РП АООП (УО) по чтению (литературное чтение) 5класс 2022-2023 уч год Прохоровская ООШ

Правовые документы, на основании которых создана программа:
Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Основной образовательной программы общего образования для детей с ОВЗ Прохоровская ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинская СОШ
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук
В.В.Воронковой . Предлагаемая программа ориентирована на учебник » С. Ю. Ильина, 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Программа рассчитана на 51 час в год, на 1,5 часа в неделю.
Цели: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие интереса к
чтению и книге; формирование читательского кругозора;
- коррекция и развитие познавательной и речевой деятельности;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе,
правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
 развитие коммуникативно-речевых навыков;
 овладение различными доступными средствами устной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
 коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
 формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
 развитие навыков устной коммуникации;
 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, систематической проверки навыка чтения,
индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.


Планируемые результаты освоения учебного предмета чтение
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
 пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
 участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
 выразительное чтение наизусть 5 – 7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
 чтение текста вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном голоса и темпа речи;









ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после его предварительного анализа;
чтение текста про себя с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения, элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Содержание учебного предмета чтение

Содержание уроков по чтению представлено в программе следующими разделами: «Содержание чтения (круг чтения)»; «Примерная тематика произведений»;
«Жанровое разнообразие»; «Навык чтения»; «Работа над текстом».
Содержание чтения (Круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословицы, скороговорки, загадки, потешки, заклички, песни, сказки). Небольшие рассказы и стихотворения русских и
зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений.
Произведения о Родине, родной природе, об отношениях человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о
добре и зле.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения
Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на
знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа над текстом
Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение
за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике.
Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев произведения. коллективное деление текста на
части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным частям текста.
Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Составление рассказа на тему,
близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словеснологическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по
опорным словам. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного
смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по оглавлению.
Школьная жизнь 5 ч

«Снова в школу» по повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». «Почему сороконожки опоздали на урок» В. Орлов. «Читалочка» В. Берестов. «Зарубите на
носу» по М. Бартеневу. Загадки.
Время листьям опадать… 4 ч
«Жёлтой краской кто-то…» Н. Антонова. «Осенняя сказка» Н. Абрамцева. «Подарки осени» Е. Благинина.«Осень» К. Бальмонт. «Лесные подарки» Л. Воронкова (из
повести «Подружки идут в школу «Сказка про маленького жучка» (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»). «Пчёлы и мухи» по К. Ушинскому. Время листьям
опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»). Загадки. «Три сойки» Ю. Коваль. Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев.
Делу – время, потехе – час … 4 ч
Потешки «Пекла кошка пирожки… (русская), «Сенокос» (чешская). «Карусели» Л. Пантелеев. «Прятки» Н. Носов. Считалки. «Жмурки» М. Булатов. Обобщение по
теме «Делу – время, потехе – час».
В мире животных 4 ч
«Бодливая корова» К. Ушинский. «Томка» Е. Чарушин. «Охотник и собаки» Б. Житков. . «Игрушки лисят» Г. Корольков.
Жизнь дана на добрые дела 4 ч
«Миша-мастер» Г. Ладонщиков. «Пичугин мост» Е. Пермяк. «Про каникулы и полезные дела» Ю. Ермолаев. «Котёнок» Е. Благинина.
Зима наступила 8 ч
«Снег идёт» Л. Воронкова. «Зима» (отрывок) И. Суриков. «Декабрь» (отрывок) С. Маршак.
«Снегурочка» А. Слащёв. «Ёлка» В. Сутеев. «Вечер под рождество» Л. Клавдина. «На горке» Н. Носов. «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка).
«Как Солнце с Морозом поссорились» А. Бродский. «Зимняя сказка» П. Головкин. «Митины друзья» Г. Скребицкий. «Не ветер бушует над бором...» Н. Некрасов
(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Полюбуйся, весна наступает… 6 ч
«Март» В. Алфёров. «Восьмое марта» М. Фролова. «Забота» Е. Благинина. «Бабушкина вешалка» А. Соколовский «Последняя льдина» В. Бианки. «Весна» А. Плещеев. .
«Полюбуйся, весна наступает...» И. Никитин. «Весенний вечер» Ю. Коваль.
В мире волшебной сказки 6 ч
«У лукоморья дуб зелёный...» А. Пушкин (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). «Хаврошечка» (русская народная сказка). «Горшочек каши» Братья Гримм.
Родная земля 5 ч
«Царь-колокол» М. Ильин. «Город на Неве» С. Васильева.
«Никто не знает, но помнят все» Л. Кассиль. «День Победы» Т. Белозёров.
Лето пришло 5 ч
«Ливень» С. Козлов. «Тучка» Г. Граубин. «Одуванчик» Е. Благинина. «Хитрый одуванчик» Н. Павлова. «Встреча со змеёй» А. Дорохов.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Раздел

Кол-во

Основные виды учебной деятельности

часов
Школьная жизнь

5ч

Время листьям опадать…

4ч

Делу – время, потехе – час

4ч

В мире животных

4ч

Жизнь дана на добрые дела

4ч

Зима наступила

8ч

Полюбуйся, весна наступает…

6ч

В мире волшебной сказки

6ч

Родная земля

5ч
5ч

Лето пришло

Итого

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами
двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов
со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и
вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального
содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и
темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация
отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление,
элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние
персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо.
Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с
опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых
по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как
хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за
ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе.
Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение
одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся).
Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа,
придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с
использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на
соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми
синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и
др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование
картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в
книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной
библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

51 ч

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование 5класса
№
п\п
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
«Снова в школу» по повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
«Почему сороконожки опоздали на урок» В. Орлов.
«Читалочка» В. Берестов..
«Жёлтой краской кто-то…» Н. Антонова.
«Подарки осени» Е. Благинина.
Л. Воронкова (из повести «Подружки идут в школу»)
«Пчёлы и мухи» по К. Ушинскому.Время листьям опадать
«Три сойки» Ю. Коваль..
Потешки «Пекла кошка пирожки… (русская), «Сенокос» (чешская).
«Карусели» Л. Пантелеев. «Прятки» Н. Носов.
«Бодливая корова» К. Ушинский.
«Томка» Е. Чарушин..
«Игрушки лисят» Г. Корольков.
«Миша-мастер» Г. Ладонщиков.
«Про каникулы и полезные дела» Ю. Ермолаев. .
«Снег идёт» Л. Воронкова.
«Зима» (отрывок) И. Суриков. «.
«Снегурочка» А. Слащёв. .
«Вечер под рождество» Л. Клавдина. .
«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка).
«Как Солнце с Морозом поссорились» А. Бродский. .
«Митины друзья» Г. Скребицкий.
«Не ветер бушует над бором...» Н. Некрасов (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
«Март» В. Алфёров. «
«Забота» Е. Благинина.
«Последняя льдина» В. Бианки. «.
«Полюбуйся, весна наступает...» И. Никитин..
«У лукоморья дуб зелёный...» А. Пушкин (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).
«Хаврошечка» (русская народная сказка).
«Горшочек каши» Братья Гримм.
«Царь-колокол» М. Ильин. .
«Никто не знает, но помнят все» Л. Кассиль..
«Ливень» С. Козлов. «Тучка» Г. Граубин. «.
«Хитрый одуванчик» Н. Павлова. «.

Кол-во
часов
1,5
1,5
1,5
1.5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

Дата
план
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
03.11
10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
09.03
16.03
30.03
06.04
13.04
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05
25.05

Дата
факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».