Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по предмету изобразительное искусство Правовые документы, на основании которых создана программа: Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) Основная образовательная программа общего образования для детей с ОВЗ МАОУ Южно-Дубровинская СОШ, Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Учебный предмет “изобразительное искусство” имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта, их обучения и эстетического воспитания. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решении специальных задач: коррекция недостатков психического развития, моторики детей с нарушением интеллекта, а также развитию речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. Программа состоит из следующих разделов: “Обучение композиционной деятельности”, “Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию”, “Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи”, “Обучение восприятию произведений искусства”. Цель программы обучения: Использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук. Задачи курса: -способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; -находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; -содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать; -ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; -исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию; -дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; -знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним; -развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Программа рассчитана на 17 часов, 0.5 часа в неделю. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Планируемые результаты освоения учебного предмета Изобразительное искусство Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (5 класс): Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разнообразных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» 5 классе Раздел: «Обучение композиционной деятельности» Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних). Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости. Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.). Примерные задания «Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы"; Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор". Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки). Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица". Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха". Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти). Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей. Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных. Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание"). Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора геометрические формы и стилизованные формы растительного мира). Примерные задания Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся; Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием. Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру); - передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; - работать акварелью "по-мокрому". Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи» 3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью. Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков (светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.). Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании. Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при изображении солнца и его лучей. Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя). Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов. Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»). Примерные задания Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге. Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками). «Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы». Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами). Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др. «Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»). Раздел «Обучение восприятию произведений искусства» Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы: 1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.). 2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.). Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя). Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя). Инструменты художников и скульпторов (фотографии). Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково. Работа над развитием речи Закрепление речевого материала 4 класса. Новые слова, словосочетания: искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра; скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет; радостный, мрачный, сказочный, волшебный; смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни); рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти; рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге; красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры Гжели. Новые фразы: Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь. Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький). Рисуй по памяти (как запомнил). Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти. Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти). Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет). Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 5класс № п/п Разделы Обучение деятельности композиционной Колво часо в 6 1. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию 5 Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в 5 2. 3. Виды учебной деятельности Совершенствование умений передавать глубину пространства посредствам: - уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; - загораживания один предметом другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и средних планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине). Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости. Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии. Знакомство в выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках, деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п. Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, “графического диктанта”; самостоятельной работы учащихся по памяти). Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и “узор” ветвей. Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека). Формирование образов животных. Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, “примакивание”). Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира). Составление целого изображения. Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью. Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании. Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы лета (с помощью учителя) живописи Обучение восприятию произведений искусства За год: 4. 1 Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. 17 ч. Приложение к рабочей программе Приложение к рабочей программе Календарно-тематическое планирование « Искусство (музыка и рисование)» 5класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Рисование по памяти. «Веточка сирени в стакане». Рисование на тему: "Деревня. Дома и деревья в деревне летом." Рисование на тему: «Грузовик и автобус едут по улице». Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне цветная бумага) Декоративная лепка: «Кувшин в виде поющего петуха» по образцу. Декоративное рисование: «Подводный мир». Составление барельефа –лошадкаАппликация: «Овальная или круглая салфетка» Рисование по памяти и на основе представлений: «Береза, сосна, ель». Выполнение не сложных элементов росписи гжельской посуды. Рисование по памяти предметов: «Машинка – игрушка» в карандаше. «Деревья в весенней окраске» (акварель в технике «по - мокрому») Рисование восковыми мелками по тонированной бумаге: «Солнечный день». Раскрашивание работ нарисованных карандашам: «Кузнечик». Коли честв о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата план. 13.09 27.09 11.10 01.11 15.11 29.11 13.12 10.01 24.01 07.02 21.02 07.03 28.03 11.04 Дата факт 15 16 17 Раскрашивание работ нарисованных карандашам: «Зайчонок» Раскрашивание работ нарисованных карандашом: «Мужчина и женщина». Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (И. Левитана «Яблоневый сад») 1 1 1 25.04 23.05 23.05