РП по литературе 7 ОВЗ класс на 2022-2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература».
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация,
мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат)

Содержание учебного предмета «Литература».
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его
позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа,
прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные
черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.
Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и
ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для
внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка.
Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения,
метафоры).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки.(развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория л и т е р а т у р ы . Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе,
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в
изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское
отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное
воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория л и т е р а т у р ы . Баллада(развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.
Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение
человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для
понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность
стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы
гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с
красотой природы и ее проявлений.«Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое
счастье на земле.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы(развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной
земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория л и т е р а т у р ы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.
(Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Поэма (развитие понятия).
Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства»,
противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности
мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ
собственных поступков.
Теория л и т е р а т у р ы . Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Геройповествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»;
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»(Алеша, бабушка,
Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,
словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.
Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка _ незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Неповторимость и
ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни, Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы
Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов —
участников войны: А. Ахматовой,К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Т е о р и я литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов, Краткий рассказ о писателе, «О чем плачут лошади», Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы , Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям,
природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.
Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб,
С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и
народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Т е о р и я литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются,
или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»] Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть
переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям
разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Берне. Особенности творчества.«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь,герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная
одним-двумя штрихами.
Теория л и т е р а т у р ы , Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на
Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Тема
Введение. (1)

Устное народное творчество(4)

Тематическое планирование с указанием количества часов.
Виды деятельности
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника.
Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего и оценочного значения. Выявление разных видов
художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Выразительное чтение

Древнерусская литература (3)

Произведения русских писателей
18 века (2)

Произведения русских писателей
19 века (35)

Произведения Русских писателей

преданий, пословиц и поговорок, фрагментов эпоса народов мира. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актёров. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета в фольклоре. Устные ответы на вопросы (с
использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. основе самостоятельного поиска материалов о них с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета. Устная и письменная характеристика (в том числе сравнительная) героев героического
эпоса народов мира. Нравственная оценка персонажей героического эпоса. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Обсуждение произведений книжной трафики к эпическим песням народов мира
Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.
Поиск в тексте незнакомых слов и' определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Формулирование вопросов по тексту произведений.
Устный или письменный ответ на вопрос.
Составление плана устного и письменного высказывания.
Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.
Характеристика героя древнерусской литературы.
Выявление тем, образов и приёмов изображения человека в произведениях древнерусской литературы.
Устные рассказы о поэтах на основе самостоятельного поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов
Интернета.
Выразительное чтение поэзии XVIII века.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.
Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Формулирование вопросов по тексту произведения.
Устный или письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном диалоге.
Выявление характерных для русской поэзии XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека
Устный рассказ о поэте или писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и
ресурсов Интернета.
Выразительное чтение фрагментов (в том числе, наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.
Различные виды пересказа.
Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Формулирование вопросов по тексту произведений.
Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
Составление плана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев.
Устное и письменное высказывание по плану.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Устный и письменный анализ эпизода.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение произведений книжной графики.
Устный рассказ о писателе или поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и

20 века (18)

Литература народов России (1)

Зарубежная литература (4)

ресурсов Интернета.
Выразительное чтение фрагментов рассказов.
Различные виды пересказов.
Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героев
Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов
Интернета.
Выразительное чтение стихотворений.
Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции
Устные рассказы о поэтах и писателях, литературных жанрах на основе самостоятельного поиска материалов с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительное чтение стихотворений и фрагментов рассказов.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Различные виды пересказов.
Составление плана и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная).
Нравственная оценка героев рассказов.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Подбор цитат на заданную тему.
Работа со словарём литературоведческих терминов

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
№

Тема

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы

1

2

Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и
плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского
народа.
Внеклассное чтение. (Вн.чт.) Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и
народу.
Народная мудрость пословиц и поговорок.
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских - гимн любви и верности.
(Р.р) «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Подготовка к сочинению «Народная мудрость в
произведениях устного народного творчества».
М. В. Ломоносов учёный и поэт. Особенности жанра оды. «К статуе Петра Великого», «Ода на день
восшествия…»
Г.Р. Державин – поэт и гражданин. «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание»
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава», «Медный всадник»
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник
А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца
в истории культуры.
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова».
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и
нравственных идеалов.
М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Мастерство
поэта в создании художественных образов. «Молитва», «Ангел».
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения
природы и людей в повести Гоголя.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк».

1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения
план
факт

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.
Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил».
Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению
Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина
Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.
А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.
Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой,
родимый край…», И.А. Бунин «Родина»
Контрольная работа
И. А. Бунин Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Развитие речи. И. А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»
М. Горький. Слово о писателе. «Детство»(главы).Автобиографический характер повести. Изображение
«свинцовых мерзостей жизни».
Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство».
Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический
характер легенды.
Урок внеклассного чтения. М. Горький. Рассказ «Челкаш»
В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя.
Контрольная работа по творчеству писателей 20 в.
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике
Пастернака. Обучение анализу стихотворения.
На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского и др.
Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики.
Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы
рассказа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
6768

Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».
Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.
Есенин, Н. Рубцов).
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Философские
проблемы в лирике Твардовского.
Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы)
М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Рус ское поле»; Б.Ш.
Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.
Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей
родине».
Урок внеклассного чтения. Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о
справедливости и честности.
Дж.Г. Байрон. Слово о поэте «Душа моя мрачна..»
Японские хокку. Особенности жанра.
О. Генри. Рассказ «Дары волхвов».
Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы».
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса».
Тестирование за курс 7 класса.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».