РП по географии 9 (коррекционный) класс на 2022-2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии разработана в соответствии АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2021-2022 год.
4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2021-2021 год.
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.05.2014 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
6. Рабочая программа составлена по учебнику: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География. 9 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи:
-дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края;
-показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов;
-помочь усвоить правила поведения в природе.
-содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Изучение географии нашей страны и материков в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта расширяет их
представления об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и
экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции
познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и
географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, рисованием,
черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах
«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
С учетом специальных задач коррекционной школы в процессе изучения географии программа и методика преподавания
предусматривают повторяемость материала.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем курсы каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные
изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и мире. В связи с этим в данную программу внесены
2

значительные коррективы. Однако, отсутствие новых учебников диктует необходимость постепенных плавных изменений содержательной
стороны курса географии.
На переходный период предлагается такая программа по географии, которая поможет учителю обновить и усовершенствовать
содержание уроков, а учащимся частично использовать имеющийся в учебниках материал.
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а
также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение
вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся
патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. Небольшой, но важный раздел, посвященный
изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетах, явлениях природы на Земле тесно связан с географией, но не
является ее органичной частью. Это дало основание выделить его в программе в самостоятельный раздел.
Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую
особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой концепции географического образования.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического образования и знания
основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в
пространстве. В этой связи в программу включён национально-регионального компонента по географии своего края, области, района,
региона. Включение в рабочую национально-регионального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических
особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является
необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета география в 9 классе отводится 1 час в
неделю, 34 часа в год

3

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.













Личностные
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом
познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего
многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Предметные
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как
компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты
людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»
международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф
Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и
навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
4

Содержание учебного предмета.
1.
Западная Европа
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных
процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности
восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
2.
Южная Европа
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать
выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения
устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
3.
Северная Европа
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на
карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
4.
Восточная Европа
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по
данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция
пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности
восприятия. Коррекция восприятия времени.
5.
Центральная Азия
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми
высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания.
6.
Юго-Западная Азия
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного
восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
7.
Южная Азия
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти,
умения использовать приемы запоминания и припоминания.
8.
Восточная Азия
Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
5

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
9.
Юго-Восточная Азия
Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
10.
Россия
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция
мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы
учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п
1

Тема
Западная Европа

2

Южная Европа

3

Северная Европа

4

Восточная Европа

5

Центральная Азия

6

Юго-Западная Азия

Виды деятельности
Кол-во часов
Уметь: пользоваться географической, политической
4
картой Западной Европы.
Знать: предмет изучения географии, основные этапы
6
познания Южной Европы.
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной деятельности. Уметь: пользоваться
географической, политической картой Южной Европы.
Знать: предмет изучения географии, основные этапы
познания Северной Европы.
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной деятельности
Знать: предмет изучения географии, основные этапы
познания Восточной Европы.
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной
Знать: предмет изучения географии, основные этапы
познания Центральной Азии
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной деятельности
Знать: предмет изучения географии, основные этапы
6

10

11

16

21

познания Юго-Западной Азии.
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной деятельности
7

Южная Азия

8

Восточная Азия

9

Юго-Восточная Азия

10

Россия

Знать: предмет изучения географии, основные этапы
познания Южной Азии..
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной деятельности.
Знать: предмет изучения географии, основные этапы
познания Восточной Азии..
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной деятельности.
Знать: предмет изучения географии, основные этапы
познания Юго-Восточной Азии.
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной деятельности.
Знать: предмет изучения географии, основные этапы
познания России.
Уметь: называть основные объекты природы, населения
и хозяйственной деятельностию.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательной деятельности
1.
География. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.
– 6-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№ 01-709/5/7д от 29.10.2007 г.), Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (№ 4310/30 от 26.10.2007 г.).

7

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по географии 9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

13

14

Тема урока

Количество часов

Политическая карта Евразии.

1
ЕВРОПА. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА.
Великобритания. (Соединенное Королевство Великобритании и
1
Северной Ирландии). Население, культура, обычаи и традиции.
Франция. (Французская Республика). Граница между Азией и
1
Европой. Население, культура, обычаи и традиции.
Германия. (Федеративная Республика Германии).
1
Австрия. (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская
1
Конфедерация).
ЮЖНАЯ ЕВРОПА.
Испания. Португалия (Португальская Республика).
1
Италия (Итальянская Республика). Продукция ММК в странах
1
Европы. Население, культура, обычаи и традиции.
Греция (Греческая Республика)
1
Проверочная работа
1
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА
Норвегия (Королевство Норвегия).
1
Швеция (Королевство Швеция).
1
Финляндия
(Финляндская
Республика)
(обобщения
и 1
систематизации)
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика).
1
Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская
Республика).
Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). 1
Сербия и Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия
(Латвийская Республика).
8

Дата
планируемая
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09

06.10
13.10
20.10
10.11
17.11
24.11
01.12

08.12

15.12

Дата
фактическая

15

16
17
18
19
20

21
22
23
24
25

26
27

28
29

30

Литва (Литовская Республика).
Белоруссия (Республика Беларусь). Украина. Геополитические
1
изменения
Молдавия (Республика Молдова).
«Страны Европы». ТЕСТЫ
1
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
Казахстан (Республика Казахстан).
1
Узбекистан (Республика Узбекистан).
1
Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Киргизская Республика).
1
Таджикистан (Республика Таджикистан). Экологические проблемы 1
Центральной Азии.
ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ
Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская
1
Республика).Армения (Республика Армения).
Турция (Республика Турция).
1
Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран).
1
Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
1
ЮЖНАЯ АЗИЯ
Индия (Республика Индия): географическое положение, природа,
1
экономика. (комбинированный). Индия: население, культура,
обычаи и традиции. (обобщения и систематизации)
ТЕСТ «Страны Азии»
1
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Китай (Китайская Народная Республика): географическое
1
положение, природа, экономика.
Китай: население, культура, обычаи и традиции.
Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея (Корейская 1
Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония: географическое положение, природа, экономика. Япония: 1
население, культура, обычаи и традиции (обобщения и
систематизации)
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Таиланд
1
9

22.12

29.12
12.01
19.01
26.01
02.02

09.02
16.02
23.02
02.03
09.03

16.03
23.03

06.04
13.04

20.04

31
32

33
34

(Королевство Таиланд). Индонезия (Республика Индонезия)
Обобщающий урок по теме «Государства Азии»
РОССИЯ
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство
Евразии. Геополитические изменения. Сухопутные и морские
границы России. Изменение границ. Административное деление
России.
Контрольная работа за год.
Вхождение республики Крым в состав России. Интегрированный
урок. (История). Столица, крупные города России.

1

27.04

1

04.05

1

11.05
18.05

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576039
Колодочко Алексей Сергеевич
С 19.04.2022 по 19.04.2023

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576039
Колодочко Алексей Сергеевич
С 19.04.2022 по 19.04.2023

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».