РП АООП(УО) по изобразительному искусству 5 кл. за 202202023 уч.год Прохоровская ООШ

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по предмету изобразительное искусство
Правовые документы, на основании которых создана программа:
Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Основная образовательная программа общего образования для детей с ОВЗ МАОУ Южно-Дубровинская СОШ,
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических
наук В.В.Воронковой
Учебный предмет “изобразительное искусство” имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта, их обучения и эстетического
воспитания.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решении специальных задач: коррекция недостатков психического
развития, моторики детей с нарушением интеллекта, а также развитию речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.
Программа состоит из следующих разделов: “Обучение композиционной деятельности”, “Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию”, “Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи”, “Обучение восприятию
произведений искусства”.
Цель программы обучения:
Использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на
формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной
ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них
правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
-ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
-дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

Программа рассчитана на 17 часов, 0.5 часа в неделю.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики,
сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.






















Планируемые результаты освоения учебного предмета Изобразительное искусство
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (5 класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление
текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных
цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);










нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» 5 классе
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на
трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать
равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел,
сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от
общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы
учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по
выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных
кругов и овалов), с дорисовыванием.

Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с
характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
- передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
- работать акварелью "по-мокрому".
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»
3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.
Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых
оттенков (светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.).
Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.
Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при
изображении солнца и его лучей.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании
ярких и тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Примерные задания
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками).
«Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».
Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами).
Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.
«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).
Раздел «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы:
1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина,
карандаши, тушь и др.).
2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор
(мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и
др. (по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково.
Работа над развитием речи
Закрепление речевого материала 4 класса. Новые слова, словосочетания:
Ÿ искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
Ÿ скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
Ÿ радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
Ÿ смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);
Ÿ рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;

Ÿ рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
Ÿ красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки,
узоры Гжели.
Новые фразы:
Ÿ Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
Ÿ Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький).
Ÿ Рисуй по памяти (как запомнил).
Ÿ Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
Ÿ Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти).
Ÿ Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).
Ÿ Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 5класс
№
п/п

Разделы
Обучение
деятельности

композиционной

Колво
часо
в
6

1.

Развитие у учащихся умений
воспринимать
и
изображать
форму предметов, пропорции и
конструкцию

5

Развитие у учащихся восприятия
цвета предметов и формирование
умений
передавать
его
в

5

2.

3.

Виды учебной деятельности

Совершенствование умений передавать глубину пространства посредствам: - уменьшение величины удаленных
предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; - загораживания один предметом другими.
Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным
пейзажем на переднем, заднем и средних планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев,
разных по величине). Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием
симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной
плоскости. Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство в выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках, деревья в
сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с
натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения
фронтального поэтапного показа способа изображения, “графического диктанта”; самостоятельной работы
учащихся по памяти). Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную
погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и “узор” ветвей. Формирование образа человека.
Портрет человека (части головы и части лица человека). Формирование образов животных. Обучение приемам
исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, “примакивание”). Закрепление
представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом
центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Составление целого изображения.
Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью. Использование получаемых
осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании. Подбор цветовых
сочетаний при изображении красок осени, зимы лета (с помощью учителя)

живописи
Обучение восприятию произведений искусства
За год:

4.

1

Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов.

17 ч.
Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование « Искусство (музыка и рисование)» 5класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока

Рисование по памяти. «Веточка сирени в стакане».
Рисование на тему: "Деревня. Дома и деревья в деревне летом."
Рисование на тему: «Грузовик и автобус едут по улице».
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне цветная бумага)
Декоративная лепка: «Кувшин в виде поющего петуха» по образцу.
Декоративное рисование: «Подводный мир».
Составление барельефа –лошадкаАппликация: «Овальная или круглая салфетка»
Рисование по памяти и на основе представлений: «Береза, сосна, ель».
Выполнение не сложных элементов росписи гжельской посуды.
Рисование по памяти предметов: «Машинка – игрушка» в карандаше.
«Деревья в весенней окраске» (акварель в технике «по - мокрому»)
Рисование восковыми мелками по тонированной бумаге: «Солнечный день».
Раскрашивание работ нарисованных карандашам: «Кузнечик».

Коли
честв
о
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
план.

13.09
27.09
11.10
01.11
15.11
29.11
13.12
10.01
24.01
07.02
21.02
07.03
28.03
11.04

Дата
факт

15
16
17

Раскрашивание работ нарисованных карандашам: «Зайчонок»
Раскрашивание работ нарисованных карандашом: «Мужчина и женщина».
Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (И. Левитана «Яблоневый сад»)

1
1
1

25.04
23.05
23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».