РП АООП (УО) по обществознанию 9 класс на 2022-2023 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа по Обществознанию разработана в соответствии АОП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год.
4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год.
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.05.2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 9 класса, под редакцией
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового
возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого
(подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности
элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества
(патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития,
трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в
подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая
анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе
включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих
терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния),
правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при
котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии
своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей
продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Выпускник 9 класса научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина;
 характеризовать систему российского законодательства;















раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник 9 класса получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина
РФ;
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих
принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьниковподростков систематично, целостно. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт
обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в
управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит

учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое
внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства
РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в
определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно
осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций,
реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к
правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета обществознание в 9 классе отводится 1
час в неделю, 34 часа в год.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения курса «Обществознание» в 9 классе включают в себя:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Предметные результаты изучения курса «Обществознание» 9 классе включают в себя:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
1) относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;

4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
1) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
1) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
2) понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
1) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
2) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
3) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
4) понимание значения коммуникации в межличностном общении;
5) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
6) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения курса «Обществознание» в 9 классе включают в себя:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Содержание учебного предмета
Введение – 1 час
Глава I. Политика - 10 часов.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право - 20 часа.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов.
Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по
правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита
гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение 3 часа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Тема
Вводный урок

Политика и власть
Государство

Кол-во часов
1

Виды деятельности
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

1
1

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметитьперспективу
совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные
требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Политика (10 ч)
Характеризовать власть и политику как социальные явления.
Различать формы правления и государственного устройства. Раскрывать признаки суверенитета.

Политические
режимы
Правовое
государство
Гражданское
общество и
государство
Участие граждан в
политической жизни

1

Сопоставлять различные типы политические режимов.

1

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.
Раскрывать принципы правового государства.

1

Раскрывать сущность гражданского общества.

1

Характеризовать местное самоуправление.
Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.
Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Политические
партии и движения
Практикум по главе
«Политика»

2

Роль права в жизни
общества и
государства
Правоотношения и
субъекты права

1

Правонарушения и
юридическая
ответственность
Правоохранительные

1

2

1

1

Приводить примеры гражданственности.
Называть признаки политической партии их на примере одной из партий
РФ. Характеризовать проявления многопартийности.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Уметь объяснять явления и процессы
социальной действительности с опорой на изученные понятия. Анализировать реальные
социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять
познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Право (20 ч)
Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической
силы. Сопоставлять позитивное и естественное право.
Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия
правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий
«субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников
правоотношений». Раскрыватьсмысл понятий «дееспособность» и
«правоспособность».Раскрывать особенности возникновения правоспособности и
дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий.
Различать правонарушение и правомерное поведение.Называть основные виды и признаки
правонарушений.Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия
правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности.
Называть основные правоохранительные органы РФ.Различать сферы деятельности

органы
Конституция
Российской
Федерации. Основы
Конституционного
строя РФ

2

Права и свободы
человека и
гражданина

2

Гражданские
правоотношения

1

Право на труд.
Трудовые
правоотношения

1

Семейные
правоотношения

1

Административные
правоотношения

2

Уголовно-правовые
отношения

2

правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности
правоохранительных органов.
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической
силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её
высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие
принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции
РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между
статусом человека и статусом гражданина.
Объяснять смысл понятия «права человека».Классифицировать права и свободы (приводить
примеры различных групп прав)

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить
примеры гражданских договоров.Раскрывать особенности гражданской дееспособности
несовершеннолетних.
Находить информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на
примерах меры защиты прав потребителей.
Называть основные юридические гарантии права на свободный
труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового
договора в отношениях между работниками и работодателями.Раскрывать особенности
положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей
супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать
её из адаптированных источников различного типа.
Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом.
Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные
признаки административного правонарушения. Характеризоватьзначение административных
наказаний.
Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых
отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие
признаки преступления. Отличать необходимую оборону от

Социальные права

1

Международноправовая защита
жертв вооруженных
конфликтов

1

Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования
Практикум по главе
«Право»

1

Повторение
Повторительнообобщающее занятие

3
3

2

самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.
Называть основные социальные права человека.Раскрывать понятие «социальное
государство». На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной
политики нашего государства.
Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные
на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.Указывать методы и средства ведения
войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой
защиты жертв войны.
Объяснять значение международного гуманитарного права.Раскрывать смысл понятия «военное
преступление».
Объяснить смысл понятия «право на образование».Различать право на образование
применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на
образование и обязанности получить образование.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов для школьников. Формировать знания о ключевых
правовых понятиях, нормах, понимание их роли какрешающих регуляторов жизни человека и
общества.Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальныхситуаций.
Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении

Характеризовать основные тенденции развития общества.
Оценивать различные варианты социальных прогнозов и общественные перспективы.

по теме «Человек и
общество»
Итого

34

Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Обществознание учебник для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева] М.: Просвещение, 2016;М. Просвещение, 2014г.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

п/п

1.

Тема

Вводный урок.

Количество
часов
1

Глава I. Политика (10часов).
2.

Политика и власть

1

3.

Государство

1

4.

Политические режимы

1

5.

Правовое государство

1

6.

Гражданское общество и государство

1

7.

Участие граждан в политической жизни

1

8-9. Политические партии и движения

2

10- Практикум по главе «Политика»
11.

2

Глава II. Право (20час).
12. Роль права в жизни общества и государства

1

13. Правоотношения и субъекты права

1

14. Правонарушения и юридическая ответственность

1

15. Правоохранительные органы

1

16- Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ

2

Дата
План

Факт

17
18- Права и свободы человека и гражданина
19.

2

20. Гражданские правоотношения

1

21. Право на труд. Трудовые правоотношения

1

22. Семейные правоотношения

1

23- Административные правоотношения
24.

2

25- Уголовно-правовые отношения
26.

2

27. Социальные права

1

28. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

29. Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

30- Практикум по главе «Право»
31.

2

32- Повторительно-обобщающее занятие
34

3

по теме «Человек и общество»
Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».