
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.7 ч.
Вид, его критерии.
24.12
Самостоятельная
Разнообразие видов
работа
растений и животных.
Популяция –
структурная единица
вида и элементарная

16

6.2

Учение Ч.Дарвина.

14.01

Семинар

6.3

Видообразование.

21.01

Лекция

6.4

Творческая роль естественного
отбора в эволюции.

28.01

Семинар

6.5

Гипотезы возникновения жизни на
Земле.
Пути и направления эволюции.

4.02

Семинар

11.02

Лекция

6.6

единица эволюции.
Учение Ч.Дарвина о
движущих силах
эволюции.
Синтетическая теория
эволюции.
Доказательства
эволюции.
Способы
видообразования:
географическое и
экологическое.
Формирование
приспособленности в
процессе эволюции. Её
относительный
характер.
Формы естественного
отбора. Результаты
эволюции:
приспособленность
организмов к среде
обитания и
многообразие видов.
Эволюция
органического мира.
Пути и направления
эволюции:
биологический прогресс
и биологический
регресс, ароморфоз,
идиоадаптация,
дегенерация. Причины

17

вымирания видов в
современную эпоху.

7
7.1

Контрольный тест по теме
18.02
«Надорганизменные системы.
Эволюция органического мира».
Экосистемы и присущие им закономерности12ч
Среды обитания организмов.
25.02

7.2

Экосистемы.

4.03

Лекция

7.3

Разнообразие экосистем.

11.03

Семинар

7.4

Взаимосвязь организмов в
сообществах.

18.03

Самостоятельная
работа

7.5

Численность популяций.

1.04

Лекция

6.7

Самостоятельная
работа

Среда обитания
организмов. Факторы
среды.
Ограничивающий
фактор.
Фотопериодизм.
Биологические ритмы.
Экосистема
(биогеоценоз), её
функциональные
группы: продуценты,
консументы,
редуценты, их роль в
экосистеме.
Разнообразие видов в
экосистеме, пищевые и
территориальные связи
между ними.
Цепи и сети питания, их
звенья. Роль растений
как начального звена в
цепях питания. Правило
экологической
пирамиды.
Колебания численности
популяций и их
причины. Регуляция

18

численности
популяций, как основа
их сохранения
7.6
7.7

Саморегуляция в экосистемах 8.04
Сохранение биологического
15.04
разнообразия.

Самостоятельная
работа

7.8

Агроэкосистемы.

22.04

Лекция

7.9

Биосфера – глобальная экосистема.

29.04

Самостоятельная
работа

7.10

Круговорот веществ и
превращение энергии в
экосистемах, его значение.

6.05

Семинар

7.11

Итоговая контрольная работа

13.05 20.05

Итоговая контрольная

Биологическое
разнообразие и
круговорот веществ –
основа устойчивого
развития экосистем.
Агроэкосистемы, их
основные компоненты.
Разнообразие
агроэкосистем, роль
человека в их
сохранении,
поддержании
целостности. Сходство
и отличия
агроэкосистем и
природных экосистем.
Учение
В.И.Вернадского о
биосфере, живом
веществе, его функциях,
ноосфере.
Роль организмов разных
царств живой природы в
круговороте веществ.
Солнце – основной
источник энергии,
участвующей в
круговороте веществ.
Роль живого вещества в

19

работа

Всего

круговороте веществ.
Космическая роль
растений на Земле.
Проблема устойчивого
развития биосферы.

34

20

Приложение к рабочей программе №2
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет
разные уровни сложности. Каждый тест приближен к вариантам единого государственного экзамена. Оценивание работ обучающихся
производится с учетом кодификатора и спецификатора ЕГЭ по предмету «Биология»
Оценивание работы
За каждый правильно выполненный тестовый вопрос из части 1(А) – 1 балл За каждое правильно выполненное задание из части В – 2балла
За каждое правильно выполненное задание из части С –3 балла За частично правильный или неполный ответ из части В или части С – 1 или
2 балла.
Виды заданий в КИМах : 1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких. 2. Задания с выбором нескольких правильных
ответов. 3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями. 4. Задания на определение последовательности событий,
явлений, процессов. 5. Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов. 6. Задания на выявление ошибок в тексте. 7. Задания со
свободным ответом. 8. Задания в рисунках
Предлагаемая система оценок исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ на задания части
А – 1 балл, части В – 2 балла, части С – 3 балла. Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится
в оценку.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».