РП АООП(УО) по Основам социальной жизни 5 класс 2022-2023уч.год Прохоровская ООШ

•

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
I. Планируемые результаты
1. Предметные
2. Личностные
3. Базовые учебные действия
II. Содержание учебного предмета
III. Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного
стандарта для детей с ОВЗ, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к образовательной области «Человек».

Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной)
компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Основными задачами является овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной
социализации в современном обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;

формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.

Характерные особенности учебного предмета:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения задач встречающихся в
повседневной жизни;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися на
уроках развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики, основы социальной жизни в младших классах и рассчитана на 33
часа (1 час в неделю).

I. Планируемые результаты
Основными объектами проверки являются знания и умения:

Личностные результаты:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники
безопасности.
3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Предметные результаты:

Минимальный уровень
Умеют:

Знают:
Введение

Правильно вести себя в кабинете СБО.

Назначение кабинета СБО и правила поведения в нем.
Транспорт

Оплачивать проезд, самостоятельно следовать из дома в школу
по ранее намеченному маршруту.

Основные виды городского пассажирского транспорта, правила
оплаты за проезд и поведения в транспорте.

Личная гигиена и здоровье
Выполнять утренний и вечерний туалет под присмотром
взрослых. Организовывать свое рабочее место.

Порядок выполнения утреннего и вечернего туалета,
наименование основных предметов и средств личной гигиены.
Правила просмотра телепередач и чтения.
Одежда и обувь

Выбирать одежду, обувь и головные уборы в зависимости от
сезона, ухаживать и хранить их.

Виды одежды, обуви, головных уборов, способы их ношения и
ухода.
Питание

Приготовить бутерброды, чай, использовать оборудование кухни
для их приготовления.

Основные продукты питания, правила приготовления бутербродов,
напитков, основное оборудование и предметы для приготовления
пищи.

Жилище
Пользоваться коммунальными удобствами, называть свой
домашний адрес.

Общее представление о доме, коммунальных удобствах в городе,
свой домашний адрес.
Семья

Называть фамилии, имена ближайших родственников и их место
работы

Состав семьи, ближайших родственников, место работы
родителей.

Достаточный уровень

Введение
Умеют:

Знают:

Правильно вести себя в кабинете СБО. Соблюдать правила ТБ и
санитарно-гигиенических норм

Назначение кабинета СБО и правила поведения в нем.

Транспорт
Выбирать рациональный маршрут проезда из дома в разные
точки города, оплачивать проезд

Виды городского транспорта, правила оплаты за проезд и
поведения в транспорте

Личная гигиена и здоровье
Самостоятельно выполнять утренний и вечерний туалет,
ухаживать за предметами личной гигиены. Организовывать
чтение, просмотр телепередач и работу с компьютером.

Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета,
предметы и средства личной гигиены. Правила бережного
отношения к зрению
Одежда и обувь

Выбирать одежду, обувь и головные уборы в зависимости от
сезона, по назначению, самостоятельно ухаживать и правильно
хранить их.

Виды, роль одежды, обуви и головных уборов для человека,
правила ухода и хр.

Питание
Отличать полезные и вредные продукты, готовить простейшие
блюда на основе молока, бутерброды, напитки. Мыть посуду.

Организацию питания семьи, режим питания, место для
приготовления пищи и его оборудование, полезные и вредные
продукты, блюда, приготовляемые на основе молока, виды
напитков.
Жилище

Писать почтовый адрес, пользоваться общими и
индивидуальными коммунальными удобствами.

Типы жилых помещений, коммунальные удобства, домашний
почтовый адрес.
Семья

Составлять родословную, распределять обязанности членов
семьи.

Свою родословную, место работы членов семьи, распределение
обязанностей в семье.

Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе всей учебной и внеурочной
деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;



способность к осмыслению социального окружения,

своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;



самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;



понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;



готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ



вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);



использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;



обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;



сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;



доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


входить и выходить из учебного помещения со звонком, ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);



работать с учебными принадлежностями (инструментами, спорт. инвентарем) и организовывать рабочее место;



передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;



активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;



устанавливать видо-родовые отношения предметов;



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;



пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;



читать;



писать;



выполнять арифметические действия;



наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое

изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
II. Содержание учебного предмета
Содержание
Введение

Беседа о цели, содержании и значении предмета СБО. Особенности уроков. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение
правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском
транспорте.
Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта.
Расчет стоимости проезда.
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение.
Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила
содержания личных вещей.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов
деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.
Одежда и обувь
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя,
нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль
одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на
одежде (моли).
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная,
резиновая, текстильная и т.д.).
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви;
их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим
питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых

на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого
хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Жилище
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное.
Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах
(лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики).
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы
членов семьи, должности, профессии

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА 5класса

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 5класса

№ п/п

Темы программы

5

1

Введение

1

2

Транспорт

3

3

Личная гигиена и здоровье

4

4

Одежда и обувь

6

5

Питание

6

Жилище

3

7

Семья

3

8

Повторение, контроль

1

13

По плану:
Итого:
Фактически:

№
п\п

1

2

Тема урока

Колво

34

Содержание

час
Знакомство с
предметом «Основы
социальной жизни»

Виды городского
транспорта. Правила
пользования

1

1

Практическая
работа, упражнения,
ролевые игры

Особенности уроков ОСЖ. Знакомство с
кабинетом, правила поведения в нем.
Соблюдение правил ТБ и санитарногигиенических требований.

Экскурсия по кабинету

Городской транспорт. Виды городского
транспорта.

Упражнение в
классификации
городского транспорта

Домашнее задание
Составить рассказ «Что
я хочу узнать на уроках
«Основы социальной
жизни»
Нарисуй виды
городского транспорта

По
плану:

07.09

14.09

По факту

3

4

Оплата проезда.
Правила поведения
в городском
транспорте.
Проезд из дома в
школу

1

1

Оплата проезда на всех видах городского
транспорта. Правила поведения в
городском транспорте

Ролевая игра «Я
пассажир»

Подсчитать стоимость
проезда в школу

Проезд из дома в школу. Выбор
рационального маршрута проезда из дома
в разные точки населенного пункта. Расчет
стоимости проезда

Определение
маршрута следования

Составить маршрут
следования из дома в
школу

21.09

28.09

Личная гигиена и здоровье

5

Значение личной
гигиены для
здоровья и жизни
человека.

1

Утренний и вечерний
туалет
6

7

8

Упражнение «Найди
отличие»

Нарисуй плакат «В
здоровом теле здоровый дух»

Утренний и вечерний туалет: содержание,
правила и приемы выполнения, значение

Выполнение утреннего
туалета

Составь
последовательность
выполнения вечернего
туалета

1

Предметы и
средства личной
гигиены

Контрольнообобщающий урок

1

Личные (индивидуальные) вещи для
совершения туалета (зубная щетка,
мочалка, расческа, полотенце): правила
хранения, уход. Правила содержания
личных вещей.

1

Контрольно-обобщающий урок.
Тестирование

1

Значение зрения в жизни и деятельности
человека. Правила бережного отношения к
зрению при выполнении различных видов
деятельности

Гигиена зрения
9

Значение личной гигиены для здоровья и
жизни человека

Уход за предметами
личной гигиены

Проверь состояние
своих предметов
личной гигиены

09.10

12.10

19.10

26.10
Расположение
настольной лампы на
рабочем столе

Составь для себя
правила сохранения
зрения

09.11

По плану:
По факту:

1

2

Виды и
классификация
одежды и головных
уборов

Головные уборы:
виды и назначение

Роль одежды и головных уборов для
сохранения здоровья человека. Виды
одежды в зависимости от пола и возраста,
назначения, способа ношения (верхняя,
нижняя), сезона вида тканей. Особенности
разных видов одежды.

Подбор одежды по
сезону

Головные уборы: виды и назначение.

Уход за головным
убором

Нарисуй виды головных
уборов по сезону

1

Уход за одеждой. Хранение одежды: места
для хранения разных видов одежды;
правила хранения. Предупреждение
появление вредителей на одежде (моли)

Повседневная чистка
одежды

Составь рассказ «Как я
храню свою одежду»

Упражнение в
определении
материалов обуви

Нарисуй сезонную
обувь

1

Обувь. Виды обуви: в зависимости от
времени года; назначения (спортивная,
домашняя, выходная и т.д.); вида
материалов (кожаная, резиновая,
текстильная и т.д.).

Чистка обуви

Приведи свою обувь в
порядок, составь отчет

1

Хранение обуви: способы и правила.
Чистка обуви, использование кремов.
Виды кремов для чистки обуви; их
назначение. Сушка обуви. Правила ухода
за обувью

1

Организация питания семьи. Значение
питания в жизни и деятельности людей.
Влияние правильного питания на здоровье
человека.

Разделение продуктов
по группам

1

Контрольно-обобщающий урок.
Тестирование

1

1

Уход за одеждой.
3

Виды обуви
4

Уход за обувью
5

6

7

8

Значение питания в
жизни и
деятельности людей
Контрольнообобщающий урок
Режим питания.
Рацион питания

1

Уход и хранение

Режим питания. Разнообразие продуктов,
составляющих рацион питания.

Нарисуй одежду и
головные уборы для
куклы

16.11

23.11

30.11

07.12

14.12

Нарисуй свои любимые
продукты питания

21.12

28.12
Составление режима
питания

Нарисуй продукты,
полезные для твоего
здоровья

18.01

По плану за четверть:

По факту за четверть:
По плану за полугодие:
По факту за полугодие:
1

Место для
приготовления пищи
и его оборудование

1

Приготовление пищи. Место для
приготовления пищи и его оборудование.
Гигиена приготовления пищи.

Экскурсия в кухонную
зону

Составь рассказ «Наша
кухня»

25.01

01.02

2

Виды продуктов
питания

1

Виды продуктов питания, их
классификация. Полезные и вредные
продукты

Упражнение в
классификации
продуктов питания

Собери коллекцию
продуктов

Молоко и молочные
продукты

1

Молоко и молочные продукты: виды,
правила хранения. Значение кипячения
молока

Кипячение молока

3

Составь рассказ
«Путешествие
молочной капельки»

08.02

Виды блюд, приготовляемых на основе
молока (каши, молочный суп)

Приготовление
молочной каши

Приготовь молочный
суп по инструкционной
карте

15.02

4

Виды блюд,
приготовляемых на
основе молока

1

5

Хлеб и
хлебобулочные
изделия

1

Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды
хлебной продукции. Правила хранения
хлебобулочных изделий.

Подготовка к хранению
х/б изделий

Составь советы
«Хранение хлеба»

6

Виды бутербродов и
их приготовление

1

Виды бутербродов. Приготовление
простых и сложных бутербродов и канапе

Приготовление
бутербродов

Приготовь бутерброды
для своей семьи

01.03

Вторичное
использование
черствого хлеба

1

Вторичное использование черствого
хлеба. Блюда из черствого хлеба

Приготовление гренок

7

Подобрать рецепты
блюд из черствого
хлеба

08.03

Напитки, их
значение для
здоровья человека

1

Виды напитков, их классификация и
советы по их употреблению

Приготовление морса

8

Составь рассказ
«Любимые напитки в
нашей семье»

15.03

9

Контрольнообобщающий урок

1

Контрольно-обобщающий урок.
Тестирование

22.02

22.03
По плану:
По факту:

Чай и кофе
1

2

3

Виды чая и кофе. Способы заварки.
Польза и негативные последствия
чрезмерного употребления чая и кофе

Приготовление чая с
сахаром

Завари чай для семьи

1

Общее представление о доме. Типы
жилых помещений в городе и сельской
местности.

Упражнение в
классификации жилья

Нарисуй дом своей
мечты

1

Виды жилья: собственное и
государственное.

Упражнение в
написании почтового
адреса

Подпиши открытку
своему другу

Коммунальные удобства в городе и
сельской местности.

Ролевая игра «Наш
дом»

Составить рассказ
«Наша квартира»

Родственные отношения в семье. Состав
семьи. Понятие родословная

Определение
родственных
отношений

Составь свою
родословную

Фамилии, имена, отчества ближайших
родственников; возраст; дни рождения.
Место работы членов семьи, должности,
профессии

Ролевая игра «Я и моя
семья»

Нарисовать рисунок
«Профессия моих
родителей»

Повторение пройденного

Контрольная работа

Взаимоотношения между родственниками.
Распределение обязанностей в семье

Упражнение в
распределении
обязанностей

1
Общее пред став л
е н и е о доме.
Типы жилых
помещений
Виды жилья.
Домашний адрес

Домашний почтовый адрес
4

5

6

7

8

Коммунальные
удобства
Родственные
отношения в семье
Ближайшие
родственники

Контрольнообобщающий урок
Взаимоотношения в
семье.

1

1

1

1

1

05.04

12.04

19.04

26.04

03.05

10.05

17.05
Запиши свои
обязанности

24.05

По плану за четверть:
По факту за четверть:
По плану за год:
По факту за год:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».